ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ВЕКТОРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д. Д. Шарипова Г. А. Шахмурова А. Д. Шарипов
Рассмотрена проблема здоровьесбрежения на разных этапах системы непрерывного образования путем создания в образовательных учреждениях здоровьесберегающей службы.
The article deals with health promotion challenge at different stages of continuous education system through forming of health promoting services in educational establishments.
Ключевые слова: здоровое поколение, здоровьесберегающая
направленность, образование, здоровьесберегающая среда.
Key words: healthy generation, health promotion trend, education, health promoting environment.
Со дня провозглашения независимости Узбекистана на уровень государственной политики была поднята идея формирования нравственно и физически здорового поколения, воспитания гармонично и всесторонне развитой личности, успешному осуществлению которой призвана эффективно способствовать реализация системы непрерывного образования. В ходе внедрения этой системы важную роль и особое значение приобретает здоровьесберегающая направленность образовательного процесса. Исходя из этого, нами была проанализирована система непрерывного образования в контексте разработки проблемы оздоровительной направленности на следующих её этапах: (а) дошкольное; (б) общее среднее; (в) общее специальное профессиональное образование; (г) высшее образование, в том числе подготовка педагогических кадров, их переподготовка и повышение квалификации; (д) последующее самостоятельное образование; (е) внешкольное образование и (ж) образование детей с особыми потребностями.
В плане развития образовательного сектора Республики Узбекистан до 2017 г., рассматривающего образование как фундамент будущего нации, предусматривается следующая поэтапная реализация его основной цели, которая нами представляется с учетом ее здоровьесберегающей направленности. Намечено достижение устойчивого и активного участия субъектов в образовательном процессе, в частности, в области дошкольного образования осуществляется качественная подготовка детей к школе путем улучшения здоровья детей и личностного развития. На этапе общего среднего образования намечено повышение общеобразовательного, в том числе здоровьесберегающего, уровня, развитие самостоятельного мышления и приобретение организационных навыков в целях успешного продолжения образования. Учащиеся академических лицеев и профессиональных колледжей будут успешно духовно, физически и психологически подготовлены к тому, чтобы быть востребованными на рынке труда или к поступлению в высшее учебное
489
заведение, в чем особое значение приобретает здоровьесберегающая направленность образовательного процесса. В системе подготовки педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации педагоги будут подготовлены к тому, чтобы внести достойный вклад в личностную подготовку обучающихся, развитие их самостоятельного мышления и организационных навыков по сохранению и укреплению здоровья. На этапе высшего образования к 2017 г. выпускники будут подготовлены в качестве высококвалифицированных специалистов со здоровьесберегающими компетенциями, способных внести свой достойный вклад в научный прогресс страны и ее экономическое и культурное развитие. В процессе реализации внешкольного образования будут созданы необходимые условия для участия детей и молодежи в занятиях по интересам с учетом состояния и эффективного укрепления их здоровья. Образование детей и молодежи с особыми потребностями следует ориентировать на обеспечение их успешного участия в образовательном процессе на всех этапах системы непрерывного образования в соответствии со своими особыми потребностями и склонностями с учетом необходимости последовательного сохранения и укрепления их здоровья.
Определенная здоровьесберегающая направленность образовательного процесса предусматривается и государственными научно-техническими программами прикладных исследований на 2015-2017 гг. В частности, программой «Духовно-нравственное и культурное развитие демократического и правового общества, формирование инновационной экономики» запланировано решение таких задач, как: (а) исследование духовных ценностей, национальной идеи, культурного наследия, истории узбекского народа и государственности в процессе модернизации образования; (б) исследование современных подходов к организации, управлению, повышению эффективности и качества образования, расширение в обществе непрерывности и преемственности образования для всех слоев населения; (в) воспитание молодого поколения на основе исторических, национальных и общечеловеческих ценностей и разработка оптимальных путей социальной адаптации, интеграции детей и молодежи в общество, исследование особенностей формирования здорового образа жизни и физического развития молодежи; (г) разработка эффективных механизмов обеспечения информационной безопасности детства, защита детей и молодежи от информации и других негативных явлений, представляющих угрозу их здоровью, воспитанию и развитию.
Для реализации идеи о физически и духовно здоровом поколении необходимо предусмотреть следующее: (1) особое внимание уделять проблеме сохранения национального генофонда, возрождения национального менталитета, отличающегося своей здоровьесберегающей направленностью в ее разнообразных проявлениях на всех этапах непрерывного образования; (2) воспитывать физически и нравственно здоровое поколение; (3) вырастить свободное и независимое, сильное и честное поколение, что обеспечивает его высокое духовно-нравственное здоровье; (4) воспитать талантливую, свободную и здравомыслящую молодежь, чему призвано способствовать также здоровьесберегающая направленность непрерывного образования. Основным условием выполнения указанных выше задач выступает реализа-
490
ция Концепции воспитания нравственно и физически здорового поколения в нашей стране, разработанная Президентом нашей республики И. А. Каримовым, которая оценена международным сообществом как модель по оздоровлению национального генофонда и явилась значительным событием в жизни нашего государства. Достижение этой цели возможно путем повышения эффективности деятельности образовательных учреждений.
