Научная статья на тему 'Десять принципов Болонского процесса и кредитно-модульное обучение в аспирантуре российского Университета дружбы народов'

Десять принципов Болонского процесса и кредитно-модульное обучение в аспирантуре российского Университета дружбы народов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ольга Валентиновна

Инновационный сценарий развития послевузовского образования в России предполагает системные изменения в организации и содержании обучения в аспирантуре, позволяет добиваться признания эквивалентности российской ученой степени кандидата наук и европейской степени доктора философии в науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ten Principles of the Bologna Process and Credit Model in the Postgraduate Education in the Peoples' Friendship University of Russia

The innovative approach to the development of the postgraduate education in Russia means system changes in format and content of the educational process as itself. It promotes to receive equivalent recognition of the Russian scientific degree 'Candidate in Science' and the European scientific degree 'Philosophy Doctor in Science'.

Текст научной работы на тему «Десять принципов Болонского процесса и кредитно-модульное обучение в аспирантуре российского Университета дружбы народов»

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

О.В. Андреева

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Инновационный сценарий развития послевузовского образования в России предполагает системные изменения в организации и содержании обучения в аспирантуре, позволяет добиваться признания эквивалентности российской ученой степени кандидата наук и европейской степени доктора философии в науке.

Во всем мире высшее образование переживает сегодня период расцвета. С каждым годом увеличивается набор студентов. В 2004 году в вузах земного шара обучались 132 миллиона студентов, в то время как в 1991 году — 68 миллионов [1. С 10]. Такой всплеск интереса к высшему образованию в значительной степени продиктован тем, что, по оценкам зарубежных исследователей, для устойчивого экономического роста страны не менее 40—50% ее населения должны иметь высшее образование. Европейские страны приступили к осуществлению программ альтернативного обучения, что привело в условиях сокращения госбюджетного финансирования классических университетов к появлению частных высших учебных заведений, число которых растет. По оценкам ЮНЕСКО, в частных вузах учатся: в странах Западной Европы — около 10% студентов, в странах Восточной Европы — около 40% студентов [1. С 11]. Разнообразие высших учебных заведений и обучающих программ, развитие заочного и дистантного обучения, помимо очевидных преимуществ для получающих образование, не могло не повлиять на качество образования и уровень компетентностных характеристик выпускников вузов.

В изменившихся условиях Совет Европы был вынужден приступить к выработке стандартов высшего образования, корпоративной политики европейских стран в области высшего образования и присуждения ученых степеней. В 1997 году при участии ЮНЕСКО была принята Лиссабонская конвенция о признании

квалификаций в области высшего образования в Европейском регионе (РУДН участвовал в разработке и принятии этой конвенции). Этот юридический документ ознаменовал собой шаг вперед на пути признания квалификаций в Европе и на сегодняшний день является ядром Болонского процесса, цель которого — единое пространство высшего образования в Европе. В 1998 году состоялась первая Всемирная конференция по высшему образованию (РУДН входил в состав Рабочей группы по ее подготовке и проведению), призванная обсудить накопившиеся проблемы и наметить пути их решения. В 1999 году министры образования 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию, где говорилось о важной роли университетов в развитии европейской культуры, укреплении интеллектуального, культурного, социального и научно-исследовательского потенциала. В декларации подчеркивалась необходимость создания европейской сферы высшего образования, которая содействовала бы мобильности и занятости граждан, а также развитию Европейского региона в целом. В сентябре 2003 года в ходе третьей встречи европейских министров образования (Берлин) Россия была принята в члены Болонского процесса. В том же году докторские программы были признаны в качестве третьего уровня высшего образования.

Десять основных принципов программ третьего уровня.

На Болонском семинаре в Зальцбурге, который состоялся 3—5 февраля 2005 года, были провозглашены десять основных принципов программ третьего уровня. Обсуждение этих принципов показало существенные различия, которые сохраняются в европейских постградуальных программах. Тем не менее, не умаляя различий и отказываясь от унификации этих программ, страны — участницы Болонского процесса договорились соблюдать следующие принципы.

