Научная статья на тему 'Аспирантура, докторантура, соискательство как институты: общественная востребованность'

Аспирантура, докторантура, соискательство как институты: общественная востребованность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / СОИСКАТЕЛЬСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ / АЛЛОКАЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ / ЛОКАЛЬНЫЕ (МЕСТНЫЕ) ВЫЗОВЫ / СЛОЖНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ / НОВЫЙ ТИП ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ И С УЧЕНЫМИ СТЕПЕНЯМИ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / GRADUATE SCHOOL / INTELLECTUAL REQUIREMENTS / ALLOCATIVE-INTEGRATION REQUIREMENTS / GLOBALIZATION REQUIREMENTS / IDEOLOGICAL REQUIREMENTS / LOCAL REQUIREMENTS / COMPLEXITY OF THE MODERN ECONOMY / A NEW TYPE OF REPRODUCTION PERSONNEL WITH HIGHER EDUCATION AND ADVANCED DEGREES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаев Б. Д., Чекмарев В. В., Смольянинова Ю. В.

В статье показано, что серьезнейшие общественные вызовы диктуют необходимость заметного повышения роли и значения аспирантуры, докторантуры, соискательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-GRADUATE, DOCTORAL, SOISKATELSTVO AS INSTITUTIONS: PUBLIC DEMAND FOR

The article shows that the most important public requirements dictate the necessity of noticeable increase of the role and value of postgraduate and doctoral studies.

Текст научной работы на тему «Аспирантура, докторантура, соискательство как институты: общественная востребованность»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

УДК 378

Бабаев Б. Д., Чекмарев В. В., Смольянинова Ю. В.

АСПИРАНТУРА, ДОКТОРАНТУРА, СОИСКАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТЫ: ОБЩЕСТВЕННАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ

В статье показано, что серьезнейшие общественные вызовы диктуют необходимость заметного повышения роли и значения аспирантуры, докторантуры, соискательства.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, аспирантура, докторантура, соискательство, интеллектуальный вызов, аллокационно-интеграционный вызов, глобализационный вызов, идеологический вызов, локальные (местные) вызовы, сложность современной экономики, новый тип воспроизводства кадров с высшим профессиональным образованием и с учеными степенями.

Происходящее в стране инициируемое сверху реформирование образовательной сферы, включая верхние уровни, вызывает не просто много вопросов, но и неприятие широкой общественностью многого из того, что делают Фурсенко и другие реформаторы. Вообще складывается парадоксальное положение. С одной стороны, ставятся грандиозные задачи, связанные с инновационным развитием страны в целом, с другой - с помпой проводятся мероприятия, снижающие уровень кадров, негативно сказывающиеся на всех уровнях образовательной сферы. В системе высшего профессионального образования сделана ставка на бакалавра с трех-четырехлетним образованием, специалитет с пятилетней подготовкой свернут. Например, в Германии рабочее место бакалавра - лаборант, старший лаборант, лица с таким образованием не имеют права занимать должности «верхних управленцев» (топ-менеджеров). У нас существует массовое непонимание, на какие должности определять бакалавров. Системе высшего профессионального образования нанесен ощутимый удар, и это в условиях, когда ставится задача овладения инновационными высотами в экономике страны, ставится задача существенного улучшения позиций страны на мировом рынке и в мировом сообществе!

Относительно ЕГЭ (школьное образование) сломано много копий. Самое печальное заключается в том, что средняя школа стала натаскивать учащихся на сдачу ЕГЭ, учащиеся в свою очередь проявляют интерес к ЕГЭ, особенно те, кто собирается поступать в вузы, но теряют интерес к другим учебным дисциплинам. Школа начинает готовить недоучек.

