Научная статья на тему 'О ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОТРАБОТКЕ НОВЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

О ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОТРАБОТКЕ НОВЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОТРАБОТКЕ НОВЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Организационная схема санитарно-гигиенической и эпидемиологической характеристики судна

I. Судо вые помещения

II. Судовые системы

III. Факторы судовой среды

IV. Тран-спортно-про-изводствен-ный процесс

V. Охрана природной среды

VI. Медицинское обслуживание

VII. Противоэпидемическое обеспечение

1. Жилые

2. Общественные

3. Производственные

4. Служебные

5. Медицинские

6. Камбуз

7. Бытовые

8. Санитарно-гигиенические

9. Грузовые 10. Продовольственные кладовые

11. Водоснабжения

12. Сточные

13. Сбора мусора

14. Вентиляции

15. Кондиционирования воздуха

16. Отопления

17. Шум

18. Вибрация

19. Воздух ра-чей зоны

20. Воздух обитаемых помещений

21. Электромагнитные поля радиочастот

22. Метеофакторы

23. Освещенность

24. Насыщенность полимерными материалами и условия применения последних

52. Водопотреб-ление

26. Организация питания

27. Режим труда и отдыха

28. Средства разведки, добычи, исследования гидроресурсов

29. Технология производственных процессов

30. Хранение и транспортировка рыбопродукции

31. Транспортировка грузов

32. Водоемов

33. Воздуха

34. Профосмот-ры рабочих вредных профессий

35. Профосмот-ры декретированных контин-гентов

36. Диспансеризация

37. Профилактические прививки

38. Гигиеническое обучение

39. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности

40. Профзаболевания

41. Производственный травматизм

42. Эпидплан

43. Эп иду кладки

44. Запас медикаментов, бак-препаратов

45. Санитарная документация

46. Наличие

грызунов

47. Наличие насекомых

48. Защита от грызунов и насекомых

49. Заболеваемость инфекционная

50. Пищевые отравления

участках Сахалинского бассейна, сформировать группы судов с различной степенью соответствия их санитарным правилам и уровнями санитарно-эпидемического благополучия, определить наиболее типичные нарушения санитарных правил, условия и причины их возникновения. Кроме того, существенно повысились объективность и обоснованность разрабатываемых санэпидстанциями предложений по улучшению санитарного состояния судов в процессе их ремонта и эксплуатации, проведению на судах комплекса санитарно-профилактических мероприятий. Эксплуатация АИС позволила обеспечить непрерывное оперативное слежение за условиями обитания человека на судах, заболеваемостью плавсостава, своевременностью и полнотой выполнения предложений санэпидстанций.

Опыт создания и практической работы первого в сан-эпидслужбе на водном транспорте экспериментального образца АИС свидетельствует о реальной возможности со-

вершенствования системы государственного санитарного надзора за такой относительно однородной группой объектов, какими являются суда морского, речного и промыслового флота, на основе системной характеристики, оценки и анализа их санитарно-гигиенического и противоэпидемического состояния.

Литература

1. Семенов С. В. Анализ системы организации санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте и пути ее совершенствования: Автореф. дис. ... канд. —

М., 1986.

2. Совершенствование управления деятельностью санэпидстанций / Самуйло О. И. и др. — Новокузнецк, 1983.

» А

Поступила 09.06.89

В. А. ЗЕНКОВ, 1990

УДК 614.4

В. А. Зенков

О ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОТРАБОТКЕ НОВЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Кемеровская областная санэпидстанция

Исторической предпосылкой формирования санитарных органов как обязательных звеньев здравоохранения для борьбы с эпидемиями и социальными болезнями послужила принятая на VIII съезде РКП (б) (1919 г.) программа, в которой указывалось, что в основу народного здраво-

охранения должно быть положено проведение широких оздоровительных и санитарных мероприятий, имеющих целью предупреждение развития заболевания.

