3S ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
I—--i
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
Сергей Васильевич МАКСИМОВ,
доктор юридических наук, профессор, заведующий сектором уголовного права, криминологии и проблем правосудия Института государства и права РАН, помощник руководителя ФАС России [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРИНЯТИЯ КОНВЕНЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
О БОРЬБЕ С КАРТЕЛЯМИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы необходимости и целесообразности принятия в формате Евразийского экономического союза открытого международного договора о борьбе с картелями, в том числе транснациональными.
Дается характеристика ключевых проблем, которые могут быть решены с принятием соответствующего договора (антикартельной конвенции), в частности: унификация основных понятий, используемых для целей борьбы с картелями административно-правовыми и уголовно-правовыми средствами; трансформация доказательств, полученных по делу об административно наказуемом картеле, в доказательства по уголовному делу о картеле; раздел активов, конфискованных по решению суда по делам о картелях, пропорционально ущербу (вреду), причиненному всем потерпевшим сторонам, для целей возмещения такого ущерба (вреда). Формулируются конкретные предложения по внесению изменений в Договор о ЕАЭС для целей приятия антикартельной конвенции.
Ключевые слова: транснациональный картель, конвенция, антимонопольные органы, правоохранительные органы, суды, конфискация активов картелей.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.37.9.038-041
© С. В. Максимов, 2017
S. V. MAKSIMOV,
Doctor of law, Professor Head of criminal law, criminology and justice, Institute of State and Law of Russian Academy of Science, Assistant to Head FAS of Russia
[email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 11
PROSPECTS FOR ADOPTION OF ANTI-CARTEL CONVENTION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Review. The article discusses the necessity and feasibility of a format of the Eurasian Economic Union (EEU) of the open international agreement on the fight against cartels, including transnational.
The characteristic of the key problems which, according to the author, it is necessary to decide if adoption agreement (the Anti-Cartel Convention). In particular these issues include: the unification of the basic concepts used for the purposes of anti-cartel enforcement administrative-legal and criminally-legal means; the transformation of evidence obtained in the case of an administra-
тз
L-—^ i,
ЕСТНИК п К qq
УНИВЕРСИТЕТА П перспективах принятия Конвенции
имени o.e. кугафина(мгюА) Евразийского экономического союза о борьбе с картелями
tive offense the cartel, evidence on the criminal case about the cartel; section of the assets confiscated by court decision in cases of cartels, in proportion to the damage (harm) caused to all injured parties, for the purposes of reimbursement of such damage (harm). Formulate specific proposals for amendments to the Treaty on the EEU for the purpose of acceptance of anti-cartel Convention. The article addressed to interested business associations, representative, executive and judicial bodies of the EEU and the member states of the EEU, lawyers and economists specializing in the field of antimonopoly control, teachers, graduate students of legal and economic institutions. Keywords: the transnational cartel, convention, competition authorities, law enforcement agencies, the courts, the confiscation of the assets of the cartels.
Идея специального международного договора о борьбе с картелями в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)1 обязана свои возникновением ряду обстоятельств.
Во-первых, признанному многими государствами, в том числе Россией, крайне негативному влиянию на национальные экономики (угрожающему безопасности этих экономик) картелей вообще и транснациональных картелей в особенности2.
Во-вторых, национальный инструментарий противодействия картелям оказался исчерпанным и одновременно очевидно недостаточным для того, чтобы эффективно противостоять транснациональным картелям, чьи консолидированные активы нередко превосходят валовый продукт большинства современных государств.
В-третьих, имеющиеся международные договоры (конвенции ООН, Совета Европы, двусторонние и многосторонние соглашения отдельных государств по вопросам правовой помощи по административным и уголовным делам), к сожалению, не обладают необходимой спецификой, позволяющей концентрировать усилия именно на борьбе с картелями.
Так, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 12 декабря 2000 г.3, которая была ратифицирована Россией в 2004 г.4,
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является международной организацией региональной экономической интеграции, учрежденной Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией на основании Договора о Евразийском экономическом союзе (договор подписан в г. Астане 29 мая 2014 г., действует с 1 января 2015 г. и включает по состоянию на 16 июня 2016 г пять государств. Республика Армения при- Е
соединилась к Договору с 2 января 2015 г., Кыргызская Республика — с 1 мая 2015 г. (см.: Т
Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015 с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) // Официальный интернет-портал ^
правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.05.2017)). р
См.: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопас- Д
ности Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 2017. 15 мая. Ч
См.: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения: 16.05.2017). К См.: Федеральный закон от 26.04.2004 № 26-Ф «О ратификации Конвенции Организации Й Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и до- НАУКИ
2
3
40 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
малоприменима для борьбы с административно наказуемыми картелями в силу своей направленности на преступления5. В частности, такое ключевое понятие названной Конвенции, как «организованная преступная группа» (ст. 2), представляющая собой структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, существующую в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с указанной Конвенцией, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду, в применении к тем государствам — участникам Конвенции, законодательство которых не предусматривает уголовной ответственности юридических лиц6, означает только одно — объединение трех и более физических лиц. Бесспорного правового механизма трансформации доказательств, полученных по делу о картеле, состоящем из юридических лиц, в доказательства факта картельного сговора физических лиц и их вины на сегодня не существует ни в одном из государств — членов ЕАЭС, в том числе в России.
