Научная статья на тему 'Репетиторство как элемент качественного образования'

Репетиторство как элемент качественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1800
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репетиторство как элемент качественного образования»

----------------- © Л.Х. Гитис, 2004

РЕАЛИИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА. Статья 12

УДК 658.3:622 Л.Х. Гитис

РЕПЕТИТОРСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В середине прошлого века в ходу была шутка: «Платить надо не репетиторам, а экзаменаторам». Наивная логика: образование в жизни не нужно, был бы диплом. К тому же вуз освобождал от воинской повинности. Граждане понимали, что успеха в СССР можно добиться не знаниями, а дипломами и другими бумажками. Много воды с тех пор утекло, а заблуждения до сих пор живы. Родители готовы платить любые взятки, идти на лишения, лишь бы дать ребенку формальное высшее образование. Потом эти недоросли заполняют ряды безработных, бездельников, малоквалифицированных чиновников. И проклинают родителей, вузы, педагогов, которые не сумели научить их необходимому для работы. Впрочем, положение медленно, но все же меняется.

нститут репетиторства существует на Руси не одну сотню лет. Когда-то вся высшая знать обучалась по индивидуальным программам, и результаты были неплохими. Царские дети и племянники, родовитые и сановные родственники, богатые купцы и банкиры в школах не учились, репетиторы давали им намного больше знаний, чем гимназические учителя. И только советская власть отменила индивидуальные занятия. Все, даже дети вождей вынуждены были сидеть в переполненных классах, что не могло не сказаться на качестве их образования. Но политическое требование уравниловки было весомее судьбы собствен-ных детей.

Если бы школа в массовом порядке готовила образованных и дееспособных людей, то это стало бы крахом идей казарменного социализма. Но от власти так легко не отказываются.

Постепенно естественное стремление молодежи к знаниям и культуре сделали свое дело, и невежество было побеждено книгами, стараниями репетиторов, последних из выживших учителей царской выучки.

Стоили занятия с квалифицированными репетиторами копейки (хорошее образование можно получить только на медные деньги), но велась эта работа полуподпольно. Необъяснима ненависть советских чиновников к репетиторству в послевоенный период, когда устойчивость режима у граждан не вызывала сомне-

ния. Хотя, может быть, вожди были дальновиднее обывателей.

Вот пример. Как известно, педагоги-музыканты живут частными уроками или концертированием. И эта единственно возможная нормальная практика индивидуального обучения исполнительскому мастерству существовала всегда и замены ей нет. Но вопреки здравому смыслу и историческому опыту эту практику при социализме всеми силами пытались пресечь. Тем не менее великолепная плеяда советских музыкантов сама училась таким образом и других учила. Партийные органы и музыканты делали вид, что никто ничего не знает. И все сходило с рук. Но вот один профессор Московской консерватории, плохо соображая, где он живет, заплатил партийные взносы с частнорепетиторских доходов. Что тут началось! Скандалы, проработки, выговоры, сердечные приступы. Только мировая известность спасла его от полного разгрома. А другой знакомый сотрудник технического вуза, преподаватель математики, в такой же ситуации был исключен из КПСС, выгнан с работы и от сильнейших переживаний скончался. Был он орденоносцем, ветераном Войны, но этого оказалось мало.

Во время радикальных перемен в нашей стране интерес к качественному образованию вовсе ослабел и достиг критического для России показателя. Граждане наслаждались изобилием, правда, кто-то не мог свести концы с концами, а кому-то доллар помутил разум. Наши способно-

сти выходить из экстремальных ситуаций помогли и на этот раз найти дорогу из тупика. Разум победил примитивные подходы к образованию, и снова встал вопрос: диплом, знания или то и другое вместе? Знания оказались востребованными.

Новая волна возрождения интереса к высшему образованию значительно повысила конкурсы на вступительных экзаменах, дала импульс к созданию новых негосударственных вузов, способствовала росту активности разного рода мошенников. Естественно, в таких условиях снова расцвел репетиторский бизнес. Родители, понимающие толк в качестве образования, в новых условиях стараются отдавать своих детей в государственные вузы, имеющие педагогические и научные традиции. И дело здесь не в том, что им жалко денег, сколько в профанации учебы в большинстве коммерческих вузов. Собирая немалые средства со своих студентов, во многих платных вузах примити-визируют учебный процесс, сводят к минимуму требовательность к учащимся и в результате выпускают «митрофанушек». Все это известно не только родителям, но и работодателям, которые вполне обоснованно считают дипломы коммерческих вузов второсортными.

