Научная статья на тему 'О перспективных исследовательских темах в региональной экономике'

О перспективных исследовательских темах в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МАКРОРЕГИОН / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ / ПРОЕКТ / REGION / MACRO-REGION / THE TERRITORIAL DIVISION OF LABOR / THE TERRITORIAL EXPANSION / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаев Б. Д., Боровкова Н. В.

Рассмотрены исследовательские темы в рамках формирования макрорегионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабаев Б. Д., Боровкова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PERSPECTIVE RESEARCH TOPICS IN THE REGIONAL ECONOMY

Research topics reviewed in the formation of macro-regions.

Текст научной работы на тему «О перспективных исследовательских темах в региональной экономике»

УДК 378

Бабаев Б. Д., Боровкова Н. В. О ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТЕМАХ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рассмотрены исследовательские темы в рамках формирования макрорегионов.

Кл юче вые слова: регион, макрорегион, территориальное разделение труда, территориальная экспансия, проект.

За последние лет 20 заметно возрос интерес к региональной экономике, при этом разработки достигли такого исследовательского уровня, когда возникает необходимость поиска новых направлений. Одно из этих направлений было подсказано самой жизнью и обозначилось как субрегиональная экономика - муниципальная экономика. Этой темой активно стали заниматься не только в крупных научных центрах, но и во Владимире, Иванове, Костроме, Шуе и других городах. Сейчас исследуются различные аспекты региональной экономики, начиная от проблематики локального типа воспроизводства и кончая вопросами стратегического развития муниципальных образований. В то же время жизнь подсказала еще одно направление развития, которое связано с межрегиональными взаимодействиями, с формированием макрорегионов (по другой терминологии - трансграничных регионов). Это второе направление стало привлекать внимание исследователей прежде всего в связи с разработками стратегий развития регионов, когда невольно пришлось коснуться темы тенденций социально-экономического развития субъектов РФ.

Выделим ряд перспективных, на наш взгляд, направлений углубления темы макрорегионов.

Новый тип общественного разделения труда. Сам переход от плановой экономики к экономике рыночного (капиталистического) типа означал ломку сложившихся экономических отношений, базировавшихся на определенном типе территориального разделения труда. Представляют интерес факторы, влияющие на этот процесс, но еще большую ценность представляет выявление результатов этого процесса. Если, к примеру, взять формирование Московского макрорегиона, то между Москвой, с одной стороны, и подмосковными регионами, с другой, складывается весьма примечательное разграничение функций. Суть в том, что Москва в силу своего особого социально-экономического и административного статуса и столичного положения в стране принимает на себя «верхние» функции, которые характеризуются наибольшей «денежностью» и которые можно характеризовать как мощную хозяйственную силу, отчасти накладывающую на столицу определенные обязательства, но в существенной степени позволяющие получить выгоду. Сама структура экономики Москвы характеризуется существенным повыше-

нием доли тех видов экономической деятельности, для которых характерна наиболее высокая степень «рыночности», под которой мы понимаем возможности извлекать максимум выгод при минимизации затрат. В структуре народного хозяйства столицы сильные позиции занимают оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, операции с недвижимостью, финансы и кредит. Достаточно сказать, что в валовом региональном продукте доля операций с недвижимостью сравнялась с долей промышленных предприятий. В Москве размещаются офисы крупных и крупнейших предприятий, вообще для Москвы характерен такой «предпринимательский показатель»: примерно на 10 человек приходится одна организация (для сравнения: в Ивановской области - на 45 человек). Вообще тема «верхних» функций достаточно интересна, она многогранна, но нуждается не только в выяснении по существу, но и в объяснении, в силу чего это происходит.

Что касается подмосковных регионов, то все более отчетливо выявляется их подлинное предназначение в новых условиях. На их территорию происходит перемещение промышленных и иных предприятий из Москвы; эти территории являются поставщиками предметов труда для столицы и ее населения, в особенности биомассы; московский капитал активно проникает едва ли не во все сферы деятельности подмосковных регионов; их территория активно используется московскими жителями для рекреационных целей; и т. д. Все подмосковные регионы являются старопромышленными, в итоге рыночных перемен они получили фрагментарную экономику, нуждается в обновлении инфраструктура, возникают серьезнейшие проблемы, связанные с дифференциацией доходов и уровня жизни, сам экономический рост не характеризуется достаточно серьезным качеством и структурными характеристиками.

