Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С ПОЛИМЕТИЛМЕТАКРИЛАТОМ'

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С ПОЛИМЕТИЛМЕТАКРИЛАТОМ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
86
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С ПОЛИМЕТИЛМЕТАКРИЛАТОМ»

5. Необходимо поставить вопрос перед организациями треста «Газоочистка» о разработке эффективных и компактных методов очистки выбросов от паров ртути.

ЛИТЕРАТУРА

Лейтес Р. Г. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1952, в. 1, стр. 90. — Полежаев Н. Г. Гиг. и сан., 1956, № 6, стр. 74.— ПьянковВ. А. Журн. прикладн. химии, 1938, т. 11, № 6, стр. 931.

Поступила 28/У11 1958 г.

т* -ЙГ

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С ПОЛ ИМЕТИЛМЕТАКРИЛАТОМ 1

С. Э. Сандрацкая

Из I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова

Одной из наиболее распространенных в настоящее время пластических масс, получаемых полимеризационным способом, является по-лиметилметакрилат — органическое стекло или плексиглаз, нашедший широкое применение во многих отраслях промышленности.

Органическое акрилатовое стекло низкого удельного веса имеет высокие показатели механической прочности, абсолютную светостойкость при почти идеальной прозрачности, способности пропускать ультрафиолетовые лучи и значительной водостойкости. Все это делает его пригодным для применения в авиа- и радиопромышленности, в машино-и приборостроении, в производстве искусственного волокна, небьющихся очковых, часовых стекол и линз, диэлектриков, в архитектурно-строительном деле, в приготовлении клеев, лаков и красок. Большое разнообразие применения дает сополимеризация основы этого вещества— метилметакрилата с другими мономерами.

Полиметилметакрилат получается путем полимеризации метилового эфира а-метакриловой кислоты (метилметакрилата) при нагревании в присутствии перекисных соединений. Полимеризация проводится различными способами: в блоке, в растворе и в эмульсии. Блочным способом получают готовые изделия, а также листовой и плиточный полиметилметакрилат, полимеризацией эфира в органических растворителях— различные лаки; эмульсионным способом — порошкообразный полимер. Во всех случаях готовый продукт содержит остатки вхо-щего в него не прореагировавшего до конца мономера.

Опытами советских и зарубежных ученых была установлена безвредность полиметилметакрилата при его лабораторном изготовлении и строгом соблюдении рецептуры, когда в конечном продукте не остается следов непрореагировавшего мономера. Путем вживления пластинок полиметилметакрилата в мягкие ткани и костный мозг подопытных животных этими авторами было доказано, что акрилат является наиболее индифферентной для организма пластической массой. Полученные данные позволили использовать акриловые пластмассы в самых различных областях пластической хирургии и ортопедии:

1 Работа проведена в санитарно-эпидемиологической станции Бауманского района Москвы.

в кранио- и ринопластике, в глазном протезировании, для замещения суставов, костных дефектов, а также в стоматологии для пломбирования зубов, чему способствуют асептические свойства мономера.

Однако в отличие от пластмасс, получаемых в лаборатории, многие марки их, получаемые в условиях современного производства, содержат примеси мономера и потому таят в себе потенциальную опасность выделения последнего. Особенную настороженность в этом отношении должны вызывать не готовые изделия, а контакт с полупродуктами, в частности с пресспорошками, выделение паров мономера из которых неизбежно.

Токсические свойства основы полиметилметакрилата — метилового эфира а-мета-криловой кислоты — изучали с начала 1940 г. Л. 3. Пономарева-Астраханцева, а затем Дейхман (Deichmann), которыми установлены токсические концентрации этого вещества и найдены дегенеративные изменения и множественные кровоизлияния в паренхиматозных органах подопытных животных. Рядом опытов выявлено раздражающее действие паров метилметакрилата на кожу и слизистые оболочки, а также образова ние саркоматозных разрастаний при вживлении в мягкие ткани пленки, содержащей примесь метилметакрилата.

