Научная статья на тему 'О переходе МВД России на систему предоставления государственных услуг в электронной форме'

О переходе МВД России на систему предоставления государственных услуг в электронной форме Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
746
611
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / STATE SERVICES / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННОЕ МВД / ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАПРОС / ELECTRONIC INQUIRY / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERDEPARTMENTAL INFORMATION INTERACTION / ELECTRONIC INTERIOR BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаповал И. Н.

В статье рассматривается деятельность МВД России и перспективы развития института оказания государственных услуг населению с использованием новых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаповал И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About transfer of the Ministry of the Interior of Russia to the system of providing state services in an electronic form

The activity of the Ministry of the Interior of Russia and prospects of the development of the institute of rendering state services with the use of new information technologies are considered.

Текст научной работы на тему «О переходе МВД России на систему предоставления государственных услуг в электронной форме»

МБЫ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

И.Н. ШАПОВАЛ,

начальник Управления реализации государственных программ в области информатизации (Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России)

О переходе МВД России на систему предоставления государственных услуг в электронной форме

В статье рассматривается деятельность МВД России и перспективы развития института оказания государственных услуг населению с использованием новых информационных технологий.

Государственные услуги, новые информационные технологии, электронное МВД, электронный запрос, межведомственное информационное взаимодействие.

Весьма заметную роль в функциональном наборе органов внутренних дел приобретает социальная функция, связанная с предоставлением государственных услуг населению. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти» «под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами государственной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и других областях, установленных федеральными законами» [3].

Цель предоставления государственных услуг в правоохранительной сфере заключается в повышении прозрачности деятельности органов внутренних дел, установлении доверительных, партнерских отношений между обществом и органами правопорядка, создании нормальных условий обслуживания населения, оказании практической и методической помощи гражданам.

Расширяются возможности получения гражданами многих государственных и муниципальных услуг дистанционно, в частности, посредством использования соответствующего интернет-портала и с помощью универсальных электронных карт [1]. В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. отмечено, что «на электронное межведомственное взаимодействие вслед за федеральными органами

исполнительной власти должны перейти все регионы и многие муниципалитеты. ... Гражданам будет проще общаться с государством в режиме реального времени, экономить соответственно и время, и деньги, не говоря уже о том, что электронные технологии обеспечивают лучшую прозрачность, крайне необходимую для противодействия коррупции» [6].

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 [2] Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 г. не менее 90 %.

В соответствии с поручениями руководства страны МВД России осуществляет комплекс мероприятий по переводу государственных услуг, оказываемых органами внутренних дел Российской Федерации, в электронный вид [4]. Так, с 2001 г. в системе МВД России функционирует официальный сайт Министерства — многофункциональный информационно-справочный ресурс, где размещено более тысячи разделов и рубрик с интер активными сервисами.

На основе анализа административных процедур, осуществляемых в ходе оказания государственных услуг, завершается работа над проектами административных регламентов МВД России, направленная на оптимизацию процесса и упрощение процедуры их предоставления, исключение истребования избыточных документов. Из 40 необходимых административных регламентов 13 — утверждены и зарегистрированы в Минюсте России, 18 — находятся на регистрации в Минюсте России, по 9 завершается процесс внутреннего согласования.

Организационная структура МВД России повторяет территориально - администр атив -ное деление нашей страны до мельчайшего уровня. Немногие министерства имеют такую разветвленную сеть подразделений, из которых более 8000 предоставляют государственные услуги или участвуют в межведомственном электронном взаимодействии при их предоставлении.

Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации,

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

30

связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует как личного обращения гражданина или представителя юридического лица в органы государственной власти, так и предоставления сведений и документов на бумажном носителе. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства.

В целях повышения качества, оперативности и доступности государственных услуг проводится значительная работа по снижению издержек на получение услуг для всех граждан независимо от их места проживания, состояния здоровья и занятости.

Процесс по реализации перехода на систему предоставления государственных услуг в электронном виде включает несколько этапов, начиная от размещения соответствующей информации на Едином портале государственных и муниципальных услуг и заканчивая получением государственной услуги в электронном виде. В идеале, для того чтобы получить государственную услугу, достаточно будет один раз дистанционно заполнить форму запроса и через определенное время получить необходимый документ по почте или проверить наличие изменений в соответствующей базе данных.

Министерством внутренних дел уже проведена значительная работа в данном направлении. На официальном сайте МВД России в сети Интернет [5] создан специальный раздел «Электронное МВД», где размещена не только информация обо всех оказываемых государственных услугах, но и шаблоны необходимых заявлений.

Принимая во внимание специфику деятельности МВД России, в большинстве случаев для получения гражданином результатов государственной услуги уполномоченный орган должен осуществить ряд действий, требующих личного участия заявителя. Поэтому предоставить в электронном виде весь спектр государственных услуг не всегда предоставляется возможным. Для получения некоторых услуг гражданам все-таки придется прийти в органы внутренних дел Российской Федерации хотя бы для того, чтобы оформить официальный документ — справку о наличии (отсутствии) судимости с проставленным на ней апостилем.