Первый. Нацеленность аспирантской подготовки на итоговое оригинальное научное исследование. Основная составляющая обучения в аспирантуре — расширение и развитие научного знания через оригинальное научное исследование. В то же время признается тот факт, что аспирантура должна отвечать потребностям рынка занятости, который более широк, чем научные круги.

Второй. Изменения в образовательной стратегии и политике: университеты должны принять на себя ответственность за то, чтобы гарантировать, что аспирантские программы и обучение, которые они предлагают, разработаны с учетом новых вызовов общества и включают соответствующие возможности профессионального роста.

Третий. Важность разнообразия: богатое разнообразие аспирантских программ в Европе (включая совместные аспирантуры) является потенциалом, который должен быть подкреплен качественной и серьезной практикой.

Четвертый. Аспиранты как молодые ученые должны быть признаны в качестве профессионалов с соответствующими правами, в качестве тех, кто делает ключевой вклад в создание нового знания.

Пятый. Решающую роль имеют научное руководство и оценка: в отношении каждого конкретного аспиранта механизмы научного руководства и оценки должны быть основаны на прозрачной договорной структуре по распределению

обязанностей между аспирантами, научными руководителями и образовательным учреждением (с привлечением других партнеров при необходимости).

Шестой. Достижение эффективного результата: докторские программы должны стремиться достигнуть эффективного результата и должны привлекать различные типы инновационной практики, представленные в университетах Европы. Также принимается во внимание, что в разных европейских странах в соответствии с их контекстами могут быть приняты различные обучающие программы. Они варьируются от аспирантуры в крупных университетах до международного, внутригосударственного, а также регионального межуниверситетского сотрудничества.

Седьмой. Продолжительность: аспирантские программы должны реализовываться в пределах соответствующего периода времени (как правило, трех-четы-рехлетнего дневного обучения).

Восьмой. Стимулирование инновационных структур в соответствии с принципами междисциплинарного обучения и системой признания зачетных дисциплин.

Девятый. Рост мобильности: аспирантские программы должны стремиться предлагать географическую, равно как междисциплинарную и межотраслевую мобильность, а также международное сотрудничество в пределах интегрированной структуры сотрудничества между университетами и другими партнерами.

Десятый. Обеспечение соответствующего финансирования: для развития качественных аспирантских программ и успешного завершения их аспирантами требуется соответствующее финансирование [2].

Названные принципы предполагают ответственность каждого университета в разработке послевузовских образовательных программ с учетом новых вызовов общества, отмечают важность разнообразия аспирантских программ, подкрепленных практикой, для достижения эффективного результата, призывают к активизации междисциплинарной и межотраслевой мобильности, международному сотрудничеству. В Болонских документах нет ни слова о введении единых образовательных программ и стандартов обучения. Все университеты развиваются на основе своих национальных традиций, обогащая друг друга.

В этой связи обращает на себя внимание выступление на XII Международном Петербургском форуме 7 июня 2008 года ректора Университета в Болонье профессора Пьера Уго Кальцолари, который констатировал, что Болонский процесс есть стремление европейских университетов преодолеть кризис, в котором они оказались. «Наша задача, — заявил П.У. Кальцолари, — изменить всю систему высшего образования, чтобы она стала другой, и мы не знаем, что менять и что сохранять. Нужно выработать новые шаблоны в высшем образовании. Все университеты, каждый в отдельности, должны найти свой ответ на вопрос об эффективности высшего образования и обеспечить институциональную эффективность высшего образования. Сейчас вся система нацелена на результат и все выстроено под этим критерием. А истинную значимость имеет качество подготовки...». Призывая университеты к ответственному развитию образования третьей ступени, участники Болонского процесса разработали систему совместимости, перезачета

и аккумуляции кредитов (ЕСТБ — европейская система перезачета кредитов, обеспечивает прозрачность, сопоставимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций), признания дипломов и структуры ученых степеней. Важная роль отводится развитию системы обеспечения качества образования, а также повышению академической мобильности обучающихся и преподавателей.

