ческой станции, расширено отделение замешивания, в котором переоборудована вытяжная вентиляция и организована подача приточного воздуха, вынесены в отдельное помещение вальцовочные работы, испы-
тывается аппарат для механизированного замешивания полиметилме-такрилатового порошка. В результате проведения этих мероприятий в анализах воздуха, взятого в общем помещении цеха у больших горячих и малых литьевых прессов, а также в отделении замеса, в марте 1959 г. паров метилметакрилата обнаружено не было (см. рисунок).
На основании заключения санитарно-эпидемиологической станции ряду работников нижнепрессового цеха (слесарям по обслуживанию горячих прессов, вальцовщикам и приемщикам) был предоставлен дополнительный отпуск в 6 рабочих дней в связи с их длительным пребыванием в помещении, воздух которого загрязняется парами метилметакрилата.
Кроме того, руководству фабрики и заведующему здравпунктом предложено организовать стационарный ингаляторий для профилактики и лечения распространенных среди рабочих фабрики заболеваний верхних дыхательных путей.
ЛИТЕРАТУРА
Лазарев Н. В. (ред.). В кн.: Вредные вещества в промышленности. Л., 1954. т. I, стр. 493, 499, 502, 717, 722, 727. — П е т р о в Г. С., Петрова Л. Г. Пластмассы. М.—Л., 1953. — Ревзин И. И. Тезисы докл. конференции по применению пластических масс в медицине. М., 1954, стр. 4. — Henrichsen Е., Jansen К., Krogh-Poulsen W., Acta Orthop. Scandinav., 1952, v. 22, p. 141. —Laskin D. M., Robinson I. B. Weinmann J. P.. Proc. Soc. Exper. Biol. a. Med., 1954, v. 87, p. 329.
Поступила 28/V 1959 r.
О ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ, ВЫЗВАННЫХ УПОТРЕБЛЕНИЕМ
В ПИЩУ АРБУЗОВ
Н. И. Брикун, К. Ф. Коровина, 3. А. Иванова Из Оренбургской областной санитарно-эпидемиологической станции
В сентябре 1959 г. в Оренбурге зарегистрировано 13 пищевых отравлений, вызванных употреблением в пищу арбузов. При расследовании отравлений выявлено, что арбузы поступили в Оренбург для продажи из колхоза «Красное знамя» Соль-Илецкого района Оренбургской области (арбузы сорта Мелитопольский, семена получены из Сталинградской области). Подобное отравление арбузами было заре-
Динамика содержания паров метилметакрилата в воздухе основных участков ннжнепрессового цеха с 1956
по 1959 г. 1 — в отделении замеса; 2 — у больших прессов; 3 — у мест приемщиков.
* В 1958 г. проводился демонтаж вентиляционного оборудования.
гистрировано в Саратове в 1957 г. (семена арбузов были также получены из Сталинградской области).
У всех пострадавших через 15—30 минут после употребления в пищу арбузов появились признаки пищевой интоксикации: жжение во рту, тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, общая слабость. В течение первых суток самочувствие больных улучшилось, рвота и боли в животе прекратились, но у большинства больных в течение 2—3 дней после прекращения рвоты и болей в животе оставалась общая слабость. Все случаи пищевых отравлений, вызванных арбузами, закончились полным выздоровлением.
Данные эпидемиологического расследования подтвердили, что пищевые отравления были связаны с употреблением в пищу арбузов. Так, в семье Р., состоящей из 5 человек, арбузы ели только двое детей, у которых через 20 минут появились явления пищевого отравления; члены семьи, не употреблявшие арбузов, остались здоровы. Пища, кроме арбузов, была одинаковой у всех членов семьи. В семье К., состоящей из 6 человек, заболело только трое детей, употреблявших арбузы. Члены семьи, не евшие арбузов, остались также здоровыми.
Арбузы, послужившие причиной отравления, по органолептиче-ским показателям ничем не отличались от обычных.
В лаборатории областной санитарно-эпидемиологической станции в пробирках прокипятили на водяной бане сок, полученный от обычных арбузов и от арбузов, вызвавших пищевое отравление. Сок, взятый от арбузов, вызвавших пищевое отравление, после кипячения остался мутным, а сок от обычных арбузов после кипячения оказался прозрачным.
При бактериологическом исследовании сока на среде Эндо были получены розовые, а на сахарном агаре — расплывчатые мутноватые колонии. При посеве на пестрый ряд отмечалось разложение глюкозы, мальтозы, сахарозы с. образованием кислоты и газа. Выделенная культура дала ясную реакцию агглютинации со специфическими сыворотками. Кроме того, арбузный сок был направлен в Саратовский институт гигиены и профпатологии на анализ, где проба арбузного сока дала положительную реакцию преципитации в разведении 1 : 10 со специфическими антитоксическими преципитирующими сыворотками, что доказывает наличие в соке токсинов микроба — возбудителя токсического бактериоза арбузов, вызывающего отравления у людей.
Поступила 4/Х1 1959 г.
4
■а * *