Научная статья на тему 'Нововведения Федерального закона №44-ФЗ и их влияние на организацию закупок товаров, работ, услуг медицинскими организациями'

Нововведения Федерального закона №44-ФЗ и их влияние на организацию закупок товаров, работ, услуг медицинскими организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №44-ФЗ / ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД / ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАКУПОК / FEDERAL LAW NO. 44-ФЗ / GOVERNMENT PROCUREMENT / PROCUREMENT RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перфильев Алексей Анатольевич, Салдан Игорь Петрович, Щербина Николай Николаевич, Колядо Елена Владимировна

Цель исследования изучить особенности законодательных нововведений Федерального закона №44ФЗ, произошедших в 2014 году, проанализировать их влияние на организацию закупочных процедур в сфере здравоохранения, выявить имеющиеся противоречия и предложить оптимальные изменения нормативно-правового регулирования данного раздела

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перфильев Алексей Анатольевич, Салдан Игорь Петрович, Щербина Николай Николаевич, Колядо Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal developments of the federal law no. 44-ФЗ and their influence on the management of goods, works, and services procurement by healthcare organizations

Objectives of the Research: The objectives of the research are to study specific aspects of the legal developments of the Federal Law No. 44-ФЗ adopted in 2014, to analyze their influence on the management of the healthcare procurement procedures, to find out the existing discrepancies and to offer optimal amendments to the statutory regulations of this section.

Текст научной работы на тему «Нововведения Федерального закона №44-ФЗ и их влияние на организацию закупок товаров, работ, услуг медицинскими организациями»

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

Работа поступила в редакцию: 16.03.2015 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

2. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

3. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «Собрание законодательства РФ».

4. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».

5. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

6. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011г. № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений», «Собрание законодательства РФ».

REFERENSES

1. Federal Law No. 323-®3 On the Principles of Public Health Protection in the Russian Federation dd. 21.11.2011.

2. Federal Law No. 99-®3 On Particular Activities Licensing dd. 04.05.2011.

3. Federal Law No. 294-®3 On Protection of Legal Entities and Sole Traders' Rights in the Course of State and Municipal Supervision Performance dd. 26.12.2008.

4. Decree No. 291 On Health Care Licensing of the Government of the Russian Federation dd. 16.04.2012.

5. Decree No. 1081 On Pharmaceuticals Licensing of the Government of the Russian Federation dd. 22.12.2011.

6. Decree No. 1085 On Licensing of Activities Related to Selection of Narcotic Drugs, Psychotropic Substances and Their Precursors and Cultivation of Drug-Containing Plants of the Government of the Russian Federation dd. 22.12.2011.

Информация об авторах: Салдан Игорь Петрович — ректор, д.м.н., профессор, 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина,40; Колядо Елена Владимировна — научный сотрудник, к.м.н., доцент кафедры, 656045, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского 1, тел. (385) 68-96-94, e-mail: сentrlicmed@ inbox.ru; Перфильев Алексей Анатольевич — консультант-аналитик, 656002, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Калинина, 6-а; Лазарев Виталий Сергеевич — начальник отдела, 656031, Алтайский край , г. Барнаул,

пр. Красноармейский 95-а, т. (3852) 63-30-35.

About the Authors: Saldan Igor P. — MD, PhD, DSc, Professor, 656038, Russia, Altai Krai, Barnaul, pr. Lenina, 40; Kolyado Yelena — MD, PhD, Research Scientist, Associate Professor, 656045, Altai Krai, Barnaul, ul. Lyapidevskogo, 1, Tel.: (385) 689694, e-mail: с[email protected]; Perfilyev Alexey — Analyst and Adviser, 656002, Russia, Altai Krai, Barnaul, pr. Kalinina, 6-а; Lazarev Vitaliy — Head of the Department, 656031, Russia, Altai Krai, Barnaul,

pr. Krasnoarmeysky, 95-а, tel. (3852) 633035.

© ПЕРФИЛЬЕВ А.А., САЛДАН И.П., ЩЕРБИНА Н.Н., КОЛЯДО Е.В. — 2015 УДК 614.255.14(470)

НОВОВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №44-ФЗ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАКУПОК ТОВАРОВ,

РАБОТ, УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Алексей Анатольевич Перфильев1, Игорь Петрович Салдан2, Николай Николаевич Щербина1, Елена Владимировна Колядо2,3 ('Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края, Барнаул, директор — Е.А. Клюева;

2Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул, ректор — д.м.н., проф. И.П. Салдан;

'Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний, Новокузнецк, директор — д.м.н., проф. В.В. Захаренков)

Резюме. Цель исследования — изучить особенности законодательных нововведений Федерального закона №44-ФЗ, произошедших в 2014 году, проанализировать их влияние на организацию закупочных процедур в сфере здравоохранения, выявить имеющиеся противоречия и предложить оптимальные изменения нормативно-правового регулирования данного раздела

Ключевые слова: Федеральный закон №44-ФЗ, закупки для государственных нужд, ограничения закупок.

