кишечных инфекций на трассе, не допустить ни одной массовой вспышки этих заболеваний среди строителей магистрали.
ЛИТЕРАТУРА
Данишевский Г. М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере. М., 1968.
Матвейчук И. И., Зимович А. И., Мачас Л. И. — Гиг. и сан., 1975, № 8, с. 35—38. Петров Н. М. — Там же, 1978, № 8, с. 46—48.
Поступила 12/11 1979 г.
УДК 614.3/4.07-051:658.386.3
Канд. мед. наук Ю. Н. Почкин, канд. Хим. наук Т. И. Карпова,
Л. М. Климовицкая
ОПЫТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛАБОРАНТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ САНЭПИДСТАНЦИЙ
Казанский институт усовершенствования врачей- им. В. И. Ленина
Сложность и трудоемкость проводимых санэпидстанциями исследований, возросшая роль результатов этих работ обусловливают повышенные требования к лаборантам с высшим образованием, занятых в лабораториях санэпидстанций, в отношении их профессиональной подготовленности и квалификации. При этом следует отметить, что ни один вуз страны не готовит специалистов для санитарно-гигиенических лабораторий санэпидстанций.
Кафедра общей гигиены Казанского института усовершенствования врачей им. В. И. Ленина, начиная с 1966 г., планово проводит обучение лаборантов с высшим образованием, работающих в санитарно-гигиениче-ских лабораториях коммунальных отделений санэпидстанций страны. За 12 лет на кафедре повысило свою профессиональную квалификацию 565 лаборантов с высшим образованием: 9,5% из них химики с высшим образованием, а 90,5% бывшие биологи (учителя средних школ, инженеры-технологи, фармакологи-провизоры) и лица других специальностей. Надо полагать, что в системе санитарно-эпидемиологической службы страны штатные должности лаборантов с высшим образованием заняты также различными специалистами.
Принимая во внимание это обстоятельство, можно утверждать, что работники санэпидстанций — лаборанты с высшим образованием остро нуждаются в повышении своей профессиональной квалификации. Несмотря на значительный стаж (более чем у 52% курсантов он превышает 5 лет), эта категория сотрудников санэпидстанций впервые повышают свой профессиональный уровень. Необходимость повышения квалификации подтверждается в беседах между преподавателями кафедры и курсантами, выявляется во время опроса последних перед началом занятий и при проведении тестового контроля базисных знаний, а также высказываниями обучающихся на заключительных собраниях о полезности проведения подобных циклов усовершенствования. Кафедра общей гигиены Казанского института усовершенствования врачей является единственной в стране учебной базой, где повышают свою квалификацию лаборанты санитарно-гигиенических лабораторий коммунальных отделений санэпидстанций. Обучение курсантов ведется на двухмесячном тематическом цикле усовершенствования «Лабораторные методы исследования в коммунальной гигиене». Курсанты за время обучения впервые знакомятся с теоретическими основами коммунальной гигиены. С этой целью изучаются избранные вопросы санитарной охраны водоемов, атмосферного воздуха, гигиены водоснабжения, почвы. Каждый раздел теоретической части коммунальной гигиены подкрепляет-
ся проведением практических лабораторных занятий. На них курсанты осваивают современные методы исследования показателей загрязнения атмосферного воздуха, стандартные способы исследования питьевой воды в соответствии с ГОСТом 2874-73, рассматривают методы изучения санитарного состояния водоемов и почвы. Приобретенные знания и навыки закрепляются контрольными работами по разделам гигиены атмосферного воздуха и гигиены воды. Обе контрольные работы проводятся в натурных условиях. Курсанты с помощью преподавателя знакомятся с санитарно-топографиче-скими условиями водоисточника, отбирают в соответствии с правилами пробы воды на анализ, исследуют воду в условиях кафедры, оценивают полученные данные в сравнении с существующими гигиеническими нормами. Аналогичная контрольная работа выполняется курсантами и по разделу гигиены атмосферного воздуха. Обучающиеся весьма положительно оценивают такую форму закрепления освоенных практических навыков.
Большой раздел программы — изучение теоретических основ современных физико-химических методов исследования внешней среды. Освещаются основные условия проведения полярографического анализа, разбираются различные виды хроматографического анализа, оптические методы исследования (фотометрия, спектральный анализ). На практических занятиях курсанты на основе полученных теоретических знаний овладевают методами физико-химического анализа. Под руководством преподавателя они самостоятельно работают на современных приборах: полярографе, фото-электроколориметрах, хроматографе, спектрографе, спектрофотометре.
Наряду с изучением методов исследований, включенных в программу, при активном запросе курсантов на кафедре создаются условия для освоения ими методик, не предусмотренных программой. Некоторые часто повторяющиеся в запросах методики были включены в основную программу цикла (определение поверхностно-активных синтетических веществ и нефтепродуктов в воде, измерение окисляемости воздуха и др.). Основная программа усовершенствования постоянно корректируется в соответствии с требованиями практики. Так, из-за отсутствия в большинстве санэпидстанций сложного спектрального оборудования, в последние годы были сокращены учебные часы по разделу эмиссионно-спектрального анализа и за счет этого в программу включен ряд новых методик по исследованию воды в соответствии с ГОСТом 2874-73.
В процессе преподавания используются научные достижения сотрудников кафедры, введено самостоятельное занятие «определение электропроводности воды» на установке, созданной и апробированной на кафедре, демонстрируются и используются созданные на кафедре два типа батометров. При отработке определения нефтепродуктов в воде курсантам предлагается методика в модификации сотрудников кафедры.
* £В помощь санитарно-эпидемиологической службе кафедра планирует проведение в ближайшее время цикла тематического усовершенствования «Избранные вопросы санитарного контроля окружающей среды» для химиков с высшим образованием, работающих в санитарных лабораториях промышленных предприятий. Убеждены, что эта категория сотрудников лабораторий, выполняющая основной санитарный контроль на промышленных предприятиях, также нуждается в повышении своего профессионального уровня.
Поступила 25/Х 197 8 г.