Таким образом, если хочешь стать перспективным специалистом, придется поступать в хороший государственный вуз. А там конкурс, к которому школа подготовить не в состоянии. И приходится искать репетитора, желательно опытного и знающего. Но это непросто. Сколько моих товарищей, вузовских преподавателей, искало репетиторов для своих детей, и сколько же было ошибок в выборе.

Три десятилетия собственного репетиторства позволили мне взглянуть на эту проблему и на педагогическое мастерство коллег с разных точек зрения. Пока существуют образование, конкуренция знаний, а «митрофанушки» не переводятся в школах и вузах, репетиторство не удастся искоренить. И если любящие родители в состоянии оплатить труд индивидуального преподавателя, они это будут делать. В зависимости от родительского благосостояния репетиторы могут быть у ребенка все пятнадцать лет обучения или только в период подготовки к конкурсным экзаменам, или в аварийной ситуации (грозит двойка).

Наблюдения за коллегами по репетиторскому цеху позволили классифицировать четыре основных типа профессионалов и любителей, занимающихся частным педагогическим

мастерством. Если главным критерием профессионализма считать получение денег за свой труд, то любителей среди репетиторов не должно быть. Но как-то язык не поворачивается называть профессионалом нерадивого малограмотного преподавателя. Для корректности назовем его недобросовестным репетитором.

Весьма многочисленна группа репетито-ров-новичков: студентов, аспирантов, инженеров, малоопытных школьных учителей, бухгалтеров, программистов и других самоучек. Толку от занятий с ними немного, правда, и стоимость учебы в этом случае невелика. Их объявлениями заполнены рекламные газеты, Интернет, обклеены фонарные столбы, стены школ и вузов. Изредка в группе начинающих репетиторов оказываются добросовестные и толковые люди. Но таких не более 2...3...5 % общего числа. Из них впоследствии и формируются самые эффективные преподаватели. А остальным хорошо бы научиться решать конкурсные задачи и не вводить учеников и их родителей в заблуждение.

Со временем неопытные эрзацпедагоги обучаются своему ремеслу, и с разной степенью успешности переходят в группу опытных репетиторов. У них устанавливаются связи, спрос на их услуги растет. Большинство из них добросовестно выполняют взятые на себя обязательства. Естественно в несколько раз увеличивается стоимость занятий, качество того стоит. При переходе из первой группы во вторую большая часть репетиторов отсеивается по причинам усталости, несбывшихся ожиданий, нехватки способностей, отсутствия спроса на услуги, нетерпения.

Основу третьей группы составляют кор-рупционеры-репети-торы. Они откуда-то знают все экзаменационные тайны, лично знакомы с членами приемной и предметной комиссий, и вообще, с их слов, им известны все выходы и входы в вуз. Знаний у этих криминальных репетиторов учащиеся не получат, но обеспечить проходной балл эти типы способны. Для объективности картины стоит добавить, что в жизни встречаются любые комбинации из первых трех групп. Не стоит забывать, что бахвальство своими связями чаще всего оказывается блефом, поэтому высока вероятность потери затраченных средств.

И, наконец, самая полезная для получения знаний группа — бывшие преподаватели, а ныне пенсионеры. Люди опытные, но не очень активные, предпочитающие индивидуальные

продолжительные и не очень дорогие занятия. Как правило, это люди совестливые, привыкшие выполнять свою работу с максимальной отдачей. Встречаются в этой группе репетиторов и сравнительно молодые люди, но отличить их от других педагогов несложно: хорошее знание предмета, точная, логичная речь, рассуждения о предмете, а не о коррупции, какая-то интеллигентность в поведении.

Многие родители считают, что, конечно же, знания очень нужны, но результат еще важнее. И поэтому учеба с хорошим репетитором идет своим чередом, а параллельно договариваются с репетитором-посредником о помощи на экзаменах. К сожалению, эта практика очень распространена. Можно ли уйти от этого? Не только можно, но и нужно.

Ненормальность организации конкурсных экзаменов заключается в их закрытости и таинственности. Про экзамены ходят легенды и жуткие истории, и эта атмосфера мифологич-ности лучшим образом помогает нечистым на руку экзаменаторам и чиновникам. При такой постановке экзаменов выше ценятся услуги того репетитора, который допущен к тайнам формирования экзаменационных билетов. Даже если он и малообразован. Войдите в положение родителей: знания знаниями, но важнее, чтобы ребенок стал студентом со всеми вытекающими отсюда последствиями. А поскольку прямая дорога к этой цели сложна и извилиста, да и не дает гарантии успеха, лучше подстраховаться у информированного репетитора.