Особое внимание руководство МВД России уделяет повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, непосредственно участвующих в процессе предоставления государственных услуг: ведется их обучение, в частности, в режиме видеоконференций, в территориальные органы МВД России направляются методи-

ческие материалы, разработана программа переподготовки сотрудников, которая будет использоваться десятью высшими учебными заведениями системы МВД России и 65 центрами повышения квалификации.

В конце 2011 г. Министерством внутренних дел Российской Федерации был определен перечень государственных услуг, переводимых в электронный вид. Всего по линии МВД России в электронный вид до конца 2012 г. планируется перевести 39 государственных услуг, 7 из которых уже оказываются в электронном виде (прием, регистрация и рассмотрение в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях; прием граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятия по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; запись на регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним; запись на государственный технический осмотр транспортных средств; запись на прием квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортны-ми средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений и временных разрешений; предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения; выдача удостоверения сотрудника частного охранного предприятия).

Перевод государственных услуг в электронный вид в полном объеме невозможен без организации межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде. С 1 октября 2011 г. в рамках реализации требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1] МВД России приступило к предоставлению государственных услуг и функций в упрощенном порядке, т. е. гражданину для получения государственной услуги от МВД России необходимо предъявить минимальное количество документов, как правило, имеющихся у него на руках. Большая часть сведений и документов запрашивается через систему межведомственного электронного взаимодействия в федеральных органах исполнительной власти, где она имеется. Так, организован обмен сведениями и документами посредством системы межведомственного взаимодействия с ФМС России, ФНС России, Роскомнад-зором, Росреестром, Минпромторгом, ФТС России, ФГУ «Государственная регистрационная палата при Минюсте России».

ISSN 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

Однако МВД России выступает не только «потребителем информации», необходимой для оказания органами внутренних дел государственных услуг, но и активно осваивает роль «поставщика информации» для федеральных органов исполнительной власти, и с 1 июля 2012 г. будет предоставлять информацию для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В первую очередь это касается предоставления сведений о наличии (отсутствии) судимости и нахождении в розыске — это один из наиболее востребованных электронных сервисов. За 9 мес. его функционирования в МВД России обработано более 350 000 межведомственных электронных запросов, т. е. именно такому количеству граждан не пришлось обращаться в органы внутренних дел Российской Федерации за получением справки о наличии (отсутствии) судимости, необходимой для оказания иным федеральным органом исполнительной власти государственной услуги.

Теперь опыт, полученный при организации межведомственного электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, предстоит внедрить в масштабах всей страны. В интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления Министерством разработаны и размещены в СМЭВ еще шесть электронных сервисов: «Сведения о выданных, продленных, переоформленных лицензиях на торговлю оружием и основными частями огнестрельного оружия, частную охранную и детективную деятельность и о выданных разрешениях на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему», «Сведения об утраченном документе», «Сведения о получении, назначении, неполучении пенсии и о прекращении выплат», «Сведения о реабилитации», «Сведения о службе в органах внутренних дел», «Сведения об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения».

В целях повышения качества предоставления государственных услуг и отработки межведомственных запросов МВД России проводит работу над сокращением времени ответа на межведомственные электронные запросы (в том числе за счет модернизации информационных систем), адаптацией и поддержанием в актуальном состоянии своих информационных систем с учетом развивающейся нормативной правовой базы СМЭВ и поиском интеграционных решений внутри структуры МВД России.

Поскольку изначально информационные ресурсы МВД России создавались без учета

работы по предоставлению информации во внешние информационные системы, теперь необходимо их доработать, при этом учитывая требования информационной безопасности. В настоящее время осуществляется комплекс мероприятий по централизации и интеграции имеющихся информационных ресурсов на платформе единой информационной системы центров обработки данных (ЕИС ЦОД).

Таким образом, перевод государственных услуг в электронный вид позволит повысить качество и доступность предоставляемых государственных услуг, упростит процедуру и сократит сроки их оказания. Главным преимуществом получения государственной услуги в электронном виде является то, что гражданин выбирает для себя удобное время ее получения и избегает очередей, вследствие чего экономит личное время за счет отсутствия необходимости неоднократных посещений подразделений МВД России, предоставляющих государственные услуги.

Кроме того, у заявителя отсутствует риск получить неправильно заполненные документы, так как сотрудник, предоставляющий государственную услугу, предварительно проверяет весь пакет документов, поступивших в электронном виде. К минимуму сводятся и коррупционные риски, поскольку процесс подачи заявления и проведение по нему проверочных действий происходит удаленно, без контакта заявителя и сотрудника.

Список литературы

1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Рос. газ. 2010. 30 июля.

2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 // Рос. газ. 2012. 9 мая.

3. О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // Рос. газ. 2004. 12 марта.

4. О повышении качества предоставляемых МВД России государственных услуг (функций) в электронном виде: приказ МВД России от 14 июля 2011 г. № 837.

5. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http: www.mvd.ru (дата обращения: 28.08.2012.)

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. // Рос. газ. 2011. 23 дек.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.