ДИНАМИКА СМЕРТНОСТИ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
возрастной группы (среднегодовой темп прироста составляет 85,7 %), хотя также отмечается и в возрастных группах 60-64 и 65-69 лет.
Кроме сахарного диабета в данном классе как основная причина смерти в незначительной степени фигурируют нарушения обмена веществ. Так, уровень смертности от данной группы причин в Алтайском крае вырос с 0,4 случаев на 100 тысяч населения в 2012 году до 1,5 случаев в 2015 году (среднегодовой темп прироста составил 62 %). В данной группе причин смерти также наблюдается более высокий уро-
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:
вень смерти среди женщин по сравнению с аналогичным показателем среди мужчин (рис. 3).
ВЫВОДЫ
В течение 2012-2016 гг. в Алтайском крае наблюдается существенный рост смертности от болезней эндокринной системы. Отмечается изменение подходов в определении причин смерти. Уровень смертности среди женщин значительно выше, чем среди мужчин.
1. Roshchin DO, Sabgayda ТР, Evdokushkina GN. The problem of diabetes mellitus recording while diagnostics of death causes. Social aspects of health of the population. 2012; (5(27)): 4. Russian (Рощин Д.О., Сабгайда Т.П., Евдокушкина Г.Н. Проблема учета наличия сахарного диабета при диагностике причин смерти //Социальные аспекты здоровья населения. 2012. № 5(27). С. 4.)
2. Demicheva IN, Shilova SP. The dynamics, causes of mortality and lethality of population of the Perm Krai because of diabetes mellitus. Healthcare of the Russian Federation. 2017; 61(2): 60-63. Russian (Демичева Т.П., Шилова С.П. Динамика, причины смертности и летальности населения Пермского края вследствие сахарного диабета //Здравоохранение Российской Федерации. 2017. Т. 61, № 2. С. 60-63.)
3. Sabgayda ТР, Roshchin DO. Trends in mortality from diabetes mellitus in Russia. Social aspects of health of the population. 2014; 39(5): 4. Russian (Сабгайда Т.П., Рощин Д.О. Тенденция смертности российского населения от сахарного диабета //Социальные аспекты здоровья населения. 2014. Т. 39, № 5. С. 4.)
4. Makisheva RT, Khadartsev АА, Khromushin УА, Dailnev V.I. Age analysis of the population mortality from diabetes mellitus in the Tula Region. Herald of new medical technologies. Electronic edition. 2014; (1): 187. Russian (Макишева Р.Т., Хадарцев А.А., Хромушин В.А., Даильнев В.И. Возрастной анализ смертности населения Тульской области от сахарного диабета //Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. № 1. С. 187).
Статья поступила в редакцию 31.01.2018 г.
Колядо В.Б., Лазарев В.С., Колядо Е.В., Трибунский С.И.
Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний,
г. Новокузнецк, Россия, Алтайский государственный медицинский университет, Министерство здравоохранения Алтайского края,
г. Барнаул, Россия
ВНЕДРЕНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Предмет исследования (наблюдения). Сведения, полученные в рамках межведомственного электронного взаимодействия, при лицензировании в сфере здравоохранения.
Цель исследования - изучить структуру сведений, полученных в рамках межведомственного электронного взаимодействия Министерством здравоохранения Алтайского края за трехлетний период (2014-2016 гг.). Методы исследования. Статистический, аналитический.
Основные результаты. Проведенный анализ показал, что в 2016 году наибольший удельный вес сведений, полученных в рамках межведомственного электронного взаимодействия, составили сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (41,2 %).
Область их применения. Организация медицинской деятельности.
Выводы.За трехлетний период (2014-2016 гг.) общее количество сведений, полученных в рамках межведомственного электронного взаимодействия, возросло более чем в три раза, что отражает общие тенденции сокращения административных барьеров и оптимизацию документооборота.
Ключевые слова: межведомственное электронное взаимодействие; медицинская деятельность; лицензирование.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Kolyado V.B., Lazarev V.S., Kolyado Е.V., Тribunsky S.I.
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk, Russia, Altai State Medical University,
Ministry of Healthcare of the Altai Krai, Barnaul, Russia
IMPLEMENTATION OF INTERAGENCY ELECTRONIC INTERACTION IN THE COURSE OF RENDERING PUBLIC SERVICES OF LICENSING IN THE SPHERE OF HEALTHCARE THROUGH THE EXAMPLE OF THE MINISTRY OF HEALTHCARE OF THE ALTAI KRAI Object of research (observation). Information obtained in the course of interagency electronic interaction when licensing in the health field.
Purpose of research - to study the structure of the information obtained in the course of interagency electronic interaction by the Ministry of Healthcare of the Altai Krai for a three-year period (2014-2016). Research methods. Statistic, analytic.