LEGAL DEVELOPMENTS OF THE FEDERAL LAW NO. 44-ФЗ AND THEIR INFLUENCE ON THE MANAGEMENT OF GOODS, WORKS, AND SERVICES PROCUREMENT BY HEALTHCARE ORGANIZATIONS

Aleksey Anatolyevich Perfilyev1, Igor Petrovich Saldan2, Nikolay Nikolayevich Shcherbina1, Yelena Vladimirovna Kolyado2,3 ('Altai Krai State Public Institution of Health Care, Barnaul; 2Altai State Medical University, Barnaul; 'Scientific-research Institute of complex problems of hygiene and occupational diseases, Novokuznetsk, Russia)

Summary. Objectives of the Research: The objectives of the research are to study specific aspects of the legal developments of the Federal Law No. 44-ФЗ adopted in 2014, to analyze their influence on the management of the healthcare procurement procedures, to find out the existing discrepancies and to offer optimal amendments to the statutory regulations of this section.

Key words: Federal Law No. 44-ФЗ, government procurement, procurement restrictions.

В условиях сложной экономической ситуации в Российской Федерации одной из основных задач государства является эффективное использование бюджетных средств. Выполнение данной задачи осуществляется в том числе с помощью механизма государственных и муниципальных закупок. Главным документом, регламентирующим порядок проведения закупочных процедур, является Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. Однако в данном нормативно-правовом акте имеется большое количество недоработок, которые не позволяют государственным и муниципальным заказчикам своевременно получать качественные товары, работы, услуги, необходимые им для осуществления основной хозяйственной деятельности. Для решения имеющихся проблем в течение 2014 года в Федеральный закон №44-ФЗ был внесен ряд изменений, основные из которых мы рассмотрим в нашей статье.

Заказчикам изменен годовой объем закупок, которые они вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ. В новой редакции закона годовой объем закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика, объем не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Внесение изменений в Федеральный закон №44-ФЗ, в части предоставления возможности заказчику осуществлять закупки не конкурентным способом на общую сумму, не превышающую два миллиона рублей, позволило медицинским организациям значительно увеличить возможность закупа товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Упразднено согласование заключения контракта при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, соответственно, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок в следующих случаях [2]:

— если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Федерального закона 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем;

— если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 67 Федерального закона 44-ФЗ в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником;

— если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 Федерального закона 44-ФЗ в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта;

— если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем.

В 2014 году из общего количества опубликованных электронных аукционов на поставку лекарственных средств для учреждений здравоохранения Алтайского края около 30% были признаны не состоявшимися по вышеуказанным основаниям. Поэтому заключение контрактов по данным электронным аукционам осу-

ществлялось только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В результате чего, происходила задержка поставок лекарственных средств в учреждения здравоохранения Алтайского края. Внесение изменений в Федеральный закон №44-ФЗ позволило значительно сократить срок проведения закупки на поставку лекарственных средств и обеспечить их своевременные поставки в медицинские организации края.

В законе определили конкретные случаи, при наступлении которых контракт может быть заключен в любой форме предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Причем оплата заказчиками обязательств, связанных с указанной закупкой товаров, работ и услуг, может осуществляться в наличной форме, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм на закупку с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

В условиях нестабильного курса рубля по отношению к доллару (евро) в Федеральный закон №44-ФЗ был внесен ряд временных изменений (только на 2015 год), гарантирующих заказчику поставку необходимых потребностей для осуществления им основной хозяйственной деятельности. К основным временным изменениям, на наш взгляд, относятся:

— возможность заказчиков в 2015 году изменять по соглашению сторон срок исполнения контракта, и (или) цену контракта, и (или) цену единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактом, срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней);

— Правительство Российской Федерации вправе определять дополнительные случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик может не устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта.

Наиболее актуальны данные временные изменения для сферы здравоохранения, так как более половины медицинского оборудования, лекарственных препаратов и расходных медицинских материалов поставлялось из-за границы. В результате резкого увеличения курса доллара (евро) по отношению к Российскому рублю большинство контрактов, заключенных в конце 2014 года, стали для поставщиков убыточными. Себестоимость лекарственных препаратов с декабря 2014 года по март 2015 года увеличилась более, чем в два раза. Поэтому внесенные в Федеральный закон №44-ФЗ изменения в значительной мере повлияли на возможность поставщиков добросовестно исполнить взятые на себя обязательства по государственным и муниципальным контрактам.

