Научная статья на тему 'Педагогические возможности использования культуроцентрированных технологий в воспитании патриотизма курсантов вузов войск национальной гвардии'

Педагогические возможности использования культуроцентрированных технологий в воспитании патриотизма курсантов вузов войск национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / CULTURE CENTRIC TECHNOLOGIES / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF NATIONAL GUARD TROOPS / КУЛЬТУРОЦЕНТРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ракитский А.В.

В статье автор обращается к трудам ученых, чтобы раскрыть понятие «культуроцентрированные технологии». Культуроцентрированные технологии обладают большим эффектом в патриотическом воспитании вообще, и воспитании курсантов вузов войск национальной гвардии, в частности. На основании анализа массива педагогической литературы автором дается понятие и выявляет педагогические возможности культуроцентрированных технологий в процессе воспитания патриотизма: приобщение к общемировым и национальным культурным ценностям культурная самоидентификация; воспитание духовных начал и нравственных качеств личности, становление миропонимания, национального самосознания, любви и верности Отчизне; нацеленность на культурные идеалы и нормы поведения, культурную социализацию личности, инициирующие самоактуализацию, самореализацию и саморазвитие; формирование социальной активности, гражданской позиции, ответственности за судьбы близких и Родины, готовности её защищать, все то, что составляет патриотического сознание личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF USE CULTURAL ENTERTAINING TECHNOLOGIES IN TEACHING PATRIOTISM TO STUDENTS OF UNIVERSITIES OF NATIONAL GUARD TROOPS

In the article the author refers to the works of scientists to reveal a concept of “culture centric technologies”. Culture centric technologies have a great effect in patriotic education in general, and the education of cadets of higher educational institutions of the national guards, in particular. On the basis of the analysis of pedagogical research the author gives a concept and reveals pedagogical possibilities of culture centric technologies in the process of patriotic education: introduction to the global and national cultural values-cultural self-identification; education of spiritual beginnings and moral qualities of the person, formation of the world outlook, national consciousness, love and fidelity to the motherland; focus on cultural ideals and norms of behavior, cultural socialization of the person initiating self-actualization, self-realization and self-development; formation of social activity, civil position, responsibility for the fate of relatives and homeland, readiness to protect it. All these aspects affect patriotic consciousness of a person.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности использования культуроцентрированных технологий в воспитании патриотизма курсантов вузов войск национальной гвардии»

колледжа должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде. Традиционно социализация студентов имеет направления в соответствии с учебной и внеучебной деятельностью.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет дать определение понятию «социализация». Это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических уста-

Библиографический список

новок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Теоретическое понимание проблемы социализации студентов в современных условиях, описание её содержания, направлений, педагогических условий разрешают систематизировать работу педагогического коллектива по социализации студентов колледжа, использовать технологию педагогической поддержки.

1. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. Москва: МОДЭК, 2012.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва: МПСИ, 2010.

3. Волков Ю.Г. и др. Социология молодёжи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

4. Добрынина В.И. и др. Молодёжь России: три жизненные ситуации. Москва: ИНИОН РАН, 2013.

5. Мудрик А.В. Социализация человека. Москва: Академия, 2014.

6. Кривых С.В. Социальная компетенция как личностное свойство и характеристика социальной адаптированности человека. АКАДЕМИЯ профессионального образования. 2017; 5: 3 - 10.

References

1. Andreeva G.M. Social'noe poznanie: problemy iperspektivy. Moskva: MOD'EK, 2012.

2. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti. Moskva: MPSI, 2010.

3. Volkov Yu.G. i dr. Sociologiya molodezhi. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.

4. Dobrynina V.I. i dr. Molodezh'Rossii: trizhiznennye situacii. Moskva: INION RAN, 2013.

5. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. Moskva: Akademiya, 2014.

6. Krivyh S.V. Social'naya kompetenciya kak lichnostnoe svojstvo i harakteristika social'noj adaptirovannosti cheloveka. AKADEMIYa professional'nogo obrazovaniya. 2017; 5: 3 - 10.