Мы указанные две темы затронули постольку, поскольку в целом необходимо отразить свое отношение к реформе высшей школы. Тема статьи -подготовка кадров с учеными степенями. Здесь также возникают свои сложности. Введен институт магистратуры, который, как и бакалавриат, не совсем

понятен широкой общественности. В целом ставится задача перестроить нашу образовательную систему на западный лад, при этом, по нашему мнению, Болонский процесс, особенно в связи с бакалавриатом, может сыграть с нами злую шутку. В настоящее время активно обсуждается вопрос о переходе к системе «магистр - доктор наук» (подготовка через аспирантуру). В этом случае остается в подвешенном состоянии существующая в России с давних времени и ставшая традиционной ученая степень доктора наук (конкретных наук). Хотя эти вопросы по состоянию на осень 2011 г. являются предметом обсуждения, но можно ожидать, что наши малоуспешные реформаторы могут добиться своего.

В данной статье мы хотим показать, что существуют сильные вызовы в нашем обществе и в нашем государстве, разумеется, и в экономике, которые требуют не только восстановления специалите-та в прежних масштабах (пятилетний срок обучения в вузе), но и широкого развития системы аспирантуры, докторантуры и соискательства. Стремление все строить на западный образец пагубно для нас, ибо Россия - во многом страна специфическая, весьма непохожая на западные страны.

Мы прежде всего укажем на важнейшие вызовы и вместе с тем на усложненность и ответственность стоящих перед страной задач, рассматривая это как важнейший аргумент в пользу того, что у нас должны быть полноценные специалисты с пятилетними сроками обучения и в структуре кадров заметное место должны занимать кандидаты и доктора наук. Кстати, замечено, что многие государственные служащие и служащие муниципалитетов обнаруживают желание иметь ученую степень, то же наблюдается среди представителей законодательной власти всех ветвей. Вместе с тем и в предпринимательской среде, включая банковскую сферу, также распространены подобные настроения.

Интеллектуальный вызов. Мы его увязываем с двумя очень масштабными, даже эпохальными процессами. Во-первых, техническое перевооружение промышленности и других отраслей народного хозяйства с использованием современных технологий и весьма высокими требованиями к кадровому составу В настоящее время перевооружение идет в заметной степени за счет импортной техники, однако эти процессы необходимо осуществлять на базе использования потенциала машиностроения, которое, правда, само нуждается в существенном обновлении. Во-вторых, поставлена задача форсированного роста высокотехнологичных отраслей как ядра современной экономики в соответствии с требованиями пятого и шестого технологических укладов. В данном случае также много новаторских задач, решение которых возможно только при помощи высококвалифицированных и инициативных кадров - рабочих, специалистов, управленцев.

Обе сформулированные нами задачи, как ясно из сказанного, предполагают высокие требования к качеству и структуре совокупной рабочей силы, при этом особенно должен быть выделен контингент специалистов и управленцев. Мы полагаем, что в этом контингенте все возрастающую роль призваны играть лица с учеными степенями кандидата и доктора наук, ибо возникает или в дальнейшем возникнет очень много не просто сложных задач, но задач архи-сложных. Существующий и обновляемый научнопроизводственный цикл означает, что сфера НИОКР задает тон всему процессу, предполагается соединение фундаментальных и прикладных наук, что уже само по себе означает, что кадровое ядро составляют кандидаты и доктора наук. В целом эти вопросы активно исследуются в отечественной и зарубежной литературе, мы по сути повторяем вещи известные, но они нам нужны для общей связанности суждений. Необходимость интеллектуализации производства - это и усиление внимания к долгосрочным аспектам социально-экономического развития. Ясно, что обе указанные нами задачи - это вопросы большой народнохозяйственной перспективы. Долгосрочное прогнозирование и планирование, без которых невозможно решать указанные задачи, в условиях неопределенности рыночной экономики представляют собой задачи очень высокой степени сложности, решение которых под силу только людям с высоким уровнем подготовки, обширной эрудицией, большим практическим опытом.

Важно иметь в виду, что специалисты и управленцы обычно являются людьми «карьерными» (делающими карьеру), они очень восприимчивы к тому, чтобы в своем служебном продвижении одолевать одну ступеньку за другой. В этом смысле получение ими ученых степеней - это момент, органично вплетающийся в профессиональную подготовку и переподготовку. Вообще на этот момент

надо обратить особое внимание. Нынешняя ВАКовская практика не направлена на поощрение производственников, управленцев, предпринимателей. Дело в том, что действующая система подготовки научных кадров ориентирована по преимуществу на вузы и научные учреждения. Необходимо сделать соответствующие изменения в нормативной базе, с тем чтобы давать вход в науку людям «от производства», «от кормила управления».

