Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающей среды в муниципальной образовательной системе как одно из ключевых направлений инновационного совершенствования ее качества'

Формирование здоровьесберегающей среды в муниципальной образовательной системе как одно из ключевых направлений инновационного совершенствования ее качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM / INNOVATION ACTIVITIES COVERING THE IMPROVEMENT OF EDUCATION SYSTEM QUALITY / HEALTH OF EDUCATION PROCESS MEMBERS / HEALTH PROTECTION ENVIRONMENT / HEALTH PROTECTION TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Ольга Владимировна

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проблематикой инновационного совершенствования качества муниципальных образовательных систем в аспектах формирования здоровьесберегающая среды. С научных позиций анализируется статус и значение здоровья в ряду основных педагогических и социальных результатов образовательного процесса. Определен комплекс перспективных инновационных здоровьесберегающих технологий и управленческих решений, обеспечивающих повышение вклада муниципальных образовательных систем в решение проблем здоровья участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of health protecting medium in municipal educational system as one of the key directions of innovative perfection of its quality

The article deals with series of questions connected with problems of innovation improvement of municipal education system quality by aspects of forming the health protection environment. Author analyses from the scientific point of view the status and meaning of health as the result of educational process pedagogic and social results. The range of perspective innovating health protection technologies and management solutions providing the increasing of municipal education system contribution in solution of health improving problems among the education process members has been identified.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающей среды в муниципальной образовательной системе как одно из ключевых направлений инновационного совершенствования ее качества»

прикладного искусства.

Таким образом, педагогический эксперимент показал, что комплексная программа, включающая упражнения основной гимнастики и элементы народнохарактерного танца, способствовала не только улучшению физического состояния и работоспособности, но и повышению мотивации к занятиям физическими упражнениями будущих специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахундов, Р.А., Обоснование средств и методов ППФП рабочих монотонного труда / Р.А. Ахундов, Е.В. Воронин // Физическая подготовленность : средства и методы оздоровления физической культурой. - М., 1990. - С. 7-8.

2. Голякова, Н.Н. ППФП студенток педагогического вуза по оздоровительной аэробике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Голякова Н.Н. - Сургут, 2003. - 22 с.

3. Зыков, П. Л. Совершенствование физического воспитания учащихся в учреждениях начального профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зыков П. Л. - Улан-Удэ, 2003. - 22 с.

4. Котельникова, Г.М. Подбор учебного материала и составление программ занятий фитнес-аэробикой для студентов художественных профессий // Физическая культура студентов : материалы 54-й межвузовской конф. по физическому воспитанию студентов вузов. - СПб., 2005. - С. 41-42.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАК ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕЕ КАЧЕСТВА

Ольга Владимировна Ковальчук, председатель комитета по образованию Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проблематикой инновационного совершенствования качества муниципальных образовательных систем в аспектах формирования здоровьесберегающая среды. С научных позиций анализируется статус и значение здоровья в ряду основных педагогических и социальных результатов образовательного процесса. Определен комплекс перспективных инновационных здоровьесберегающих технологий и управленческих решений, обеспечивающих повышение вклада муниципальных образовательных систем в решение проблем здоровья участников образовательного процесса.

Ключевые слова: качество образования; качество муниципальной образовательной системы; инновационная деятельность по совершенствованию качества образовательных систем; здоровье участников образовательного процесса; здоровьесберегающая среда; здоровьесберегающие технологии.

FORMATION OF HEALTH PROTECTING MEDIUM IN MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEM AS ONE OF THE KEY DIRECTIONS OF INNOVATIVE

PERFECTION OF ITS QUALITY

Olga Vladimirovna Kovalchuk, the Chairman of education committee of Administration of MD «Vsevolojskiy municipal area», Leningrad region, deserved teacher of the Russian Federation, candidate of pedagogical sciences

Annotation

The article deals with series of questions connected with problems of innovation improvement of municipal education system quality by aspects of forming the health protection environment. Author analyses from the scientific point of view the status and meaning of health as the result of educational

process pedagogic and social results. The range of perspective innovating health protection technologies and management solutions providing the increasing of municipal education system contribution in solution of health improving problems among the education process members has been identified.

Keywords: quality of education, quality of municipal education system, innovation activities covering the improvement of education system quality, health of education process members, health protection environment, health protection techniques.

