Научная статья на тему 'Подготовка научно-педагогических кадров: подходы, перспективы'

Подготовка научно-педагогических кадров: подходы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка научно-педагогических кадров: подходы, перспективы»

54

Высшее образование в России • № 5, 2007

Ф. СОКОЛОВА, профессор Н. ЛУКМАНОВА, доцент

Вопросы совершенствования системы подготовки научных и научно-педагогических кадров сегодня приобретают особое значение, так как именно специалисты высшей квалификации являются ключевым фактором наращивания интеллектуального потенциала страны и обеспечения ее устойчивого инновационного развития.

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова в марте 2007 г. будет отмечать два значимых события: 15-летие аспирантуры и 10-летие работы докторантуры. Подводя итоги пройденного пути, хотелось бы остановиться на наших достижениях, новых подходах и перспективах развития.

В начале 90-х гг. в ПГУ работа по развертыванию аспирантуры только начиналась. В настоящее время мы имеем более 550 аспирантов, докторантов и соискателей. Подготовка в аспирантуре осуществляется по 13 отраслям науки 32 специальностям. С 1997 г. в университете появилась собственная докторантура, которая в настоящее время готовит кадры высшей квалификации по 3 специальностям в 3 отраслях наук.

Важным звеном в подготовке научно-педагогических кадров в университете является система соискательства и выполнения диссертационных работ. В последнее десятилетие количество соискателей для сдачи кандидатских экзаменов неуклонно возрастает. За период с 1995 г. их численность в университете увеличилась более чем в два раза. Данная форма обучения создает благоприятные предпосылки для будущей научной работы. Как правило, около 60% соискателей поступают в аспирантуру и успешно завершают учебу защитой диссертации. Высокие результаты работы показывает институт соискательства и при выполнении диссертационных исследований.

Подготовка научно-педагогических кадров: подходы, перспективы

Нарядус количественными показателями нельзя не отметить и качественные результаты. В 2006 г. эффективность работы аспирантуры и докторантуры, судя по количеству защитивших диссертации к моменту завершения обучения, достигла абсолютного результата и вдвое превысила средние показатели по России. Высокая результативность работы аспирантов, соискателей и докторантов ПГУ позволяет не только удерживать, но и несколько увеличивать контрольные цифры бюджетного приема, несмотря на сокращение плана приема аспирантов на 10-25% в среднем по России.

Наши аспиранты, соискатели и докторанты достойно представляют Поморский государственный университет при прохождении процедуры защиты на искомую ученую степень не только в стенах родного университета, но и за его пределами. Общим итогом 15-летней деятельности системы послевузовского профессионального образования в нашем университете стала подготовка более 300 кандидатов и докторов наук.

Юбилей

55

Ежегодно аспиранты ПГУ участвуют в конкурсах и удостаиваются специальных стипендий Президента РФ, Правительства РФ, стипендии губернатора Архангельской области, Ломоносовской стипендии. В последние годы активизировалась работа аспирантов по участию в конкурсах грантов, что открывает возможности для выезда на зарубежные научные стажировки и участия в разнообразных научных конференциях российского и международного уровней.

Аспиранты неоднократно становились дипломантами крупных научных форумов, победителями областных конкурсов молодых ученых, международных грантов, были отмечены за лучшие доклады. Два аспиранта по специальности «Физиология» стали адъюнктами Российской академии естественных наук. За высокие научные результаты в области теоретической физики аспирант Д.Б. Сидоров был удостоен премии, учрежденной Указом Президента РФ «О мерахгосударственной поддержки талантливой молодежи».

Динамичное развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в университете стало возможным благодаря реализации комплексного подхода в решении поставленных задач. В частности, повышение эффективности деятельности аспирантуры и докторантуры осуществлялось в двух направлениях: организационно-управленческом и научно-содержательном, что позволило создать в университете атмосферу научного творчества.

Комплекс организационно-управленческих действий включает в себя: 1) создание в составе научно-исследовательской части университета управления подготовки и аттестации научно-педагогических кадров, которое координирует деятель-

ность отделов аспирантуры и докторантуры, проводит аттестацию научно-педагогических кадров; 2) учреждение Совета по работе с аспирантами и докторантами, где определяются перспективы, проблемы и пути их решения в системе послевузовского образования, осуществляется обмен опытом работы с аспирантами и докторантами кафедр и научныхруководителей, систематически рассматриваются актуальные вопросы подготовки научно-педагогических кадров; 3) создание отраслевых секций Научно-технического совета университета, на которых утверждаются темы диссертационных исследований, проводится ежегодная аттестация аспирантов, соискателей и докторантов, а также проходит представление диссертационных исследований; 4) издание ежегодных приказов ректора по итогам приема и выпуска в аспирантуре, докторантуре, по результатам деятельности системы послевузовского образования.

Научно-содержательное сопровождение системы подготовки кадров высшей квалификации включает в себя комплекс мер, направленных на выявление и отбор талантливой молодежи, способной продолжить движение по ступеням послевузовского образования, развитие и укрепление научных направлений, школ и ведущих коллективов, действующих в университете, 1

56

Высшее образование в России • № 5, 2007

расширение системы научных, теоретико-методологических семинаров для аспирантов и др.