Болонский процесс находит широкую поддержку со стороны ЮНЕСКО, Европейского Совета и Европейской Комиссии. С 2006 года ректор РУДН профессор В.М. Филиппов является Президентом Рабочей группы Всемирной конференции по высшему образованию, учрежденной ЮНЕСКО. В настоящий момент Рабочая группа готовит вторую Всемирную конференцию по высшему образованию, проведение которой планируется в 2009 году в Париже. Конференция должна будет подвести итоги десятилетней работы и обозначить векторы формирования политики высшего образования на ближайшую перспективу. В частности, планируется к 2010 году завершить мероприятия, связанные с адаптацией европейских национальных систем образования к целям Болонского процесса.

Инновационная концепция послевузовского обучения в РУДН.

В этих условиях Российский университет дружбы народов, осознавая свою миссию и ответственность, не может оставаться в стороне от европейской политики в сфере послевузовского образования. Стратегия развития послевузовского образования в РУДН широко и всесторонне обсуждалась администрацией и преподавателями университета в течение всего 2008 года. В ходе этого обсуждения было решено отказаться от инерционного сценария, предполагавшего плавное улучшение показателей эффективности аспирантуры и докторантуры и поддержание этих показателей на уровне среднестатистических по Российской Федерации (в настоящее время 31%, имеет тенденцию к росту; для сравнения эффективность аспирантуры РУДН: 2002 год — 15,6%; 2003 год — 13,6%; 2004 год — 14,3%; 2005 год — 18,2%; 2006 год — 15,3%; 2007 год — 39,6%; 2008 год — 41,6%). В сентябре 2008 г. была принята инновационная концепция развития докторантуры и аспирантуры Университета на период до 2010 года как ответ на интеллектуальный вызов российского и мирового сообщества. Инновационный сценарий предполагает системные изменения в организации и содержании послевузовского образования в Университете, при которых показатели эффективности есть следствие успеха/неуспеха инновационной деятельности.

Методология инновационной концепции.

Российский университет дружбы народов, являясь классическим международноориентированным университетом, совершенствует систему послевузовского образования на базе лучших российских научных и образовательных традиций с учетом потребностей российского и мирового рынка труда и обеспечения высокой конкурентоспособности выпускников Университета. Выпускники докторантуры и аспирантуры Университета, защитившие диссертационные исследования, успешно интегрированы в мировую экономику, участвуют в производстве и циркуляции знаний в мире и в РУДН, креативны, имеют высокую востребованность в национальных экономиках и в самом Университете.

Содержание инновационной концепции.

При таком видении перспектив развития послевузовского образования, докторантура и аспирантура РУДН по форме и содержанию — это: во-первых, пост-градуальное образование классического международноориентированного университета; во-вторых, лучшие российские научные и образовательные традиции; в-третьих, качественное послевузовское образование с учетом потребностей российского и мирового рынка труда; в-четвертых, обеспечение высокой конкурентоспособности выпускников аспирантуры и докторантуры Университета. Если одной фразой охарактеризовать основное направление перемен в жизни сотрудников Университета и выпускников аспирантуры и докторантуры РУДН — «Лучшее качество жизни при большей свободе».

Достижение обозначенного идеала предполагает решение четырех системных задач, которые задают формат перемен в послевузовском образовании: первая задача — подготовка кадров высшей квалификации как ресурс для России и всего мира; вторая — обеспечение высокого качества послевузовской подготовки; третья — ориентированность на российский и мировой рынок труда; четвертая — создание благоприятного имиджа РУДН в России и в мире.

Первая задача — подготовка кадров высшей квалификации как ресурс для России и всего мира — понимается в контексте послевузовского образования как обеспечение российской и мировой экономики высококвалифицированными научными кадрами по широкому спектру наиболее востребованных специальностей, что предполагает:

во-первых, решить проблему опережающей подготовки кадров как результат мониторинга потребностей мирового рынка труда;

во-вторых, обеспечить эффективную коммуникацию как внутри Университета, так и вовне, решительно продвинуть дистантное образование;

в-третьих, осуществлять послевузовскую подготовку по интегрированным и междисциплинарным специальностям. Именно в этой плоскости — интеграция и междисциплинарность — заключено основное условие успешного решения первой задачи.

