Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САНЭПИДСЛУЖБЫ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САНЭПИДСЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.М. Гантман, В.Д. Морошек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САНЭПИДСЛУЖБЫ»

Организация санитарного дела,

история гигиены

^ А. М. ГАНГМАН, В. Д. МОРОШЕК, 1990 *УДК 6!4„4.003.1

А. М. Гантман, В. Д. Морошек

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

САНЭПИДСЛУЖБЫ

Городская санэпидстанция, Минск

Сегодня, пожалуй, в каждом выступлении, каждой газете и журнале встретишь слова, поддерживающие экономические методы управления. Вопрос внедрения таких методов во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в учреждениях и организациях Минздрава СССР, практически предрешен, и обсуждаются лишь сами методы.

Как же обстоят дела с решением этой проблемы в санитарно-эпидемиологический службе? «Положение о Гос-саннадзоре в СССР», утвержденное в 1973 г. и отражающее сложившуюся в то время систему, предусматривает 3 основные формы работы санитарных врачей: команду, т. е. предписание, постановление о запрещении эксплуатации; наказание, т. е. штраф; уговоры и убеждение, т. е. так называемые организационные мероприятия, когда санитарные врачи должны уговаривать и убеждать руководителей партийных, советских и хозяйственных органов в том, что плохие условия труда, быта, отдыха и т. д. вредны для здоровья.

Оценка эффективности указанных форм работы дана ЦК КПСС и Советом Министров СССР в «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года», где обращено внимание на низкую эффективность государственного санитарного надзора за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Можем ли мы реализовать требование ЦК КПСС и Совета Министров СССР о более решительном и эффективном использовании имеющихся правовых рычагов для безусловного соблюдения законодательства по санитарной охране почвы, водоемов и воздушного бассейна, выполнения на предприятиях, в учреждениях и организациях санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм? Нет, пока не можем. Причин здесь несколько.

Гигиенические нормативы во многих случаях недостижимы при имеющемся оборудовании. Замена его на более современное и, как правило, более дорогое как раньше, так и сейчас, в условиях хозрасчета и самофинансирования, экономически невыгодна предприятиям. Штрафы — а накладывать их можно только на руководителей — при любом их размере не смогут убедить советы трудовых коллективов пойти на «неоправданные» затраты.

Право приостановки эксплуатации объектов в большинстве случаев не может быть реализовано, так как прекращение работы предприятия отрицательно скажется на выполнении госзаказов, экономических показателях региона, и пока приводит к сильнейшему давлению на органы госсаннадзора. Обращаться же каждый раз за поддержкой в центральные органы практически невозможно.

Рассчитывать на организационные формы работы, т. е. на помощь со стороны местных органов власти, не приходится, поскольку их вмешательство в хозяйственную деятельность, судя по тенденциям, будет не усиливаться, а ослабляться.

Для решения поставленных перед нами задач надлежит найти новые, адекватные хозяйственному механизму формы и методы воздействия на предприятия. В своей основе, по нашему мнению, они должны содержать принцип «ра-

ботать с нарушениями санитарных норм и правил предприятию должно быть экономически невыгодно». В этом случае и руководители, и весь коллектив предприятия будут заинтересованы в скорейшем устранении этих нарушений.

Специалисты санэпидслужбы высказывают различные предложения о путях внедрения экономического воздействия на предприятия, но все их можно свести к следующему: изучить заболеваемость населения в зоне влияния предприятия (или рабочих предприятия), доказать, что уровень заболеваемости повышен в результате действия на людей вредных производственных факторов, и предъявить предприятию иск на компенсацию экономического ущерба вследствие роста заболеваемости.

Однако для реализации этого предложения в первую очередь необходимо поступление в СЭС информации о каждом случае заболевания, обеспечение санэпидучреждений вычислительной техникой и программами для проведения многофакторного анализа, а также с учетом большого объема информации дополнительными штатами для ее кодирования и ввода в ЭВМ.

В том маловероятном случае, если все необходимое будет выделено и организовано, в результате анализа заболеваемости и состояния внешней среды мы получим доказательства неблагоприятного воздействия факторов производства на здоровье людей, но эти доказательства будут иметь статистический, т. е. вероятностный характер, что позволит предприятиям оспаривать наши выводы. Еще меньше будет шансов на успех, если предприятия сгруппировать в промышленные узлы, так как выделить влияние каждого из них, а следовательно, определить сумму иска практически невозможно. Наши выводы будут оспариваться в арбитраже, судах, и для их отстаивания придется создавать юридическую службу.

Другая группа предложений состоит в том, что за основу следует брать не заболеваемость, а гигиенические нормативы, поскольку превышение этих нормативов в той или иной степени негативно влияет на состояние здоровья (это доказано при подготовке их к утверждению). ¡При таком подходе расчет суммы средств, взыскиваемых с предприятия, строится на количестве рабочих мест, где имеются превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ) и кратности этих превышений, а также на количестве вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду сверх предельно допустимых выбросов (ПДВ), причем последние должны быть установлены с учетом обеспечения ПДК в прилегающих к предприятиям жилых районах.

Для реализации этих предложений санэпидслужба имеет лабораторные подразделения и гигиенические нормативы, необходимо только рассчитать «расценки» за превышения ПДК, ПДУ, ПДВ и утвердить их в установленном порядке.

