Научная статья на тему 'Модернизация послевузовских образовательных программ в МГИМО (промежуточные результаты)'

Модернизация послевузовских образовательных программ в МГИМО (промежуточные результаты) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткин Петр Иванович, Харкевич Максим Владимирович

В статье анализируется опыт модернизации послевузовских образовательных программ МГИМО-Университета в 2010-2011 учебном году в контексте общих проблем российской аспирантуре, дается обзор ключевых направлений работы Отдела докторантуры и аспирантуры Управления научной политики, ставятся новые задачи по реформе подготовки молодых ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация послевузовских образовательных программ в МГИМО (промежуточные результаты)»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МГИМО

Модернизация послевузовских образовательных программ в МГИМО (промежуточные результаты)

П.И. Касаткин, М.В. Харкевич

В статье анализируется опыт модернизации послевузовских образовательных программ МГИМО-Университета в 2010-2011 учебном году в контексте общих проблем российской аспирантуре, дается обзор ключевых направлений работы Отдела докторантуры и аспирантуры Управления научной политики, ставятся новые задачи по реформе подготовки молодых ученых.

Аспирантура является неотъемлемой и одной из ключевых составляющих научнообразовательного процесса в университете. Основная цель ее деятельности заключается в подготовке научно-педагогических кадров. При этом научная составляющая данной подготовки должна превалировать над педагогической. Аспирант, занимаясь научными изысканиями для написания диссертационной работы, формируется, прежде всего, как исследователь, способный решать задачи, имеющие существенное значение для отдельной отрасли знаний.

Может ли аспирант, еще недалеко ушедший от своего студенческого бытия и мировоззрения потребителя научного знания, превратиться в течение относительно короткого срока обучения в аспирантуре в активного производителя оригинального научного знания? Ответ неочевиден. Процесс поступления в аспирантуру, конечно, предполагает отбор кандидатов по степени их способности к научному творчеству, которая демонстрируется наличием определенного задела по предполагаемой теме исследования и специальности, а также на основе навыков владения иностранными языками и осведомленности в истории развития основных идей и подходов к производству научного знания. Три вступительных экзамена - по специальности, иностранному языку и истории философии и на-

уки - и один реферат или научная статья призваны отделить потенциально способных к научному творчеству от неспособных к таковому.

С помощью опытного научного руководителя новоиспеченный аспирант погружается в научные поиски решения выбранной им и утвержденной на разных возрастающих уровнях университетской системы диссертационной экспертизы исследовательской проблемы и старается в строго установленной жанровой форме кандидатской диссертации описать свое исследование и его результаты, выносимые на защиту перед диссертационным советом университета. При этом на первом году обучения аспирант должен посещать курсы для подготовки к сдаче кандидатских экзаменов по тем же трем предметам, знания которых проверялись при поступлении в аспирантуру. «Максимальное количество аудиторных занятий аспиранта, - отмечает заведующая кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) профессор М.М. Лебедева,

- получается, в лучшем случае, 3 пары в неделю (6 часов) в течение полутора лет, но и оно никогда не выдерживается»1.

Достаточно ли такой работы для превращения студента с научным заделом и исследовательским потенциалом в активного ученого, достойного присвоения ему высокой научной степени кандидата наук? Сегодня все чаще приходится сталкиваться

Касаткин Петр Иванович - к.полит.н, начальник отдела докторантуры и аспирантуры МГИМО(У) МИД России. E-mail: kasatkin@mgimo.ru

Харкевич Максим Владимирович - к.полит.н., начальник отдела научного планирования, статистики и учета МГИМО(У) МИД России. E-mail: kharkevich@mail.ru

Статья подготовлена в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований № 1 1-06-00393-а «Университет как многоуровневая динамичная структура (компаративистский анализ моделей модернизации российских и зарубежных ВУЗов)»

с отрицательным ответом на этот вопрос. В вышеприведенной модели послевузовского высшего профессионального образования можно выделить, по крайней мере, два недостатка:

Первый из них - степень погружения аспиранта в науку оставляет в большинстве случаев желать лучшего, главным образом в связи с тем, что в силу крайне невысокой стипендии (1500/2500 руб.) аспирант вынужден отвлекаться от своей научной деятельности на поиски дополнительного заработка. Даже очные аспиранты, обучение которых предполагает «отрыв от производства», зачастую стараются совмещать учебу и работу. Естественно, что в таком режиме и так короткий срок обучения в аспирантуре значительно сокращается, что неизбежно ведет к профанации исследовательской деятельности и снижению качества диссертационных работ. Ректор НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминов убежден, что в результате описанной выше ситуация количественный «уровень защит там, где академические коллективы сохраняют высокую требовательность, очень низкий. А там, где научные коллективы дали слабину и считают, что Бог с ним, пусть защищают что угодно, он достаточно приличный, но качество этих диссертаций в свою очередь очень низкое»2.