В любом случае разграничение функций между Москвой и подмосковными регионами является важной исследовательской темой, которая характеризуется вместе с тем перспективностью.

Механизм формирования нового типа территориального разделения труда и территориальной экспансии. В данном случае из плоскости разговора о том, что такое новый тип общественного территориального разделения труда, мы уходим в тему, как формируется этот тип, как он функциони-

© Бабаев Б. Д., Боровкова Н. В., 2012

Экономика образования ♦ № 4, 2012

51

рует и развивается. В связи с этим целесообразно остановиться на территориальной экспансии (в нашем примере она идет от Москвы), содержание которой мы усматриваем в том, что, с одной стороны, она характеризуется неравноправностью отношений и даже несет в себе колониальные элементы, с другой - отражает отношения между старшими и младшими партнерами. Формы территориальной экспансии весьма разнообразны, исследовательская задача состоит в том, чтобы типизировать эти формы и каждую из них сделать предметом исследования. Особо остро для подмосковных территорий в связи с этим стоит тема трудовой миграции. Эта тема уже давно привлекает внимание исследователей, но вместе с тем изучение этого феномена затрудняется отсутствием соответствующей статистики. Оценка трудовой миграции в рамках территориальной экспансии выглядит неоднозначно. С одной стороны, люди получают работу и заработок, делают денежные переводы своим домашним, с другой - происходит утрата территориями наиболее эффективной, мобильной части рабочей силы, что усугубляет проблемы отстающих регионов и муниципальных образований. В связи с механизмом территориального разделения труда и территориальной экспансии приходится ставить вопрос о социально-экономических последствиях. Разработка этой подтемы требует привлечения обширного эмпирического и статистического материала, но это также крайне важно.

Можно заметить, что в современных условиях ни один подмосковный регион не может строить как свою текущую, так и перспективную деятельность без учета московского фактора. Последний становится настолько существенным, что его целесообразно подвергать не только качественной, но и количественной оценке, а также в связи с ним целесообразно выдавать прогнозные решения.

Дефицит (избыток) территориального ресурса. Нам не приходилось встречаться с литературой, где категорически ставился бы этот вопрос, однако естественно так или иначе отдельные стороны этого вопроса исследовать. Так, для Москвы острый характер имеет тема утилизации бытовых, промышленных и иных отходов, по этому вопросу Москва вынуждена взаимодействовать с Московской и другими областями, но сама тема дефицита территориального ресурса применительно к столице выглядит чрезвычайно разнообразной. По-видимому, в существенной степени этим обстоятельством объясняется расширение пределов Москвы в юго-западном направлении. Москва испытывает нехватку территориального ресурса в связи с транспортными задачами, в связи с жилищным строительством, рекреационными зонами и пр. По этому поводу можно говорить об особой ценности земельного ресурса в условиях Москвы, ставить

тему цены земли, дифференциальной ренты и пр., в конечном счете развертывается целая экономика дефицита земельного ресурса.

Что же касается подмосковных регионов, то применительно к ним можно говорить, если иметь в виду отдельные зоны, об избытке территориального ресурса. Если мы видим заброшенные сельскохозяйственные угодья и выведенную из экономического оборота пашню, то мы невольно говорим о том, что земля не нужна, она избыточна для данного региона. Возникают вопросы альтернативного использования земель. К тому же надо иметь в виду, что земля по кадастровым оценкам имеет много категорий, это важно фиксировать в экономических оценках. Обращение к областным центрам показывает, что для них, как и для Москвы, также характерен дефицит земельного ресурса, например, в связи с реконструкцией улиц и площадей или в связи со строительством жилья и административных зданий.

Можно дать самые различные направления в исследовании поставленной темы, но она как исследовательский сюжет перспективна.

Разность экономических потенциалов. Речь может идти и о регионах, и о муниципальных образованиях. Понятие экономического потенциала трактуется исследователями по-разному, это уже само по себе есть основа для разговора. Однако мы хотим обратить внимание на другой аспект - на связанные с этими различиями потенциалов аллокационные процессы. Простой пример. Если в Москве заработная плата в три раза выше, чем в Ивановской области, то можно ожидать, что наиболее мобильная часть экономически активного населения Ивановской области начнет перемещаться в московском направлении, благо Москва как мегацентр в состоянии вбирать в себя все новые и новые массы людей. Действует закон концентрации и централизации производства и капитала, действует закон агломераций, в соответствии с которыми эти зоны становятся точками экономического роста (тему экономического затухания крупных центров мы не рассматриваем). В то же время в Москве избыток организаций, излишек инвестиций, а в периферийных регионах ощущается их недостаток. Соответственно можно ожидать перетока известной части организаций и инвестиций в подмосковные регионы.