Basic results. The held analysis has shown that in 2016 the largest specific weight of information obtained in the course of interagency electronic interaction was constituted by the information from the Uniform State Register of Legal Entities (41.2 %). Field of their application. Organization of medical activity.
Conclusions. For a three-year period (2014-2016), the general amount of information obtained in the course of interagency electronic interaction has increased more than three times, which reflects the general tendencies of reduction of administrative barriers and optimization of document turnover.
Key words: interagency electronic interaction; medical activity; licensing.
Внедрение межведомственного информационного взаимодействия, осуществляемого в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, по разделу обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, является актуальной темой и отражает общие тенденции по сокращению административных барьеров и оптимизации документооборота [1-2].
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Министерство здравоохранения Алтайского края реализует переданные Российской Федерацией полномочия в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части лицензирования:
- медицинской деятельности медицинских и иных организаций (за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), индивидуальных предпринимателей;
- фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения организаций (за исключением организаций оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), индивидуальных предпринимателей;
- деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений в части осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки 1-Ш перечня, организаций (за исключением организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), которые осуществляет отдел лицензирования Министерства здравоохранения Алтайского края.
В соответствии с основными определениями, применяемыми в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — это деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Таким образом, лицензирование в сфере здравоохранения относится к разделу предоставления государственных услуг.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами на протяжении нескольких лет осуществляется анализ структуры сведений, полученных в рамках межведомственного электронного взаимодействия и структуры административных правонарушений, вы-
Корреспонденцию адресовать:
КОЛЯДО Елена Владимировна,
656038, г. Барнаул, пр. Комсомольский, д.82,
ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России.
Тел.: 8 (3852) 56-68-89.
Е-mail: сеп1гНстеС®пЬох.ги
являемых в рамках лицензионного контроля органом управления в сфере здравоохранения в субъекте Российской Федерации [1-5]. За трехлетний период (2014-2015 гг.) лицензирующим органом субъекта РФ с помощью системы межведомственного взаимодействия было получено 6065 сведений о соискателях лицензий.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Положениями о лицензировании соответствующих видов деятельности, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, установлено, что при проведении проверок сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований, лицензирующий орган запрашивает необходимые для осуществления лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» также определено, что межведомственное информационное взаимодействие — это осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной фор-
ме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении.
Межведомственный запрос может быть направлен органом, предоставляющим государственную услугу, на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, по собственной инициативе.
К документам, которые предоставляются заявителем лично при получении государственных услуг по лицензированию, относятся:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации;
2) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
Сведения об авторах:
КОЛЯДО Владимир Борисович, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, г. Барнаул, Россия; ведущий науч. сотрудник, лаборатория проблем охраны здоровья сельского населения, ФГБНУ НИИ КПГПЗ, г. Новокузнецк, Россия. E-mail: ozizagmu@agmu.ru
ЛАЗАРЕВ Виталий Сергеевич, начальник отдела лицензирования, Минздрав Алтайского края, г. Барнаул, Россия. E-mail: lazarev@zdra-
КОЛЯДО Елена Владимировна, канд. мед. наук, доцент, зав. лабораторией проблем охраны здоровья сельского населения, ФГБНУ НИИ КПГПЗ, г. Новокузнецк, Россия; доцент, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, г. Барнаул, Россия. E-mail: сentrlicmed@inbox.ru
ТРИБУНСКИЙ Сергей Иванович, доктор мед. наук, доцент, ведущий науч. сотрудник, лаборатория проблем охраны здоровья сельского населения, ФГБНУ НИИ КПГПЗ, г. Новокузнецк, Россия; профессор, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, г. Барнаул, Россия. E-mail: tribunskiysi@mail.ru
Information about authors:
KOLYADO Vladimir Borisovich, MD, professor, head of the chair of public health and healthcare, Altai State Medical University, Barnaul, Russia; leading research associate, the laboratory of the problems of health protection of rural population, Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk, Russia. E-mail: ozizagmu@agmu.ru
LAZAREV Vitaly Sergeevich, chief of the license department, Ministry of Healthcare of the Altai Krai, Barnaul, Russia. E-mail: lazarev@zdra-
KOLYADO Elena Vladimirovna, candidate of medical sciences, assistant professor, head of the laboratory of the problems of health protection of rural population, Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk, Russia; assistant professor, the chair of public health and healthcare, Altai State Medical University, Barnaul, Russia. E-mail: centrlicmed@inbox.ru TRIBUNSKY Sergei Ivanovich, MD, assistant professor, leading research associate, the laboratory of the problems of health protection of rural population, Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk, Russia; professor, the chair of public health and healthcare, Altai State Medical University, Barnaul, Russia. E-mail: tribunskiysi@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина;
4) документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
5) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;
6) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;
7) учредительные документы юридического лица, за исключением представления таких документов для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости;
8) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Необходимо отметить, что непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией в межведомственном порядке запрашиваемых документов и информации, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги.
