Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ САНЭПИДСЛУЖБЫ ИВАНО-ФРАНКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ САНЭПИДСЛУЖБЫ ИВАНО-ФРАНКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ САНЭПИДСЛУЖБЫ ИВАНО-ФРАНКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 6I4.4<477.86):93

А. П. Кирияк, В. И. Попов, В. П. Яворский

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ САНЭПИДСЛУЖБЫ ИВАНО-ФРАНКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ивано-Франковская областная санэпидстанция

В годы первых пятилеток на Украине были достигнуты значительные успехи в сани-тарно-противоэпидемическом обслуживании населения. Другое положение было в западных областях Украины, до осени 1939 г. находившихся под гнетом Австро-Венгрии и буржуазной Польши.

Дискриминационная политика властей способствовала обнищанию коренного населения. Национальное бесправие усугубило социальные условия жизни народа.

Ивано-Франковская область (бывшее Стани-славское воеводство) была одной из самых отсталых в экономическом, культурном и санитарно-гигиеническом отношении среди польских воеводств. Национальных врачебных кадров практически не было. Прием украинцев на единственный в Западной Украине медицинский факультет Львовского университета был резко ограничен. С 1894 по 1919 г. университет выпустил 544 врача, из них только 40 — украинской национальности. На территории Станиславского воеводства практически не существовало государственного здравоохранения. Действовало лишь 6 небольших стационаров на 175 коек и несколько детских и женских консультаций в поветовых центрах. С кадрами санитарных работников дела обстояли еще хуже: только с 1900 г. учреждены должности торговых инспекторов — лиц без медицинского образования. Их обучали 2—4 мес в Кракове и использовали для проверки качества пищевых продуктов. На всю область в первой четверти XX века их насчитывалось 4 человека. С 1905 г. в Станиславском воеводстве была учреждена одна должность промышленного инспектора.

В 1939 г. в поветах было по одному санитарному врачу, но не было ни транспорта, ни дезинфекционной техники, ни других санитарных кадров.

Крайне низкий санитарный уровень сел, местечек, отсутствие бань на селе и даже элементов санитарной культуры обусловили высокую завшивленность населения, доходящую по ряду сел в горной местности до 80 % [1]*

Сыпной тиф дал следующие показатели заболеваемости: в 1922 г. — 27 на 100 тыс. населения, в 1937 г. — 42, брюшной тиф — соответственно 29 и 41, дифтерия — 9 и 35, дизентерия — 3 и 32; летальность от этих заболеваний составляла от 12 до 40 %.

В воеводстве не прекращались эпидемии натуральной оспы, дифтерии, скарлатины. Из профи-

лактических прививок проводилась лишь вакцинация против оспы. Особенно широко был распространен туберкулез. По данным отчетов 1928 г., заболеваемость туберкулезом составила 74,3. на 10 тыс. населения, а смертность от этого заболевания — 21,6 на 10 тыс. населения.

Особенности эпидемического состояния бывшего Станиславского воеводства в первую очередь объяснялись крайне отсталым и неудовлетворительным санитарным состоянием населенных мест. Сельское водоснабжение в основном базировалось на сети трубчатых и шахтных колодцев. Качество воды в них было неудовлетворительное. Из 10 поветовых городов водопроводы были только в 4. Даже в г. Станиславе население использовало воду из колодцев [2].

Сеть канализации была еще менее развитой и совершенно неудовлетворительной в санитарном отношении. Канализационные сети имелись только в г. Станиславе. Очистных сооружений не было.

Коренная перестройка санитарно-эпидемиологического дела была начата после воссоединения западных областей Украины с УССР. Огромную работу провел Наркомздрав УССР. Вслед за вступлением Красной Армии в Ивано-Франков-скую область были направлены санитарно-эпи-демиологические бригады для проведения сани-тарно-противоэпидемической работы и развертывания сети санэпидучреждений [2].

Всего за 3 мес до начала 1940 г. в области была организована большая сеть медико-санитарных учреждений, подобраны соответствующие кадры и развернута работа по организации советского здравоохранения.

По состоянию на 1 января 1940 г. в области имелось 18 санэпидстанций (СЭС): 1 областная, 2 городские, 13 районных и 2 межрайонные [3].