Наука ревнива, она требует полной отдачи и не терпит, когда ее пытаются делить с работой, семьей и т.д. В этом случае она грозит превратиться в псевдонауку. Конечно, всегда можно найти исключения, которые только подтверждают правило. Если бы для аспиранта были созданы достойные социально-экономические условия, от него можно было бы ждать полного погружения в научный поиск. Государство обращает внимание на данную проблему. Решение ее, по словам председателя Высшей аттестационной комиссии М.П. Кирпичникова, будет, скорее всего, заключаться в увеличении срока обучения в очной аспирантуре с трех лет до четырех. При этом произойдет переориентация источников финансирования аспирантских стипендий с бюджетных средств на доходы от выполнения аспирантами научной работы по заказам и грантам бизнеса и государства. То есть, аспиранты будут получать не стипендии, а заработную плату. Глава ВАК убежден: «Если принять модель, при которой человек в аспирантуре будет сидеть не на социальных надбавках, а на научных работах от реальных заказов экономики и самой науки, то аспиранты станут концентрироваться там, где есть сильные школы, которые способны зарабатывать гранты»3.

Переориентация со стипендии на заработную плату может, как представляется, автоматически повысить квалификационные и компетентностью требования к аспирантам. Это, в свою очередь, должно переломить порочную тенденцию экспоненциального роста численности аспирантов (за 12 - 15 лет их количество возросло с 60 тыс. до 150 тыс.) при столь же стремительном снижении качества их научной деятельности. Следует, правда, отметить, что численный рост аспирантов и кандидатов наук - общемировое явление. Так, согласно журналу Economist, с 1998 по 2006 год количество выпускников аспирантуры в странах ОЭСР уве-

личилось на 40%. Особенно в большом количестве степень Phd получали в Мексике, Португалии, Италии и Словакии. При этом лишь небольшая часть из остепененных остается в науке. Например, в США с 2005 по 2009 годы Phd получили 100 тыс. человек, а свободных преподавательских ставок в университетах в этот период было лишь 16 тыс4;

Второй недостаток - существующая модель аспирантуры, по сути дела, стерла всякую содержательную границу между очной, заочной формами обучения и соискательством. Формально аспиранты, в отличие от соискателей, должны посещать специальные образовательные курсы, однако, на практике непосещение этих курсов отнюдь не препятствует успешной защите диссертации. Таким образом, аспирант выпадает из научной жизни университета и занимается, как правило, только своей диссертацией, на которую у него тоже нет достаточно времени. И это при том, что участие в научной жизни кафедры и университета на практике играет в развитии исследовательских качеств аспиранта ключевую роль.

Кроме того, аспиранты достаточно пассивно относятся к возможности проверки промежуточных результатов своего диссертационного исследования на научных конференциях и семинарах. «У нас, - сожалеет профессор И.М. Бусыгина, - аспиранты до защиты диссертации лишь дважды обсуждают свои исследования в профессиональном кругу: при утверждении темы и при обсуждении уже написанного текста на кафедре, причем эти события могут быть разнесены во времени на несколько лет. Между тем, диссертация — это не разовое научное усилие, это процесс, подразумевающий в том числе и адаптацию, и коммуникации внутри профессионального сообщества (то, что по-английски называется networking), и для чего опять же и предназначены конференции и семинары»5.

Таким образом, аспиранты нередко добровольно лишают себя не только опыта научной жизни своей собственной кафедры, но и возможности установления и развития профессиональных контактов с другими аспирантами и состоявшимися исследователями как в России, так и за рубежом, работающими в сходных проблемных областях. Причина такой пассивности может так же быть объяснена нехваткой времени и отсутствием формальных требований принимать участия в конференциях и становиться частью академических сетей и сообществ. Это дело каждого аспиранта и его научного руководителя. Тем не менее, становление молодого исследователя невозможно вне исследовательского сообщества, которое транснационально по своей природе, что требует выход за пределы не только своей кафедры, ВУЗа, но и страны.