Научным сотрудником Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института Б. Д. Карповым в 1952 г. были установлены динамические нарушения процессов возбуждения и торможения в высших отделах центральной нервной системы у подопытных животных под влиянием паров метилметакрилата, а также угнетающее действие этих паров на безусловные рефлексы, сосудистые рецепторы, дыхательный центр и терморегуляцию. Обследованные им рабочие, занятые синтезом и полимеризацией метилметакрилата, содержание которого в воздухе производственных помещений колебалось от 0,1 до 0,8 мг/л, предъявляли жалобы на общую слабость, раздражительность, утомляемость, сонливость, головную боль, потерю аппетита. Все эти явления нарастали к концу смены. У 43% рабочих была обнаружена гипотония с колебаниями кровяного давления от 80/50 до 105/75 мм ртутного столба. В случае острого отравления при аварии наблюдались выраженные явления вегетоастении. Исходя из данных токсикологического эксперимента, определившего пороговые концентрации, при которых наблюдались сдвиги в безусловно- и условнорефлекторной деятельности высших отделов головного мозга животных, а также раздражение рецепторов верхних дыхательных путей, и данных клинико-гнгиенического обследования производства, Б. Д. Карпов предложил ориентировочную предельно допустимую концентрацию паров метилметакрилата для рабочих помещений, равную 0,05 мг/л.

Данные о токсикологии веществ, входящих в состав полиметилметакрилата, и о возможности заболеваний при контакте с ними, вызвали необходимость обследования работающих на Московской пуговичной фабрике имени Балакирева, основой производственного процесса на которой является обработка полиметилметакрилата, что связано с поступлением в воздух рабочих помещений значительных количеств токсического мономера.

Сырье для выработки пуговиц и других изделий из полиметилметакрилата поступает на фабрику в виде плит и листов органического стекла и в виде пресспорошка. Листовой и плиточный акрилат, как было указано, получается блочным, а пресспорошок — эмульсионным способом. Вследствие этого и тот и другой содержат примесь непро-реагировавшего мономера. Выделение мономера и является основной профессиональной вредностью, возникающей при обработке полиметилметакрилата.

Листы и плиты органического стекла всевозможных размеров и толщиной 0,5—5 см проходят распиловку, штамповку, обточку, галтовку, сверление, полировку, разрисовку и наклейку. При распиловке, не обеспеченной вентиляцией выделяется 0,8—0,95 мг/л метилметакрилата, что повышает ориентировочную предельно- допустимую концентрацию в 16—20 раз. Приточно-вытяжная вентиляция в штамповочном, обточном и сверлильном цехах почти полностью обеспыливает процесс обработки и предотвращает выделение в воздух цеха паров метилметакрилата. В барабанном цехе, где производят галтовку пуговиц смесью опилок с пемзой, при загрузке и разгрузке барабанов, а

также в отделении открытых сетчатых барабанов концентрации пыли достигали 1011 мг/м3, т. е. 100-кратного превышения предельно допустимого уровня. В цехе полировки, несмотря на наличие приточно-вытяжной вентиляции, концентрации пыли достигали 40 мг/м3, причем большую часть работ проводили на ручных станках. Прочие этапы обработки органического стекла не сопровождаются выделением моно мера или пыли.

Другим способом изготовления пластмассовых изделий является прессование их из полиметилметакрилового пресспорошка марки Л-1, в состав которого в качестве основы входит метилметакрилат, как катализатор— перекись бензоила, пластификатор — дибутилфталэт, пш-ментные и жировые красители и метакриловая кислота.

