Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая направленность образования один из важных векторов непрерывного образования'

Здоровьесберегающая направленность образования один из важных векторов непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровое поколение / здоровьесберегающая направленность / образование / здоровьесберегающая среда. / healthy generation / health promotion trend / education / health promoting environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Дилара Джуманиязовна, Шахмурова Гульнара Абдуллаевна, Шарипов Анвар Джуманиязович

Рассмотрена проблема здоровьесбрежения на разных этапах системы непрерывного образования путем создания в образовательных учреждениях здоровьесберегающей службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипова Дилара Джуманиязовна, Шахмурова Гульнара Абдуллаевна, Шарипов Анвар Джуманиязович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with health promotion challenge at different stages of continuous education system through forming of health promoting services in educational establishments.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая направленность образования один из важных векторов непрерывного образования»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ВЕКТОРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д. Д. Шарипова Г. А. Шахмурова А. Д. Шарипов

Рассмотрена проблема здоровьесбрежения на разных этапах системы непрерывного образования путем создания в образовательных учреждениях здоровьесберегающей службы.

The article deals with health promotion challenge at different stages of continuous education system through forming of health promoting services in educational establishments.

Ключевые слова: здоровое поколение, здоровьесберегающая

направленность, образование, здоровьесберегающая среда.

Key words: healthy generation, health promotion trend, education, health promoting environment.

Со дня провозглашения независимости Узбекистана на уровень государственной политики была поднята идея формирования нравственно и физически здорового поколения, воспитания гармонично и всесторонне развитой личности, успешному осуществлению которой призвана эффективно способствовать реализация системы непрерывного образования. В ходе внедрения этой системы важную роль и особое значение приобретает здоровьесберегающая направленность образовательного процесса. Исходя из этого, нами была проанализирована система непрерывного образования в контексте разработки проблемы оздоровительной направленности на следующих её этапах: (а) дошкольное; (б) общее среднее; (в) общее специальное профессиональное образование; (г) высшее образование, в том числе подготовка педагогических кадров, их переподготовка и повышение квалификации; (д) последующее самостоятельное образование; (е) внешкольное образование и (ж) образование детей с особыми потребностями.

В плане развития образовательного сектора Республики Узбекистан до 2017 г., рассматривающего образование как фундамент будущего нации, предусматривается следующая поэтапная реализация его основной цели, которая нами представляется с учетом ее здоровьесберегающей направленности. Намечено достижение устойчивого и активного участия субъектов в образовательном процессе, в частности, в области дошкольного образования осуществляется качественная подготовка детей к школе путем улучшения здоровья детей и личностного развития. На этапе общего среднего образования намечено повышение общеобразовательного, в том числе здоровьесберегающего, уровня, развитие самостоятельного мышления и приобретение организационных навыков в целях успешного продолжения образования. Учащиеся академических лицеев и профессиональных колледжей будут успешно духовно, физически и психологически подготовлены к тому, чтобы быть востребованными на рынке труда или к поступлению в высшее учебное

489

заведение, в чем особое значение приобретает здоровьесберегающая направленность образовательного процесса. В системе подготовки педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации педагоги будут подготовлены к тому, чтобы внести достойный вклад в личностную подготовку обучающихся, развитие их самостоятельного мышления и организационных навыков по сохранению и укреплению здоровья. На этапе высшего образования к 2017 г. выпускники будут подготовлены в качестве высококвалифицированных специалистов со здоровьесберегающими компетенциями, способных внести свой достойный вклад в научный прогресс страны и ее экономическое и культурное развитие. В процессе реализации внешкольного образования будут созданы необходимые условия для участия детей и молодежи в занятиях по интересам с учетом состояния и эффективного укрепления их здоровья. Образование детей и молодежи с особыми потребностями следует ориентировать на обеспечение их успешного участия в образовательном процессе на всех этапах системы непрерывного образования в соответствии со своими особыми потребностями и склонностями с учетом необходимости последовательного сохранения и укрепления их здоровья.

Определенная здоровьесберегающая направленность образовательного процесса предусматривается и государственными научно-техническими программами прикладных исследований на 2015-2017 гг. В частности, программой «Духовно-нравственное и культурное развитие демократического и правового общества, формирование инновационной экономики» запланировано решение таких задач, как: (а) исследование духовных ценностей, национальной идеи, культурного наследия, истории узбекского народа и государственности в процессе модернизации образования; (б) исследование современных подходов к организации, управлению, повышению эффективности и качества образования, расширение в обществе непрерывности и преемственности образования для всех слоев населения; (в) воспитание молодого поколения на основе исторических, национальных и общечеловеческих ценностей и разработка оптимальных путей социальной адаптации, интеграции детей и молодежи в общество, исследование особенностей формирования здорового образа жизни и физического развития молодежи; (г) разработка эффективных механизмов обеспечения информационной безопасности детства, защита детей и молодежи от информации и других негативных явлений, представляющих угрозу их здоровью, воспитанию и развитию.