Результат экономических и общественно-политических изменений за последние десятилетия в России неоднозначен и противоречив, а его социальное значение для большинства российских семей неблагоприятно и даже трагично. Исследования показывают, что следствием произошедших изменений стало падение качественных характеристик населения по трем основным группам индикаторов: здоровье (физическое, психическое, социальное), интеллектуальный потенциал и профессиональная подготовленность, духовно-нравственные ценности и ориентации.

Понятие «здоровье» имеет множество оттенков, а его содержание не несет в себе общепринятого и четкого наполнения. С учетом сопоставления и анализа различных литературных источников и позиций различных авторов, в понятии «здоровье» можно выделить следующие компоненты:

а) биологическое здоровье (характеризуется способностью к размножению, воспроизведению себе подобных);

б) физическое здоровье (связано с дыханием, питанием, выделением и кровообращением);

в) психическое здоровье (связано с восприятием, памятью, мышлением и другими психическими процессами);

г) социальное здоровье (характеризуется трудоспособностью, социальной активностью и нравственным здоровьем личности) [1; 3; 4].

Современная школа как образовательная модель зачастую делает упор на медицинской стороне дела, обращает внимание в основном на телесное и психическое здоровье школьников; другие аспекты феномена здоровья - нравственный, эстетический, социальный - затрагиваются в гораздо меньшей степени. Между тем проблема социального здоровья сегодня едва ли не самая актуальная в школьном образовании. Более того, в ее успешное решение вовлекаются все остальные (названные выше) аспекты здоровья.

Образование не сводится только к обученности учащихся, формированию набора знаний и навыков; оно связывается с воспитанием, сформированностью общей культуры, в том числе и культуры здоровья, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

Проблема паритета образованности и здоровья становится одной из главных. Среди резервов здоровьесбережения можно выделить: упорядочение учебных нагрузок, рациональная организация учебного труда, индивидуализация графиков усвоения материала и выполнения домашних заданий, благоприятный психологический климат, информационное обеспечение. Выполнить их можно при условии оптимального формирования содержания образования, устранении перегрузок учащихся, стрессовых ситуаций при проведении контролирующих мероприятий. Уменьшить эти негативные явления можно, если использовать при проектировании учебных программ технологический подход, который имеет ряд преимуществ по сравнению с другими направлениями в педагогике, а именно: гарантированное достижение результатов обучения; направленность обучения на конкретные цели, что более точно определяет необходимое содержание обучения и уменьшает тем самым избыточность содержания; обеспечение структурной и содержательной целостности учебного процесса; объективный контроль усвоения учебного материала, так как контрольные задания определяются на основе диагностично поставленных целей обучения.

Управление здоровьесберегающим образовательным пространством является

частью управления качеством на уровне образовательного учреждения и на муниципальном уровне. Такое управление предполагает мониторинг здоровья и здоровьесберегающей среды, валеологический скрининг, контроль и самоконтроль интеллектуальных нагрузок, принятие управленческих решений по осуществлению корректирующих и профилактических мероприятий, планирование и осуществление мероприятий по формированию культуры здоровья участников образовательного процесса.

В основу работы по улучшению качества муниципальной образовательной системы (МОС) в аспектах формирования и функционирования здоровьесберегающей среды должна быть положена транзакционная модель, которая предполагает, что поведение субъектов учебной деятельности определяется характеристиками обучающихся и среды, в которой они развиваются и функционируют. Индивидуальные характеристики человека проявляются только при действии специфических состояний среды, которая отличается нестабильностью, динамичностью, противоречивостью. На личное жизненное пространство человека, его психологический и поведенческий статус влияют факторы образовательной среды (семьи, школы, муниципалитета, региона), которые в той или иной мере поддаются регулированию и влиянию со стороны субъектов деятельности, управления [3].

Транзакционная модель показывает, что рискованное поведение может быть вызвано тремя причинами:

1. характеристиками личности - участника образовательного процесса, имеющей те или иные особенности

2. характеристиками среды, воздействующей на участников образовательного процесса;

3. специфическими комбинациями индивидуальных и средовых характеристик.

Успешность решения задач формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит от организационной культуры образовательной среды - насыщения ее информацией о здоровье человека; здоровьеформирующей позиции родителей и педагогов; воспитательной работы, направленной на развитие самостоятельной познавательной активности детей и подростков, умения анализировать свой опыт; от формирования у учащихся потребности и умений в сохранении и развитии здоровья, саморегуляции организма и внешней среды [4].