Задаче ликвидации эпидемий инфекционных заболеваний в стране соответствовали структура, формы и методы

деятельности санитарной организации, и благодаря этому соответствию мы имели эффективную специфическую профилактику и осуществляли комплекс целенаправленных санитарно-гигиенических и социально-экономических мероприятий, приведших к снижению заболеваемости и стабилизации ее к 1970—1986 гг.

Прекращение снижения заболеваемости в указанный период отражает, на наш взгляд, исчерпание возможностей сложившейся системы противоэпидемической и санитарно-гигиеничесхоп организации, а также состояние социальной инфраструктуры. Структура, формы, методы работы, юридическое обеспечение санитарной организации в силу объективных и субъективных обстоятельств отстали от потребности на два десятка лет. Это обусловило низкую эффективность санитарного надзора в настоящее время.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем изменить функцию санитарно-эпидемиологической службы, сформулировав ее следующим образом: «организация и контроль социально-гигиенических, экологических и эпидемиологических условий для охраны и формирования коллективного здоровья населения».

До настоящего времени санэпидслужба выполняла в основном контрольную функцию: надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. В условиях централизованного распределения материально-технических ресурсов в экономике данная функция санэпидслужбы была оправданной и достаточно эффективной, но целиком зависящей от степени материально-технического обеспечения оздоровительных мероприятий и заинтересованности системы управления в их реализации.

Принятый недавно Закон о трудовом коллективе и переход на экономические принципы управления народным хозяйством резко повышают заинтересованность предприятий в сохранении здоровья населения. В этих условиях контрольная функция перестает быть основной, возрастает потребность в оценке влияния внешней среды на состояние здоровья населения и отдельных его групп и популяций, в организации (здесь контроль — лишь средство) медицинских, социально-гигиенических, экологических и эпидемиологических условий для охраны коллективного здоровья населения. Поэтому в новых условиях основными для органов санэпидслужбы (нынешней) являются следующие задачи:

— сбор данных о состоянии здоровья отдельных групп и популяций населения, санитарном состоянии условий его труда, быта, отдыха, а также окружающей природной среды;

— обобщение, анализ, оценка и классификация по значимости полученных данных по территориям, предприятиям, возрастным, социальным и половым группам населения, временным периодам;

— выявление и оценка изменений причинно-следствен-ных связей между здоровьем населения и санитарным состоянием условий его труда, быта и отдыха, а также окружающей природной среды;

— разработка приоритетных мероприятий по охране и укреплению здоровья населения;

— контроль и оценка эффективности результатов внедрения принятых к исполнению оздоровительных мероприятий.

Изменение задач санэпидслужбы как подсистемы здравоохранения требует нового материально-технического, штатно-кадрового и правового обеспечения.

В условиях эксперимента, направленного на повышение качества медицинской помощи населению на основе совершенствования хозяйственного механизма управления здравоохранением, целесообразно провести централизацию управления и финансирования службы на уровне областных отделов здравоохранения. Основными источниками финансирования санэпидслужбы в этих условиях должны быть средства госбюджета, которые определяются с учетом расходов на содержание учреждений, а также увеличения норм расходов по постановлениям правительства и другим директивным документам и ассигнований, выделяемых на приобретение оборудования, госкапвложения и капи-

тальный ремонт в соответствии с действующим положением.

Дополнительными источниками финансирования могут быть:

— средства, получаемые от промышленных, строительных, сельскохозяйственных и иных объединений, предприятий, организаций, учреждений (в том числе и лечебно-профилактических) за проведение платной профилактической дезинфекции, дезинсекции, дератизации, лабораторных, инструментальных и других видов исследований и экспертиз и платных услуг населению;

— средства, полученные в результате регрессных исков к виновным в нарушении санитарного законодательства и санитарных норм и правил.

Отделы профилактической дезинфекции, другие подразделения санэпидучреждений должны быть освобождены от всех видов платежей в бюджет.

Санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) должны иметь право направлять все заработанные средства на содержание учреждений и материальное стимулирование работников службы; с этой целью необходимо предусмотреть организацию в СЭС фондов экономического, социального развития учреждений, материального поощрения. Следует также предоставить главным врачам СЭС право использовать для стимулирования добросовестного высокопроизводительного труда работников сэкономленные средства фонда заработной платы и фонда материального поощрения. Целесообразно устанавливать за счет этих средств медицинским и другим работникам СЭС надбавки в размере до одного оклада за применение в работе передовых методов труда и высокое его качество, а также ввести коллективную (бригадную) форму организации и оплаты труда врачебного и другого персонала СЭС. Главными распорядителями кредитов должны быть главные врачи СЭС.

Назначение и смещение главного государственного санитарного врача должно проводиться вышестоящим органом управления санэпидслужбы (с правом решающего голоса) по согласованию с местными исполкомами Советов народных депутатов.

Формирование структуры, необходимую реорганизацию ее можно разрешить проводить без согласования с вышестоящими органами здравоохранения и финансиоования в пределах установленного плана по труду и бюджетных ассигнований на зарплату. При этом следует руководствоваться принципом создания проблемных функциональных подразделений и сложившейся на территории санитарно-эпидемиологической ситуацией.

В условиях эксперимента основными формами и методами решения исходных задач службы следует считать координацию деятельности всех ведомств, объединений, предприятий, учреждений по активному формированию здоровья населения и предотвращению воздействия неблагоприятных факторов внешней среды через участие в социально-экономическом планировании, рассмотрение и согласование планов и предъявление регрессных исков.

В марте 1988 г. приказом министра здравоохранения РСФСР изложенные выше предложения были утверждены как основа для проведения эксперимента в санитарной службе. В соответствии с этим приказом нами проводится реорганизация сети и структуры санэпидслужбы области. Централизованы с ликвидацией районных СЭС службы в городах Прокопьевске и Кемерове. При этом за счет общей штатной численности образованы новые лабораторные подразделения, в том числе лаборатории вирусологическая и радиационной гигиены, исследования электромагнитных полей и физических факторов среды, ядохимикатов и др. Для необходимого оперативного информационного обеспечения созданы отделения анализа среды и здоровья.

Для решения наиболее актуальных санитарно-гигиенических, эпидемиологических и социальных проблем при областной СЭС создаются временные проблемно-функциональные группы (ПФГ): 1) по оптимизации разработки и реализации комплексных программ «Здоровье»; 2) по изучению заболеваемости населения во взаимосвязи с •не-

благоприятными факторами среды; 3) по совершенствованию системы санитарно-гигиенического надзора за распространением острых кишечных инфекций и наблюдению за циркуляцией и биологическими свойствами возбудителей дизентерии в Кемеровской области; 4) по изучению циркуляции возбудителей вирусных кишечных инфекций и условно-патогенной кишечной флоры в системе централизованного водоснабжения; 5) по изучению и разработке мероприятий по профилактике госпитальных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях области; 6) по ф изучению исходного уровня загрязнения пищевых про-4 дуктов и объектов внешней среды чужеродными веществами, обобщению, систематизации, анализу возможного их влияния на общую заболеваемость и разработке рекомендаций по снижению уровня контаминации пищевых продуктов отдельными токсичными веществами.

Для обеспечения эксперимента функционировали ПФГ по разработке перехода на централизацию управления и финансирования санэпидслужбы, по разработке и внедрению норм деятельности оперативных и лабораторных подразделений, разработке и внедрению расценок.

В состав временных ПФГ входят высококвалифицированные специалисты базовых структурных подразделений СЭС, лечебно-профилактических учреждений, медицинского института и других учреждений (по согласованию). По каждой проблеме разработан проблемно-тематический календарный план с указанием конкретных целей и желаемых результатов, исполнителей. Переход к формированию ПФГ потребовал коренного изменения планирования ф работы всей службы, отказа от формализованных годо-вых планов. Принято решение на 1989 г. формировать лишь квартальные планы для структурных подразделений и месячные планы-графики для отдельных исполнителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью укрепления материальной базы СЭС, рационального распределения материальных, финансовых и штатно-кадровых ресурсов службы приказом областного отдела здравоохранения предусматриваются централизация управления и реорганизация финансирования санэпидслужбы в области. При этом главному врачу областной СЭС предоставляется право издавать приказы по санэпидслужбе области, рассматривать и утверждать в установленном порядке финансовые сметы и штатные расписания подчиненных СЭС, осуществлять общее руководство финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных СЭС с внутриведомственным контролем по этим вопросам; в установленном порядке назначать и освобождать от занимаемой должности главных врачей подчиненных . СЭС, дезстанций, заместителей главного врача, заведу-\ ющих отделами и др.