Статья поступила в редакцию 27.03.18

УДК 378

Rakitskiy A.V., adjunct, Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: ivanrakitskiy1985@mail.ru

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF USE CULTURAL ENTERTAINING TECHNOLOGIES IN TEACHING PATRIOTISM TO STUDENTS OF UNIVERSITIES OF NATIONAL GUARD TROOPS. In the article the author refers to the works of scientists to reveal a concept of "culture centric technologies". Culture centric technologies have a great effect in patriotic education in general, and the education of cadets of higher educational institutions of the national guards, in particular. On the basis of the analysis of pedagogical research the author gives a concept and reveals pedagogical possibilities of culture centric technologies in the process of patriotic education: introduction to the global and national cultural values-cultural self-identification; education of spiritual beginnings and moral qualities of the person, formation of the world outlook, national consciousness, love and fidelity to the motherland; focus on cultural ideals and norms of behavior, cultural socialization of the person initiating self-actualization, self-realization and self-development; formation of social activity, civil position, responsibility for the fate of relatives and homeland, readiness to protect it. All these aspects affect patriotic consciousness of a person.

Key words: patriotic education, culture centric technologies, cadets of military higher education institutions of national guard troops.

А.В. Ракитский, адъюнкт ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии

России», г. Санкт-Петербург, E-mail: ivanrakitskiy1985@mail.ruг

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРОЦЕНТРИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

В статье автор обращается к трудам ученых, чтобы раскрыть понятие «культуроцентрированные технологии». Культуро-центрированные технологии обладают большим эффектом в патриотическом воспитании вообще, и воспитании курсантов вузов войск национальной гвардии, в частности. На основании анализа массива педагогической литературы автором дается понятие и выявляет педагогические возможности культуроцентрированных технологий в процессе воспитания патриотизма: приобщение к общемировым и национальным культурным ценностям - культурная самоидетификация; воспитание духовных начал и нравственных качеств личности, становление миропонимания, национального самосознания, любви и верности Отчизне; нацеленность на культурные идеалы и нормы поведения, культурную социализацию личности, инициирующие самоактуализацию, самореализацию и саморазвитие; формирование социальной активности, гражданской позиции, ответственности за судьбы близких и Родины, готовности её защищать, все то, что составляет патриотического сознание личности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, культуроцентрированные технологии, курсанты военных вузов войск национальной гвардии.

Сегодня под термином «технология» понимают широкий феномен, в том числе социальный, распространяя его в такие сферы как общество (социальные технологии), образование (педагогические технологии), кибернетика (информационные технологии), телевидение (телекоммуникационные технологии), природа (экологические технологии), политика (политические технологии), религия (религиозные технологии), культура (куль-туроцентрированные технологии).

Вопросам применения педагогических технологий в практике уделяется в последнее время огромное внимание. В педаго-

гической литературе приводятся различные подходы к пониманию педагогических технологий, о чем в своей работе отмечает Н.Н. Суртаева: «О гуманитарных технологиях, в том числе и педагогических, в последнее время сказано немало. К сожалению, на практике образования возможности их применения остаются далеко не реализованными» [1, с. 6].

Говоря о патриотическом воспитании, необходимо говорить о воспитательных технологиях. Известный педагог Н.Е. Щуркова воспитательной технологией называет «...компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обосно-

ванный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму...» [2].

Некоторые авторы видят в воспитательных технологиях «одно из средств воспитания, систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель -приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям» [3].

Впервые обратился к культуре в образовании Ф.А. Дистер-вег, который выдвигал принцип культуросообразности в образовании: «В обучении и воспитании необходимо принимать во внимание условия . современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика» [4].

На современном этапе более двух десятков лет активно реализуется гуманистическая парадигма образования, в её контексте рассматривается культурологический подход к содержанию образования, что заставляет обратиться к феномену культуры, которая обуславливает появление в педагогике культуроцентри-рованных технологий. Прилагательное «культуроцентрирован-ное» встречается во многих педагогических работах, приведем примеры.