Мы ограничимся отдельными примерами, но вместе с тем заметим, что тему аллокационных процессов невозможно понять и объяснить без обстоятельной разработки вопроса о разности экономических потенциалов.

О кластеризации экономики. Эта тема отнюдь не новая. Принято активно ссылаться на М. Портера, однако еще в советской экономической литературе эти вопросы рассматривались в рамках

понятия территориально-производственного комплекса. В литературе встречаются указания на то, что свыше 50 % промышленного производства в мире развивается по кластерным принципам. Существуют различные взгляды на кластер, эта тема поднимается в связи с проблемой устойчивости предприятий. Справедливо утверждение, что предприятия в рамках кластера чувствуют себя гораздо увереннее, чем вне кластера. Мы хотим обратить внимание на те моменты в объяснении успехов кластеризации, которым многие исследователи не придают должного значения. Речь идет о том, что в рамках кластеров не просто вокруг доминирующей отрасли складывается соседство и взаимодействие смежных и родственных отраслей, дело также в том, что формируются внутрикластерные рынки, а тема конкуренции замещается сотрудничеством участников. Формируется такой конгломерат предприятий, устойчивость которого в существенной степени объясняется взаимным товарообменом, при этом координирующую роль принимают на себя доминантные отрасли. Приходится говорить о некоей региональной планомерности, о формировании территориально-производственных комплексов как в известной степени (разумеется, не абсолютно) самодостаточных. Но следует оговориться, что подобное положение складывается при наличии необходимых макроэкономических предпосылок, когда устойчиво денежное обращение и обеспечивается необходимый доступ к ресурсам.

Безусловно, сама по себе интересна тема микрокластеров, которые возникают в рамках муниципальных образований, например, в Костромской области можно найти микрокластеры в региональном лесопромышленном комплексе.

Саму тему кластеров можно разрабатывать в различных направлениях, например, возникает вопрос о том, как объяснить внутренне присущую малому бизнесу неустойчивость. Одно из объяснений заключается в том, что малые предприятия некластеризованы. Кстати, обратим внимание также и на то, что сама экономика должна достигнуть определенного уровня обобществления труда и производства, прежде чем она получит организационно-правовую форму кластерного характера. Обращение к литературе показывает, что объективные процессы кластеризации исследователями порой обходятся.

О проектной форме организации хозяйственной деятельности. С одной стороны, эту тему можно ставить в связи с административной деятельностью, когда за чиновником или группой служащих закрепляется круг служебных обязанностей, представленный как проект. Можно предположить (это, естественно, далеко не всегда бывает), что под этот проект выделяются не только штаты, но и фонд заработной платы, устанавливаются ру-

бежи выполнения, вводится система поощрений и санкций. В людях развивается чувство ответственности, и они заинтересованы в том, чтобы реализовать комплекс мероприятий в рамках закрепленного за ними проекта. Данный аспект разговора носит управленческий характер, связан с совершенствованием организации и оплаты труда государственных служащих.

Мы хотим выделить другой аспект рассуждений, когда разрабатываются масштабные проекты, выступающие как результат либо межмуници-пальных, либо межрегиональных взаимодействий. Все-таки такого рода контакты - взаимосвязи между территориальными образованиями - не являются сильной стороной нашего социальноэкономического развития, а с ними связано приведение в действие многих резервов нашего всестороннего роста.

Для того, чтобы конкретизировать проблему, укажем на необходимость разработки и последующей реализации рекреационного проекта, вбирающего в себя Москву и подмосковные регионы, по крайней мере, регионы Верхней Волги (Владимирскую, Ивановскую, Костромскую и Ярославскую области). Есть все природно-климатические и иные основания превратить эту зону в достойную альтернативу Югу России и зарубежным поездкам. Если найти соответствующих организаторов и инвесторов, то можно реально развернуть такой проект, который вызовет положительный отклик не только в самих регионах, но и привлечет средства федерального бюджета и ресурсы иностранных предпринимателей. Сделаем дополнительное замечание: в рамках крупного проекта найдут себе место не только регионы, но и муниципальные образования, и средние и малые города, и крупные сельские населенные пункты. С этой стороны будет наблюдаться активизация общественно-экономических сил и ресурсов. Обратим внимание, что подобные решения указывают на возможности вывода целых территорий из депрессивного состояния.