В последние годы Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова вышел на качественно новый уровень в области подготовки научных и научно-педагогических кадров. В 90-х гг. ХХ в. ведущей задачей аспирантуры и докторантуры являлась работа «на себя », на удовлетворение собственных потребностей в высококвалифицированных научных кадрах. С начала 2000-х гг. мы развернули их подготовку для образовательных, научных и культурных учреждений Архангельской области и Европейского Севера в целом. ПГУ на основе взаимовыгодных соглашений осуществляет повышение научной квалификации в системе послевузовского образования для 13 учреждений региона. Среди них: Архангельский колледж телекоммуникаций филиала Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича, филиал «Севмашвтуз» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, Архангельская специальная средняя школа милиции МВД РФ, национальный парк «Ки-нозерский », областной краеведческий музей, музей деревянного зодчества «Малые Карелы», Государственный архив Архангельской области и др.

Имеется многолетний опыт содействия в повышении научной квалификации сотрудников академических учреждений -Института экологических проблем Севера, Института физиологии природных адапта-ций УрО РАН.

В 90-е гг. одновременно с быстрым развитием системы подготовки научно-педагогических кадров в университете происходило развертывание сети диссертационных советов. В 1994 г. были созданы советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 07.00.02 - «Отечественная история» (по историческим наукам) и по специальности 03.00.13 - «Физиология человека и живот-

ных» (по биологическим наукам). В настоящее время в ПГУ функционируют 5 диссертационных советов, из них 2 являются докторскими. Ежегодно в среднем защищается 25-30 диссертаций по 10 специальностям, а всего за период с 1994 по 2006 гг. в стенах университета защищено 230 диссертаций, в том числе 14 докторских.

Высокий уровень научно-аттестационной работы и авторитетность диссертационных советов ПГУ привлекают внимание соискателей ученых степеней из различных городов и регионов страны. В наших диссертационных советах защищаются представители вузов и научно-исследовательских институтов Архангельска и области, Вологды, Череповца, Екатеринбурга, городов Северо-Западного региона, Москвы. Это вполне закономерно, так как важнейшей функцией классического университета является подготовка высококвалифицированных кадров не только для собственных нужд.

Целенаправленная и последовательная работа университета в области подготовки и аттестации научно-педагогических кадров позволила существенно укрепить интеллектуальный потенциал вуза. Удельный вес профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями к началу 2007 г. превысил 60% против 31,8% в 1993 г. В настоящее время в университете на штатной основе работают 65 докторов наук по 15 отраслям наук против 8 в 1993 г.

В системе подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров остается немало нерешенных проблем. Университет по-прежнему ощущает острую нехватку специалистов высшей квалификации по ряду научных направлений и учебных специальностей, что обусловлено оттоком научно-педагогических кадров из региона в столичные центры, быстрым развитием университета и открытием широкого спектра новых специальностей. Усугубляет ситуацию ликвидация в общероссийском масштабе работы по комплектованию второго бюджетного плана приема в аспи-

Юбилей

57

рантуру и докторантуру, формируемого на основе соглашений между вузами и в рамках реализации совместных научно-технических программ. Чрезвычайно актуальным является развитие сети диссертационных советов и обеспечение соответствующей их нагрузки. В дотационном регионе, где сравнительно невысок общий уровень доходов населения и соответственно ограничены возможности обучения в аспирантуре на внебюджетной основе, большие сомнения вызывает возможность достижения нового аккредитационного показателя для университетов - «4 аспиранта на 100 студентов приведенного контингента».

Вместе с тем мы пытаемся адекватно реагировать на изменения в политическом, экономическом и образовательном пространстве страны, региона и своевременно решать возникающие проблемы. В начале

Н. ДРАННИКОВА, профессор, руководитель ЦИТКЕС

Интеграция усилий научных, образовательных и управленческих структур по стабилизации социально-экономической, экологической, социокультурной обстановки в северных регионах России в настоящее время приобретает особую актуальность. Не вполне корректные способы осуществления реформы образования и науки, неясные прогнозы, касающиеся ее результатов, могут создать в высшей степени проблемную ситуацию. Негативными последствиями, по нашему убеждению, могут стать снижение научно-образовательного потенциала региона, отток адаптированного к местным условиям (природной и социокультурной среде) населения, дезинтеграция социума и многое другое. Стандартизация жизни и широкое распространение массовой культуры нивелируют значение местных особенностей, у населения теряется чувство принадлежности к «месту», что от-

2006 г. в университете был проведен детальный и всесторонний анализ фактического состояния дел в области подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. На основе полученных данных разработана и утверждена Ученым советом «Программа развития системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в ПГУ на 2006-2010 годы», определяющая стратегию развития вуза на ближайшую перспективу. Аналогичные перспективные программы были разработаны и всеми кафедрами университета.

Таким образом, Поморский государственный университет, своевременно выявляя свои проблемные зоны и конкурентные преимущества, изыскивает новые возможности и подходы, способствующие развитию и совершенствованию системы подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера

рицательно влияет на развитие всех сфер жизни региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.