Объективные факты оценки образовательной среды в настоящее время указывают на необходимость ее изменения. В приказе Министерства здравоохранения РФ № 139 от 4 апреля 2003 года «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательного учреждения» отмечается, что формирование здоровья ребенка на этапе 7-18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка. К основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевания:

- глаза и его придаточного аппарата;

- костно-мышечной и соединительной ткани;

- органов пищеварения;

- пограничные психические нарушения.

Среди социальных факторов, влияющих на формирование здоровья детей, 20% составляют факторы внутришкольной среды. Обеспечить профилактику заболеваний, добиться улучшения состояния здоровья учащихся предполагается внедрением оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений.

Преодоление неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья детей и подростков в муниципальной образовательной системе требует организации активных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение конкретных видов патологии. Для их успешного осуществления необходимы меры экономического, социального, правового, образовательного и медицинского характера. В то же время,

управление муниципальной образовательной системой должно обеспечить координацию действий муниципального органа управления образованием, администрации образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и надзорных структур в работе по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, внедрению инновационных здоровьесберегающих технологий.

Необходимым результатом общего образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, сформированные у них способности и мотивации заботиться о собственном здоровье, полезные поведенческие навыки и установки, обеспечивающие им эффективную социальную адаптацию. Именно в школе при активном участии и во взаимодействии с педагогами школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье - проявление непрофессионализма и низкого уровня социальной ответственности.

Политика предоставления школам большей автономии и требования к качеству образования, возникшие вследствие децентрализации, демократизации и экономического развития, привели к многочисленным переменам в управлении школами, на структурном и институциональном уровнях. Среди наиболее значительных изменений

- возросшее внимание к эффективности и качеству. Одним из условий обеспечения качества образовательного процесса является создание в образовательных учреждениях и в муниципальной образовательной системе здоровьесберегающей среды. В современных условиях здоровье выступает одним из ведущих критерием качества образования.

Многочисленные публикации, публичные выступления свидетельствуют о том, что большинство муниципальных образовательных систем в своих стратегических и программных установках в лучшем случае ориентированы преимущественно на формирование у обучающихся декларативных знаний, определенных навыков социального поведения. Крайне редко реально ставятся и решаются проблемы подготовки интеллигентных и цивилизованных, понимающих и рефлектирующих целостных и гармоничных, самостоятельных, зрелых и устойчивых в духовно-нравственном и концептуальном отношениях граждан, способных жить в многомерном мире [3].

Проблема эффективной профилактики непрерывного и неуклонного снижения качества населения в духовном, психическом и физическом отношениях, значительного ухудшения его здоровья является относительно новой для национальной образовательной системы. Статистика показывает, что в среднем в России здоровы лишь 1420% детей.

Создание здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий невозможны в школе без учителя. Неоспоримо утверждение, что только здоровый, счастливый и самодостаточный педагог может воспитать здоровое поколение.

Повышение качества муниципальной образовательной системы в аспектах здоровья участников образовательного процесса необходимо предполагает устранение школьных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся. Известно свыше 100 таких факторов. В ходе управления качеством в муниципальной образовательной системе необходимо своевременно диагностировать, обнаружить данные факторы, выстроить стратегию корректирующих и предупреждающих воздействий [4].

Статистика свидетельствует о том, что за период школьного образования у большинства обучающихся происходит существенное ухудшение здоровья. Так, у каждого четвертого обучающегося отмечаются проблемы с желудком, у каждого пятого

- заболевания сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной и других систем; не менее 60% учащихся имеют ту или иную патологию, только 14% старшеклассников могут считаться абсолютно здоровыми; до 80% выпускников школ по состоянию здоровья не могут выбрать ряд профессий, свыше 40% допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой. Больше всего на здоровье школь-

ников влияет интенсивность образовательного процесса и увеличение количества стрессовых ситуаций, связанных с учебой. Отсутствие физической активности недостаточный рацион питания в школах также не способствуют укреплению здоровья. Таким образом, качество образования - это, прежде всего, осознание миссии школы как института социального оздоровления подрастающих поколений.