Естественно, что реализация таких крупномасштабных проектов предполагает, что идут низовые процессы (усиление привлекательности населенных пунктов, возникновение гостевых домов, развитие народных промыслов и современных производств и пр.), а также осуществляется комплекс «верхних» мероприятий, когда целенаправленно используются имеющиеся ресурсы и проводятся конкретные мероприятия в рамках общей стратегии проекта.

Мы далеко не исчерпали тему возможностей развития региональной экономики, выделяя аспекты межрегиональных взаимодействий. Это крупный резерв нашего развития. В связи с этим в разные периоды выдвигалась тема укрупнения

Экономика образования ♦ № 4, 2012

53

регионов, но, возможно, сделать это достаточно трудно. Однако важно конкретно решать отдельные острые вопросы. Например, в каждом регионе целесообразно иметь продуманную схему размещения производительных сил, с тем чтобы разумно использовать притекающие инвестиции. Необходим орган, который мог бы обладать нужной компетенцией в смысле координации взаи-

мосвязеи между регионами, нечто вроде малого Госплана. Нужно подготавливать людей (группы людей), которые могли бы решать конкретные проекты. Перспективна тема государственночастного партнерства. Вообще вырисовывается много направлений решения проблем старопромышленных регионов, пока еще являющихся депрессивными.

Babaev B. D., Borovkova N. V.

ABOUT PERSPECTIVE RESEARCH TOPICS IN THE REGIONAL ECONOMY

Research topics reviewed in the formation of macro-regions.

Keywords: region, macro-region, the territorial division of labor, the territorial expansion, project.

УДК 331

Кузнецов М. Н. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО - СКРЫТАЯ ФОРМА ГОСДОЛГА ИЛИ ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ?

Рецензия на научную монографию В. Е. Сазонова «Государственно-частное партнерство: правовые основы, проблемы и перспективы» (М., 2010).

Ключевые слова: государственно-частное партнерство.

В своей программной статье в «Ведомостях» от 30.01.2012 г. В. В. Путин заявил, что «бизнес, прежде всего малый и средний, быстро реализует новые возможности, которые появятся с развитием инфраструктуры, в первую очередь дорожной сети. Но создать ее в современных условиях способно только государство, в том числе с участием частного бизнеса (государственно-частное партнерство)», тем самым отметив значение механизма взаимодействия государства и бизнес-сообщества.

Увидевшая свет в конце 2010 г. научная монография председателя коллегии адвокатов «Сазонов, Маркин и партнеры», канд. юрид. наук В. Е. Сазонова «Государственно-частное партнерство: Правовые основы, проблемы и перспективы» подготовлена именно на эту важную и весьма актуальную для российской правовой науки и практики тему - государственно-частного партнерства, его содержания, проблем правового обеспечения и перспектив развития.

Монография В. Е. Сазонова подготовлена сточки зрения одновременно административного права и гражданского права, на стыке этих двух научных направлений, написана в стиле блестящего знатока круга исследуемых и детально описываемых в монографии проблем, грамотным юридическим языком с безупречно выстроенной и скрупулезно выверенной аргументацией. Работа характеризуется высоким уровнем научного правового анализа важнейших моментов по заявленной темати-

ке. Считаем должным отметить высокое качество проработки материала.

В работе комплексно использованы различные методы научного исследования. Системно исследовано законодательство Российской Федерации, Франции, Канады и еще ряда государств, где механизмы государственно-частного партнерства начали приносить свои положительные плоды.

Ключевые результаты исследования обладают высокой научной новизной и высокой научной ценностью, отвечают требованиям, предъявляемым к претендующим на серьезное отношение научным работам.

Представлен ряд авторских дефиниций и классификаций, иных серьезных научных обобщений по заявленной теме. Особый интерес вызывает авторский подход к решению поднятых в данной работе вопросов о недостатках государственно-частного партнерства. Автор обоснованно останавливается на существующей среди немалого числа экспертов точке зрения, что государственно-частное партнерство - это скрытая форма государственного долга, выгодная коррумпированным чиновникам. Но сам же автор показывает и положительные формы государственночастного партнерства.

Монография носит энциклопедический характер, позволяя даже не сведущему ранее в этих вопросах читателю быстро и эффективно войти в курс дела, разобраться в деталях разнообразных схем государ-

54

© Кузнецов М. Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.