Необходимость повышения исследовательской составляющей в аспирантуре особенно ощутима в сфере общественных наук. Статистика удручает: на долю аспирантов, обучающихся по общественнонаучным и гуманитарным специальностям, приходится более 50%, а доля ученых, работающих в этих предметных областях, составляет только 6%.

«Представляете, - с сожалением и недоумением восклицает М.П. Кирпичников, - шесть процентов готовят 50 процентов!»6. Такое положение дел в общественных и гуманитарных науках свидетельствует о том, что редкие аспиранты-гуманитарии остаются в науке. По сути, половина аспирантуры в России работает впустую, производя кандидатов наук, которые не обогащают науку новыми достижениями в дальнейшем. Возможно, благодаря повышению исследовательской составляющей в аспирантской подготовке увеличится и количество реальных конкуренте спо со бных ученых в о бласти общественных и гуманитарных наук.

Аспирантура МГИМО(У) ведет подготовку исключительно по общественным и гуманитарным наукам, поэтому рассмотренная выше необходимость повышения исследовательской составляющей в подготовке аспирантов не оставляет университету выбора. Очевидно, что приведенные выше образцы критики существующей модели аспирантуры взаимосвязаны, но качественно различны: если первая критика связана скорее не с самой моделью, а с социально-экономическим контекстом, в котором она существует, то второй тип критики направлен на саму модель. С точки зрения самой аспирантуры, экономическое состояние науки в России является неконтролируемой переменной. Изменение этой переменной зависит, главным образом, от политики государства в сфере науки и образования.

Редкие российские ВУЗы обладают достаточными ресурсами для решения такого рода проблем своими силами. Ученый совет НИУ ВШЭ, к примеру, принял решение отбирать на основе рекомендаций преподавателей при наличия достаточного научного задела 25 человек из 200-300 принимаемых в год аспирантов, которым будет предложена модель аспирантуры полного дня. Такой аспирант будет получать в качестве стипендии 25 тыс. рублей в месяц и иметь возможность зарабатывать еще от 15 до 25 тыс., работая над своей научной темой7. Тем не менее, большинство российских ВУЗов, к сожалению, не могут платить своим даже самым талантливым аспирантам 25 тыс. рублей в месяц.

Контролируемой переменной для ВУЗа является программа аспирантской подготовки. Ее можно построить таким образом, чтобы она максимально способствовала трансформации бывшего студента в активного ученого, способного не только производить оригинальное научное знание, но и выигрывать научные гранты, устанавливать связи с транснациональными академическими сообществами ученых и аспирантов и, в конце концов, успешно защищаться на высоком квалификационном уровне.

Именно по этому пути пошел МГИМО(У) в модернизации своих аспирантских программ. В программе развития МГИМО(У) в качестве национального исследовательского университета от 2010 года относительно аспирантуры заявлена следующая цель: «.. .Планируетсяразработка и внедрение концепции исследовательских аспирантур, опирающейся на разрабатываемые в ходе выполнения программы учебные курсы. Подготовка

специалистов на таких курсах будет основываться на обязательном участии аспирантов и докторантов в приоритетных научных проектах и работе исследовательских аналитических центров. Прогнозируется создание системы опережающего развития научных кадров для Университета и ор-ганизаций-партнеров, совместимой с программами подготовки аспирантов в лучших иностранных вузах. Реализация данного мероприятия создает основы для более тесной интеграции научной деятельности и образовательного процесса. Наряду с созданием эффективной системы экспертирования представляемых работ, это позволит повысить качество научных исследований Университета»8.

С целью реализации заявленной цели в конце 2009-2010 учебного года Управлением научной политики МГИМО (У) был произведен опрос профессорско-преподавательского состава института по вопросам модернизации программ послевузовского профессионального образования, осуществлявшегося на тот момент по восемнадцати специальностям в рамках шести отраслей наук.

