http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т 2, №2
УДК 378.147
О ПОДХОДАХ К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Е.Л. Поднебесных
APPROACHES TO TRAINING OF THE FUTURE TEACHER IN THE MODERN CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
E.L. Podnebesnih
Аннотация. В статье обоснована актуальность данного исследования в новых социокультурных условиях, представлен опыт регионального педагогического вуза по формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов через реализацию проектов в культурно-историческом контексте. Автором описаны способы усиления культурологического компонента образовательных программ по педагогическим направлениям, реализуемым вузом. Инновационные программы педагогической практики, применяемые педагогами института, стали основой при проектировании конкретных педагогических стратегий, педагогических технологий.
Ключевые слова: история педагогики и образования; культурно-исторический контекст; традиции; культурология; культуросообразность.
Abstrat. The article substantiates the relevance of this study in the new socio-cultural conditions, the experience of the regional pedagogical University on the formation of common cultural and professional competences of students through the implementation of projects in cultural and historical context. The author of write ways of strengthening the cultural component in educational programs of educational areas, implemented by the University. Innovative program and pedagogical practices used by teachers of the Institute, became the basis for designing specific pedagogical strategies, pedagogical technologies.
Key words: history of pedagogy and education; cultural and historical context; tradition;
В период интенсивных педагогических инноваций знаменитая фраза В.Шекспира «Прервалась связь времен» приобретает новые смыслы. Педагогическая профессия в условиях рыночной экономики утратила статус традиционного духовно-нравственного императива. Исчезают, теряют внутренний смысл образовательные традиции, символы, атрибуты.
Исторически для российского менталитета была характерна непреложность авторитета педагога в качестве нравственного эталона, носителя «высших» интеллектуальных и нравственных ценностей. Современное наполнение смыслами профессии (учитель-фалисситатор, учитель-тьютор) отдаляет нас от времени, когда учитель - это имя собственное, а не нарицательное.
Новые социокультурные условия обусловили актуальность такой проблемы как защита личности обучающихся от негативного информационного воздействия, развитие у подростков и молодежи способностей противодействия угрозам информационной и психологической безопасности, способностей отстаивать свою гражданскую позицию в условиях информационных войн. Сегодня часто намеренно искажаются, упрощаются культурно-педагогические основы учительского труда, что в свою очередь приводит к опасности разрушения привычных культурно-педагогических связей. Зачастую в погоне за инновациями и непродуманными реформами происходит слепое копирование западных образовательных моделей. Сегодня актуальны слова, написанные в XIX веке Л.Н.
culture.
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т 2, №2
Модзалевским: «Только незнание истории и неуважение к ней могло произвести тех ДонКихотов в воспитательном деле, которых у нас появилось немало за последнее время, и которые иногда, при всем благородстве своих стремлений, только вредят правильному развитию педагогического дела в нашем отечестве» [1, с.32].
Рассматривая феномены исторического сознания и исторической памяти, которые существенно влияют на формирование самосознания, идентичности человека и должны адекватно восприниматься педагогами, Е.Е. Вяземский вспоминает тезис «Тот, кто контролирует прошлое, контролирует будущее», который сегодня во многих странах рассматривается как основа исторической политики [2, с. 155].
Для формирования у будущих педагогов внутренне непротиворечивой педагогической картины мира, принадлежности к определенной образовательной культуре важно понимание исторического смысла и культурных контекстов образовательных процессов и, прежде всего, знание истории педагогики и образования, эволюции становления и развития системы образования в регионе. Уникальная история регионального образования - тот информационный потенциал, который сегодня может и должен быть использован как для анализа работы в современных условиях, так и для воспитательной функции обучающихся и будущих педагогов.
К 70-летию Калининградской области ГБОУ ВО Калининградской области «Педагогический институт» инициировал проект «Золотые страницы системы образования Калининградской области». Нам представляется чрезвычайно важным для будущих педагогов рассмотрение развития системы образования Калининградской области и педагогической школы именно в историческом и социокультурном контекстах.
Задумывая проект, мы попытались «вычертить» своего рода диаграмму важнейших событий истории и явлений педагогической культуры интересующего нас периода. Для историко-педагогических исследований последних лет характерен повышенный интерес к анализу традиций. По мнению А.В. Овчинникова, это связано с общей теоретизацией истории педагогики и образования как закономерным итогом наложения постнеклассической методологии на идеологически усеченное пространство историко-педагогического дискурса, на необходимость повышения «теоретической отдачи» историко-педагогических исследований [3, с. 155].
