ничества четырех областей Верхневолжья. В данном случае особо остро чувствуется отсутствие таких специалистов, управленцев, предпринимателей, которые могли бы соединить свои усилия и дать движение этому проекту как межрегиональному. Проект чрезвычайно перспективный, его масштабность определяется не только запросами Москвы, Российской Федерации, но и запросами других стран. Реализация этого проекта может вызвать прилив и отечественного, и иностранного капитала, государство тоже определенно расщедрится и вложит свои миллиарды рублей. Сам по себе рынок тех услуг (туризм, отдых, оздоровление), которые могут предоставить области Верхневолжья, чрезвычайно обширен, с рыночной стороны проект перспективен, но еще раз скажем: нужны люди, которые могли бы его реанимировать и дать ему ход.
Итак, существуют мощные вызовы, в силу которых формируется новый тип воспроизводства кадров с высшим профессиональным образованием и (добавляем) учеными степенями и учеными званиями. Мы подчеркиваем, что эти люди в состоянии решать сложные и архисложные вопросы, которые ставит наше социально-экономическое бытие. Другой аспект, выдвигаемый нами, состоит в том, что активизация диссертационных исследований позволит нам выявлять резервы развития народного хозяйства и страны в целом, это существенно. Еще один момент заключается в том, что любой реализуемый проект, любое серьезное начинание нуждаются в научном сопровож-
дении. Люди в итоге растут, соответственно стремятся полнее в нужных условиях реализовать свой потенциал, в то же время таким людям можно поручить ответственное дело и с них спросить.
Если конкретизировать тему и указать на профессии, специальности людей, которые в совокупности формируют новый тип воспроизводства кадров с высшим профессиональным образованием и учеными степенями, то можно указать на следующее: нужны аналитики-прогнозисты и для государственной и муниципальной службы, и для организации негосударственного сектора. Подготовка таких специалистов требует заметного послевузовского обучения. Существует серьезная нужда в исследователях рынка (маркетологах), а также в специалистах по отдельным странам. По сути крайне остро стоит вопрос, где спецы по Китаю, где спецы по Германии, и т. д.? А при отсутствии «пострано-вых специалистов» мы не можем адекватно войти в мировое хозяйственное и иное пространство. Проектная форма организации трудовой деятельности как отдельных работников, так и целых коллективов также предъявляет повышенные требования к кадрам. Число подобных примеров можно существенно увеличить, но важно понять одно: те вызовы и задачи, которые стоят перед страной как острейшие и неотложные, требуют высококвалифицированных специалистов, а аспирантура, докторантура, соискательство, если им будет уделено нужное внимание, помогут решить эту проблему.
Babaev B. D., Chekmarev V. V., Smolyaninova Yu. V. POST-GRADUATE, DOCTORAL, SOISKATELSTVO AS INSTITUTIONS: PUBLIC DEMAND FOR
The article shows that the most important public requirements dictate the necessity of noticeable increase of the role and value of postgraduate and doctoral studies.
Keywords: higher professional education, graduate school, intellectual requirements, allocative-integration requirements , globalization requirements, ideological requirements, local requirements , complexity of the modern economy, a new type of reproduction personnel with higher education and advanced degrees
УДК 338.46
Балакина Т. П.
ЭКОНОМИКА РЕПЕТИТОРСТВА: МОТИВЫ, СТИМУЛЫ, МОДЕЛИ
В статье изложены итоги авторского анализа проблемы репетиторства как экономического вида деятельности. Ключевые слова: Экономические виды деятельности, экономика репетиторства.
Как показали исследования одного из ведущих специалистов в области изучения такого явления, как репетиторство (private tutoring), директора Научноисследовательского центра по сравнительному образованию (CERC) в университете Гонконга (Китайская народная республика) Марка Брэя (Mark Bray), рынок репетиторских услуг получил в последние два
десятилетия колоссальное развитие. Во многих странах Азии репетиторство приобрело такой размах, что стало крупной индустрией, а в странах Африки, Европы, Северной Америки развивается очень быстро. При всем разнообразии факторов, влияющих на развитие репетиторства в мире, возможность принимать дополнительные образовательные услуги
определяется главным образом планами на дальнейшее образование и будущий заработок учеников и студентов в большинстве стран Запада, Европы, Азии и Африки (Брэй, 2007). Считается также, что во многих странах Европы подъем рынка дополнительного частного образования произошел вследствие значительной конкуренции между школами. Формирование рейтинга школ включает в себя и такую составляющую, как результаты (итоговые оценки по дисциплинам) ее учеников. Поэтому стремление школ привлечь в свои стены лучших учеников и получить наиболее выгодные условия финансирования стимулирует учителей не только к тому, чтобы повышать качество образовательных услуг в общепринятой школьной системе, но и к дополнительным занятиям со своими учениками на платной основе. Исследования в области репетиторства показали, что его развитие во многих странах привело к повышению общего уровня образования, а ученики, родители которых могут позволить себе брать частные уроки для своих детей, как правило, лучше учатся в учебных заведениях, их способности могут развиваться в большей мере, чем у сверстников, родители которых не могут себе этого позволить. Возможность брать платные дополнительные частные уроки напрямую зависит от доходов семьи. В странах с высоким доходом свыше 50% учеников пользуются услугами репетиторов, в то время как в странах с низким уровнем дохода услугами репетитора могут пользоваться лишь несколько процентов учеников. В странах Востока, как и в России, одним из наиболее важных стимулов занятия репетиторством педагогами является получение дополнительного заработка. В Израиле и США, например, возможностью получения вполне достойного дополнительного заработка посредством предоставления репетиторских услуг активно пользуются также студенты университетов, которые занимаются дополнительными уроками не только со своими сверстниками, но и со школьниками.