Для того чтобы экзамены помогали отобрать лучших абитуриентов, надо сделать их открытыми, логичными и предсказуемыми. Исключить из экзаменов элемент таинственности (не в масонскую ложу принимаем) можно посредством раскрытия секретов формирования экзаменационных билетов. Для этого составляются задачники и сборники вопросов по всем разделам дисциплины. Неплохо было бы исключить задачи, требующие олимпиадного мышления, особой смекалки и нетривиальных подходов. Вполне достаточно, если абитуриент продемонстрирует твердые, устойчивые знания в объеме школьного курса. По математике такой задачник мог бы содержать около 10 000 задач. При таком количестве вопросов и задач можно охватить не только все разделы программы, но и большую часть методов и приемов решения. Этого вполне достаточно для объективного отбора студентов на конкурсной основе.

Почему же репетиторство неискоренимо? За много лет преподавания математики и в вузе, и в частном секторе могу засвидетельствовать, что более 70 % выпускников школ нуждаются в дополнительных занятиях. Их начальная школьная подготовка удручающе слаба. Для

1 1

многих сложить — и —, изменить основание

2 3

логарифма, решить неравенство — > 2 , найти

X

1

решение уравнения Sin = — и т. д. оказыва-

2

ются неразрешимыми проблемами. Кроме того, и некоторые школьные учителя слабо знают свой предмет. При современной оплате труда их просто не хватает. Правда, по утверждению академика В. Арнольда в США, Франции и других развитых странах дело обстоит еще хуже. Хотя в области образования они нам не пример.

На примере экзамена по математике разберемся в том, какие функции отбора или конъюнктурной видимости отбора выполняют конкурсные испытания. При этом надо иметь в виду, что формальная планка уровня знаний значительно выше, чем объективная необходимость в них. Многие специалисты вообще могли бы прожить жизнь, ограничившись знаниями четырех арифметических действий. Конкурсные экзамены бывают трех категорий сложности. Если в вузе нет конкурса или коммерческому вузу надо создать видимость конкурса, то экзамены превращаются в профанацию и по сложности, и по объективности проверки, и по поведению преподавателей на экзамене. Если реальный конкурс составляет 1,5...4 человека на место, то в задачу комиссии входит отсев абитуриентов, неспособных к дальнейшей учебе. Таких абитуриентов достаточно много, и квалифицированные экзаменаторы могут обеспечить качественный прием в вуз. При высоком конкурсе, как правило, в судьбу абитуриентов и их родителей вмешивается коррупция. В ход идут связи, взятки, нажим на экзаменаторов и другие некорректные действия родителей. Впрочем, и при конъюнктурном отборе знания оказываются небесполезными.

А как организована жизнь репетитора? Ведь он в этом бизнесе не последнее звено. Если он добросовестен и квалифицирован, то жи-

вется ему не просто. Тяжелый, напряженный труд вечерами, в выходные дни и отпуске подтачивает его здоровье и разрушает семью. А нельзя ли отказаться от основной работы и жить только на репетиторские доходы. Не получается. В конце 80-х начале 90-х существовали репетиторские фирмы, но не выдержали конкуренции со стороны опытных репетито-ров-одиночек. Видимо такова экономическая суть репетиторского бизнеса. Ответственность за успешность занятий не может быть коллективной, кто-то один обязан взять ее на себя. Если же репетитор начинает халтурить, то через два-три года его разоблачают, и клиентов он уже не дождется никогда. Опытный репетитор вынужден разбираться не только в предметной области, но и в социальной психологии, владеть педагогическим мастерством. Кстати, основная масса преподавателей далека от этих проблем. Поэтому квалифицированные репетиторы являются элитой преподавательского корпуса.

Добросовестный репетитор обязан следить за экзаменационной конъюнктурой в разных вузах, иначе его ученики не смогут ориентироваться в пространстве высшего образования. Ему приходится постоянно помнить, что главным критерием его успеха остается результат на конкурсных экзаменах. А там объективные знания торжествуют не всегда.

Репетиторство влияет на решение социально-экономических задач образования и на естественный отбор в педагогической среде. Нищенские доходы педагогов неплохо компенсируются дополнительными заработками на ниве репетиторства. Причем с ростом педагогического мастерства, образованности и авторитета доходы репетиторов могут в десятки раз превосходить их государственные оклады. Но для этого нужно много работать, достигать мастерства, укреплять свой авторитет. В противном случае никто добровольно на выучку к неудачнику не пойдет.

