Научная статья на тему 'О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПО САНИТАРНОМУ КОНТРОЛЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПО САНИТАРНОМУ КОНТРОЛЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПО САНИТАРНОМУ КОНТРОЛЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

УДК 614.7:614:31:658.386.3

Кандидаты мед. наук Ю. Н. Почкин, Ф. Ф. Даутов, канд. хим. наук Т. И. Карпова, Л. М. Климовицкая

О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПО САНИТАРНОМУ КОНТРОЛЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Казанский институт усовершенствования врачей им. В, И. Ленина

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (1969) на промышленных предприятиях с 1970 г. начали организовываться санитарные лаборатории. Они призваны осуществлять постоянный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях производства, проводить систематическое наблюдение за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия. За 10-летний период существо-вования санитарных лабораторий отмечена недостаточная активность их в области контроля и охраны внешней среды — атмосферного воздуха, водоемов, почвы. По нашим данным, руководители и инженеры-химики санитарных лабораторий на промышленных предприятиях не имеют должной специальной подготовки в вопросах охраны окружающей среды. Такое положение объясняется тем, что указанных специалистов ни один вуз страны не готовит. Актуальность вопроса повышения квалификации инженеров-химиков санитарных лабораторий промышленных предприятий обусловлена и интенсивным ростом всех отраслей промышленности, что приводит к увеличению числа производств, загрязняющих окружающую среду. Все это послужило основанием для организации цикла усовершенствования инженеров-химиков санитарных лабораторий промышленных предприятий на базе кафедры общей гигиены Казанского института усовершенствования врачей.

По данным анкетных опросов курсантов (инженеров-химиков), прошедших усовершенствование на кафедре, контрольные функции санитарных лабораторий промышленных предприятий распределяются следующим образом: контроль рабочей зоны — 79,6%, атмосферного воздуха — 62,7%, сточной воды — 74,5%, воды водоемов — 2,0%, почвы — 0,3%, шума и вибрации — 50,8%. Таким образом, большинство санитарных лабораторий заняты контролем воздуха производственных помещений и исследованием сточных вод. Отмечается крайне недостаточное внимание к охране водоемов и почвы в районе размещения промышленных предприятий. По-видимому, в этом повинны территориальные санэпидстанции, осуществляющие методическое руководство деятельностью санитарных лабораторий. Из числа опрошенных курсантов 17% имеют университетское образование (химический факультет), 43% закончили биологический факультет педагогических институтов и университетов, 40% — химико-технологический и

политехнический институты. Большинство (97%) курсантов после окончания вуза впервые проходили усовершенствование на нашей кафедре, хотя стаж работы в санитарных лабораториях у 75% превышал 5 лет.

Проведенный в начале цикла тестовый контроль базисных знаний курсантов и беседы преподавателей с курсантами выявили недостаточную подготовленность инженеров-химиков санитарных лабораторий в вопросах гигиены и организации контроля атмосферного воздуха, водоемов и почвы. В беседе с курсантами преподаватели получают информацию о деятельности каждого и санитарной лаборатории, которую он представляет. Такие сведения помогают планировать выступления курсантов с наиболее интересными сообщениями на семинаре по обмену опытом, проводимом во второй половине срока обучения. Кроме того, курсанты сообщают свои активные запросы по методам исследования и другим вопросам, которые не отражаются программой усовершенствования.

Обучение курсантов ведется на месячном тематическом цикле усовершенствования по «Избранным вопросам санитарного контроля окружающей среды». При составлении программы этого цикла преподаватели кафедры считали основной целью усовершенствования — овладение знаниями в области санитарного контроля окружающей среды, совершенствование практических навыков и профессионального мастерства инженеров-химиков, работающих в санитарных лабораториях промышленных предприятий. Задачей теоретической части курса усовершенствования является ознакомление с гигиеническими проблемами охраны окружающей среды (атмосферного воздуха, водоемов, почвы), основами санитарного законодательства и научным обоснованием гигиенических нормативов, изучение современных санитарно-гигиенических и физико-химических методов исследований, применяемых при контроле окружающей среды и оценке вредных факторов производственных помещений.

Задачей практической части курса является закрепление теоретического материала, ознакомление с современными приборами, применяемыми при физико-химическом анализе, овладение современными саннтарно-химическими методами анализа, приобретение практических навыков по проведению лабораторных исследований.