Для реализации идеи о физически и духовно здоровом поколении необходимо предусмотреть следующее: (1) особое внимание уделять проблеме сохранения национального генофонда, возрождения национального менталитета, отличающегося своей здоровьесберегающей направленностью в ее разнообразных проявлениях на всех этапах непрерывного образования; (2) воспитывать физически и нравственно здоровое поколение; (3) вырастить свободное и независимое, сильное и честное поколение, что обеспечивает его высокое духовно-нравственное здоровье; (4) воспитать талантливую, свободную и здравомыслящую молодежь, чему призвано способствовать также здоровьесберегающая направленность непрерывного образования. Основным условием выполнения указанных выше задач выступает реализа-

490

ция Концепции воспитания нравственно и физически здорового поколения в нашей стране, разработанная Президентом нашей республики И. А. Каримовым, которая оценена международным сообществом как модель по оздоровлению национального генофонда и явилась значительным событием в жизни нашего государства. Достижение этой цели возможно путем повышения эффективности деятельности образовательных учреждений.

В настоящее время педагогическая наука обрела определенный потенциал по внедрению педагогических и информационных технологий в систему образования, однако наименее изученными остаются здоровьесберегающие технологии, внедрение которых несомненно будет способствовать сохранению и укреплению развитию здоровья как высочайшей ценности человека и формированию валеологической (здоровьесберегающей) культуры. Оздоровительная направленность деятельности педагогов, независимо от того преподавание какого предмета он осуществляет, в настоящее время стала одной из приоритетных наряду с реализацией образовательной, воспитательной, развивающей функций, связанных с подготовкой обучающихся к предстоящей социальной, профессиональной и семейной жизни.

Широкая эрудиция, мастерское владение речью, большие коммуникативные возможности преподавателей позволят успешно решать задачи, предъявляемые обществом к деятельности педагога в ходе реализации образовательно-воспитательного процесса, в том числе к тому, чтобы он хорошо владел медико-гигиеническими знаниями о сохранении и укреплении здоровья, о создании здоровьесберегающей среды обучения и об использовании здоровьесберегающих технологий, предусматривающих передачу знаний, выработку умений и навыков по охране здоровья с тем, чтобы эти знания, умения и навыки прочно вошли в повседневную жизнь и способствовали духовно-нравственному и культурному развитию обучающихся.

Современное образовательное учреждение призвано обеспечивать творческое развитие личности учащегося, формирование его интереса к учебе, становление интеллектуальных, психофизических способностей, социальную активность обучающихся. Успешное решение этих проблем возможно только при создании здоровьесберегающей среды обучения, психологического комфорта во взаимоотношениях обучающего и обучаемого, готовности педагога к системно организованной воспитательной работе по формированию всесторонне здорового образа жизни.

Согласно научным источникам, здоровьесберегающая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья учащихся, а также целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса. При этом следует иметь в виду, что центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни. Система валеологического (здоровьесберегающего) воспитания и образования обучающихся включает в себя следующие виды деятельности: (1) санитарно-гигиеническая (здоровьеохранительная); (2) учебно-методическая (дидактическая), связанная с внедрением здоровьесберегающих технологий; (3) оздоровительно-учебновоспитательная работа; (4) работа с родителями. Все это в целом способ-

491

ствует повышению профессиональной компетенции самих педагогов. Для реализации первого направления определены такие задачи, как формирование компетентности педагога к созданию здоровой обучающей среды, обеспечение каждому обучающемуся физиологического и психологического комфорта в образовательных учреждениях. Учебно-методическое направление предполагает решение следующих задач: (а) формирование эмоционально благоприятной среды обучения; (б) предотвращение учебных перегрузок;

(в) создание условий для реализации развивающей функции образования;

(г) повышение интереса к продуктивности самого обучения; (д) внедрение

здоровьесберегающих технологий и др. Здоровьесберегающая учебновоспитательная работа предусматривает формирование у личности обучающихся самосознания, современного мировоззрения, эстетических чувств, навыков межличностного общения, а также половое воспитание и формирование семейных ценностей, физическое воспитание, совмещение с основами личной и общей гигиены, воспитание экологогигиенической культуры, трудовое обучение и профориентация, освоение основ безопасности жизнедеятельности. И наконец, в ходе работы с родителями следует осуществлять разработку и реализацию комплексных программ взаимодействия с семьей: консультативно-диагностической, методической, корреляционно-

педагогической.

Особое внимание следует уделять индивидуализации и дифференциации образования с учетом уровня развития и состояния здоровья обучающихся; внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания, новых программ и учебных планов, форм и методов обучения, предусматривающих личностно ориентированный подход, межпредметную интеграцию интерактивных методов. Все это возможно успешно осуществлять при усилении здоровьесберегающей подготовки учителя, способного осуществлять здоровьетворческую деятельность в процессе учебной и внеаудиторной работы. На наш взгляд, здоровьесберегающая воспитательная работа обучающихся на всех этапах системы непрерывного образования должна включать деятельность по формированию у них высокого самосознания ценности здоровья и всячески способствовать их духовно-нравственному и культурному развитию, чему призваны эффективно способствовать создаваемые в образовательных учреждениях службы по здоровьесбережению, осуществляющие валеологическую, координирующую, здоровьесозидающую деятельность.

492

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.