Более пятидесяти ученых-мгимовцев представили свои соображения по вопросам оптимизации:

— планов, программ и форм подготовки аспирантов;

— участия аспирантов в научных проектах и преподавательской деятельности;

— внедрение обучающих программ для аспирантов;

— открытия новых специальностей аспирантуры;

— мотивации аспирантов и научных руководителей;

— мониторинга и контроля образовательных программ аспирантуры;

— совершенствования почасовой нагрузки научных руководителей и учета самой нагрузки. Так, профессор М.М. Лебедева отметила необходимость в течение 2010-2011 учебного года выстроить в МГИМО(У) аспирантуру полного дня, подразумевающую, кроме работы над диссертацией, участие в составлении учебных программ и реализации учебных курсов. М.М. Лебедева, подчеркнула при этом, что «формы обучения в аспирантуре не могут быть такими, как на бакалаврском и даже магистерском уровнях. Аспиранты должны участвовать в исследовательских проектах, связанных, но не тождественных темам диссертаций; в мастер-классах ведущих исследователей и практиков, как преподающих в МГИМО (У), так и приглашенных специально для разовых встреч; в организации дискуссионных площадок, в профессорских семинарах и т.п.

Аспирантские программы (с соответствующими формами обучения) могли бы быть разработаны кафедрами, ведущими подготовку аспирантов, совместно с научными управлениями Университета. Важно, чтобы программы не были ограничены рамками одной кафедры или одного факультета. Аспирант должен иметь возможность получить широкое видение международной проблематики, установить научные и профессиональные контакты

со специалистами из смежных областей. Для этого следует предусмотреть, что во время обучения в аспирантуре учащийся должен выбрать определенное количество общих, смежных и специальных курсов и получить за них соответствующие кредиты.

Введение междисциплинарного подхода к организации учебного процесса в аспирантуре полного дня позволит ее выпускникам использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками. Безусловно, это будет способствовать повышению уровня МГИМО(У) с точки зрения эффективности подбора и расстановки кадров, формирования системы повышения квалификации молодых ученых и формирования коллектива, члены которого понимают необходимость и цели преобразований, объединены общими интересами, задачами и корпоративными ценностями. Экспорт этих идей и принципов, путем подготовки кадров высшей квалификации из числа выпускников других ВУЗов, в том числе иностранных, заметно повысит имидж Университета, как пионера в реализации принципов Болонского процесса»9.

Заведующий кафедрой политики и функционирования Европейского Союза и Совета Европы проф. О.Н. Барабанов в своем отзыве подробно остановился на тех компетенциях, которыми должны овладеть аспиранты в процессе обучения, подчеркнув: «Прежде всего, это методические компетенции, и, главным образом, знание новейших методик научного исследования, которые выходят за рамки традиционного курса методов и методик, где говорится об аналитическом, компаративном и иных общенаучных методах. Аспиранты априори должны уметь ими пользоваться. Но есть новейшие методические разработки, и, соответственно, их анализу должно быть уделено особое внимание. Вторая важная проблема, где тоже обнаруживаются лакуны,— это знание мировых научно-исследовательских центров по изучаемой аспирантами проблеме. Здесь основной аспирантский курс по специальности должен быть посвящен, в том числе обзору и анализу ключевых международных и российских центров. Аспиранты должны знать, кто в мире занимается схожей с ними тематикой, на каком уровне находятся научные исследования и методические разработки, с кем имеет смысл контактировать, чтобы продвигать свою работу на научном рынке и не изобретать заново велосипед, не создавать снова уже отработанный материал»10.

Заведующая кафедрой политической теории проф. Т.А. Алексеева подробно обосновала необходимость усиления учебной составляющей подготовки аспирантов. «Долгое время Болонский процесс, - отмечает она, - в который включился наш Университет, не затрагивал аспирантуру. И вот сейчас, как мне кажется, произошел определенный поворот, и аспирантуру мы тоже начинаем выстраивать если не по образцу Болонского процесса, то, по крайней мере, следуя определенным

его принципам. Дело в том, что в Европе, на родине Болонского процесса, нет единого стандарта аспирантуры. Один стандарт в Англии, другой - во Франции, третий - в Германии, четвертый - в Бельгии и т.д. Но есть определенные общие принципы. Первый из них заключается в следующем: аспирант должен учиться, не во всем опираясь только на самостоятельную работу. Поэтому со следующего года мы вводим целый ряд курсов, которые будем читать специально для аспирантов. Ребята будут сдавать зачеты по этим курсам и, соответственно, тем самым более углубленно готовиться к сдаче кандидатского минимума. С нашей точки зрения это очень сильно поможет им в написании хорошей кандидатской диссертации - не просто какой-то отписки, а действительно серьезной работы. Эти курсы мы уже продумали и выстроили»11.