Введена обязанность аукционной комиссии отстранять участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ.

Кроме изменений в самом федеральном законе о контрактной системе в сфере закупок, Правительством РФ опубликовано большое количество подзаконных нормативно-правовых актов. Часть постановлений выпущено с учетом сложившейся политической обстановки в мире и введением санкций против России. Наиболее значимыми нормативно — правовыми актами для учреждений здравоохранения являются постановление Правительства РФ от 05.02.2015 №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обе-

спечения государственных и муниципальных нужд»[3] и приказ Минэкономразвития Рл'ссЬЬ от 25.03.2014 №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [4].

Безусловно, данные нормативно — правовые акты предоставляют возможность для развития местных товаропроизводителей, следовательно, влияют на положительное экономическое развитие государства в целом. Но государственные и муниципальные медицинские учреждения вынуждены теперь закупать не лучшие образцы медицинского оборудования, лекарственных препаратов и медицинских расходных материалов, а то, что производится в России, зачастую уступающее по качеству аналогичным импортным единицам.

Исходя из рассмотренных выше норм, можно сделать следующие выводы:

В условиях сложной экономической и политической ситуации внесенные в 2014 году в Федеральный закон №44-ФЗ изменения позволили увеличить оперативность закупа товаров, работ, услуг медицинскими учреждениями Алтайского края. Кроме того, внесение временных изменений обеспечило возможность поставщикам исполнить государственные и муниципальные контракты и обеспечить заказчиков необходимыми товарами, работами, услугами.

Для повышения качества товаров, поставляемых по государственным и муниципальным контрактам в лечебные учреждения, предлагаем корректировки подзаконных нормативно-правовых актов:

— внести следующие изменения в постановление Правительства РФ от 05.02.2015 №102: В случае, когда на участие в определение поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о за-

купке заявок, которые одновременно содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан и не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя, заказчик должен отклонять заявки содержащие товар из иностранных государств (кроме товаров из Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан) за исключением заявок содержащих иностранный товар, который является лучшим мировым брендом.

— внести следующие изменения в приказ Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 №155: В случае, когда на участие в закупке путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участником закупки подана заявка на участие или окончательное предложение которое содержит предложения о поставке лучшего мирового бренда, то данную заявку необходимо оценивать аналогично заявкам, которые содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

Работа поступила в редакцию: 16.03.2015 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

2. Федеральный закон от 31.12.2014 №498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»»

3. Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 №102

«Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

4. Приказ Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

REFERENCES

1. Federal Law No. 44-®3 On the Contract System of Government and Municipal Procurement of Goods, Works and Services dd. 05.04.2013

2. Federal Law No. 498-®3 On Amendments to the Federal Law On the Contract System of Government and Municipal Procurement of Goods, Works and Services dd. 31.12.2014

3. Decree No. 102 On Restriction on Admission of Particular

Types of Foreign Medical Products for Government and Municipal Procurement of the Government of the Russian Federation dd. 05.02.2015

4. Order No. 155 On Requirements to Admission of Foreign Medical Products for Government and Municipal Procurement of Goods, Works and Services of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dd. 25.03.2014

Информация об авторах: Колядо Елена Владимировна — старший научный сотрудник, к.м.н., доцент кафедры ГБОУ ВПО АГМУ, 656045, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Ляпидевского 1, тел. (385) 68-96-94, e-mail: с[email protected]; Салдан Игорь Петрович — ректор ГБОУ ВПО АГМУ, д.м.н., профессор, 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина,40; Колядо Владимир Борисович — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой ГБОУ ВПО АГМУ, 656038, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Ленина,40, тел. (385) 24-59-50; Перфильев Алексей Анатольевич — консультант-аналитик, 656002, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Калинина, 6-а.

Information About the Authors: Kolyado Yelena V. — MD, PhD, Senior Research Scientist, Associate Professor, Altai State

Medical University, State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education656045, Russia, Altai Krai, Barnaul, Lyapidevskogo str., 1, tel. (385) 689694, e-mail: с[email protected]; Saldan Igor P. — MD, PhD, DSc, Professor, Rector of Altai State Medical University, State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education, 656038, Russia, Altai Krai, Barnaul, pr. Lenina, 40; Kolyado Vladimir B. — MD, PhD, DSc, Professor, Department Chairman, Altai State Medical University, State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education, 656038, Russia, Altai Krai, Barnaul, pr. Lenina, 40, tel.: (385) 245950; Perfilyev Aleksey A. — Analyst and Adviser,

656002, Russia, Altai Krai, Barnaul, pr. Kalinina, 6-а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.