Нам из практики хорошо известно, что в современных условиях качество управления (менеджмента) во многих случаях оставляет желать лучшего не только в государственных и муниципальных структурах, но и в акционерных обществах и других негосударственных предприятиях. В свете этого остро стоит задача повышения квалификации этих людей. В таком качестве свои задачи могут выполнить аспирантура и соискательство, при этом мы имеем в виду прежде всего заочную форму. Как лица, хорошо знакомые с подготовкой кандидатов и докторов наук, мы со всей ответственностью заявляем, что у настроенных на научную работу людей могут существовать возможности совмещения основной работы с подготовкой диссертационных исследований, даже более того, диссертацию можно написать «по работе», например, в порядке реализации какого-либо проекта. На этот счет практика знает достаточно много примеров. Так, многие губернаторы (Тулеев, Прусак и др.) стали докторами наук вследствие того, что они в своих административных областях сумели добиться определенных успехов в порядке реализации конкретных начинаний.

Аллокационно-интеграционный вызов. Если этот вызов структурировать, то на свет явится немало крупных и ответственных проблем. Мы выделим некоторые из них, с тем чтобы показать, что они действительно настолько существенны и значимы, что их решение приходится относить к числу задач повышенной сложности.

Во-первых, это размещение производительных сил сообразно с требованиями реальной жизни, что предполагает активное межрегиональное взаимодействие и высокую подвижность ресурсов. Мы исходим из того, что экономика России неоптимальна по рыночным параметрам, одно из проявлений неоптимальности - очень высокая степень дифференциации территорий по уровню развития, более того, перед Россией стоит ответственная задача хозяйственного освоения многих территорий, где плотность населения 5 человек на 1 кв. км и даже менее или вообще эти зоны не имеют постоянного населения. Мы имеем в виду Восточную Сибирь, Дальний Восток, Север, а также обезлюдевшие административные районы европейской части страны, Урала, Западной Сибири. Как решать проблему хозяйственного освоения таких территорий - это конкретные сюжеты, требующие вместе с тем неординар-

ных решений. Соответственно требуются неординарные люди для того, чтобы эти вопросы благоприятно решать. Кстати, существует очень опасная тенденция регионализации Восточной Сибири и Дальнего Востока, поскольку там идет тихий процесс колонизации территорий жителями близлежащих стран. Эти территории к тому же заметно выпадают из единого экономического пространства страны. Экономическая регионализация может дать толчок сепаратистским тенденциям, что для нас достаточно опасно.

Во-вторых, в рамках аллокационно-интеграционного вызова можно выдвинуть еще одну проблему -формирование макрорегионов. Этому процессу в РФ с некоторых пор стали уделять определенное внимание, но, по-видимому, недостаточное. Так, в рамках складывающегося нового территориального разделения труда идет образование Московского макрорегиона, при котором в порядке территориальной экспансии Москва по сути подчиняет своему влиянию все подмосковные области. Возникает определенное разграничение функций между субъектами Федерации, из которых столица берет на себя задачи «верхнего этажа» (административное управление, концентрация и перераспределение денежных средств, распределительная, то есть дистрибьюторская деятельность в сверхкрупных масштабах и др.). В то же время подмосковные области (Ивановская, Владимирская, Ярославская, Костромская и др.) принимают на себя функции иного рода, в существенной степени связанные с «обязательствами» перед Москвой: принятие на свою территорию «выдворяемых» из Москвы промышленных и иных предприятий; поставка в Москву «биологической массы» (продукты сельского и лесного хозяйства, рыболовства и др.); предоставление столичному городу рекреационных услуг (туризм, отдых, оздоровление); использование московским капиталом провинциальных организаций в качестве соисполнителей. Кроме того, территории Подмосковья в отношении столицы выполняют функции зеленой зоны. Образование макрорегионов выдвигает так много сложных и архислож-ных вопросов, что их решение, на наш взгляд, неразрывно связано с подготовкой кадров, обладающих новым видением реалий. В данном случае вообще можно еще раз подчеркнуть, что существует очень много обстоятельств, в силу которых происходит образование нового типа воспроизводства кадров с высшим профессиональным образованием и учеными степенями. В данном случае мы вводим в оборот понятие нового типа воспроизводства рабочей силы.