Общая тенденция современного развития западных докторантур, которая постепенно распространяется на отечественную аспирантуру, заключается в превращении их в полноценные учебные программы, наравне с бакалавриатом и магистратурой. В сентябре 2003 года в Берлине на Совете министров образования ЕС было принято решение дополнить систему двухуровнего высшего образования третьим уровнем. По мнению участников встречи, отраженном в Берлинском коммюнике, встраивание аспирантуры в единый образовательный цикл даст возможность высшему образованию и науке более тесно взаимодействовать друг с другом, одновременно значительно увеличив «вес» учебного компонента РЬБ-программ.

Присоединившись к Болонскому процессу и взяв на себя обязательства по реформированию не только бакалавриата и магистратуры, но также аспирантуры и докторантуры, российские вузы не могут оставаться в стороне от этой тенденции. На практике это означает необходимость увеличения числа специальных курсов, читаемых для аспирантов. Тенденция трансформации аспирантуры в третью ступень образования после бакалавриата и магистратуры создает благоприятную возможность усилить исследовательскую составляющую аспирантской подготовки. М.П. Кирпичников справедливо указывает, что «обучение в магистратуре, с одной стороны, позволит перенести часть (я подчёркиваю - только часть) образовательной компоненты из аспирантуры в магистратуру и получить действительно классное современное образование, а с другой - создать фундамент для академической карьеры и последующей аспирантской работы»12.

Отдел докторантуры и аспирантуры Управления научной политики (УНП) приложил ряд усилий для скрепления связи между магистратурой и аспирантурой. В частности, при активном содействии сотрудников УНП кафедра философии МГИМО разработала курс подготовки к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки для магистрантов, который вызвал неожиданно большой интерес среди своей целевой аудитории. Несмотря на то, что занятия проходили по субботам, в аудиториях наблюдался аншлаг. При этом курс по истории и философии науки преподавал-

ся дифференцировано, в зависимости от специализации слушателей. Именно с необходимостью такой дифференциации и было связано решение ВАК в 2004 году заменить на уровне аспирантуры предмет «философия» на «историю и философию науки». В результате роста специализации в современных дисциплинах, преподавать общий курс «философия» для всех специалистов - от инженеров до культурологов, - стало очевидным образом нецелесообразно.

К тому же, зачастую этот курс превращался в простое повторение философии, прослушанной соискателями в рамках программ бакалавриата и специалитета. Нововведение означало, с одной стороны, сужение курса - в нем остались специальные вопросы философии науки. То есть. в рамках традиционной трехзвенной схемы - онтология, гносеология, этика, - акцент был сделан на гносеологической или, если использовать более популярный в современной философии термин, эпистемологической проблематике. С другой стороны, он был расширен за счет вопросов истории и методологии специальных научных дисциплин. Эта часть курса соответствует специализации соискателя. Если говорить о методологической части, то она включает три элемента: общенаучную методологию, методологию общественных наук и специфическую методологию конкретной научной дисциплины.

Занятия по истории и философии науки в 2010-2011 году посещали более 250 человек, из которых 140 - магистранты всех программ, имеющие право сдавать историю и философии науки в период обучения в магистратуре.

Упомянутая выше общеевропейская тенденция обуславливает целесообразность создания курсов доаспирантской подготовки. Если аспирантура становится не просто вводным этапом научной карьеры, а полноценной ступенью образования, поступление может потребовать от абитуриента дополнительных усилий:

— во-первых, новую остроту приобретает вопрос смены специальности. Сдача вступительного экзамена по определению предполагает высокий уровень знаний по выбранной дисциплине, и абитуриенты, имеющие диплом по другому направлению, естественно, нуждаются в дополнительной подготовке. А, учитывая, что большинство аспирантских учебных курсов исходит из того, что слушатели владеют специальными знаниями на магистерском уровне, значение этого требования еще более возрастает;

— во-вторых, в аналогичной ситуации могут оказаться абитуриенты, поступающие в аспирантуру после длительного перерыва после окончания магистратуры. Как известно, возвращение к учебе после ухода в практическую работу многим дается непросто;

— в-третьих, такие курсы могут быть полезны выпускникам вузов, языковая подготовка в которых уступает по интенсивности языковым программам МГИМО13.