Вторая задача — обеспечение высокого качества послевузовской подготовки, т.е. соединение сильной по форме российской системы присвоения ученых званий через обязательную публичную защиту с содержательным образовательным процессом в аспирантуре, что предполагает:

во-первых, введение дополнительных к уже имеющимся обязательных образовательных дисциплин и форм работы для аспирантов. Так, в соответствии с Временными требованиями к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук аспирант обучается 1080 часов. Если перевести эти часы в кредиты, которые аспирант должен отработать, чтобы быть рекомендованным к защите, решится еще одна проблема — потеря аспирантами связи с кафедрой и научным руководителем;

во-вторых, интеграцию университетского послевузовского образования в международный цикл непрерывного образования, образования через всю жизнь, организованного по кредитно-модульному принципу. Принято говорить об ин-

теграции в Болонский процесс. Однако речь идет не о копировании европейского опыта, а о создании своей российской модели послевузовской подготовки, которая была бы по достоинству оценена и признана в Европе и мире;

в-третьих, достижение соответствия и признания ученых степеней и квалификаций выпускников аспирантуры и докторантуры общепризнанным в мире. Речь идет о признании де юре и де факто эквивалентности российской ученой степени кандидата наук европейскому доктору философии в отрасли науки и сохранении российской ученой степени доктора наук как второй академической степени более высокого ранга. Создав кредитно-модульную систему обучения в аспирантуре, Университет сможет обоснованно настаивать на возврате ему права выдачи дипломов о присуждении ученой степени кандидата наук на русском языке и соответствующей ученой степени доктора философии в отрасли науки на английском языке.

Третья задача — ориентированность на российский и мировой рынок труда, т.е. корреляция послевузовского образования в РУДН с потребностями новой российской и мировой экономики, с инновационной эффективностью и сетевой координацией, что предполагает:

во-первых, и это главное, объединение образовательного и научного процессов по принципу: говорим «образование» — подразумеваем «наука», говорим «наука» — подразумеваем «образование». Послевузовское образование в РУДН выступает системным интегратором науки и образования с целью производства высококачественного готового продукта, востребованного на рынке высоких технологий, современного производства и образования. Университетские научно-образовательные программы послевузовской подготовки воздействуют на мировой рынок и участвуют в формировании его потребностей;

во-вторых, обеспечение высокого научного уровня обучения в аспирантуре и докторантуре и гибкие образовательные технологии;

в-третьих, организация целевой подготовки научных кадров для бизнес-структур.

Четвертая задача — создание благоприятного имиджа РУДН в России и мире, т.е. активная интеллектуальная экспансия и продвижение благоприятного имиджа Университета через демонстрацию высоких результатов послевузовского образования посредством:

во-первых, мобильности аспирантов и докторантов;

во-вторых, роста числа зарубежных публикаций и изданий на иностранных языках;

в-третьих, участия докторантов и аспирантов в международных научноисследовательских коллективах и конференциях; в-четвертых, роста индекса цитируемости;

в-пятых, продвижения результатов исследовательской деятельности докторантов и аспирантов (в случае соответствия этих результатов мировому уровню).

Таков предлагаемый системный формат перемен. Содержание перемен заключено в основных направлениях повышения эффективности послевузовского

образования в РУДН: (1) участие докторантов и аспирантов в работе научных школ РУДН, определяющих научную репутацию Университета; (2) создание и поддержка тематических кластеров по инновационным образовательным программам в аспирантуре и докторантуре; (3) обеспечение преемственности научной проблематики магистерских, аспирантских и докторских диссертационных исследований; (4) целевая поддержка эффективных научных консультантов и руководителей; (5) продвижение новых специальностей в аспирантуре и докторантуре по приоритетным направлениям науки и техники, ориентированных на мировой рынок труда и специфику стран приема; (6) эффективное управление послевузовской подготовкой в РУДН.

