АСПИРАНТУРА РУДН В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ
О.В. Андреева
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/1, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается процесс реализации Концепции развития докторантуры и аспирантуры в Российском университете дружбы народов. Дана характеристика первого этапа формирования внутривузовского образовательного пространства.
Ключевые слова: Российский университет дружбы народов, аспирантура, мировой рынок труда, инновации.
Начиная с 2008 года, в РУДН реализуется Концепция развития докторантуры и аспирантуры Университета на 2008—2010 годы [1. С 71—80]. Концепция определила стратегию развития и основные задачи послевузовского образования на первом этапе инновационного развития и на перспективу. Стратегия нацелена на то, чтобы выпускники Университета были успешно интегрированы в мировую экономику, участвовали в производстве и циркуляции знаний, имели высокую востребованность в национальных экономиках и в самом Университете.
Для реализации инновационной стратегии были определены четыре системные задачи. Первая — подготовка кадров высшей квалификации как ресурс для России и всего мира, что предполагает опережающую подготовку кадров как результат мониторинга потребностей мирового рынка труда, эффективную коммуникацию и дистанционное образование, подготовку аспирантов по интегрированным и междисциплинарным специальностям. Вторая — обеспечение высокого качества послевузовской подготовки, т.е. соединение сильной по форме российской системы присвоения ученых степеней через обязательную публичную защиту с содержательным образовательным процессом, организованным по кредитно-модульному принципу. Третья — ориентированность на российский и мировой рынок труда, т.е. корреляция послевузовского образования в РУДН с потребностями новой российской и мировой экономики, с инновационной эффективностью и сетевой координацией. Решение этой задачи опирается на тесную связь образовательного и исследовательского процесса в аспирантуре. Послевузовское образование должно стать системным интегратором науки и образования с целью производства высококачественного готового продукта, востребованного на рынке высоких технологий, современного производства и образования. Университетские научно-образовательные программы послевузовской подготовки воздействуют на мировой рынок и участвуют в формировании его потребностей, обеспе-
чивают высокий научный уровень обучения и гибкие образовательные технологии, готовят научные кадры для бизнес-структур. Четвертая — создание благоприятного имиджа РУДН в России и мире, т.е. активная интеллектуальная экспансия, мобильность аспирантов, рост числа зарубежных публикаций молодых ученых и изданий на иностранных языках, участие аспирантов в международных научно-исследовательских коллективах и конференциях, рост индекса цитируемости, продвижение результатов исследовательской деятельности аспирантов (в случае соответствия этих результатов мировому уровню).
Концепция РУДН методологически и стратегически соответствует Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и первому этапу реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства 17 ноября 2008 г. (№ 1663-р). Основные мероприятия по реализации инновационной Концепции Университета включают: во-первых, обновление нормативной базы РУДН в сфере послевузовского образования; во-вторых, реализацию планов мероприятий по приоритетным направлениям научно-образовательной деятельности. Обновление нормативной базы началось с изменений в отделе аспирантуры, переименованном в отдел докторантуры и аспирантуры. Новое Положение об отделе и Регламент работы, принятые Ученым советом и утвержденные приказами Ректора, дополнили традиционную структуру отдела и его функции новыми инновационными составляющими.
Основной целью отдела является обеспечение полноценных возможностей и соответствующих условий подготовки в Университете специалистов высшей квалификации в соответствии с принципами непрерывного образования и потребностями мирового рынка труда. Стратегической целью стало формирование внутривузовского интегрированного образовательного пространства по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации для России и всего мира. Инновационная цель состоит в мониторинге и обеспечении соответствия уровня подготовки кадров высшей квалификации в Университете стандартам качества и приоритетным потребностям мирового рынка труда. Практическая цель заключается в формировании имиджевого ресурса Университета как мирового образовательного центра, гарантирующего высокие компетентностные качества выпускникам аспирантуры. В структуре отдела появились три сектора: планирования и развития, приема и ведения персональных дел, диссертационных советов. Первый сектор планирует и готовит нормативную базу, концептуальные основания и стратегию развития аспирантуры, разрабатывает формат аспирантских научно-образовательных программ и практик, анализирует и координирует аспирантскую подготовку внутри Университета, взаимодействует с зарубежными организациями в пределах своей компетенции, осуществляет ресурсный менеджмент и связи с общественностью. Задачи второго и третьего секторов тра-диционны.
Обновленный отдел докторантуры и аспирантуры приступил к выстраиванию общедоступной и транспарентной системы поступления и обучения в аспирантуре и докторантуре, соискательства и защиты диссертации. Приняты новые Положения о докторантуре, аспирантуре и соискательстве, о клинической ординатуре и интернатуре, разработаны Требования к поступающим на послевузовские формы обучения. В стадии обсуждения находятся Временное положение об организации учебного процесса в аспирантуре по системе зачетных единиц, Положение о Советах по защите докторских и кандидатских диссертаций при РУДН и Регламент представления к защите диссертационных исследований.