При поддержке Министерства образования нами был организован сбор информации по руководящему составу всех муниципалитетов, заслуженных учителей РФ для создания Летописи исторических событий и фактов о развитии системы образования в регионе. Источниками для сбора информации послужили документы областных, городских и районных архивов, справки, представленные непосредственно из учреждений образования, мемуарные записки ветеранов калининградского образования, их устные воспоминания. Значительный массив информации составили систематизированные сведения, полученные сотрудниками областного, городских и районных управлений и комитетов образования из самых разных устных и письменных источников, а также справки от жителей Калининграда и области.
По разным причинам объективного и субъективного плана органы управления образования муниципалитетов, сами учреждения образования не владеют всем объемом информации, необходимой для составления исчерпывающего списка директорского корпуса. За 70 лет существования области происходили неоднократные административно-территориальные преобразования - расформировывались одни районы, создавались другие, выделялись отдельные муниципальные образования. Расформированы многие школы и другие учреждения образования, много документов утрачено, память, к сожалению, -инструмент не всегда надежный.
Усилен культурологический компонент образовательных программ по педагогическому образованию, содержание учебных дисциплин, курсов и модулей насыщено историко-культурологическими фактами, компонентами культуры. Культура, по
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т 2, №2
мнению Л.В. Тодорова, «Предполагает пробуждение исторической памяти в духовном мире, эмоциональное сближение этнических достижений различных народов, объединение людей на основе природосообразного, культуросообразного, этически и эстетически значимого воспитания. Возникает возможность выработать у молодежи устойчивый иммунитет против эмоционального и интеллектуального «обыдливания», против широко распространившегося пренебрежения к гуманитарности, духовности, самой жизни человеческой» [4, с. 9].
Это относится к системе образования в целом, но нам представляется особенно важным именно в системе педагогического образования.
Н.Б. Крылова говорит о том, что сегодня актуально не увеличение объема историко-культурологической информации, а повышение культуроёмкости образования, обеспечение его культуросообразности [5, с.106].
Усиление культурологического компонента образовательных программ по педагогическому образованию созвучно концепции модернизации российского педагогического образования и новым подходам к организации практики студентов. Разрабатывая инновационную программу педагогической практики, мы исходили из того, что учебный материал должен восприниматься как личностная образовательная ценность, он должен осознаваться как культурное явление, если связывается с личностным интересом в процессе мыслительной или иной продуктивной деятельности студента. Так, программа альтернативной практики «Музейная педагогика» (база практики «Замок Инстербург» г. Черняховска) содержит задания, выполнение которых свидетельствует об освоении и присвоении студентом материала культуры как исторического наследия. Как результат осмысления социокультурной действительности студент представляет собственные артефакты, проекты, разработанные экскурсии, интерактивные карты и др. Аналогичный подход к фольклорной практике для студентов, обучающихся по программе «Русский язык и литература».
Интересен опыт ретроспективного анализа учебников по педагогике и воспитанию. В библиотеке института сохранились уникальные книги, такие как «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинского, 1913 года издания, «Практикум по вожатской работе» 1939 года, книги А. С. Макаренко и др. По этим учебникам студенты могут проследить эволюцию преподавания дидактики, методики воспитания, культурной антропологии, эволюцию понятий и детерминант в воспитании. Например, в начале 1940-х годов в учебники вводится раздел «Воспитание советского патриотизма». Под советским патриотизмом понимается «готовность к борьбе за социалистическую родину, любовь трудящихся к грандиозному социалистическому хозяйству и культурному строительству». Патриотизм рассматривается авторами как идеология коммунистической партии, а не как часть нравственного воспитания.
Названные выше задачи усиления культурологического компонента образовательных программ по педагогическому образованию стали основой при проектировании конкретных педагогических стратегий, педагогических практик, технологий, применяемых педагогами института. Поиск путей решения задач культурного развития и воспитания будущего требует дальнейшего внимания и научного изучения.
1. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПб.: «Алетейя», 2000. 32 с.
2. Вяземский Е.Е. Историческая политика и историческое образование // История и политика в современном мире: Материалы международной научной конференции, 24-25 сентября 2010. МГГУ им. М.А. Шолохова. М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. 34 с.
3. Овчинников А.В. Культурно-исторический контекст политико-правового процесса в области образования в России // Пространство и время, 2014. № 1 (15). С. 153-160.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
2016, Т. 2, №2
4. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика, 1999. № 8. С.3-11.
5. Крылова Н.Б. Культурная парадигма как основа развития современной школы // Новые ценности образования: Культурная парадигма, 2007. № 4 (34). С. 104-109.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Поднебесных Елена Леонидовна ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», г. Черняховск, Россия, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института, E-mail: [email protected]
Podnebenih Elena Leonidovna SEI HE KR «Pedagogical Institute», Chernyakhovsk, Russia, PhD (DPed), docent, Director of the Institute,
E-mail: [email protected]
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 238151, Черняховск, пер. Суворова, д. 2, каб. 218. Поднебеснх Е.Л..
89118652659