Учитывая вышесказанное, Управлением науч-

ной политики признано целесообразным, наряду с работой по систематизации аспирантской подготовки, приступить к реализации платных образовательных услуг для аспирантов и соискателей других ВУЗов, магистрантов, готовящихся к поступлению в аспирантуру, молодых преподавателей, не имеющих ученой степени, или желающих углубить имеющиеся знания в выбранных областях.

В качестве пилотного проекта «Школа молодого ученого» можно было бы реализовывать следующий пакет дисциплин:

№ Дисциплина Объем в часах

1. Методология подготовки научной публикации, кандидатской диссертации 20

2. Методы эмпирических исследований 16

3. Внешнеполитические дискурсы 16

4. Методология научного дискурса 16

5. История и философия науки 24

6. Психология научно-исследовательской работы 16

Итого: 108 часов

Модернизированные курсы для аспирантов предложили и специальные кафедры МГИМО(У) в рамках государственных требований по реализации стандартов послевузовского профессионального образования. Ряд дисциплин вызвали высочайший интерес. Так, занятия по «Методике подготовки научной публикации и кандидатской диссертации» посещали более 40 человек, после чего читавший курс профессор Д.М. Фельдман (член экспертного совета ВАК по политическим наукам) был приглашен в ряд других учебных заведений для чтения такого курса. Занятия по курсу «Внешнеполитические дискурсы» посещали более 30 человек. Востребованность данной дисциплины объясняется не только высочайшей квалификацией профессора Т.А.Алексеевой, но и междисциплинарностью подхода к подаче преподаваемого материала - курс посещали не только историки и политологи, но и ряд магистрантов и аспирантов других специальностей.

Для стимулирования активности молодых исследователей весной-осенью 2011 года Управление научной политики объявило о проведение конкурса на получение ректорских грантов по следующим направлениям:

A. Гранты на фундаментальные и прикладные междисциплинарные научные исследования в рамках приоритетных направлений МГИМО. (выделяются 5 грантов по 150 000 руб. каждый).

B. Гранты на исследования для молодых ученых в рамках приоритетных научных направлений МГИМО (выделяются 3 гранта по 150 000 руб. каждый).

C. Гранты на подготовку статьи (на английском языке) в рамках приоритетных научных направлений МГИМО(У) для публикации в авторитетных научных журналах (выделяются 10 грантов по 35 000 руб. каждый).

Б. Гранты на разработку программ послевузов-

ского профессионального образования по специальностям МГИМО. (выделяются 7 грантов по 50 000 руб. каждый).

Особенно следует обратить внимание на гранты C и D. Грант C направлен на стимулирование публикационной активности молодых авторов в престижных англоязычных журналах. Повышенные требования к качеству статей и их оформлению в высоко компактных иностранных журналах и призван компенсировать грант. Публикация в таких журналах критически важна для молодых исследователей, так как позволяет им стать частью международного академического сообщества, установить профессиональные связи с зарубежными исследовательскими центрами и, наконец, создать условия для роста индекса цитируемости своих научных работ в авторитетных базах наукометрического мониторинга, таких, как Web of Science.

Гранты D должен вызвать интерес у ряда специальных кафедр к разработке образовательных аспирантских программ по ряду направлений, которые продолжают оставаться без достаточного внимания. Необходимость в аспирантских программах нередко вызывает сомнения у профессоров старшего поколения. Воспитанное в советской научной школе, это поколение придерживается точки зрения, согласно которой создавать образовательные программы для аспирантов не нужно, т.к. основная задача аспиранта - проводить исследования и защитить диссертацию. Единственный формат образования для аспирантов - подготовка к сдаче кандидатских экзаменов. При этом данная подготовка должна носить форму консультаций, знакомства аспирантов со спецификой вопросов к экзаменам, но никак не полного образовательного курса по сдаваемой дисциплине. Грант D призван изменить подобное отношение к аспирантским образовательным программам.

Исследовательская деятельность современного аспиранта сегодня немыслима без активного поиска грантов и фондов, готовых профинансировать его исследования. Такой поиск и составление грамотных заявок - уникальный навык, которому следует специально обучаться14. В этой связи Управления научной политикой планирует совместно с Управлением инновационного развития проводить серию мастер-классов по «фандрайзингу» для аспирантов.