В-третьих, в рамках аллокационно-интеграционного вызова естественный характер носит выдвижение темы формирования блоковой (прежде всего стран СНГ) интеграции. Нужно сказать, что страны СНГ для России - это естественные рынки сбыта, сферы приложения капитала и т. п., но в то же вре-

мя и другие члены СНГ также рассматривают Россию в качестве естественного партнера (за счет которого можно еще и поживиться, это уже из практики реальных взаимоотношений стран). Мировая практика показывает, что на нашей планете идет процесс созидания экономических и политических блоков, формируется блоковая стратегия выживания групп стран. Аналогичным образом принуждена действовать и Россия. Но и эта задача тоже ар-хисложная, для ее решения требуются люди особой выучки, специалисты широкого профиля, обладающие государственным мышлением, в то же время глубоко эрудированные. Чтобы подготовить такого специалиста, мало дать ему школьное и вузовское образование, надо, чтобы он и далее продолжал учиться, используя в том числе и такую форму, как заочная аспирантура и соискательство.

Глобализационный вызов. То, что многообразные и широкомасштабные глобализационные процессы предъявляют особые требования к кадрам, сомнений не вызывает и особых комментариев не требует, мы только в общих чертах укажем на некоторые моменты.

Стране надо научиться зарабатывать на экспорте товаров, работ, услуг, для чего требуется диверсификация и производства, и экспортной деятельности. По структуре экспорта мы стоим не слишком удачно на мировых рынках, факт общеизвестный. Как указывают специалисты, сейчас из общего котла добавленной стоимости большой ложкой черпают доходы и сверхдоходы страны высокотехнологичные, а государства с традиционной продукцией оказываются отодвинутыми на вторую позицию. Вне всякого сомнения, активизация экспортной деятельности предполагает подготовку и использование кадров, которые знают мировой рынок как пять своих пальцев. В плоскости национальной безопасности для России важна и тема импортозамещения (продовольствия, товаров широкого потребления, продукции машиностроения и пр.). Эту тему также несложно перевести в кадровую плоскость, но и эти вопросы также широко обсуждаются в литературе, и тут трудно сказать что-либо новое.

В рамках внешних отношений для нашей страны с ее обширной территорией и богатыми природными ресурсами может быть актуализирована тема укрепления обороноспособности, неразрывно связанная с повышением действенности обороннопромышленного комплекса. Как показывает практика, многое в улучшении деятельности этого комплекса упирается в дефицит квалифицированных кадров, включая и кадры с учеными степенями и учеными званиями.

В настоящее время приобретают особую актуальность вопросы функционирования таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Уже сама проработка этих документов, необходимость

обеспечения «институционального» и иного согласия требует специалистов, которые являются знатоками экономики Казахстана и Беларуси, это по меньшей мере.

Идеологический вызов. С одной стороны, можно говорить о том, что Россия как многонациональное государство нуждается в идеологии, скрепляющей единство народов. Это крайне важно не только с политической, но и с экономической и социальной сторон. Кроме того, Россия в пространственном отношении - страна протяженная и по долготе, и по широте, необходимы скрепы, соединяющие отдельные территории, включая и идеологическое обеспечение. Важно также и то, что традиционно власти формулируют крупные задачи, например, в современных условиях инновационное развитие, решение которых требует взаимодействия различных народов, социальных слоев, взаимодействия территорий. С этой стороны также нужно прикрытие в виде идеологии, разделяемой основной частью населения. Острота данного вызова заключается во многих моментах: сильнейшая дифференциация населения по имуществу и доходам, нарушение требований социальной справедливости в ходе грабительской приватизации, нелегитимность собственности олигархов и прочих лиц, получивших эту собственность в свое распоряжение мошенническим путем, и др.