В-четвертых, из всех современных международных договорных форматов (Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, ВТО, ОЭСР, Интерпол, Европол, БРИКС7 и некоторые другие) наиболее перспективным представляется формат ЕАЭС, прежде всего в силу того, что именно в рамках этого формата уже создан международный механизм по борьбе с картелями и иными антиконкурентными соглашениями, участниками которых являются хозяйствующие субъекты — резиденты государств — членов ЕАЭС, действующие на транснациональных рынках в ЕАЭС.
На сегодня проект такой Конвенции подготовлен по инициативе Федеральной антимонопольной службы и во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева от 11.06.2014 № ДМ-П2-4327р и первого заместителя Председателя Правительства РФ И. И. Шувалова от 11.08.2014 № ИШ-П13-6070 рабочей группой с участием представителей МИД России, Минюста России, Минэкономразвития России, МВД России, Следственного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Института права и развития ВШЭ-Сколково,
полняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» // СЗ РФ. 03.05.2004. № 18. Ст. 1684.
5 Подобнее см.: Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: вопросы теории и практики : монография / отв. ред. С. В. Максимов и С. А. Пузыревский. М. : Норма, 2017. С. 137.
6 Уголовное законодательство государств — членов ЕАЭС не предусматривает института уголовной ответственности юридических лиц (прим. автора).
7 Инициирование сегодня и в обозримой перспективе антикартельной конвенции в рамках ООН, ВТО или ЕС нам представляется утопичным в силу ряда причин, не требующих объяснения. Нельзя также не учитывать чрезвычайные возможности, которыми обладают крупнейшие транснациональные корпорации, для того чтобы торпедировать подобные инициативы на самых ранних стадиях реализации. Формат БРИКС представляется нам перспективным для реализации идеи антикартельной конвенции в будущем, по мере вызревания потребности в конвенциальных решениях.
73
L-—^ Ii
ЕСТНИК п К --
УНИВЕРСИТЕТА П перспективах принятия Конвенции
имени o.e. кугафина(мгюА) Евразийского экономического союза о борьбе с картелями
Института государства и права РАН, Академии Генеральной прокуратуры РФ, некоммерческих партнерств «Содействие развитию конкуренции», «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ».
Анализ показывает, что для реализации идеи принятия Антикартельной конвенции ЕАЭС целесообразно:
1. Внести изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС) в части, касающейся:
1) дополнения ст. 2 определением понятия «открытые международные договоры Союза с третьей стороной», к которым предлагается относить международные договоры Союза с режимом свободного присоединения к ним третьих государств, их интеграционных объединений и международных организаций (конвенции);
2) изложения ч. 1 ст. 74 «Общие положения» разд. XVIII «Общие принципы и правила конкуренции» Договора о ЕАЭС в следующей редакции:
«4. Государства-члены проводят согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих сторон, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств-членов, в том числе путем заключения открытого международного договора Союза с третьей стороной»;
3) дополнения ст. 75 разд. XVIII «Общие принципы и правила конкуренции» Договора о ЕАЭС новой частью 9 следующего содержания:
«9. Органы государственной власти государств-членов и третьих сторон, в компетенцию которых входит реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики в соответствии с законодательством своего государства, настоящим Договором и открытым международным договором Союза с третьей стороной осуществляют взаимодействие между собой, уполномоченными правоохранительными органами государств-членов и третьих сторон и Комиссией в соответствии с заключенным открытым международным договором Союза с третьей стороной».
4) внести изменения в приложение № 19 «Протокол об общих принципах и правилах конкуренции» к Договору о ЕАЭС в части, касающейся распространения положений указанного приложения на антиконкурентные действия хозяйствующих субъектов и правила взаимодействия антимонопольных и правоохранительных органов государств-членов и третьих сторон, а также Комиссии в части, определяемой открытым международным договором Союза с третьей стороной.
2. Заключить Конвенцию ЕАЭС о борьбе с картелями в качестве открытого Е
международного договора ЕАЭС с третьей стороной. Т
□
"О
й Р И Д И Ч гп П
К
8 к.
НАУКИ Ъ