Главное условие успеха инновационной концепции — люди. Реальное продвижение возможно в условиях: соработничества, т.е. достижения гармонии обучающих, научных, плановых и финансовых структур; мудрости, т.е. ненасильственного продвижения к новому; организованности, т.е. исполнения принятых решений; завершенности действий, когда главной целью выступает не процесс, а результат; определенной автономности действий и независимости суждений; чувствительности к переменам, т.е. фиксировать перемены, не бояться исправлять ошибки, идти по пути создания нового, более успешного.

Итоговый вывод: РУДН правомочен (в рамках действующих в Российской Федерации нормативных документов) создать кредитно-модульную систему подготовки в аспирантуре с соответствующими рабочими учебными планами и обучающими программами.

Проект кредитно-модульного обучения в аспирантуре РУДН.

В рамках реализации Плана мероприятий по развитию докторантуры и аспирантуры Университета на 2008—2010 годы, принятого в соответствии с изложенной выше инновационной концепцией, был разработан проект кредитно-модульного обучения в аспирантуре РУДН. Названный проект прошел апробацию на семинаре, организованном Рособразованием 20—22 ноября 2008 г. для начальников управлений/отделов докторантур и аспирантур, представлявших около 140 вузов и НИИ России. Проект вызвал живейший практический интерес, в его обсуждении приняли участие: начальник управления аспирантуры и докторантуры Санкт-Петербургского государственного университета Л.П. Шевякова, заведующая аспирантурой Института высокомолекулярных соединений РАН Т.Г. Евсеева, заведующая аспирантурой Сибирского НИИ геологии, геофизики и минерального сырья (г. Новосибирск) Е.Л. Перегоедова и др.

Суть образовательной модели состоит в следующем. Работа аспиранта включает четыре предмета, подлежащих внешней оценке: письменный текст диссертационного исследования, публичную защиту, научные публикации и научно-образовательный цикл. Научно-образовательный цикл — это содержание образования аспиранта, позволяющее присваивать ему степень доктора философии в науке: от 60 ЕСТБ за 3—5 лет обучения (реферирование и собеседование с научным руководителем и представителями профессионального научного сообщества — обязательные требования Болонской модели). Индикаторы программ задаются типовыми требованиями, содержание авторское, что позволяет сохранять и преумножать профессорско-преподавательские кадры.

Послевузовское образование для аспиранта/ соискателя ученой степени кандидата наук/ доктора философии в науке (PhD in Science)

№№ Предмет Процедура и критерий оценки

1 Письменный текст диссертационного исследования отзыв ведущей организации и 2 отзыва оппонентов (в соответствии с заданными ВАК критериями)

2 Публичная защита 2 /3 + 1 голос «За» из присутствующих на заседании членов Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций

3 Научные публикации от 3 публикаций, в т.ч. в качестве соавтора

4 Научно-образовательный цикл:

1. Дисциплина специализации (может включать 2—4 учебных курса) 1.1. единая письменная работа/ тест 1.2. устное собеседование с членами комиссии по приему кандидатского экзамена 10 ЕСТБ

2. Философия науки: 2.1. Дисциплины по выбору из междисциплинарного образовательного кластера, (по отраслям наук для всех аспирантов) 2.2. Методология и методы исследования (по отраслям наук) 2.3. Знания о предмете исследования (отечественная и зарубежная историография, описание эксперимента, др.) от 2 дисциплин по выбору обучающегося 2.1.1. реферат руководителю дисциплины 2.1.2. собеседование с руководителем дисциплины (2 дисциплины х 5 ЕСТБ) от 10ЕСТБ 2.2.1. реферат н/руководителю 2.2.2. собеседование с н/руководителем 5 ЕСТБ 2.3.1. научно-аналитический обзор (принимает научный руководитель) 5 ЕСТБ

3. Практика (по отрасли науки; разные виды деятельности) 3.1. письменный отчет н/руководителю 3.2. устный отчет на кафедре 10 ЕСТБ

4. Иностранный язык (любой иностранный для аспиранта; количество иностранных языков не ограничено) 4.1. реферат по тексту диссертационного исследования на иностранном языке (объем от 1 п.л.) 4.2. устное собеседование с членами комиссии по приему кандидатского экзамена по иностранному языку от 10 ЕСТБ