В настоящее время педагогическая наука обрела определенный потенциал по внедрению педагогических и информационных технологий в систему образования, однако наименее изученными остаются здоровьесберегающие технологии, внедрение которых несомненно будет способствовать сохранению и укреплению развитию здоровья как высочайшей ценности человека и формированию валеологической (здоровьесберегающей) культуры. Оздоровительная направленность деятельности педагогов, независимо от того преподавание какого предмета он осуществляет, в настоящее время стала одной из приоритетных наряду с реализацией образовательной, воспитательной, развивающей функций, связанных с подготовкой обучающихся к предстоящей социальной, профессиональной и семейной жизни.
Широкая эрудиция, мастерское владение речью, большие коммуникативные возможности преподавателей позволят успешно решать задачи, предъявляемые обществом к деятельности педагога в ходе реализации образовательно-воспитательного процесса, в том числе к тому, чтобы он хорошо владел медико-гигиеническими знаниями о сохранении и укреплении здоровья, о создании здоровьесберегающей среды обучения и об использовании здоровьесберегающих технологий, предусматривающих передачу знаний, выработку умений и навыков по охране здоровья с тем, чтобы эти знания, умения и навыки прочно вошли в повседневную жизнь и способствовали духовно-нравственному и культурному развитию обучающихся.
Современное образовательное учреждение призвано обеспечивать творческое развитие личности учащегося, формирование его интереса к учебе, становление интеллектуальных, психофизических способностей, социальную активность обучающихся. Успешное решение этих проблем возможно только при создании здоровьесберегающей среды обучения, психологического комфорта во взаимоотношениях обучающего и обучаемого, готовности педагога к системно организованной воспитательной работе по формированию всесторонне здорового образа жизни.
Согласно научным источникам, здоровьесберегающая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья учащихся, а также целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса. При этом следует иметь в виду, что центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни. Система валеологического (здоровьесберегающего) воспитания и образования обучающихся включает в себя следующие виды деятельности: (1) санитарно-гигиеническая (здоровьеохранительная); (2) учебно-методическая (дидактическая), связанная с внедрением здоровьесберегающих технологий; (3) оздоровительно-учебновоспитательная работа; (4) работа с родителями. Все это в целом способ-
491
ствует повышению профессиональной компетенции самих педагогов. Для реализации первого направления определены такие задачи, как формирование компетентности педагога к созданию здоровой обучающей среды, обеспечение каждому обучающемуся физиологического и психологического комфорта в образовательных учреждениях. Учебно-методическое направление предполагает решение следующих задач: (а) формирование эмоционально благоприятной среды обучения; (б) предотвращение учебных перегрузок;
(в) создание условий для реализации развивающей функции образования;
(г) повышение интереса к продуктивности самого обучения; (д) внедрение
здоровьесберегающих технологий и др. Здоровьесберегающая учебновоспитательная работа предусматривает формирование у личности обучающихся самосознания, современного мировоззрения, эстетических чувств, навыков межличностного общения, а также половое воспитание и формирование семейных ценностей, физическое воспитание, совмещение с основами личной и общей гигиены, воспитание экологогигиенической культуры, трудовое обучение и профориентация, освоение основ безопасности жизнедеятельности. И наконец, в ходе работы с родителями следует осуществлять разработку и реализацию комплексных программ взаимодействия с семьей: консультативно-диагностической, методической, корреляционно-
педагогической.
Особое внимание следует уделять индивидуализации и дифференциации образования с учетом уровня развития и состояния здоровья обучающихся; внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания, новых программ и учебных планов, форм и методов обучения, предусматривающих личностно ориентированный подход, межпредметную интеграцию интерактивных методов. Все это возможно успешно осуществлять при усилении здоровьесберегающей подготовки учителя, способного осуществлять здоровьетворческую деятельность в процессе учебной и внеаудиторной работы. На наш взгляд, здоровьесберегающая воспитательная работа обучающихся на всех этапах системы непрерывного образования должна включать деятельность по формированию у них высокого самосознания ценности здоровья и всячески способствовать их духовно-нравственному и культурному развитию, чему призваны эффективно способствовать создаваемые в образовательных учреждениях службы по здоровьесбережению, осуществляющие валеологическую, координирующую, здоровьесозидающую деятельность.
492