Основными формами обучения на цикле являются специальные курсы лекций, практические и лабораторные занятия, семинары. Особое внимание уделяется самостоятельной работе по выполнению

санитарно-химических исследований под контролем преподавателя.

По мере накопления опыта в первоначальный вариант учебной программы вносились некоторые изменения: включены практические занятия «Отбор проб атмосферного воздуха в натурных условиях», «Оценка эффективности работы очистных сооружений», «Отбор проб воды водоема и сточной воды в натурных условиях». При проведении этих занятий наряду с отработкой методик отбора проб атмосферного воздуха, воды водоемов и сточных вод в натурных условиях курсанты лаборатории кафедры анализируют по заданной программе отобранные пробы. Полученные результаты позволяют оценить степень загрязнения атмосферного воздуха и воды водоемов, а также эффективность очистки сточных вод и степень самоочищения почвы. При проведении лабораторно-практических занятий преподаватель совместно с курсантами рассматривает санитарно-гигиеническое значение определяемого ингредиента, методику определения, затем курсанты самостоятельно проводят исследование, обсуждают и оценивают полученные результаты.

Часть лабораторно-практических работ связана с использованием современных физико-химических методов исследования (полярография, хроматография, фотоэлектроколориметрия, спектрофотоколо-риметрия). Следует отметить, что степень овладения этими сложными методами в процессе учебы по разным причинам еще недостаточно высокая. Например, курсанты по окончании обучения владеют приемами работы на фотоколориметрах и спектрофотометре, приобретают навыки выполнения тонкослойной и бумажной хроматографии, знакомятся с основами полярографии и газовой хроматографии.

Для подготовки к занятиям и во время их проведения курсантам выдаются методические разработки, ГОСТы на методы определения, материалы о рекомендуемых методах исследования и др. При практических занятиях в базовых учреждениях (в санитарной лаборатории крупного завода, лабо-

УДК 614.3/4:614.253.8

На 1-й Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии Б. В. Петровский подчеркнул, что ее следует рассматривать как учение о долге медицинского работника не только перед больным, но и перед народом, она включает в себя как личную, так и гражданскую нравственность.

Деонтология санитарного врача — организатора профилактической работы — обусловливается, с

ратории городской санэпидстанции и др.) инженеров-химиков знакомят с функциями лаборатории по охране окружающей среды, отчетной документацией и планированием, передовыми формами и методами работы. Затем курсанты в соответствии с индивидуальными запросами интересуются частными вопросами организации деятельности отдельных подразделений лаборатории.

Полезной формой обучения является проведение семинара-конференции, на котором 6—8 наиболее опытных инженеров-химиков в течение 15—20 минут докладывают об основных направлениях своей работы. Освещаются вопросы становления и организации деятельности санитарной лаборатории, взаимоотношения с администрацией предприятия и санитарной службой, основные направления работы, самокритично называются недостатки в работе санитарной лаборатории (не приступили еще к контролю за состоянием почвы и др.). Такие семинары-конференции по обмену опытом положительно оценивают не только сами курсанты (особенно начинающие заниматься данными вопросами и с небольшим стажем), но и преподаватели кафедры.

Пребывание курсантов на цикле усовершенствования оценивается преподавателями по совокупности данных о каждом обучающемся (активность и ответы на занятиях, зачеты по отдельным дисциплинам, активное участие в семинарах и др.) и оценке на экзамене. В свою очередь курсанты по окончании учебы сами оценивают эффективность своего пребывания в институте (указывают в анкетах процент полученной новой информации).

Положительная оценка курсантами по окончании обучения полученных знаний, многочисленные запросы от различных промышленных предприятий страны о выделении путевок на усовершенствование специалистов подтверждают целесообразность и актуальность выбранного кафедрой направления по подготовке инженеров-химиков в вопросах санитарного контроля окружающей среды.

Поступила* 24/1 !1[ 1980 г.

одной стороны, должностными обязанностями, а с другой — кругом должностных лиц, от которых зависит разработка и реализация профилактических мероприятий. Успех и эффективность этой деятельности в значительной мере определяются выбором форм, методов и тактических приемов. Рассмотрим деонтологические аспекты работы на примере санитарного врача по гигиене труда. Круг

Доктор мед.^наук Н. Ф. Борисенко

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ САНИТАРНОГО ВРАЧА

Киевский медицинский ннстнтут

с*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.