Дополнительное частное образование - репетиторство получает все большее развитие в России. Если ранее репетиторство лишь компенсировало недополученные знания, приобретаемые студентами и школьниками, то в настоящее время репетиторство дает возможность не только улучшить качество образования учеников и студентов, но подчас по некоторым дисциплинам выполняет основную функцию государственных образовательных учреждений -школ и вузов. Само по себе репетиторство можно разделить на две основные категории: индивидуальные частные уроки или уроки для небольших групп и организованные курсы, как правило, существующие при учебных заведениях и нацеленные на занятия со своими потенциальными абитуриентами. К последней категории можно также отнести получившие в последнее время широкое развитие подготовительные курсы для поступления в школу, которые организуются
при школах и детских садах. В странах Востока становятся все более популярны групповые занятия, в США, Японии, Корее, Тайване все большее развитие получают дистанционные занятия при помощи Интернета (например, InteractiveMathTutor.com). В нашей стране дополнительное обучение без личного контакта с учителем пока не получило столь широкого распространения, по-прежнему очень важным для эффективного образовательного процесса является установление взаимопонимания между учителем и учеником.
Основные причини развития репетиторства и его мотивация
Если в 1970-1980-е гг. в СССР репетиторы в основном оставались в тени и информация о них передавалась от ученика к ученику, то в настоящее время в России репетиторы открыто объявляют о своих услугах и их стоимости через информационные порталы, такие как газеты, журналы, Интернет. Кроме того, активно развиваются агентства, оказывающие услугу подбора репетиторов и учеников, организовывающие предоставление репетиторских услуг в небольших группах. Что же является основными причинами столь мощного развития репетиторства в нашей стране?
Во-первых, снижение общего уровня образования в школах, причиной которого могли быть нехватка учителей по основным школьным предметам, снижение относительного уровня зарплаты учителей, смена методик обучения, к которым школа в целом оказалась не готова, снижение мотивации к обучению самих учеников (в то время как основные вузы страны не снижали требований к уровню знаний абитуриентов - выпускников школ, желающих в них поступить, приходилось интенсивно заниматься с репетиторами, получая объем знаний, который по тем или иным причинам не был ими получен на школьных уроках).
Во-вторых, замена итогового контроля знаний, получаемых в школе, в виде привычных экзаменов единым государственным экзаменом (ЕГЭ) потребовало от всех учеников новых навыков, приобрести которые помогают репетиторы. Обезличивание ученика и единообразие предлагаемых на итоговом контроле заданий для каждого учащегося должно приводить к отсутствию влияния человеческого фактора на оценку знаний, снисхождения при оценке знаний ученика со стороны знакомого преподавателя. Это также подталкивает ученика к дополнительным внешкольным занятиям с репетиторами.
В-третьих, введение рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся во многих вузах и школах побуждает студентов и учеников к дополнительным занятиям и обращению к репетиторам. В то же время введение рейтинговой системы в вузах помогает в дальнейшем студентам в устройстве на работу. Занятия с репетиторами позволяют не толь-
ко удовлетворить собственное самолюбие и амбиции, повысив свой рейтинг, но и в будущем получить возможность устроиться на высокооплачиваемую и/или интересную работу. Это, в свою очередь, также является хорошим стимулом для обращения к репетитору.