Школе следует оказать помощь в выявлении школьных трудностей, определении группы риска по школьной и социальной адаптации, создать в школе атмосферу, где не будет места развитию заболеваний, дидактогенных заболеваний. Во внутри-школьных и муниципальных системах оценки качества образования должны использоваться критерии оценки здоровья как критерии качества образования: уровень работоспособности, наличие вредных привычек, оптимальный двигательный режим, качество питания, закаливание и личная гигиена, социальное благополучие и др.

Значительный эффект в плане формирования здоровьесберегающей среды в муниципальной образовательной системе могло бы оказать проектирование и внедрение базовой модели здоровьесберегающей деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Для перехода на эту модель необходимо принятие комплекса мер. Во-первых - выявить потенциальные области риска и оценить возможности их предотвращения или минимизацию возникновения. Во-вторых - предупреждать возникновение рисков на основе их прогнозирования и оценки. И, в-третьих - создать эффективные управленческие инструменты и механизмы. Основной задачей такой модели должно стать воспитание у участников образовательного процесса потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье быть здоровым; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни; информировать о последствиях отклоняющегося поведения. При этом под качеством здоровьесберегающей среды мы понимаем такую совокупность ее интегральных свойств, которые обеспечивают результативность деятельности по сохранению здоровья участников образовательного процесса при существующих социальных, материально-ресурсных, психологопедагогических и других условиях и ограничениях.

С учетом социальной ценности вопросов сохранения здоровья обучающихся, понимания здоровья как одной из ключевых качественных характеристик муниципальной образовательной системы, объективно требуется осуществление комплекса мероприятий, ориентированных на:

- определение исходных качественных характеристик муниципальной здоровьесберегающей среды и факторов, определяющих динамику и уровень ее развития;

- моделирование и создание в муниципальной образовательной системе здоровьесберегающей среды;

- реализация комплекса организационных, социально-педагогических, информационно-просветительских и иных мероприятий, направленных на инновационное обновление муниципальной образовательной системы в аспектах обеспечения большего социального эффекта, вклада в сохранение здоровья контингента обучающихся.

Мониторинговое исследование, проведенное нами на муниципальном уровне, имело целью установление статуса здоровья, проблемы формирования здоровьесберегающей среды в контексте проблематики качества образования. Предполагалось, что различные субъекты образовательного процесса (учащиеся, родители, учителя) ориентированы на различные социальные и педагогические результаты образовательного процесса, ценностно отождествляют качество образования с различными образовательными практиками (когнитивная, воспитательная, валеологическая, развивающая и др.).

Полученные данные позволяют утверждать, что реально здоровье и практические шаги по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ и МОС не воспринимаются на уровне индивидуального сознания участников образовательного процесса и на уровне управленческих решений (действий) как существенные составляющие и

признаки качества образования.

Из результатов исследования следует, что существует значительный потенциал улучшения качества МОС как среды, обеспечивающей сохранение здоровья обучающихся, способствующей реализации индивидуального образовательного, творческого потенциалов. Можно констатировать, что часть из таких мероприятий не требуют сколько-нибудь значительного привлечения материально-финансовых ресурсов. Анализ показал, что основными сдерживающими факторами по инновационному совершенствованию качества МОС в аспектах здоровья и формирования здоровьесберегающей среды являются (факторы приведены в порядке убывания по важности):

- сложившиеся стереотипы, ошибочные установки;

- отсутствие необходимых материально - финансовых ресурсов;

- нехватка в достаточном количестве специалистов с должной квалификацией;

- слабая координация со стороны вышестоящих органов управления;

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- отсутствие инновационного опыта, инновационной среды.

Подтвержден тезис об относительности понятия «качество образования». Ответы всех групп респондентов (учащиеся, родители, учителя) в существенной мере отличаются при ответах на вопросы, касающиеся статуса здоровья и проблем формирования здоровьесберегающей среды.

Родители и учителя (71,8 и 68,6 %) соответственно, как следует из результатов опроса большой выборки этих категорий респондентов, склонны игнорировать отрицательные эффекты и факторы образовательного процесса во имя достижения обучающимися высоких результатов в учебе. Скорее всего, это связано и объяснимо с точки зрения положения данных групп респондентов в образовательном процессе, психологическими трудностями и барьерами субъектного восприятия и оценки реальной переносимости нагрузок, связанных с учебной деятельностью и факторами школьной жизни.