Родители школьников выпускных классов внимательно следят за деятельностью потенциальных репетиторов своих детей, собирают сведения и слухи, оценивают результаты их предыдущей деятельности. И поскольку в репетиторской среде — жесткая конкуренция, здесь выживает сильнейший. На успех влияет все: знание материала, педагогическое мастерство, верность данному слову, психологическая совместимость с учеником. Замечу, что по моим многолетним наблюдениям в комплексе эти

качества встречаются очень редко. И конечно же, важнейшей оценкой качества занятий является процент поступивших учеников в предыдущие годы.

Оказывается, что практика репетиторства лучше всех стажировок повышает квалификацию преподавателя. Будь у меня такая возможность, на каждой кафедре организовал бы группу лицензированных репетиторов. Когда-то, в конце 80-х, мы с товарищем создали такие официально зарегистрированные курсы «Экзерсис», где качество обучения гарантировалось авторитетом кафедр математики и физики. Да и результаты были впечатляющими: более 90 % учащихся этих курсов стали студентами столичных вузов. К сожалению, просуществовали они всего два года из-за смены у нас приоритетов в работе.

Возникает вопрос: репетиторство вредное или полезное явление? Может быть, оно наносит какой-то ущерб обществу? Рассмотрим по существу различные аспекты индивидуальных платных занятий. Если бы существовала государственная или частная аттестация знаний и педагогического мастерства репетиторов, то, избавившись от неквалифицированных преподавателей-

халтурщиков, у родителей пропал страх за судьбу своих детей. Не проблема заменить обучение абитуриентов на подготовительных отделениях вузов хорошо организованными индивидуальными занятиями, гарантирующими усвоение глубоких знаний. Можно и совместить дешевые групповые занятия с высокооплачиваемыми индивидуальными.

Не стоит обманывать себя и окружающих высоким уровнем школьной подготовки. При существующей политике в школьном образовании оно не оставляет надежд на скорейшее выздоровление. 30—40 детей в классе, не разделенном по уровню способностей, трудолюбия, культуры, привязанности к каким-либо предметам, психологическим особенностям, учителя вынуждены ориентироваться на самых слабых и отстающих. И если кто-то из школьников имеет успехи, то в этом заслуга семьи, кружков, репетиторов, товарищей по учебе или частных школ.

Таким образом, добросовестные репетиторы органично вписываются в общую систему качественного образования, и их уничтожение больно ударит по общей системе образования страны. К тому же репетиторы снимают немалую нагрузку с государственного бюджета,

ведь их услуги оплачиваются из родительских карманов.

Любопытно было бы опросить успешных политиков, коммерсантов, чиновников: кто из них занимался с репетиторами, какова была результативность этих занятий, что они думают об этом явлении? Уверен, что большая часть такой элиты моложе 45 лет (до 60-х годов прошлого века репетиторство было редкостью) имела опыт занятий с репетиторами. Хорошие репетиторы-предметники помогают своим подопечным оценить значимость культуры и образованности, организовать процесс постижения новых знаний, найти свое место в жизни.

Существует и еще одно направление в деятельности репетиторов, необходимое для

повышения качества высшего образования. Оно заключается в том, что кто-то должен взять на себя заботу по выравниванию знаний абитуриентов, приехавших из разных регионов, городов, поселков и т. д. Действительно, в разных школах реально действуют разные стандарты качества обучения. Педагоги вузов этот феномен знают отлично, и доказывать обратное бесполезно. Но у каждого вуза есть свой стандарт минимума знаний для качественного обучения. И снижать этот стандарт вузы не собираются. Что ж, репетиторы способны за короткий срок решить и эту задачу.

Коротко об авторах

Гитис Леонид Хаскелевич — директор Издательства Московского государственного горного университета.

---------------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ

ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ________________________

Автор Название работы Специальность Ученая степень

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕТРОВ Вадим Леонидович Математическое моделирование электромеханических систем горных машин на основе идентификации динамических характеристик 05.13.18. д. т. н.

ВОРОБЬЕВ Г ерман Михайлович Геомеханическое прогнозирование процессов образования и обоснование способов ликвидации каналов миграции флюидов в затрубном пространстве подземных хранилищ 25.00.20 25.00.22 к.т.н

ГАЛЦОГТ ГАЛБААТАР Экономическое обоснование программ развития горно-обогатительных комбинатов медной промышленности 08.00.05 к.э.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.