В-четвертых, сама по себе возможность открыто, не скрываясь, без опалы давать частные уроки стимулировала приток преподавателей, готовых к репетиторству. В настоящее время, пожалуй, трудно найти школьного учителя-предметника, который бы не предоставлял своим ученикам или ученикам других школ услуги репетитора. Во многих странах Европы, таких как Австрия, Франция, запрещено заниматься за плату со своими же учениками из общеобразовательной системы, в то время как в странах Африки (Ливия, Нигерия), в Индии занятия со своими же учениками дополнительно за отдельную плату считается вполне принятым в обществе явлением. В странах Африки принято давать частные уроки своим же ученикам после окончания основных уроков в школе. При отказе родителей от подобных услуг их детей может ожидать плохое отношение со стороны учителей. В Южной Корее, например, неоднократно правительство вводило запрет на репетиторство в стране, однако этот запрет оказывался неэффективным, постепенно он нарушался, и в конце концов был принят неконституционным и нарушающим права человека.
С одной стороны, репетиторство вышло из тени (Bray, 2009; Закон «Об образовании»; Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»), и формируется открытый рынок услуг дополнительного частного образования, с другой стороны, репетиторство по-прежнему в большинстве своем остается теневым бизнесом, поскольку развитие его происходит вне государственного учета и контроля над денежными потоками, формирующимися в результате взаимоотношений на рынке репетиторства. Кроме того, и сами образовательные услуги частных репетиторов предоставляются без контроля государственной образовательной системы над их качеством. Однако желание репетитора получить клиента при возрастающей конкуренции может побуждать его к разработке и внедрению новых методик преподавания, позволяющих донести до ученика необходимые знания.
Почему же возникает необходимость брать и давать частные уроки? Выделим некоторые мотивы и стимулы каждой из сторон, вступающей в договорные отношения.
- Контроль итоговых знаний в школе в виде единого государственного экзамена или вступительные экзамены в вузы.
Получение дополнительного образования в виде частных уроков, нацеленных на получение высокой оценки на выпускных или вступительных экзаменах,
влечет повышение качества дальнейшего обучения в вузе и, как следствие, более высокий заработок после окончания обучения.
- Рейтинговая система оценки знаний обучающихся.
Дополнительные частные уроки позволяют повысить уровень получаемых оценок, что влечет получение более высокого рейтинга для студентов.
- Слабое освоение текущего преподаваемого материала.
Плохое освоение основного школьного или вузовского материала стимулирует многих обучающихся, а в особенности их родителей, брать частные дополнительные уроки для не справляющихся с образовательным процессом учеников. Для таких школьников и студентов дополнительное образование дает возможность получить основное школьное (вузовское) образование, не отстать от одноклассников или одногруппников, получить аттестат или диплом.
- Получение дополнительного заработка педагогами.
Проведение дополнительных частных уроков дает возможность преподавателям и студентам получить существенный дополнительный (или даже основной) доход. Не секрет, что в последнее время все большее количество школьных учителей, преподающих самые востребованные дисциплины, рассматривают этот заработок как наиболее существенный в их статье доходов.
- Увеличение основного заработка педагогов.
С декабря 2008 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации) было предложено введение новой системы оплаты труда школьных учителей. В соответствии с этой системой заработок школьного учителя должен напрямую зависеть от качества его работы и может иметь две составляющие - оплату по основному окладу (базовую часть) и стимулирующую оплату. Оплата по основному окладу осуществляется в соответствии с категорией, которая определяется при аттестации педагогов. По результатам аттестации, составляющими которой являются два критерия - оценка достижений самих учащихся при демонстрации их знаний и оценка личных достижений учителя - учителю присваивается категория. Стимулирующая часть заработка должна напрямую зависеть от качества работы учителя, которое может характеризоваться оценками знаний школьников по результатам ЕГЭ, их участию и достижениями в олимпиадах, творческих проектах. Размер этой части зарплаты может определяться управляющими советами школ с участием профсоюзов. Очевидно, что введение новой системы оплаты труда может не только стимулировать учителя увеличить объем предлагаемых им услуг репетитора для своих же учеников, но и более добросовестно относиться к основной деятельности в школе.
Репетиторство - положительные и отрицательные стороны
Столь мощное развитие рынка репетиторских услуг не могло быть вне перемен, происходящих в образовательной системе нашей страны. Дополнительное частное образование любой формы тесно взаимосвязано с реорганизацией и любыми изменениями в государственной образовательной системе и достаточно быстро подстраивается под эти изменения как в плане методики преподавания, так и в плане объема получаемых и требуемых знаний. Можем ли мы рассматривать репетиторство как положительную и (или) отрицательную экстерналию в получении стандартного общепринятого образования? Выделим несколько существенных положительных и отрицательных, на наш взгляд, сторон предоставления репетиторских услуг.
Положительные:
- Обеспечение занятости населения.
В настоящее время, как уже говорилось выше, значительная часть действующих преподавателей предлагает свои услуги проведения частных уроков. Кроме того, немало бывших преподавателей, вышедших на пенсию или оставивших в силу различных обстоятельств свой основной вид деятельности в образовательных учреждениях, занимаются репетиторством;
- Повышение дохода населения.