Уже перечисленное (а это далеко не полный перечень проблем) свидетельствует о том, что идеологические задачи крайне ответственны, требуются люди не просто государственного мышления, а очень эрудированные, с широким диапазоном, серьезными знаниями в области мировой экономики, политики, идеологии, культуры. Ясно, что и в связи с данным вызовом, и в связи с иными вызовами неизбежно выдвижение идеи, в рамках подготовки диссертаций нужно серьезнейшим образом прорабатывать массу проблем. Специфика диссертационной деятельности заключается в том, что у соискателей есть сильный мотив, опираясь на который, можно решать задачи общественного характера. Ведь даже когда избирается тема аспирантского исследования, в первую очередь обсуждается вопрос об актуальности этой темы, ее значение для теории и практики.

Локальные (местные) вызовы. В России свыше 80-ти субъектов Федерации. Субъекты Федерации очень разные по своим социально-экономическим и иным характеристикам. Как свидетельствуют специалисты, каждый регион имеет свои сложные и ответственные вопросы, решение которых возможно на основе задействования определенных ресурсов, включая высококвалифицированное кадровое обеспечение. Мы ограничимся некоторыми примерами для того, чтобы показать серьезность региональных задач и, соответственно, обозначить требования к кадрам специалистов и управленцев.

Так, в Ивановской и Костромской областях целый ряд административных районов по сути представляют собой слабо освоенные в хозяйственном отношении территории. Земли есть, а применяются в хозяйственных нуждах они явно недостаточно. К тому же идет процесс обезлюдивания, обусловленный и оттоком людей, но главным образом превышением смертности над рождаемостью. Как быть с этими территориями, выбывающими из хозяйственного оборота, что конкретно делать? Задача не из легких. Наши беседы с некоторыми главами административных образований показывают, что они не особенно хорошо представляют себе перспективы своих территорий, они не знают в полной степени, какие есть резервы и в каком направлении развиваться. В связи с этим можно приветствовать исследования, проводимые практиками, где в качестве объектов выступают подобные проблемные территории. В конечном счете от такого исследования можно ожидать хотя бы частичного ответа на поставленные вопросы. Есть примеры эффективного сотрудничества людей науки и практиков, в рамках этого сотрудничества практики подготавливают диссертационные исследования, а их наставники от науки помогают глубже разобраться в местной обстановке.

В качестве второго примера приведем очень популярную в настоящее время тему кластерного развития. По некоторым оценкам, свыше половины промышленного производства в мире развивается в рамках подобных территориальных образований. В Костромской области актуальна тема лесопромышленного кластера, в рамках которого целесообразно поставить вопрос о глубокой переработке древесины и об усилении экспортной направленности комплекса. В Ивановской области идет проработка программы швейно-текстильного кластера, развитие которого предполагается обеспечить на основе искусственных волокон. Это проект межотраслевой и межтерриториальный. В заметной степени он нацелен на нужды внутреннего рынка, на решение задач импортозамещения швейных изделий, ныне в массовом порядке ввозимых из Китая, Турции и других стран. В определенной степени формирование кластеров сдерживается из-за отсутствия дельных организаторов производства, масштабных предпринимателей, которые могли бы взвалить на себя ношу реализации проектов. Но одновременно нужно научное сопровождение этих проектов (это вообще касается любого крупного проекта), одна из форм такого сопровождения - подготовка диссертационных работ, ибо в этом случае происходит соединение личного интереса работника с общественными интересами.