Министерством здравоохранения Алтайского края при предоставлении государственных услуг по лицензированию межведомственное взаимодействие осуществляется в электронном виде посредством информационной системы «Единая информационная система Алтайского края» (https://eis.oepak22.ru/adapter-web/pages/app). Уполномоченные должностные лица формируют электронный запрос сведений в системе. Средний срок ответа на межведомственный запрос составляет 24 часа.
Перечень сведений, запрашиваемых Министерством здравоохранения Алтайского края по межведомственному взаимодействию:
1. При лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»):
- сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (орган, предоставляющий сведения, — Федеральная налоговая служба);
- сведения из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и
зарегистрированных правах на объект недвижимости (орган, предоставляющий сведения, — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);
- сведения из санитарно-эпидемиологического заключения (орган, предоставляющий сведения, — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека);
- сведения, подтверждающие уплату государственной пошлины (орган, предоставляющий сведения, — Федеральное казначейство);
- сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) (орган, предоставляющий сведения, — Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).
2. При лицензировании фармацевтической деятельности:
- сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (орган, предоставляющий сведения, — Федеральная налоговая служба);
- сведения из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (орган, предоставляющий сведения, — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);
- сведения из санитарно-эпидемиологического заключения (орган, предоставляющий сведения, — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека);
- сведения, подтверждающие уплату государственной пошлины (орган, предоставляющий сведения, — Федеральное казначейство).
3. При лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений:
- сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (орган, предоставляющий сведения, — Федеральная налоговая служба);
- сведения из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (орган, предоставляющий сведения, — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);
- сведения о наличии заключений органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенных в списки 1-Ш перечня и прекурсоров, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое прес-
Информация о финансировании и конфликте интересов:
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
тупление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации (орган, предоставляющий сведения, — Министерство внутренних дел Российской Федерации);
- сведения о наличии заключений органов внутренних дел о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня и их прекурсоров, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны (орган, предоставляющий сведения, — Министерство внутренних дел Российской Федерации);
- сведения, подтверждающие уплату государственной пошлины (орган, предоставляющий сведения, — Федеральное казначейство).
За трехлетний период (2014-2015 гг.) лицензирующим органом субъекта РФ с помощью системы межведомственного взаимодействия было получено 6065 сведений о соискателях лицензий (табл.).
В 2016 году наибольшее количество запросов составили сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (41,2 %), сведения, подтвер-
ждающие уплату государственной пошлины (20,4 %), сведения из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (15,5 %), сведения из санитарно-эпидемиологического заключения (12,5 %). За трехлетний период (2014-2016 гг.) общее количество сведений, полученных в рамках межведомственного электронного взаимодействия, возросло более чем в три раза.
ВЫВОДЫ
Проведенный анализ структуры сведений, полученных в рамках межведомственного электронного взаимодействия, показал, что в 2016 году наибольшее количество запросов составили сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (41,2 %), сведения, подтверждающие уплату государственной пошлины (20,4 %), сведения из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (15,5 %), сведения из санитарно-эпидемиологического заключения (12,5 %). За трехлетний период (2014-2016 гг.) общее количество сведений, полученных в рамках межведомственного электронного взаимодействия, возросло более чем в три раза, что отражает общие тенденции сокращения административных барьеров и оптимизацию документооборота.
Таблица
Количество полученных сведений в рамках предоставления государственных услуг по лицензированию посредством межведомственного электронного взаимодействия (за 2014-2016 гг.)
Table
Amount of information obtained in the course of rendering public services of licensing by means of interagency electronic interaction (in 2014-2016)
Наименование сведений 2014 2015 2016
Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц 84 696 1241
Сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 15 203 276
Сведения из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках 117 289 468
и зарегистрированных правах на объект недвижимости
Сведения из санитарно-эпидемиологического заключения 9 119 376
Сведения, подтверждающие уплату государственной пошлины 773 712 613
Сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) 4 14 35
Сведения о наличии заключений органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими
служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенных
в списки 1-111 перечня и прекурсоров, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, 1 1 1
особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных
веществ, их прекурсоров, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации
Сведения о наличии заключений органов внутренних дел о соответствии объектов и помещений,
в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, 4 13 1
психотропных веществ, внесенных в списки 1-111 перечня и их прекурсоров, установленным
требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны
Всего: 1007 2047 3011
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:
1. Prokhorova MI. System of interagency electronic interaction in supervising activity of tax authorities. Herald of scientific conferences. 2016; (5-5(9)): 291-293. Russian (Прохорова М.И. Система межведомственного электронного взаимодействия в контрольной деятельности налоговых органов //Вестник научных конференций. 2016. № 5-5(9). С. 291-293.)