Превращение аспиранта в высококвалифицированного научного сотрудника университета влечет за собой проблемы трудовых взаимоотношений между аспирантом и университетом. В западных ВУЗах данная проблема стоит довольно остро. На плечи западных аспирантов ложиться основная исследовательская и преподавательская нагрузка университетов, при этом заработная плата аспирантов в разы меньше, чем у профессоров. К примеру, годовой доход аспиранта в Йельском университете - 20 тыс. долларов, а средний годовой доход американского профессора в 2009 году составлял 109 тыс. долларов. Данная диспропорция оказывает влияние на рост числа иностранных аспирантов в западных университетах. В 1966

году только 23% выдаваемых в США научных степеней РЬБ по естественным наукам приходилась на иностранных аспирантов. В 2006 году эта доля составляет уже 46%15. Кроме того, низкий заработок в западной аспирантуре очевидным образом стимулирует развитие профсоюзного движения среди молодых ученых.

Учитывая западный опыт, представляется целесообразным стараться предупредить возможные злоупотребления трудом молодых ученых, а также содействовать интеграции молодых ученых в академическое сообщество при соблюдении их прав. В этой связи среди планов Управления научной политики - активизация работы Совета молодых ученых МГИМО (У) с целью содействия интеграции молодых ученых в сферу академической науки и оптимизации их участия в воспроизводстве научного потенциала российского общества. Предполагается, что сотрудники и преподаватели МГИМО (У) - кандидаты наук в возрасте до 35 лет - смогут решить ряд задач, направленных на создание условий для социального и социально-профессионального развития и творческой самореализации молодежи в сфере фундаментальной науки и закрепления молодых научных кадров в МГИМО (У). По аналогии с Советом молодых ученых Российской академии наук, основными механизмами реализации названной цели является содействие защите и реализации интересов и прав молодых ученых в социальной и социально-профессиональной сферах, социально-профессиональному росту и реализации молодежных научных инициатив, в том числе:

— содействие выполнению научных исследований молодыми учеными, пропаганде их достижений в сфере академической науки, распространению (внедрению) результатов исследований молодых ученых;

— развитие сложившихся и содействие становлению новых научных школ и направлений с участием молодых ученых, обеспечение, как научной преемственности, так и инноваций в области фундаментальной науки;

— организация информационного обеспечения: представление информации о вакансиях, фондах, грантах, конференциях, школах и иных мероприятиях по поддержке научной молодежи;

— содействие в организации и проведении научных конференций, научно-практических семинаров, симпозиумов, круглых столов, школ молодыми учеными МГИМО (У), а также с их участием;

— поощрение и пропаганда научных достижений молодых ученых;

— представление интересов молодых ученых и специалистов в государственных, муниципальных, научных, общественных и иных организациях;

— выявление наиб олее актуальных социальных проблем молодых ученых и специалистов МГИМО (У) и содействие их решению, в т. ч. поиск форм решения жилищной проблемы

молодых ученых и специалистов, повышения эффективности научного руководства, улучшения условий труда; включение в процесс организации науки16.

Наряду с содержательным наполнением аспирантской подготовки была произведена модернизация отдела докторантуры и аспирантуры: был укреплен кадровый состав, улучшена материально-техническая база, введена электронная система учета контингента. Страница Отдела докторантуры и аспирантуры на портале МГИМО (У) теперь содержит в себе все необходимые образцы документов для поступающих:

— примерные вопросы для сдачи вступительных и кандидатских экзаменов;

— методические рекомендации по написанию рефератов, составлению представления на утверждения темы и прочие материалы. Благодаря упорядочению многих технических аспектов в весенне-летнюю сессию 2010-2011 учебного года кандидатские экзамены сдали более 470 магистрантов, аспирантов и соискателей.

Совместно с Управлением развития и качества образовательного процесса и профильными кафедрами был подготовлен комплект документов и лицензированы два новых направления в аспирантуре (12.00.01- Теория и история права и государства; История учений о праве и государстве и 22.00.05 - Политическая социология), готовится открытие докторантур, поставлен вопрос о своевременности введения в совете по

экономическим наукам специальности 08.00.10

- Денежное обращение, финансы и кредит, аспирантская подготовка по которой лицензирована. Совместно с Управлением языковой подготовки и Болонского процесса и языковыми кафедрами прорабатывается вопрос о языковой подготовке аспирантов в 2011-2012 учебном году.