Действительно, проведение дополнительных частных уроков может давать возможность преподавателям получать немалый дополнительный доход к их основной заработной плате;
- Повышение среднего уровня образования в учебных заведениях.
Широкое развитие рынка репетиторских услуг, на наш взгляд, в немалой степени может стимулировать повышение или поддержание среднего уровня образования в учебных заведениях. Косвенно этому может способствовать введение рейтинговых систем оценки знаний обучающихся. Стремление ученика или студента быть на верхних позициях рейтинга или не быть на его нижних позициях может заставлять его брать частные индивидуальные уроки, если образовательная услуга, предоставляемая ему на месте основного обучения, не может быть им полноценно получена вследствие способностей ученика, сложившихся взаимоотношений с преподавателем и другими учениками. В высших и профессиональных учебных заведениях, где студенты имеют возможность обучаться как на платной основе, так и на бюджетной, используется практика снижения стоимости обучения или переход с платной системы обучения на бесплатную для студентов, имеющих высокий рейтинг. Кроме того, студенты, имеющие высокий рейтинг, могут стимулироваться образовательным учреждением материально. Это, естественно, приводит к снижению уров-
ня затрат семьи на образование ребенка, что также может являться немаловажным стимулом к повышению своего уровня образования посредством получения услуг репетитора, если затраты на него сравнимы или не превышают настоящий или будущий выигрыш от повышения этого уровня;
- Конкуренция между репетиторами и, как следствие, повышение качества предлагаемой услуги и снижение цен на эту услугу.
Действительно, конкуренция между репетиторами заставляет их разрабатывать и применять новые методики преподавания материала для его лучшего и скорейшего усвоения учениками. Качество услуг должно определяться конечным продуктом, т. е. поставленной перед репетитором целью, а именно поступление ученика в вуз различного уровня, поддержка стандартного уровня знаний для школьников и студентов или получение удовлетворительного уровня знаний. В связи с этим существует несколько рынков дополнительных частных уроков, на которых услуги, предоставляемые репетиторами, различаются по качеству Зажить о качестве своих услуг (конечно, как мы понимаем, совсем не обязательно, чтобы предоставляемая в итоге услуга соответствовала заявленному качеству) можно публично, указав на информационных порталах преподавательский стаж, образование, цену, запрашиваемую за урок. В последнее время, в отличие от совсем недавнего прошлого, репетиторы, действуя, как и ранее, обособленно, на специальных сайтах в Интернете могут продемонстрировать свой статус (стаж, образование, направление, обслуживаемый район города), предложить цену на свои услуги, обращая внимание на те цены, которые уже сложились на данном рынке. Это позволяет потребителям иметь широкий выбор репетиторских услуг, соответствующий их запросам, доходам. Возможно ли на этом рынке демпингование цен? Скорее всего, нет, поскольку резкое снижение цены на свои услуги одного репетитора или группы преподавателей может расцениваться потребителями как предоставление им услуг низкого качества;
- Возможность индивидуального подхода к ученикам порождает разработку новых методик преподавания.
Способности учеников к восприятию материала могут быть различны. Индивидуальные занятия позволяют действующим педагогам выявить уязвимые места в общепринятой методике преподавания материала, а значит, найти и новые способы его подачи не только для отдельно взятого ученика, но для большой аудитории слушателей. Кроме того, принятие услуг репетитора является одним из наиболее эффективных способов повысить уровень образования ученика и развить его способности в различных дисциплинах. Подчас именно занятия с репетитором при индивидуальном подходе к ученику по-
зволяют ему поверить в свои силы, раскрыть в себе способности и повысить интерес к изучаемому предмету;
- Принятие и оплата услуги репетитора является моральной и материальной инвестицией родителей в будущее своих детей.
Как правило, решение о найме репетиторов для своего ребенка принимают родители. Именно они занимаются поискам репетиторов по тем или иным критериям. Можно ли немалое вложение родительских средств в дополнительное образование ребенка при найме репетиторов считать их инвестициями в будущее ребенка? Как и в любой модели инвестирования, получатели услуг репетиторов имеют дело с неопределенностью относительно качества предоставляемых услуг, отдачи от вложений в них средств. Безусловно, при подборе репетитора для своего ребенка родителям необходимо учитывать свою мотивацию и мотивацию к дополнительному обучению своих детей, их способность к восприятию материала, ситуацию с настоящей или будущей востребованностью знаний в выбранной дисциплине, качество предлагаемой услуги. Каждый из этих факторов может вносить свою лепту в ожидаемый будущий доход школьника или студента. Таким образом, наем репетиторов может являться лишь частью стратегии родителей в игре, результатом которой должен быть более высокий заработок, более интересная и перспективная работа для их детей в будущем;
- Повышение эффективности обучения в начальной школе.