При добавлении к латексному порошку растворителя, которым является метилметакрилат, в соотношении 1 : 3 при замешивании получается густая сырообразная, сильно пахнущая эфиром масса, которую режут вручную и определенными навесками подают на прессование. Замешивание производят в отдельном помещении нижнепрессового цеха, частично оборудованного местной вытяжной вентиляцией. Концентрации мономера в воздухе замесочного отделения превышали рекомендуемый предельно допустимый уровень в среднем в 38 раз, достигая максимального 84-кратного превышения. Вследствие недостаточности площади отделения массу замешивают также в общем помещении цеха, что значительно загрязняет воздух рабочей зоны парами метилметакрилата. Источником выделения паров мономера является и процесс прессования, проводимый при температуре 130—150°, что способствует частичному разложению полимера и выделению паров метилметакрилата в концентрации 0,5—0,7 мг/л, превышающей предельно допустимый уровень в 10—14 раз.

Отсюда следует, что воздействию паров мономера более всего подвержены рабочие нижнепрессового цеха. Это было отправным пунктом при изучении заболеваемости рабочих фабрики. Сравнение заболеваемости по фабрике в целом и нижнепрессового цеха за период 1956 — 1958 гг. показало, что заболеваемость в цехе выше общефабричной на 20% в случаях и на 10,5% в днях; заболеваемость бронхитом в цехе почти в 3 раза выше общефабричной, а гипертонической болезнью — в 2 раза ниже, что может быть следствием гипотензивного действия эфира. Эти предварительные данные указывали на необходимость проведения углубленного осмотра рабочих цеха, что и было сделано по инициативе санитарно-эпидемиологической станции Бауманского района силами здравпункта фабрики и 21-й городской больницы в течение 1957—1958 гг. Осмотр был проведен бригадой врачей в составе профпатолога-терапевта, невропатолога, отоларинголога и лаборантов.

Анализ полученного материала показал, что в нижнепрессовом цехе наблюдается значительная текучесть рабочей силы. Из 118 рабочих разных участков цеха 38 были приняты на работу не более 6 месяцев назад, поэтому при статистической разработке результатов осмотра данные заболеваемости этой группы рабочих не принимались во внимание. В основной группе рабочие цеха распределялись по профессиям следующим образом: 61 прессовщик, 8 замесчиков, 5 вальцовщиков и 6 приемщиков. Из всего числа рабочих в возрасте до 19 лет было 5 (6,5%), а в среднем возрасте 20—39 лет — основная масса рабочих (64%). Рабочих со стажем от 6 месяцев до 2 лет было 35 (43,5%), от 2 до 5 лет — 28 (35%), от 5 до 10 лет —9 (11,5%), свыше 10 лет — 8 (10%). Основная масса рабочих цеха — женщины.

Анализ результатов проведенного осмотра показал следующее: из общего числа осмотренных (80 человек) у 42 (52%) обнаружено понижение кровяного давления в пределах от 80/50 до 110/65 мм ртутного столба; у 20 (25%) выявлены заболевания верхних дыхательных путей

в виде субатрофических и атрофических ринитов, назофарингитов и ларингитов.

У значительной части работниц цеха имеются жалобы на голсв-ную боль и быструю утомляемость, однако выраженные функциональные изменения нервной системы в форме вегетоастенических реакций зафиксированы только у 9 (11,5%). У 47 (59°/о) обнаружено воспаление конъюнктивы разной степени выраженности.

Анализы крови и мочи не выявили каких-либо существенных отклонений от нормы. Полученные данные свидетельствуют о том, что в основном изменения, причиной которых является действие на организм паров метилметакрилата, касаются нервной системы, слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз и сосудистых рецепторов, что и можно было предполагать, исходя из литературных данных о токсикологии этого вещества.

За 1956—1958 гг. промышленным отделением лаборатории санитарно-эпидемиологической станции было проделано более 100 анализов воздуха в различных цехах фабрики на содержание пыли, формальдегида, метилметакрилата и других токсических веществ. Данные по загрязнению воздуха рабочих помещений метилметакрилатом представлены в таблице1.

Содержание паров метилметакрилата в воздухе на отдельных участках нижнепрессового

цеха в 1950—1958 гг.