В составе СЭС было 13 санитарно-бактерио-логических лабораторий. Численность врачебных должностей составляла 46,5, из них было занято 39; должностей средних медицинских работников было 129, занято 118. Для сравнения: в 1938 г. насчитывались 21 врач и 13 средних медицинских работников.

Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологического дела было приостановлено Великой Отечественной войной. Уже в начале июля 1941 г. область была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками.

В период фашистской оккупации борьба с инфекционной заболеваемостью не велась; более того, фашистские захватчики сознательно способ-

ствовали распространению инфекционных болезней. Здравоохранению области был нанесен большой материальный ущерб. По данным Станиславской областной Государственной чрезвычайной комиссии по расследованию зверств фашистских захватчиков, он превысил 100 млн. руб.

Вся область была охвачена эпидемией сыпного тифа. Сотни негоспитализированных больных

éслужили постоянным источником распростране-- ния заболеваний. Целые села, даже районы были сплошными эпидемическими очагами. Инфекционная заболеваемость значительно превысила довоенные уровни. В 1944 г. только за 4 мес, прошедших после освобождения области, было зарегистрировано 2813 случаев сыпного тифа (313 на 100 тыс. населения).

Перед органами здравоохранения были поставлены первоочередные задачи по ликвидации этого тяжелого положения.

Энергичные противоэпидемические мероприятия дали позитивные результаты: в 1946—1948 гг. было полностью покончено с возвратным тифом, а также с эпидемическими вспышками сыпного тифа. Очередной задачей стала полная ликвидация сыпного тифа, которая в основном была ре-£ шена в 1956 г. Развернулась борьба с детскими - инфекциями и желудочно-кишечными заболеваниями.

В борьбе с острыми кишечными инфекциями большое внимание было уделено санитарному состоянию населенных пунктов. Уже в 1956 г. в г. Станиславе действовала первая очередь городского водопровода, была упорядочена санитарная очистка в ряде крупных городов области. В селах развернулись работы по организации санитарной очистки, озеленению, улучшению водоснабжения.

В результате проведенного комплекса организационных, профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и лечебных ме-роприятий было достигнуто неуклонное снижение у числа случаев инфекционных кишечных заболеваний.

Санитарно-эпидемиологическая служба области неуклонно развивалась. К 1947 г. полностью была восстановлена сеть санэпидучреждений. Число врачей составило 85, средних медработников— 194, в 1958 г. их было 126 и 781 соответственно, а к 1962 г.— 128 и 814. Были, конечно, и сложности. По состоянию на 1 января 1952 г. 8 СЭС не имели своих помещений, размещались вместе с райздравотделами, транспорт был в основном гужевой. 8 СЭС не были укомплектованы врачами. Но уже через год все СЭС были укомплектованы врачебными кадрами, развернута ты все бактериологические лаборатории, 5 из 8 СЭС получили необходимый транспорт. В отдельные помещения были переведены 6 СЭС из 8.

Новыми в практике санэпидслужбы стала проведенная в 1973 г. централизация санитарно-хи-мических исследований на базе крупных СЭС, имеющих мощную лабораторную базу. С этой

целыо организованы 5 межрайонных централизованных санитарно-химических лаборатории.

Централизация лабораторных служб позволила увеличить на 40 % производительность труда лаборантов, расширить диапазон исследований. Межрайонные централизованные лаборатории функционируют уже 14-й год.

Этапным событием стала проведенная в феврале 1975 г. централизация управления и финансирования санэпидслужбы области. Она обеспечила возможность рационального планирования сети, укрепления материально-технической базы, повышения уровня хозяйствования и, самое главное, совершенствования управления службой, принятия эффективных, целенаправленных решений.

В настоящее время в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы области работает 276 врачей, 29 специалистов с высшим образованием, 1203 средних медицинских работника, 377 человек младшего и обслуживающего персонала. Укомплектованность кадрами службы в целом составляет 88,8%—это лучший показатель за последние 5 лет. Аттестовано 95,1 % врачей.

Отсутствие на территории области эпидемических заболеваний в настоящее время обычное явление. Ликвидация натуральной оспы, малярии, паразитарных тифов, бруцеллеза, полиомиелита, резкое снижение показателей заболеваемости и смертности от туберкулеза, острых кишечных инфекций, коклюша, скарлатины, дифтерии, кори достигнуты за предельно короткий исторический срок. Это особенно очевидно на фоне целых столетий практически безуспешной борьбы с эпидемиями в Австро-Венгрии и буржуазной Польше.