В последнее время широкое развитие получило репетиторство для дошкольников. Получение этой услуги обеспечивает поступление ребенка в выбранную для него родителями школу. Стимулирование подобных репетиторских услуг, организованных в виде подготовительных курсов или частных, может на раннем этапе, еще при подготовке ребенка в школу выявить его способности, некоторые возможности, заложенный природой и воспитанием потенциал. Это позволит при приеме в школу фильтровать детей по способностям, формируя группы -классы для детей с равными способностями к обучению. Это, в свою очередь, может приводить к наиболее эффективному процессу обучения и, что немаловажно, к отсутствию у ребенка психологических травм, возникающих при несоответствии его способностей к восприятию школьного материала с темпами обучения всего или большинства коллектива класса.
Отрицательные:
- Снижение уровня самостоятельности в изучении предмета и ложные ожидания родителей и самих учеников относительно возможностей и способностей обучающихся.
Как правило, подобные влияния наиболее сильно сказываются на учениках, способности которых
воспринимать и понимать изучаемый предмет ограничены, либо сами ученики являются просто ленивыми. Умение самостоятельного освоения людьми предлагаемого материала является одной из основных составляющих успешного получения и использования любых знаний. В указанных же случаях репетитор часто выполняет функцию надзирателя и помощника, при котором ученик обязан выполнить домашнее задание, например. Таким образом, вкладываемые репетитором в такого ученика знания являются краткосрочными в том смысле, что помогают поднять уровень текущих оценок за счет регулярного выполнения домашней работы, но не задерживаются надолго в голове школьника или студента. Конечно, в создании такой ситуации немаловажную роль могут играть как сами родители, для которых может быть важен лишь сиюминутный результат обучения их ребенка, выраженный в текущей оценке его знаний, так и нетребовательные репетиторы, для которых важно лишь провести занятия с учеником, не заботясь о том, насколько глубоко были усвоены им знания. Все это в целом может формировать у родителей неверные представления об уровне знаний и способности их детей. Но самой большой, на наш взгляд, потерей в этом случае можно считать потерю ребенком способности к самостоятельной работе;
- Отсутствие стимула у педагогов, занимающихся репетиторством со своими же учениками, к повышению качества предоставляемого образования в общепринятой системе.
Наиболее существенной эта негативная сторона репетиторской деятельности была до введения новой системы оплаты (НСОТ) преподавателей, описанной выше. Но и введение НСОТ в полной мере не смогло стимулировать преподавателей повысить качество предлагаемых на основном рабочем месте (школа, вуз, и т. п.) образовательных услуг. Во-первых, стимулирующая часть заработной платы педагога зависит от уровня знаний, демонстрируемых его учениками на итоговом контроле знаний, и активности и достижений его учеников на олимпиадах, в проектной деятельности. Однако в большинстве своем это касается только основных школьных предметов, сдача экзаменов по которым обязательна для всех школьников и является обезличенной при проверке. Как же быть преподавателям тех дисциплин, сдача экзаменов по которым предоставляется ученику на выбор, а итоговая оценка по дисциплине выставляется по текущим оценкам ученика? К сожалению, стремление учителя получить дополнительный заработок за счет репетиторства может привести к тому, что получение положительной оценки по дисциплине окажется возможным для школьника только при принятии репетиторских услуг от данного учителя. В этом случае, конечно, можно говорить либо о предвзятости оценки
знаний своих учеников и искусственном ее занижении, либо об отсутствии стимула у учителя к надлежащему преподаванию своей дисциплины на основных школьных уроках;
- Недополучение денежных средств в бюджет государства в силу теневой составляющей репетиторства.
За последнее время объем предлагаемых (и получаемых) репетиторских услуг сильно возрос. Поскольку большая часть дающих частные уроки граждан не платит налоги с получаемых в дополнение к основной заработной плате доходов за счет репетиторства, то резонно возник вопрос: почему государство закрывает глаза на доходы, идущие мимо государственной казны? В связи с этим в 2008 г. депутаты Государственной Думы проголосовали за принятие поправок к Кодексу об административных правонарушениях и Закону «Об образовании», на основании которых предусмотрены штрафы за оказание платных образовательных услуг, в число которых входит и репетиторство, без заключения соответствующего официального договора. Несмотря на опасения многих преподавателей, дающих частные уроки, быть оштрафованными на весьма значительную сумму, внесенные поправки не привели к существенному снижению объемов услуг репетиторов, репетиторство в нашей стране по-прежнему процветает. И государственные органы не слишком рьяно следят за исполнением принятых законов в отношении репетиторов. Конечно, контроль над деятельностью репетитора со стороны государственных органов весьма затруднителен и материально обременителен для бюджета. Но одной из причин столь невнимательного контроля является то, что повышение качества образования даже части школьников, берущих дополнительные частные уроки, дает в будущем государству доходы, превышающие недополученные поступления в казну за счет налогов на доходы репетиторов, а вузы имеют возможность получить в качестве абитуриентов более подготовленных и образованных выпускников школ, что естественно должно приводить к повышению общего уровня образования в стране. Кроме того, репетиторство в какой-то степени снимает с правительства заботу о трудоустройстве граждан, получении заработка, обеспечивающего нормальный уровень жизни;
- Большие нагрузки на детей.