О.Н. Птицына предлагает культуроцентрированную систему воспитательной работы, целью которой автор видит в формировании «культуры жизненного самоопределения», в результате которого у обучающегося формируется мировоззренческая культура в сочетании с широким кругозором, эрудицией, культурой социального взаимодействия, что способствует высокому уровню развития субъектности личности. Токарев С.Н. в содержании культурологического образования выделяет «опыт осуществления культуроцентрированных способов деятельности». И.А. Петренко в диссертации выделяет во всем многообразии социальных технологий особую группу «культуроцентрированных технологий в сфере образования». Е.Б. Плотникова [5] в учебном пособии выделяет целую главу «Педагогические технологии воспитывающего обучения», в которой во втором параграфе описывается культуроцентрированная технология обучения. По мнению автора, к данной технологии воспитывающего обучения относится педагогическая технология, обращенная к богатствам и возможностям культуры в формировании личности обучающегося. Автор одним из средств воспитания выделяет «интерактивную среду культуры», которая используется культуроцентриро-ванной технологией обучения.

И.И. Алпатский данные технологии называет «культуроох-ранными технологиями», представляя их открытой, самоорганизующейся системой, способствующей самопознанию, рефлексии, обогащению, преобразованию, изменению собственного багажа знаний обучающихся [6]. При реализации культуроцентрированных технологий ученый выделил направления деятельности: познавательно-поисковой, информационно-просветительной, культурно-пропагандистской, краеведческо-туристской, культурно-оздоровительной, творческо-созидательной и др., а также формы их реализации в виде: тематических вечеров, праздников, торжественных встреч, досуговых объединений, фестивалей, исполнение ритуалов, социокультурных акций, флэш-мобов, экскурсий-походов и т. д.

А.Б. Этуев в своей статье включает в данную группу технологий «технологию диалога культур» [7], в основу которой положены идеи М.М. Бахтина о культуре как диалоге, ученый выделяет внутриличностный диалог в качестве противоречия сознания и эмоций, межличностный диалог в качестве диалога культурных смыслов.

По мнению многих авторов культуроцентрированные технологии входят в структуру педагогических технологий, в контекст технологий воспитания, технологий социализации. Культуроцентрированную технологию некоторые авторы представляют как воспитывающий механизм, который представляет собой формирование у личности представлений о собственной принадлежности к одной из культур своего этноса, страны, что представляет собой культурное самоопределение человека средствами «культурного научения и социальной идентификации».

Как отмечает С.В. Кривых [8], воспитание должно способствовать «интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки человека с активно взывающими к их са-

моразвитию внешними обстоятельствами, приводя к первым успехам и закрепляя их последующими». При этом автор указывает о необходимости привязывать содержание усваиваемой культуры к наличному знанию обучающегося о себе и об окружающем мире. Невозможно заставить усвоить информацию, смысл и личностное значение которой ускользает от чувств и сознания усваивающего.

Практически все исследователи рассматривают культуру как «многогранный феномен, одновременно формирующий и отражающий особенности современной реальности, а также позицию и роль самого человека в условиях постоянно меняющейся окружающей действительности» [9]. Культура всеми признается специфическим социальным пространством, которое транслирует общечеловеческие ценности, культурно-историческое наследие, многовековой опыт и накопленные человечеством знания, а также социальные запреты и нормы поведения, определяющими траекторию развития человека.

Е.М. Дубовская, М.А. Красная выделяют два вектора социокультурного развития личности: «внутренний», связанный «с изучением культуры как внутреннего условия развития общества в целом и индивида в отдельности»; и «внешний», связанный «с рассмотрением культуры как социального контекста развития человека в условиях окружающей действительности» [9]. Учёными выделяются значимые проблемные области, определяющие формирование общей культуры человека, специфику её динамики в современном обществе и, кроме того, место и роль человека в социокультурном контексте. Именно культура признается важным механизмом воспитания человека.

Автор определяет технологии воспитания в качестве системных способов, направленных на решение воспитательных задач. Выделяя среди целой группы воспитательных технологий современную - культуроцентрированную, Н.Н. Суртаева определила её особенность: ориентацию на использование культурного наследия в воспитательной работе в целях формирования «интеркультурного мышления» обучающихся. В другой своей работе Н.Н. Суртаева выделяет принципы культуроцентрированной технологии: «(принцип культурного самоопределения, принцип субъекта культуры, принцип воспитания субъекта интеллектуальной культуры, принцип развития вербального интеллекта» [10]. Автор пишет о культурном научении - усвоении воспитанником «границ собственной культуры».