В последние годы есть определенные сдвиги в проведении благоустройства населенных мест, организации общественного питания, гигиенического контроля за состоянием условий труда в промышленности и сельском хозяйстве, а также условиями обучения и воспитания подрастающего поколения.

Жизнь ставит перед нами новые задачи. Все мы внимательно изучили утвержденные ЦК КПСС и Советом Министров СССР «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года». В документе справедливо отмечается, что ослаблено внимание к профилактической работе—ведущему направлению в охране здоровья населения СССР [4].

С начала 80-х годов стали накапливаться нерешенные проблемы, серьезно влияющие на санитарно-гигиеническую и эпидемическую ситуацию в области. Санэпидслужба стоит в настоящее время перед рядом социальных задач, важнейшей из которых является снижение общей заболеваемости. Решать эти задачи, основываясь на старом багаже знаний, нельзя.

Санэпидслужбсж области предпринимаются

2 Гигиена и санитария № 9

— 33 —

энергичные меры по выправлению создавшегося положения. Перестройка в санэпидслужбе — это оценка работы специалистов по конечному результату, которым в наших условиях являются улучшение санитарно-эпидемиологического состояния объектов; благоприятная динамика состояния атмосферного воздуха, открытых водоемов, почвы; снижение уровней общей и профессиональной, инфекционной и паразитарной заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Только таким путем можно преодолеть застойные явления в санитарно-эпиде-миологическом деле.

Литература

1. Бойко Э. П. // Здравоохранение в УССР е 1939 г. — Киев, 1940, —С. 121 — 128.

2. Горомосов М. С. И Там же. — С. 35—40.

3. Грандо А. А. // Развитие гигиены в Украинской ССР. — Киев, 1975. —С. 115—118.

4. Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года: Проект ЦК КПСС и Совета Министров СССР//Правда. — 15.08.87.

Поступила 07.I2.S7

Гигиенические основы здорового образа жизни

УДК 616.3-036.3-07

В. Т. Мизин

ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Башкирский медицинский институт, Уфа

Проводимая в настоящее время диспансеризация не дает должного эффекта [6, 13, 19] вследствие формального отношения к профилактическим осмотрам [2, 21] и недостаточной профессиональной подготовки врачей [9, 22]. Отсутствие ориентации на раннюю диагностику объясняется стереотипным врачебным мышлением, основанным на принципах определения нозологических форм заболеваний, представляющих по существу декомпенсированное состояние здоровья [5]. Единственным средством снижения заболеваемости являются активная позиция поликлинической службы в выявлении преморбид-ных состояний (переходных состояний от здоровья к болезни [3, 4]) и их своевременное устранение [14, 17]. Однако практический врач не располагает методикой диагностики предпатоло-гических состояний из-за отсутствия соответствующих программ обучения как в медицинских вузах, так и на курсах повышения квалификации. Имеющиеся исследования, посвященные проблеме предболезни, касаются частных вопросов, характеризуют отдельные диагностические критерии, отличаются разрозненностью и фрагментарностью, в то время как требуется разработка единой методики для применения к каждому обследуемому [1, 18]. Некоторые работы [10—12] отражают современные подходы к ранней диагностике заболеваний органов пищеварения на

основе скрининг-анкетирования, к сожалению, с нозологических позиций. Поэтому совершенствование распознавания предболезней гастроэнтерологического профиля остается актуальной задачей [7].

В процессе диспансеризации мы разработали методику диагностики предпатологических состояний при помощи универсальной анкеты, поз-воляющей выявить донозологические состояния ^ различных терапевтических заболеваний. Работа над методикой была завершена после обследования 1672 больных путем ретроспективного анализа последовательности развития клинических симптомов до постановки нозологического диагноза. В результате проведенного исследования реализована возможность разграничения следующих этапов предпатологии как трансформации здоровья в болезнь: фоновое медико-биологиче-ское состояние (или регистр здоровья) с факторами риска — угрожаемый период — преморбид-ная стадия — донозологическое состояние. В дальнейшем с данных позиций проведено обследование здоровых лиц (1993 человека), работающих ф на заводах пишущих машин (699), синтеза спир- > та (562), моторостроительном (732).

Фоновое медико-биологическое состояние характеризовалось у пациентов отклонениями в физическом (661 человек) и психическом (322) развитии, нарушениями эмоционально-волевой сфе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.