Получения любого дополнительного образования ребенком увеличивает степень его загруженности. Как это отражается на его здоровье, его самооценке? Стремление родителей к тому, чтобы их ребенок мог достичь хороших результатов в образовательном процессе, зачастую приводит к колоссальной загруженности детей, что вызывает снижение скорости и эффективности восприятия изучаемого материала. Кроме того, занятия с репетитором могут значительно сокращать, если даже не за-
мещать, время, проводимое ребенком в подвижных играх, прогулках на свежем воздухе, занятиях физкультурой и спортом.
Описание моделей
Развитие рынка репетиторских услуг является процессом сложным и интересным. В данной части настоящей статьи будут затронуты лишь некоторые из перечисленных аспектов развития этого рынка. Формирование спроса и предложения на дополнительное частное образование обусловлено большим количеством факторов. В этом разделе будут представлены основные экономические модели, которые отдельно или в синтезе позволят в дальнейшем при наличии необходимого статистического материала проиллюстрировать, обосновать или предсказать тенденции в изменении спроса и предложения в зависимости от изменений в образовательной системе, от политики, проводимой государственными органами в отношении оплаты труда педагогов, от изменений потребностей рынка в отношении требований к специальным знаниям.
1. Монопольный рынок. Репетитор-монополист. Ученик принимает цену как данность.
Формирование предложения. Монополистом в такой модели является:
- учитель в школе или преподаватель в вузе, обязательное принятие услуг которого может являться условием получения положительной оценки для его ученика;
- подготовительные курсы при вузе, обязательное платное посещение которых может являться условием поступления слушателя в данное учебное заведение;
- подготовительные курсы при школе, обязательное платное посещение которых является условием зачисления ребенка в данную школу.
Безусловно, поведение перечисленных агентов находится за гранью законности, однако это не исключает наличия таковых и, к сожалению, является достаточно распространенным явлением в наших учебных заведениях. По сути, в этом случае имеет место коррупция, прикрытая благими намерениями улучшения качества образования.
Формирование цены на услуги репетиторов-монополистов в такой модели происходит, как в классической модели монопольного поведения производителя.
Формирование спроса. Спрос на репетиторские услуги предъявляют:
- ученики или студенты (и/или их родители), желающие получения положительной оценки по дисциплине;
- школьники (и/или их родители), планирующие получение дальнейшего образования в выбранном им учебном заведении;
- родители дошкольников, желающие, чтобы их дети учились именно в данной, выбранной ими школе.
Спрос на услуги репетитора перечисленных агентов является решением задачи максимизации их уровня благосостояния (полезности) при бюджетном ограничении семьи и дополнительном ограничении, которое обуславливается потребностью получения либо оценки по предмету не ниже желаемой, либо желаемым уровнем благосостояния, определяемым будущим статусом ребенка (станет студентом именно этого вуза, станет учеником именно этой школы).
Как и в классической модели монопольного поведения, равновесные цены на услуги репетиторов будут зависеть от объемов спроса, а также от наличия или отсутствия (как в случае предложения индивидуальных уроков) возможности дискриминировать своих учеников. Возможность дискриминации может быть обусловлена различной степенью усвоения изучаемого материала учениками, различным материальным статусом семей учеников, различной оценкой, которую учащиеся хотели бы получить по данному предмету. В случае подготовительных курсов возможность дискриминации отсутствует, поскольку всем слушателям предлагаются одинаковые условия договора.
2. Рынок совершенной конкуренции. Репетитор и ученик воспринимают цены как данность, участвуя в качестве производителя услуги и ее потребителя на рынке совершенной конкуренции.
Заметим сразу, что вход в этот рынок свободен. Пожалуй, единственным барьером ко входу в эту отрасль является наличие у репетиторов соответствующего уровня образования.