Итак, зададимся еще раз вопросом: может ли аспирант, еще недалеко ушедший от своего студенческого бытия и мировоззрения потребителя научного знания, превратиться в течение относительно короткого срока обучения в аспирантуре в активного производителя оригинального научного знания? Представляется, что модернизация послевузовских образовательных программ в МГИМО, а также развитие инфраструктурной поддержки научной и образовательной деятельности аспирантов МГИМО позволяет ответить на этот вопрос с уверенностью положительно.

Kasatkin P.I., Kharkevich M.V. Modernization of postgraduate programs at MGIMO, review of middle term results.

Summary: The article reviews the experience of MGIMO-University Graduate Department in reforming its programs during 2010-2011 academic year placed within the context of overall challenges in managing the graduate studies in Russia. The authors also outline the future plans in further reforming the graduate programs at MGIMO to make them competitive on the international education market.

----------- Ключевые слова ---------------------------------------- Keywords ----------

аспирантура, социология образования, graduate education, sociology of education, graduate

послевузовские образовательные программы, programs young scho|ars

молодые ученые.

Примечания

1. Лебедева М.М. Какой должна быть аспирантура / МГИМО. - 01.07.10. - URL: http://www.mgimo.ru/news/university/document158810. phtml

2. Кузьминов Я.И. Кому и зачем нужна современная российская аспирантура / Радио свобода; расшифровка радиопрограммы «Классный час». - 25.07.201. - URL: http://www.svobodanews.ru/content/transcript/2110673.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. См.: Кирпичников М.П. Средняя аспирантура по больнице // Наука и технологии в РФ. - 21.12.10. - URL:http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=221&d_no=35896

4. См.: The Disposable Academic // The Economist. - Dec 16th 2010. - URL: http://www.economist.com/node/17723223

5. Бусыгина И.М. Аспиранты обязаны участвовать в научной жизни // Эксперты МГИМО. - 13.04.11. - URL: http://www.mgimo.ru/ news/experts/document185291.phtml

6. Кирпичников М.П. Средняя аспирантура по больнице // Наука и технологии в РФ. - 21.12.10. - URL:http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=221&d_no=35896

7. См.: Кузьминов Я.И. Кому и зачем нужна современная российская аспирантура / Радио свобода; расшифровка радиопрограммы «Классный час». - 25.07.201. - URL: http://www.svobodanews.ru/content/transcript/2110673.html

8. Создание и внедрение новых программ подготовки аспирантов и внедрение новых подходов к деятельности аспирантуры, докторантуры и системе научных защит // Программа развития Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «МГИМо» Министерства иностранных дел Российской Федерации» на 2010 - 2019 годы / МГИМО (У) МИД России. - URL: http://www.mgimo.ru/files/64737/mgimo-niu_2010-2019.doc. - С. 20.

9. Лебедева М.М. Какой должна быть аспирантура / МГИМО. - 01.07.10. - URL: http://www.mgimo.ru/news/university/document158810. phtml

10. Барабанов О.Н. Аспирантура нуждается в селективном подходе. / МГИМО. - 19.07.10. - URL: http://www.mgimo.ru/news/university/ document160132.phtml

11. Алексеева Т.А. Нам нужны аспиранты, которые видят свое место на кафедре / МГИМО. - 19.08.10. - URL: http://www.mgimo.ru/ news/university/document161628.phtml

12. Кирпичников М.П. Средняя аспирантура по больнице // Наука и технологии в РФ. - 21.12.10. - URL:http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=221&d_no=35896

13. См.: Коннов В.И., Большова Н.Н., Касаткин П.И. Управление научной политики формирует программу развития аспирантуры / МГИМО. - 30.09.10. - URL: http://www.mgimo.ru/news/faculty/document164630.phtml

14. См.: Шахов А.Л. Финансирование научных исследований: хотим как лучше... // Эксперты МГИМО. - 10.06.11. - URL: http://www. mgimo.ru/news/experts/document189273.phtml

15. The Disposable Academic // The Economist. - Dec 16th 2010. - URL: http://www.economist.com/node/17723223

16. Совет молодых учёных Российской академии наук (http://www.yras.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.