В группе культуроцентрированных технологий разные авторы называют различные технологии, приведем примеры воспитательных технологий, включенных в данную группу. И.И. Алпацкий, И.А. Чухнов [6] в своей статье выделяют: технологию поисково-краеведческой деятельности; технологию деятельности по учету и изучению памятников истории и искусства; технологию создания справочников и энциклопедий; технологию возвращения и реставрации памятников культуры; технология реконструкции исторических событий; технологию музеефика-ции частных коллекций; технологию создания экскурсионно-ту-ристических историко-культурных маршрутов; технологию возрождения традиционных форм народной культуры (народные промыслы, традиционные ремесла, народные обряды и др.) и т.д.

С.В. Кривых [8] предлагает технологию создания культуро-творческой среды: создавая окружающую себя среду (учебный класс, актовый зал для праздника, свою комнату и т. д.), обучающиеся приобщаются к различным видам культуры (дизайн, живопись, скульптура и т. д.). Учёный говорит о создании специализированной воспитывающей среды образовательного учреждения, в которой формируется личность обучающегося. Именно культуротворческая воспитательная среда учреждения, если она интегрируется с образовательным процессом, способствует самоактуализации, самореализации и саморазвитию личности, что обеспечивает становление ценностно-смысловой и морально-нравственной составляющей этой личности. Однако социальная среда существует и за пределами образовательного учреждения, она мало используется в воспитательном процессе, хоть и обладает мощными воспитательными ресурсами, особенно в патриотическом воспитании.

Культуроцентрированные технологии в какой-то степени предполагают культурное научение. Культурное научение рассматривается как специально организованная педагогическая работа по освоению обучаемым границ собственной культуры, патриотизм рассматривается как часть собственной культуры.

Культура влияет на умозаключения, мышление, поэтому в этом контексте можно доводить до понимания обучаемыми различных смыслов жизни, в том числе патриотических чувств.

Процесс воспитания средствами культуроцентрированных технологий, предлагают реализовать поэтапно (формирую-ще-знаниевый, формирующе-деятельностный, формирующе-по-веденческий этапы). Через организацию деятельности по этим этапам происходит формирование знаний о культурном багаже включение в дидактический процесс «нового» слова, выражения, символа, факта, имеющих этнокультурное происхождение; формирование умений, убеждений, обучение распознаванию культурной принадлежности слова, выражения, символа, факта, а также обоснование необходимости в сохранении их культурной принадлежности для международной культурной палитры; формирование привычки, навыков социального поведения, презентация форм национального самоотношения (использование в речи слов, выражений, символов на родном языке, сравнение их с инокультурным аналогом, сравнение аналогичных поступков, навыков социального поведения и др.). Реализация этапов может происходит на основе использования содержания, раскрывающего деятельность патриотов России в настоящем и прошлом, что может послужить побудительным мотивом для патриотического проявления в поведении курсантов.

За последние годы в педагогике рассматривались различные аспекты влияния культуры на образование в рамках разных парадигм: место и значение культуроцентрированных технологий в образовательном процессе (гуманитарные технологии, человековедческие технологии, педагогические технологии, ме-таобразовательная область как интегрированный механизм раскрытия культуры, использование творческого наследия деятелей

Библиографический список

науки и культуры и т. д.), в меньшей степени воспитывающая возможность культуроцентрированных технологий в патриотическом воспитании.

Таким образом, наши исследования показали, что «культу-роцентрированные технологии патриотического воспитания» -это педагогические технологии, направленные на формирование ценностно-смысловой сферы курсантов в сочетании с широким кругозором, эрудицией, культурой отношений, чувства гордости за национальную культуру, способствующих высокому уровню развития государственно-патриотического сознания, верности Родине, конституционному долгу, гордости за принадлежность к войскам национальной гвардии.

При этом к педагогическим возможностям культуроцентри-рованных технологий в воспитательном процессе следует отнести:

- приобщение курсантов к общемировым и национальным культурным ценностям с целью интериоризации (присваивания, овнутрения) их содержания, чтобы привязать культурные ценности к наличному знанию о себе, людях и окружающем мире -культурная самоидетификация;

- воспитание духовных начал и нравственных качеств личности, становление миропонимания, национального самосознания, любви и верности Отчизне;

- нацеленность на культурные идеалы и нормы поведения, культурную социализацию личности, инициирующие самоактуализацию, самореализацию и саморазвитие курсантов;

- формирование социальной активности, гражданской позиции, ответственности за судьбы близких и Родины, готовности её защищать, все то, что составляет патриотического сознание личности.

1. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Экспресс, 2008.

2. Щуркова Н.Е., Питюков Л.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. Москва, 1993.

3. Сейтжанова А.Е. Применение современных технологий в воспитательной работе. Available at: https://kopilkaurokov.ru/ klassnomuRukovoditeliu/prochee/primienieniie-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-noi-rabotie

4. Дистервег Ф.А. О природосообразности и культуросообразности в обучении. Народное образование. 1998; № 7: 193 - 197.

5. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2010.

6. Алпацкий И.И., Чухнов И.П. Основные подходы к использованию культуроохранных технологий в России. Аналитика культурологии. 2006: 5.

7. Этуев А.Б. Современные технологии культурологического образования и дидактическая концепция. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013; Т. 5: 501 - 505. Available at: http://e-koncept.ru/2013/54101.htm

8. Кривых С.В. Культура воспитания и воспитание культуры. Воспитание элиты как ресурс развития регионов страны: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: НОУ «Экспресс», 2009.

9. Дубовская Е.М., Красная М.А. Взаимодействие с другой культурой как фактор гражданской социализации. Психологические исследования. 2017; Т. 10: № 54. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n54/1456-dubovskaya54.html

10. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в образовании. Омск: ИРОООЮ, 2017.

References

1. Surtaeva N.N. Pedagogicheskie tehnologii. Uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2008.

2. Schurkova N.E., Pityukov L.Yu., Savchenko A.P., Osipova E.A. Novye tehnologii vospitatel'nogo processa. Moskva, 1993.

3. Sejtzhanova A.E. Primenenie sovremennyh tehnologij v vospitatel'noj rabote. Available at: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/ prochee/primienieniie-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-noi-rabotie

4. Disterveg F.A. O prirodosoobraznosti i kul'turosoobraznosti v obuchenii. Narodnoe obrazovanie. 1998; № 7: 193 - 197.

5. Plotnikova E.B. Vospityvayuschee obuchenie: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2010.

6. Alpackij I.I., Chuhnov I.P. Osnovnye podhody k ispol'zovaniyu kul'turoohrannyh tehnologij v Rossii. Analitika kul'turologii. 2006: 5.

7. 'Etuev A.B. Sovremennye tehnologii kul'turologicheskogo obrazovaniya i didakticheskaya koncepciya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2013; T. 5: 501 - 505. Available at: http://e-koncept.ru/2013/54101.htm

8. Krivyh S.V. Kul'tura vospitaniya i vospitanie kul'tury. Vospitanie 'elity kak resurs razvitiya regionov strany: Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskojkonferencii. Sankt-Peterburg: NOU «'Ekspress», 2009.

9. Dubovskaya E.M., Krasnaya M.A. Vzaimodejstvie s drugoj kul'turoj kak faktor grazhdanskoj socializacii. Psihologicheskie issledovaniya. 2017; T. 10: № 54. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n54/1456-dubovskaya54.html

10. Surtaeva N.N. Gumanitarnye tehnologii vobrazovanii. Omsk: IROOOYu, 2017.

Статья поступила в редакцию 28.03.18

УДК 378

Shchebelskaya E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages, University of Film

and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: shebelskaya1@rambler.ru

CULTURE OF NEEDS OF UNIVERSITY STUDENTS: THE SPIRITUAL ASPECT. Spiritual needs of a person show dependence on products of public consciousness: manifestations of reflection, self-observation, thoughts and feelings of people that indicates the conscious relation to spiritual values reflected in the form of spiritual need in a human psyche. The article presents a review of theoretical and methodological approaches to the problem under consideration, which made it possible to identify a number of requirements for the formation of a culture of the needs of university students, the main one of which is to take into account the leading needs for this age, which affect the quality of the development of competencies in the university. The article analyzes the spiritual component of the culture of the needs of university students on the basis of the study of socio-psychological features of specific types of spiritual needs in its structure, that affect the quality of the development of the competencies of future specialists in the conditions of high school most of all.

Key words: spiritual needs, spiritual values, university students' culture of needs, competence, self-realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.