Формирование предложения
В последнее время организовано много сайтов, которые позволяют репетиторам и желающим получить их услуги найти друг друга на обоюдовыгодных условиях. На подобных информационных порталах репетиторы могут оставить свои заявки-предложения, в которых указываются личные данные, предлагаемые к изучению дисциплины, статус репетитора (образование, занимаемая должность, стаж образовательной деятельности в государственной системе образования и частной практике), цена за урок, район города, где репетитор планирует давать частные уроки. В таких крупных мегаполисах, как, например, Москва, цены на услуги репетиторов в отдельно взятых районах города могут достаточно сильно отличаться. Так, услуги репетитора приблизительно одного и того же статуса в центре города примерно на 20-30% выше, чем на окраине. Поскольку статус репетитора, хотя и не напрямую, сигнализирует о качестве предлагаемой им услуги, можно выделить три основные категории репетито-
ров, связанные с их статусом и предлагаемой ценой за свои услуги:
- репетиторы, имеющие большой стаж и опыт индивидуальных занятий, способные (как они сами считают, и скорее всего, весьма обоснованно) подготовить толкового неленивого ученика к сдаче экзамена по выбранной дисциплине в любой вуз страны. Эта категория репетиторов в связи с введением Единого государственного экзамена при наличии достойных стараний со стороны ученика, конечно, может обеспечить очень высокий уровень его подготовки по выбранному предмету. Кроме того, в последнее время стали популярны олимпиады, проводимые вузами, государственными и городскими органами образования, которые позволяют участникам, получившим призовые места, поступать в выбранные ими учебные заведения фактически без конкурсной основы. По Москве цена на услуги этой категории репетиторов в среднем составляет 1500 руб. за академический час;
- репетиторы, претендующие в своих заявках на обеспечение хорошей подготовки ученика к сдаче ЕГЭ. По Москве цена за услуги этой категории репетиторов в среднем составляет 800 руб. за академический час;
- репетиторы, обещающие в своих заявках поддержание среднего уровня подготовки школьника или студента и предлагающие ему обеспечить получение базовых знаний, достаточных для получения удовлетворительной оценки по предмету. По Москве цена услуги этой категории репетиторов в среднем составляет 500 руб. за академический час.
Среди каждой из этих категорий есть и школьные учителя, и преподаватели высших учебных заведений, и люди, имеющие соответствующий уровень образования и являющиеся педагогами по призванию, а не по основному месту работы. Кроме того, студенческая молодежь активно предлагает свои услуги в получении дополнительного образования как школьникам, так и студентам.
Формирование спроса. Спрос на услуги, обусловленный желанием подготовки по дисциплине, предъявляют:
- ученики (и/или их родители), желающие достичь уровня подготовки, необходимого для поступления в желаемое учебное заведение;
- ученики (и/или их родители), желающие достичь уровня подготовки, необходимого для удовлетворительной оценки знаний.
Каждый учащийся на таком рынке свободен в выборе репетитора, поскольку процесс и качество обучения будут зависеть от способностей ученика, таланта и педагогических способностей репетитора и не будут зависеть от того, принял ли ученик услуги учителя, обещающего поставить положительную оценку по предмету только при условии платных индивидуальных занятий со своим учеником.
Отличительной особенностью этого рынка репетиторских услуг является двухэтапное формирование спроса. На первом этапе может формироваться спрос на услуги, качество которых может быть выявлено только после того, как произошло потребление этих услуг. В этом смысле услуги репетитора близки по своей сути к товарам или услугам, которые экономисты называют товарами опыта (experiencegoods) (Nelson, 1970; Bergemann, Valimaki, 2004). На монопольном рынке услуг репе-титора-монополиста учащийся заранее знает, с кем имеет дело, и может оценить качество предоставляемых услуг до того, как начнет брать уроки. При выборе репетитора через информационные порталы, даже при наличии большого количества положительных отзывов о репетиторе (которые, конечно, могут свидетельствовать о качестве услуг, которые он предоставляет), учащийся может столкнуться с услугой ненадлежащего качества. В этом случае взаимоотношения между экономическими агентами - репетитором и учеником, как правило, прерываются. На втором этапе формируется спрос на услуги уже известного качества. Например, ученик может повторно на разных этапах своего обучения обращаться к одному и тому же репетитору. Наличие асимметричной информированности относительно качества предлагаемых услуг может вносить коррективы в формирование равновесия на описанном рынке.
3. Олигополистический рынок. Репетитор (компания, предоставляющая услуги репетитора) - олигополист. Ученик воспринимает цены, как данные, т.е. является ценополучателем.
Этот рынок только набирает обороты в нашей стране и хорошо развит во многих странах мира. Агентства объединяют репетиторов в ассоциации. При обращении в такую компанию клиент, желающий получить услугу репетитора, задает параметры (статус, ценовую категорию), которым данный репетитор должен соответствовать. Агентство осуществляет подбор репетитора и при заключении с учащимся или его родителями договора об оказании образовательных услуг несет ответственность за качество и сроки их исполнения. В этом случае конкуренция осуществляется между агентствами, предоставляющими образовательные услуги посредством частных дополнительных уроков.