2. Popov DA. To the question of transfer of public services into electronic form. Russian Justice. 2016; (7): 41-44. Russian (Попов Д.А. К вопросу о переводе государственных услуг в электронную форму //Российская юстиция. 2016. № 7. С. 41-44.)
ОБЗОРЫ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Kolyado EV, Lazarev VS, Perfilev АА. The special features of the administrative offenses revealed in the process of the license control of medical and pharmaceutical organizations. Siberian medical journal. 2013; (4): 140-143. Russian (Колядо Е.В., Лазарев В.С., Перфильев А.А. Особенности административных правонарушений, выявленных в процессе лицензионного контроля медицинских и фармацевтических организаций //Сибирский медицинский журнал. 2013. № 4. С. 140-143.)
4. Kolyado EV, Lazarev VS, Perfilev АА, Batrak YuМ. The dynamics of administrative offenses revealed by Main Office for Healthcare and Pharmaceutical Activity of the Altai Krai in the course of the license control in the years 2011-2013. Siberian medical journal (Irkutsk). 2014; (3): 58-61. Russian (Колядо Е.В., Лазарев В.С., Перфильев А.А., Батрак Ю.М. Динамика административных правонарушений, выявленных Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в рамках лицензионного контроля за 2011-2013 годы //Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2014. № 3. С. 72-75.)
5. Saldan IP, Kolyado BV, Perfilev АА, Lazarev VS. The dynamics of administrative offenses revealed by the Main Office for Healthcare and Pharmaceutical Activity of the Altai Krai in the course of the license control in the years 2011-2014. Siberian medical journal (Irkutsk). 2015; (8): 38-42. Russian (Салдан И.П., Колядо Е.В., Перфильев А.А., Лазарев В.С. Динамика административных правонарушений, выявленных Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в рамках лицензионного контроля за 2011-2014 годы //Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. № 8. С. 38-42.)
0
Статья поступила в редакцию 8.02.2018 г.
Хамитов Т.Н.
Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний,
г . Караганда, Казахстан
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ
Сохранение здоровья трудоспособного населения является залогом успешного экономического и социального развития любого государства. В настоящее время при планировании стратегий укрепления здоровья требуется смещение акцента от клинического подхода в сторону профилактических программ. В этой связи, оценка профессионального риска является одним из действенных методов анализа влияния производственных факторов на здоровье работающих. Привлечение эффективных методов ранней диагностики профессионально обусловленных и социально значимых заболеваний позволяет осуществить формирование групп повышенного риска. Результаты комплексного анализа могут стать основой для системного управления профессиональным риском. Для проведения анализа и оценки профессионального риска требуется создание информационных баз данных, характеризующих воздействие вредных факторов в периоде трудовой деятельности.
Ключевые слова: профессиональный риск; условия труда; заболеваемость; стресс; группы повышенного риска; профилактика.
KhamitovT.N.
National Center of Labor Hygiene and Occupational Diseases, Karaganda, Republic of Kazakhstan
METHODOLOGICAL PROBLEMS IN THE EVALUATION OF OCCUPATIONAL EXPOSURE OF HEALTH WORKERS
Maintaining the health of the working population is the key to successful economic and social development of any state. Currently we are looking for when planning strategies for health promotion the shift in focus from a clinical approach towards prevention programmes. In this regard, assessment of professional risk is one of the most effective methods of analysis of the influence of production factors on the workers' health. Finding effective methods for early diagnosis professionally conditioned and socially significant diseases allows formation of high-risk groups. The results of complex analysis can become a basis for the systematic management of occupational risks. For the analysis and occupational risk assessment requires the creation of databases for characterizing the impact of harmful factors in the period of employment.
Key words: professional risk; working conditions; morbidity; stress; risk groups; prevention.
Сохранение здоровья трудоспособного населения — составной части человеческого капитала — является приоритетной задачей. Пристальное внимание Всемирная организация здравоох-
ранения (ВОЗ) уделяет сохранению здоровья трудоспособного населения, поскольку это является залогом успешного экономического и социального развития любого государства. Здоровье работающих является ведущим критерием и компонентом надежной эксплуатации объектов, потенциально опасных для здоровья рабочих [16].
По данным ВОЗ, около 80 % населения планеты находится в третьем состоянии — пограничном состоянии, когда человек еще не болен, но, в то же вре-
Корреспонденцию адресовать:
ХАМИТОВ Тулеген Нургалиевич,
100017, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Мустафина, д. 15. Тел.: +7 (7212) 56-52-63; +7 (721-2) 56-10-21. E-mail: priemnaya@ncgtpz.kz