5. Презентация диссертационного исследования и деловое общение в профессиональном коллективе (предзащита) 5.1. текст диссертации н/руководителю 5.2. устная презентация на кафедре 5.3. заключение кафедры 10 ЕСТБ

За весь цикл от 60 ЕСТБ

Процедура и критерий оценки отражаются, во-первых, в индивидуальном плане аспиранта/соискателя, во-вторых, в аналоге формы 2.2 (удостоверении о сданных кандидатских экзаменах), представляемой в ВАК. Степени Доктор в управлении (Doctor in Management) и Доктор в бизнесе (Doctor in Business) присуждаются по факту исполнения первых трех предметов.

План мероприятий по экспериментальной апробации кредитно-модульной системы в аспирантуре РУДН в 2009—2010 гг. предусматривает 4 этапа:

— декабрь 2008 г. — сентябрь 2009 г. — создание рабочей группы, определение экспериментальных площадок, подготовка проектов типовых учебных кредитно-модульных программ, обсуждение и утверждение этих программ Ученым советом, отработка кадровых и финансовых вопросов, изготовление новых инди-

видуальных планов, набор аспирантов; издание локальных нормативных актов для проведения эксперимента;

— октябрь 2009 г. — январь 2010 г. — апробация кредитно-модульной системы по избранным специальностям аспирантской подготовки; работа с Рособразованием и Рособрнадзором по нормативным документам и выпускным документам аспирантов нового образца;

— февраль-сентябрь 2010 г. — продолжение апробации кредитно-модульной системы по избранным специальностям аспирантской подготовки, подготовительная работа по введению кредитно-модульной системы обучения в аспирантуре РУДН в целом; продолжение нормативной деятельности в рамках эксперимента;

— октябрь-декабрь 2010 г. — обсуждение результатов эксперимента, коррекция образовательных модулей аспирантской подготовки, решение кадровых и финансовых вопросов.

Планируемые результаты.

Апробация кредитно-модульной системы подготовки научных кадров высшей квалификации в РУДН нацелена на интеграцию российской аспирантуры в общеевропейское образовательное пространство. Этот процесс может иметь следующие положительные последствия для развития аспирантуры в России:

1. Повысится уровень и улучшится качество образования в аспирантуре российских вузов, проявятся компетентностные характеристики выпускников.

2. Расширятся возможности для развития программ третьего уровня в России, их интеграции с современной наукой.

3. Активизируется и наполнится новым содержанием сотрудничество российских и зарубежных вузов.

4. Будут созданы условия для признания российских ученых степеней и квалификаций за рубежом.

5. Расширятся возможности международного обмена опытом и информацией.

6. Благодаря эквивалентности программ третьего уровня в России и Европе, станет реальностью интеграция России в общеевропейское образовательное пространство, что позволит признать нас равноправными партнерами, а Российскому государству получить достаточное количество высококвалифицированных специалистов мирового уровня.

Постоянное стремление к высокой эффективности, приверженность качеству образования и открытость международному сотрудничеству — вот основные принципы изменений в сфере послевузовского образования в Российском университете дружбы народов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Визит Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) господина Коитиро Мацууры в Российский университет дружбы народов, 10 июля 2008 г. — М.: РУДН, 2008.

[2] Bologna Seminar on «Doctoral Programmes for the European Knowledge Society». Conclusions and Recommendations. Salzburg. 2005, 3—5 February // www.tsu.ge/qa/doc/Salzburg-PhD.pdf [Перевод с англ. Д.В. Тавберидзе].

TEN PRINCIPLES OF THE BOLOGNA PROCESS AND THE POSTGRADUATE CREDITS AND MODULES EDUCATION IN THE PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA

O.V. Andreeva

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198

The innovative approach to the development of the postgraduate education in Russia means system changes in format and content of the educational process as itself. It promotes to receive equivalent recognition of the Russian scientific degree ‘Candidate in Science’ and the European scientific degree ‘Philosophy Doctor in Science’.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.