Следует также заметить, что во всех перечисленных моделях в связи с легализацией репетиторства в нашей стране педагог, предоставляющий свои услуги на рынке дополнительного частного образования, решает также вопрос легализации своих доходов. До недавнего времени в нашей стране не было популярным предоставлять информацию о дополнительных источниках доходов. Однако в связи с реформами в налоговом законодательстве процесс легализации дополнительных доходов за счет пре-
доставления частных образовательных услуг может играть немаловажную роль в предложении объемов репетиторских услуг.
Заключение
Само по себе репетиторство порождено принятой системой образования, изменяется с изменением этой системы, легко и быстро перестраивается под нее. В последнее время принятие услуг репетитора семьей является во многих случаях условием продолжения дальнейшего желаемого образования детей. Конечно, в силу ограниченности в достатке семьи или ее административно-территориального нахождения не все родители в состоянии оплатить или даже принять услуги репетитора. А это означает, что талантливые, способные, мотивированные к обучению дети могут оказаться за бортом образовательной системы. Практически одновременно с введением обязательного итогового контроля знаний выпускников школ в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА) была введена и новая система оплаты труда (НСОТ) учителей (Закон «Об образовании»), учитывающая результаты их преподавания. Кроме того, государство узаконило деятельность репетиторов при условии, что имеют место официальные договорные отношения между репетитором и учеником или его представителем. Приведут ли эти меры к увеличению/ снижению предложения репетиторства? Приведут ли эти меры к сокращению/увеличению спроса на услуги репетиторства? Приведут ли эти меры к улучшению/ ухудшению качества образовательных услуг, предоставляемых педагогами в процессе их основной деятельности в государственной образовательной системе? Приводит ли введение рейтинговой системы к увеличению спроса на услуги репетиторов? Может ли наличие возможности узаконенного репетиторства (Закон «Об образовании», Кодекс РФ об административных правонарушениях) учителями и преподавателями стимулировать их к намеренному снижению качества обучения на основных занятиях в учебных заведениях, чтобы увеличить доход от дополнительной деятельности? Вот ряд вопросов, ответы на которые позволят исследовать изменения на рынке услуг частного дополнительного образования.
Библиографический список
1. Брэй М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий // Вопросы образования. - 2007. - №1
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - иКЬ: http://www.admkodeks.ru.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 271 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, под-
ведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки». - URL: http:// www.rg.ni/2008/l 1/19/a284569-dok.html.
4. Сайт компании «Ассоциация репетиторов». - URL: http://www. repetit.ru.
5. Сайт компании «Ваш репетитор». - URL: http:// repetitors.info.
6. Сайт компании «Репетитор для вас». - URL: http:// www.rututor.ru. Закон «Об образовании». Сайт Мини-
стерства образования и науки Российской Федерации. -URL: http://mon.gov.ru.
7. Bergemann D, Valimaki J. Monopoly Pricing of Experience Good // Discussion Paper. Helsinki Center of Economics Research. - 2004. -Vol. - 18.
8. Bray M. Confronting the Shadow Education System. What Government Policies for What Private tutoring? UNESCO, 2009.
9. Nelson P. Information and Consumer Behavior // Journal of Political Economy. - 1970. - Vol. 78. - P. 311-329.
Balakina T. P.
ECONOMICS TUTORING: MOTIVES, INCENTIVES, MODELS
The article presents the results of the author s analysis of the problem of coaching as an economic activity. Keywords: Economic activities, economics tutoring.
УДК 338.46
Французова Л. В. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
В статье изложены особенности заключения трудового договора с преподавателями
Ключевые слова: преподаватели, трудовое право, трудовые договоры, трудовые контракты, трудовые отношения, трудоустройство.
Труд профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений имеет специфику, отличающую их деятельность от работы сотрудников других организаций. В настоящей статье мы поговорим о тех особенностях, которые необходимо иметь в виду при заключении трудового договора с преподавателем вуза.
Но сначала рассмотрим несколько важных вопросов, которые предваряют заключение трудового договора с педагогами.
Статья 331 Трудового кодекса РФ (далее по тексту
- ТК) заявляет, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбле-
ния), половой неприкосновенности и половой свободы личности против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Как видим, указанная статья ТК называет 3 критерия, позволяющие гражданину реализовать себя как педагога:
1. Наличие образовательного ценза.
2. Положительный моральный облик.
3. Отсутствие определенных заболеваний.
Остановимся более подробно на тех новациях,
которые были внесены в ТК в последнее время.
В результате принятия Федерального закона от 23.12.2010 г. N° 387-Ф3 подверглась переработке часть первая ст. 65 ТК, дающая перечень документов, которые гражданин предъявляет при заключении трудового договора. Мало того, что педагог должен предъявить работодателю для заключения трудового договора паспорт или иной документ, удостоверяющий