Нами проведен пробный расчет возможных сумм ущерба, обращаемых в претензии предприятиям. Он основывается на вычислении коэффициента кратности превышения объемов фактических выбросов вредных веществ в атмосферу над их предельно допустимыми объемами п

сравнении динамики показателей детской респираторном заболеваемости. Так, если коэффициент кратности превышения объемов по окислам азота составил в последний год 1,88, то к взысканию необходимо предъявить сумму ущерба в 293,3 тыс. руб., по сернистому ангидриду при коэффициенте 1,76—266,4 тыс. руб. и т. д. По пяти рассчитанным ингредиентам сумма претензии составила 2 млн 22 тыс. руб. По этому методу можно прогнозировать ущерб и сумму претензии, зная предполагаемый рост объемов производства и эффективности планируемых воз-духоохранных мероприятий 1.

Такой подход при правильных «расценках» поставит предприятия перед экономической необходимостью стремиться к снижению вредного воздействия на внешнюю среду и здоровье населения, ускорит внедрение передовых, гигиенически и экологически чистых технологических процессов. Отпадет необходимость в принудительной разработке программ «Здоровье», комплексных планов оздоровительных мероприятий, предписаний, в контроле за выполнением предложений санэпидслужбы и указанных всевозможных планов и программ, а это значит, что появятся кадровые резервы в санэпидслужбе, которые могут быть

1 Расчет проведен по одному из предприятий Минска.

направлены на укрепление лабораторных подразделений, изучение влияния на здоровье людей факторов малой (меньше ПДК и ПДУ) интенсивности.

Что касается сумм ущерба, предъявляемых предприятиям, то, по нашему мнению, они должны изыматься из фондов материального стимулирования (поскольку эти средства обеспечены товарной массой) и перечисляться местным Советам для использования по следующим на-

правлениям: #

— дополнительное финансирование здравоохранения (питание больных, лекарственное и лабораторное обеспечение, увеличение штатов и материальное стимулирование медработников);

— строительство загородных детских учреждений, детских учреждений санаторного типа, улучшение их материального обеспечения, включая материальное стимулирование работников;

— благоустройство и озеленение населенных пунктов и т. д.

При нарушении гигиенических нормативов в учреждениях и организациях, переведенных на хозрасчет и самофинансирование, экономическим стимулом для их устранения также может быть уменьшение фондов материального поощрения.

Поступила 27.09 .ЙЯ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 614.4:65.012.224

В. И. Моргачева, В. Д. Касьяненко, О. И. Суслова

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОСТОЯНИЯ УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО МАТЕРИАЛАМ

САНЭПИДСЛУЖБЫ ДНЕПРОПЕТРОВСКА

Городская санэпидстанция, Днепропетровск

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально-технической базы здравоохранения» (1988 г.) успешное решение задач, направленных на сохранение чистоты окружающей природной среды и создание наиболее благоприятных условий жизни, требует дальнейшего совершенствования организации работы санитарно-эпидемиологической службы и повышения эффективности ее деятельности.

Решать выдвинутые задачи в современных условиях и на перспективу невозможно без дальнейшего совершенствования структуры и организации службы.

Важнейшим условием правильной организации управления является достаточная информативность используемых документов. В связи с этим мы поставили задачу оценить удовлетворенность учетно-отчетными формами в работе специалистов санэпидслужбы и использование информации указанных форм.

Нами был применен социологический метод для сбора мнений специалистов районных санэпидстанций (СЭС) об использовании ими существующей официальной учетно-отчетиой документации и удовлетворенности ею с учетом выполнения должностных инструкций.

К проведению исследования были привлечены заведующие структурными подразделениями, специалисты СЭС со средним стажем работы 18 лет. В работе использованы опросные карты, разработанные ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко.

Анализ полученных результатов показал, что учебно-отчетные формы, утвержденные приказом Минздрава СССР № 1030 от 04.10.80 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения», в основном применяются в практической работе с учетом выполнения должностных инструкций.

Вместе с тем учетные формы № 313/у «Повестка для дачи объяснения о нарушении санитарно-гигиенических и

санитарно-противоэпидемических правил», № 314/у «Предложение об отстранении от работы» соответственно в 44,4 и 40 % случаев в работе не используются. По мнению специалистов санэпидслужбы, эти учетные формы не имеют юридической силы и потеряли свое значение в условиях перестройки службы и народного хозяйства в целом. Не предусмотрена юридическая ответственность руководителей, бухгалтеров при непринятии мер в случае направления на предприятие формы № 312/у «Предложение об удержании неуплаченного штрафа».

По результатам анкетирования 40 и 15 % опрошенных частично соответственно удовлетворены и не удовлетворены информацией, получаемой по учетным формам № 300/у «Журнал перечня объектов, подлежащих государственному санитарному надзору», № 305/у «Карта предупредительного санитарного надзора строящегося, реконструируемого объекта» — соответственно 12 и 8%; № 307/у «Карта объекта текущего санитарного надзора» — 33,3 и 23,8%; отчетной формы №36—16,6 и 11,1%.

Для совершенствования учетных форм по материалам опроса специалистов санитарно-гигиенического отдела необходимо в протоколе о нарушении санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил (форма № 309/у) оставить подпись санитарного врача или его помощника, которые несут юридическую ответственность за свою подпись. Применение санкций должно быть аналогичным таковому в других инспекциях (например, в виде отрывных талонов о наложении штрафа), т. е. без лишних промежуточных документов. В заключении по проекту (форма № 303/у) следует сократить констатирующую часть и указывать только выявленные недостатки. В «Журнале перечня объектов, подлежащих государственному санитарному надзору» (форма № 300/у) надлежит отразить: объект типовой или приспособленный. Графа «Количество работающих» фактически постоянно меняется, лучше указывать количество работающих по штату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.