Место взятия Темпера - Количест- Концентрация (мг/л) Кратность превышения пре- • Вентиляционное обо-

пробы духа во проб макси-] мальная средняя пустимоП концентрации рудование

Большие пресса 23° 8 2,5 1 ,25 25—50 Приточно-вытяжная вентиляция рядом

Литьевые пресса 21° 2 0,2 0,1 2—4

Отделение замеса 19° 7 4,2 1,8 38—84 2 вытяжных шкафа, приток — из цеха

У вальцев 23° 1 0,4 0,4 8 Патрубок вытяжной системы

Нейтральная зона — место приемшиков 18° 4 0,5 0,25 5—10 Патрубок общей приточной системы

По цеху в целом 22 1,56 0,76 15—30 Общеобменная приточно-вытяжная вентиляция

На основании проведенных исследований руководству фабрики было предложено провести ряд оздоровительных мероприятий на наиболее неблагополучных участках.

В настоящее время закончен монтаж вентиляции цеха по проекту, утвержденному промышленным отделением санитарно-эпидемиологи-

' Исследование на присутствие паров метилметакрилата в воздухе проводилось по методике, описанной в руководстве «Определение вредных веществ в воздухе производственных помещений» (М. В. Алексеева, Б. Е. Андронов, С. С. Гурвиц, А. С. Житкова).

ческой станции, расширено отделение замешивания, в котором переоборудована вытяжная вентиляция и организована подача приточного воздуха, вынесены в отдельное помещение вальцовочные работы, испы-

тывается аппарат для механизированного замешивания полиметилме-такрилатового порошка. В результате проведения этих мероприятий в анализах воздуха, взятого в общем помещении цеха у больших горячих и малых литьевых прессов, а также в отделении замеса, в марте 1959 г. паров метилметакрилата обнаружено не было (см. рисунок).

На основании заключения санитарно-эпидемиологической станции ряду работников нижнепрессового цеха (слесарям по обслуживанию горячих прессов, вальцовщикам и приемщикам) был предоставлен дополнительный отпуск в 6 рабочих дней в связи с их длительным пребыванием в помещении, воздух которого загрязняется парами метилметакрилата.

Кроме того, руководству фабрики и заведующему здравпунктом предложено организовать стационарный ингаляторий для профилактики и лечения распространенных среди рабочих фабрики заболеваний верхних дыхательных путей.

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев Н. В. (ред.). В кн.: Вредные вещества в промышленности. Л., 1954. т. 1, стр. 493, 499, 502, 717, 722, 727. — П е т р о в Г. С., Петрова Л. Г. Пластмассы. М.—Л., 1953. — Ревзин И. И. Тезисы докл. конференции по применению пластических масс в медицине. М., 1954, стр. 4. — Henrichsen Е., Jansen К., Krogh-Poulsen W., Acta Orthop. Scandinav., 1952, v. 22, p. 141. —Laskin D. M., Robinson I. B. Weinmann J. P.. Proc. Soc. Exper. Biol. a. Med., 1954, v. 87, p. 329.

Поступила 28/V 1959 r.

О ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ, ВЫЗВАННЫХ УПОТРЕБЛЕНИЕМ

В ПИЩУ АРБУЗОВ

Н. И. Брикун, К. Ф. Коровина, 3. А. Иванова Из Оренбургской областной санитарно-эпидемиологической станции

В сентябре 1959 г. в Оренбурге зарегистрировано 13 пищевых отравлений, вызванных употреблением в пищу арбузов. При расследовании отравлений выявлено, что арбузы поступили в Оренбург для продажи из колхоза «Красное знамя» Соль-Илецкого района Оренбургской области (арбузы сорта Мелитопольский, семена получены из Сталинградской области). Подобное отравление арбузами было заре-

Динамика содержания паров метилметакрилата в воздухе основных участков ннжнепрессового цеха с 1956

по 1959 г. 1 — в отделении замеса; 2 — у больших прессов; 3 — у мест приемщиков.

* В 1958 г. проводился демонтаж вентиляционного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.