Главные врачи городских и районных СЭС являются распорядителями кредитов по бюджету и спецсредствам и пользуются правом первой подписи на всех банковских и денежных документах. Городские и районные СЭС являются самостоятельными учреждениями и имеют смету расходов, счет в отделении государственного банка, гербовую печать и штамп.

В настоящее время проведено финансирование СЭС отдельной строкой, для них открыты отдельные счета в отделениях банков, оформлена первая подпись банковских и денежных документов.

В качестве дополнительного источника финансирования предусматривается расширение платных услуг промышленным, строительным, сельскохозяйственным и иным предприятиям и объединениям в виде лабораторных, ин-

струментальных и других видов исследований, экспертиз и консультаций, а также профилактической дезинфекции. Часть сверхплановых накоплений предполагается (как и прежде) централизовать на уровне областной СЭС. В целях совершенствования ценообразования в части лабораторных и иных исследований и видов услуг, придания ценам противозатратного характера нами с участием экономистов разработано «Положение о порядке установления цен на лабораторные исследования и другие услуги», предусматривающее формирование лимитных, прейскурантных, договорных и самостоятельно назначаемых цен, расчет которых осуществляется с использованием машинной программы.

Другим источником дополнительного финансирования (не постоянным) служат регрессные иски, по которым с предприятий взыскиваются средства в размере понесенных СЭС расходов на проведение мероприятий по расследованию и ликвидации причин массовых отравлений и заболеваний. В настоящее время взыскан в пользу Кемеровской городской СЭС иск в размере 700 руб. с треста столовых и ресторанов, областная СЭС предъявила также иск в размере 6000 руб. Мысковскому гормолзаводу.

В ходе эксперимента в деятельность службы была внедрена бригадная форма организации труда с целью реализации принципа материальной заинтересованности специалистов СЭС в интенсификации и конечном результате своего труда. В целом по службе сегодня функционирует 78 бригад, в большинстве своем комплексные. В них входят специалисты всех уровней. Для оценки реального вклада каждого члена бригады разработаны и внедрены нормативы, учитывающие временные затраты на выполнение отдельных видов работ специалистов средней квалификации. Так как нормативы труда представляют только количественную сторону, для оценки качества нами разрабатываются специальные стандарты.

Таким образом, разработана и внедряется в практику система обеспечения социально-гигиенической и противоэпидемической профилактики заболеваемости населения силами здравоохранения, в которой для осуществления функции «организация и контроль санитарно-гигиенических, экологических и эпидемиологических условий для сохранения и формирования коллективного здоровья населения» предусмотрена структура (с наличием материально-кадрового обеспечения информационного потока и лабораторного мониторинга), позволяющая изучать причинно-следственные связи между средой обитания и здоровьем человека, разрабатывать и осуществлять приоритетные оздоровительные мероприятия.

Внедрение данной системы сдерживают традиционный подход Главного управления эпидемиологии и гигиены Минздрава РСФСР к организации информационного потока через систему случайных запросов и административно-командный стиль управления. До настоящего времени в практику работы СЭС не внедрены методические подходы к изучению и динамическому наблюдению за состоянием среды и здоровьем отдельных групп населения. Среди имеющихся недостатков в организации санэпидслужбы следует также отметить отсутствие необходимых для осуществления лабораторного мониторинга реактивов и оборудования, материального обеспечения работ по изучению и анализу информационного потока окружающая среда — здоровье; остаточный принцип финансирования санэпидслужбы даже в системе здравоохранения.

Поступила 20.06.89

%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.