В качестве еще одного примера, ориентированного на межрегиональные взаимодействия, приведем проект «Золотое Кольцо», который стал осуществляться еще в советское время на основе сотруд-

ничества четырех областей Верхневолжья. В данном случае особо остро чувствуется отсутствие таких специалистов, управленцев, предпринимателей, которые могли бы соединить свои усилия и дать движение этому проекту как межрегиональному. Проект чрезвычайно перспективный, его масштабность определяется не только запросами Москвы, Российской Федерации, но и запросами других стран. Реализация этого проекта может вызвать прилив и отечественного, и иностранного капитала, государство тоже определенно расщедрится и вложит свои миллиарды рублей. Сам по себе рынок тех услуг (туризм, отдых, оздоровление), которые могут предоставить области Верхневолжья, чрезвычайно обширен, с рыночной стороны проект перспективен, но еще раз скажем: нужны люди, которые могли бы его реанимировать и дать ему ход.

Итак, существуют мощные вызовы, в силу которых формируется новый тип воспроизводства кадров с высшим профессиональным образованием и (добавляем) учеными степенями и учеными званиями. Мы подчеркиваем, что эти люди в состоянии решать сложные и архисложные вопросы, которые ставит наше социально-экономическое бытие. Другой аспект, выдвигаемый нами, состоит в том, что активизация диссертационных исследований позволит нам выявлять резервы развития народного хозяйства и страны в целом, это существенно. Еще один момент заключается в том, что любой реализуемый проект, любое серьезное начинание нуждаются в научном сопровож-

дении. Люди в итоге растут, соответственно стремятся полнее в нужных условиях реализовать свой потенциал, в то же время таким людям можно поручить ответственное дело и с них спросить.

Если конкретизировать тему и указать на профессии, специальности людей, которые в совокупности формируют новый тип воспроизводства кадров с высшим профессиональным образованием и учеными степенями, то можно указать на следующее: нужны аналитики-прогнозисты и для государственной и муниципальной службы, и для организации негосударственного сектора. Подготовка таких специалистов требует заметного послевузовского обучения. Существует серьезная нужда в исследователях рынка (маркетологах), а также в специалистах по отдельным странам. По сути крайне остро стоит вопрос, где спецы по Китаю, где спецы по Германии, и т. д.? А при отсутствии «пострано-вых специалистов» мы не можем адекватно войти в мировое хозяйственное и иное пространство. Проектная форма организации трудовой деятельности как отдельных работников, так и целых коллективов также предъявляет повышенные требования к кадрам. Число подобных примеров можно существенно увеличить, но важно понять одно: те вызовы и задачи, которые стоят перед страной как острейшие и неотложные, требуют высококвалифицированных специалистов, а аспирантура, докторантура, соискательство, если им будет уделено нужное внимание, помогут решить эту проблему.

Babaev B. D., Chekmarev V. V., Smolyaninova Yu. V.

POST-GRADUATE, DOCTORAL, SOISKATELSTVO AS INSTITUTIONS: PUBLIC

DEMAND FOR

The article shows that the most important public requirements dictate the necessity of noticeable increase of the role and value of postgraduate and doctoral studies.

Keywords: higher professional education, graduate school, intellectual requirements, allocative-integration requirements , globalization requirements, ideological requirements, local requirements , complexity of the modern economy, a new type of reproduction personnel with higher education and advanced degrees

УДК 338.46

Балакина Т. П.

ЭКОНОМИКА РЕПЕТИТОРСТВА: МОТИВЫ, СТИМУЛЫ, МОДЕЛИ

В статье изложены итоги авторского анализа проблемы репетиторства как экономического вида деятельности. Ключевые слова: Экономические виды деятельности, экономика репетиторства.

Как показали исследования одного из ведущих специалистов в области изучения такого явления, как репетиторство (private tutoring), директора Научноисследовательского центра по сравнительному образованию (CERC) в университете Гонконга (Китайская народная республика) Марка Брэя (Mark Bray), рынок репетиторских услуг получил в последние два

десятилетия колоссальное развитие. Во многих странах Азии репетиторство приобрело такой размах, что стало крупной индустрией, а в странах Африки, Европы, Северной Америки развивается очень быстро. При всем разнообразии факторов, влияющих на развитие репетиторства в мире, возможность принимать дополнительные образовательные услуги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.