Реализация планов мероприятий в контексте подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по двум приоритетным направлениям научно-образовательной деятельности: аспирантура как база подготовки инновационных кадров; аспирантура как база подготовки кадров для современного рынка труда, в том числе для самого Университета. С целью интеграции науки и образования в аспирантуре, а также овладения аспирантами новыми знаниями и умениями, приобретения опыта научных исследований в процессе обучения были определены приоритетные научные направления и начата работа по увеличению набора в аспирантуру на приоритетные специальности. Проводятся ежегодные конкурсы научно-исследовательских студенческих работ и проектов (бакалавриат, специалитет и магистратура) для невыпускных курсов и среди выпускных курсов. Победители этих конкурсов являются основными претендентами на бюджетные места при поступлении в аспирантуру. Целевая поддержка оказывается Научному студенческому обществу и Совету молодых ученых. Лучшие из аспирантов рекомендуются для участия в конкурсе на получение стипендий Президента и специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации. Важным критерием деятельности научно-педагогических коллективов является наличие в их составе не менее 20 процентов молодых ученых и аспирантов. НПК ежегодно рекомендуют в аспирантуру и докторантуру молодых ученых, успешно работающих в научно-исследовательских проектах по приоритетным научным направлениям. Презентации лучших аспирантских достижений ежегодно проводятся в рамках Фестиваля науки в октябре и Дня науки в феврале.
Аспирантура как база подготовки кадров для современного рынка труда, в том числе самого Университета, требует прежде всего качественного образования и гарантий высокой конкурентоспособности и востребованности выпускников аспирантуры. В данном случае важное значение имеет качество подготовки поступающих в аспирантуру. В Университете проходит конкурсное зачисление на бюджетные и (частично) договорные места. Ежегодная аттестация аспирантов проводится в соответствии с критериями, принятыми Ученым советом Университета. В случае неполного выполнения критериев аттестация считается условной и аспиранту дается срок на исправление ситуации. Если критерии в срок не выполнены, решением ученого совета факультета/института аспирант отчисляется из Университета с правом восстановления исключительно по договору с оплатой стоимости обучения. Ежегодно проводится конкурс аспирантов и молодых ученых
до 30 лет на стипендии Ученого совета Университета по итогам научных публикаций и внедрения результатов научно-исследовательской работы. Проводятся мероприятия по привлечению студентов, аспирантов и докторантов к исследованиям проблематики стран приема. Возрастает академическая мобильность, реализуются соглашения с зарубежными вузами-партнерами о двойном научном руководстве исследованиями аспирантов. Задачей дня становится обеспечение качества обучения.
Одним из важнейших мероприятий 2009 года явилась работа по подготовке к ведению учебного процесса в аспирантуре РУДН по системе зачетных единиц. Апробация кредитно-модульной системы подготовки научных кадров высшей квалификации в РУДН нацелена на интеграцию российской аспирантуры в общеевропейское образовательное пространство. Этот процесс может иметь следующие положительные последствия для развития аспирантуры в России. Во-первых, повысится уровень и улучшится качество образования в аспирантуре. Во-вторых, расширятся возможности для развития программ третьего уровня в России, их интеграции с современной наукой. В-третьих, активизируется и наполнится новым содержанием сотрудничество российских и зарубежных вузов. В-четвертых, будут созданы условия для признания российских ученых степеней и квалификаций за рубежом. В-пятых, расширятся возможности международного обмена опытом и информацией. В-шестых, благодаря эквивалентности программ третьего уровня в России и Европе станет реальностью интеграция России в общеевропейское образовательное пространство, что позволит признать нас равноправными партнерами, а Российскому государству получить достаточное количество высококвалифицированных специалистов мирового уровня.
Таков предлагаемый системный формат перемен, фиксируемый в среднесрочных программах развития РУДН. Содержание перемен заключено в основных направлениях повышения эффективности послевузовского образования. Так, докторанты, аспиранты и ординаторы участвуют в работе научных школ РУДН, определяющих научную репутацию Университета; создаются тематические кластеры по инновационным образовательным программам в аспирантуре и докторантуре; выстраивается преемственность научной проблематики магистерских (ординаторских), аспирантских и докторских диссертационных исследований. Важное значение приобретают целевая поддержка магистров и аспирантов, эффективных научных консультантов и руководителей, продвижение новых специальностей в аспирантуре и докторантуре по приоритетным направлениям науки и техники, ориентированных на мировой рынок труда и специфику стран приема, а также эффективное управление послевузовской подготовкой в РУДН.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Послевузовское образование. Докторантура, аспирантура, соискательство // www.rudn.ru;
Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». — 2008. — № 4.
POSTGRADUATE STUDIES IN PFUR IN THE CONTEXT OF TOP SKILLS PROFESSIONAL TRAINING FOR INNOVATIVE RUSSIA
O.V. Andreeva
Theory and History of the International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/1, Moscow, Russia, 117198
This article deals with the process of realization of the Concept of doctoral and postgraduate studies development at the Peoples’ Friendship University of Russia. The author characterizes the first stage of university educational area formation.
Key words: Peoples’ Friendship University of Russia, postgraduate studies, world labor market, innovations.