Данные исследования показали реальное наличие таких нагрузок, действие стрессовых факторов. По оценкам 86,2% учащихся - участников опроса они в той или иной мере сталкиваются со стрессовыми факторами в образовательном процессе, причем с такими, которые оказывают реальное отрицательное действие на их здоровье, приводят к ПСД (головные боли и головокружение, боли в области живота, недомогание, плохой сон и т.д.).

Меньше всего из трех групп респондентов склонны проблематизировать отрицательные эффекты и риски образовательного процесса с точки зрения здоровья, группа респондентов из числа педагогов. Проблемы образовательного процесса в плане здоровья отметило лишь 48,1% опрошенных. Объяснение этому может быть дано и с точки зрения недостаточных знаний и компетентности учителей в вопросах сохранения здоровья обучающихся, и, наоборот, с точки зрения реальной осведомленности учителей о стрессовых факторах, нагрузочности образовательного процесса, возможностях минимизации действия отрицательных факторов.

Большинство респондентов, представлявших учащихся, родителей, учителей указывают на объективную необходимость осуществления в школе мероприятий и программ по валеологическому сопровождению образовательного процесса, выстраиванию здоровьесберегающей среды, реализации инновационных технологий. Высокий процент приверженцев данных идей и направлений среди опрошенных учителей (76,4%) позволяет заключить, что существует значительный потенциал улучшения качества образовательных систем в плане инновационного обновления здоровьесберегающей среды образовательно-воспитательной деятельности.

И в заключение, по результатам анализа данных анкетного опроса учащихся, родителей и учителей, можно констатировать то, что ценность здоровья (особенно по оценкам родителей - ранговое место -3,1 среди пяти приоритетов школьного образо-

вания) еще не находится в числе ведущих. Больше всех склонны выделять его в таком статусе респонденты-учащиеся. Большой разброс мнений родителей и учителей по вопросу ценности здоровья в ряду других приоритетов и ценностей, связанных с качеством образования, на наш взгляд, может быть объясним разнообразием инновационных образовательных практик, реализуемых в ОУ в последние годы, относительностью понятия «качество образования», о которой говорилось выше.

Таким образом, с учетом результатов проведенных исследований в муниципальной образовательной системе, установленных закономерностей, проблем и факторов, ограничивающих построение здоровьесберегающей среды, можно сделать вывод о необходимости разработки и реализации соответствующей программы качественного обновления здоровьесберегающей среды в рамках муниципальной образовательной системы. По сути своей такая модель может являться своеобразной программой инновационных изменений в МОС, направленных на придание ей принципиально новых свойств, обеспечивающих удовлетворение установленных и предполагаемых потребностей муниципального сообщества в области сохранения здоровья участников образовательного процесса, распространения валеологических знаний.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Казначеев, В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В.П. Казначеев. - М., Кострома : ИЦПКПС, ИОПЭЧ Сибирского отделения РАМН, 1996. - 248 с.

2. Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений : приказ Министерства здравоохранения РФ № 139 от 4 апреля 2003 года // Справочно-правовая система «Консультант +».

3. Татарникова, Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве : монография-эссе / Л.Г. Татарникова. - Изд. 2-е, доп. - СПб. : Крисмас+, 2002. - 200 с.

4. Тюмасева, З.И. Устойчивое развитие образования как предпосылка устойчивого развития системы «Человек-Общество-Биосфера» // Экологическая культура и безопасность России : материалы конференции / МО и ПЛ РФ ЧГМУ. - Челябинск, 1998. - С. 57-62.

Контактная информация: a bolotin@mail.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Алла Владимировна Коршунова, тренер-преподаватель детской юношеской спортивной школы СКА г. Санкт-Петербург

Аннотация

В работе проведена экспериментальная проверка эффективности программы обучения плаванию детей на этапе базовой подготовки за счет управления основными характеристиками техники плавания детей различного возраста (скорость, темп, «шаг», плотность гребка).

Ключевые слова: скорость плавания, темп плавания, «шаг» плавания, плотность гребка, тренировочный процесс.

EXPERIMENTAL CHECK OF THE PROGRAM OF SWIMMING TRAINING FOR CHILDREN AT THE STAGE OF BASIC PREPARATION

Alla Vladimirovna Korshunova , the trainer-teacher of children's youthful sports school

SKA

St.-Petersburg

Annotation

The work carried out the experimental check of the efficiency of the program for swimming training of children at a stage of basic preparation by means of management of the basic characteristics of techniques of swimming among children of different age (speed, rate, step, density of a stroke).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.