Научная статья на тему 'Структура нарушений действующего законодательства при подготовке заявок для проведения торгов на выполнение подрядных работ в медицинских организациях'

Структура нарушений действующего законодательства при подготовке заявок для проведения торгов на выполнение подрядных работ в медицинских организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ / ТОРГИ / НАРУШЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ / CONTRACT WORKS / TENDERING / CURRENT LEGISLATION VIOLATIONS / PLANNING AND PLACEMENT OF ORDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перфильев Алексей Анатольевич, Щербина Николай Николаевич, Колядо Елена Владимировна, Лещенко Владимир Алексеевич, Карташев Валерий Николаевич

Цель исследования: изучить особенности действующего законодательства в сфере организации размещения государственных заказов для нужд объектов здравоохранения, провести анализ нарушений, допущенных учреждениями здравоохранения Алтайского края, при подготовке заявок для проведения торгов на выполнение подрядных работ, рассмотреть структуру нарушений и их динамику. Разработанный в ходе исследования и внедренный алгоритм планирования и размещения заказов для нужд медицинских организаций, позволил существенно снизить количество нарушений действующего законодательства при размещении заказов на выполнение подрядных работ в учреждениях здравоохранения Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перфильев Алексей Анатольевич, Щербина Николай Николаевич, Колядо Елена Владимировна, Лещенко Владимир Алексеевич, Карташев Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of violations of applicable laws when preparing the requests for bidding on contract activities in medical organizations of the Altai territory

Research objective: to study features of the current legislation in the sphere of the organization of placement of the state orders for needs of health care facilities. To carry out the analysis of the violations allowed by healthcare institutions of the Altai Territory, by preparation of demands for tendering on performance of contract works. To consider the structure of violations and their dynamics. The developed and introduced algorithm of planning and placement of orders for needs of the medical organizations allowed to reduce significantly the number of violations of the current legislation at placement of orders for performance of contract works in healthcare institutions of the Altai Territory.

Текст научной работы на тему «Структура нарушений действующего законодательства при подготовке заявок для проведения торгов на выполнение подрядных работ в медицинских организациях»

ния. Структура рекламодателей за 2012 год: 89,7% - частные структуры (физические и юридические лица), 10,3% - государственные учреждения здравоохранения.

Таким образом, с 2005 года удельный вес государственных учреждений здравоохранения, осуществляющих рекла-

му своих услуг, существенно увеличился. Размещение рекламы медицинских услуг необходимо осуществлять в соответствии с требованиями действующего законодательства, что позволит избежать существенных штрафов за допущенные нарушения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воропаев А.В., Воропаева И.В., Исаев Ю.С., Малов И.В. Медицинское право - актуальная потребность российского здравоохранения. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2004. - Т. 43. №2. - С.105-108.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 г. №1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

REFERENCES

1. Voropaev A.V., Voropaeva I.V., Isaev Yu.S., Malov I.V Medical law is an actual necessity of russian health care // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2004. - Vol. 43. №2. - P.105-108. (in Russian)

2. Government Decree of 20.12.2012 №1346 «On Approval of the State Supervision in the field of advertising». (in Russian)

3. Federal Law of the Russian Federation dated 13.03.2006 №38-FZ «On Advertising». (in Russian)

Информация об авторах:

Колядо Елена Владимировна - научный сотрудник, к.м.н., доцент, 656024, г. Барнаул, ул. Ляпидевского, 1, e-mail: [email protected]; Лазарев Виталий Сергеевич - начальник отдела, 656099, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 95-а, тел. (3852) 623341; Перфильев Алексей Анатольевич - главный специалист, к.м.н.

Information About the authors:

Kolyado Elena - Researcher, PhD, MD, Associate Professor, 656024, Barnaul, Lyapidevsky st., 1, e-mail: [email protected]; Lazarev Vitaly - Head, 656099, Barnaul, Krasnoarmeisky etc., 95, tel. (3852) 623341;

Perfil'ev Alexey - Chief Specialist, MD, PhD

© ПЕРФИЛЬЕВ А.А., ЩЕРБИНА Н.Н., КОЛЯДО Е.В., ЛЕЩЕНКО В.А., КАРТАШЕВ В.Н. - 2014 УДК 338. 824.5 : 61

СТРУКТУРА НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВОК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Алексей Анатольевич Перфильев1, Николай Николаевич Щербина1, Елена Владимировна Колядо2, Владимир Алексеевич Лещенко3, Валерий Николаевич Карташев2 (‘Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края, руководитель - Ю.В. Пешкин; 2НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, Новокузнецк, директор -д.м.н., проф. В.В. Захаренков, лаборатория проблем охраны здоровья сельского населения, зав. - д.м.н., проф. В.Б. Колядо; Диагностический центр Алтайского края, гл. врач - к.м.н. В.А. Лещенко)

Резюме. Цель исследования: изучить особенности действующего законодательства в сфере организации размещения государственных заказов для нужд объектов здравоохранения, провести анализ нарушений, допущенных учреждениями здравоохранения Алтайского края, при подготовке заявок для проведения торгов на выполнение подрядных работ, рассмотреть структуру нарушений и их динамику. Разработанный в ходе исследования и внедренный алгоритм планирования и размещения заказов для нужд медицинских организаций, позволил существенно снизить количество нарушений действующего законодательства при размещении заказов на выполнение подрядных работ в учреждениях здравоохранения Алтайского края.

Ключевые слова: подрядные работы, торги, нарушения действующего законодательства, планирование и размещение заказов.

STRUCTURE OF VIOLATIONS OF APPLICABLE LAWS WHEN PREPARING THE REQUESTS FOR BIDDING ON CONTRACT ACTIVITIES IN MEDICAL ORGANIZATIONS OF THE ALTAI TERRITORY

A.A. Perfilyev1, N. N. Shcherbina1, E.V ^lyado23, V.A. Leshenko4, V.N. Kartashev2 (‘Center of the State Order in the Sphere of Health Care of the Altai Territory; 2Scientific research institute of complex problems of hygiene and occupational diseases SO RAMN, Novokuznetsk; 3Diagnostic Center of the Altai Territory,

Russia)

Summary. Research objective: to study features of the current legislation in the sphere of the organization of placement of the state orders for needs of health care facilities. To carry out the analysis of the violations allowed by healthcare institutions of the Altai Territory, by preparation of demands for tendering on performance of contract works. To consider the structure of violations and their dynamics. The developed and introduced algorithm of planning and placement of orders for needs of the medical organizations allowed to reduce significantly the number of violations of the current legislation at placement of orders for performance of contract works in healthcare institutions of the Altai Territory.

Key words: contract works, tendering, current legislation violations, planning and placement of orders.

В июне 2011 г. Администрацией Алтайского края совмест- Сибирском федеральном округе было создано специализиро-

но с Главным управлением Алтайского края по здравоохра- ванное учреждение - КГКУЗ «Центр государственного заказа

нению и фармацевтической деятельности одним из первых в в сфере здравоохранения Алтайского края» (постановление

Администрации Алтайского края от 01.06.2011 г. № 287).

Основным направлением деятельности Центра является реализация норм действующего законодательства по вопросам госзаказа, своевременность размещения заказов и внедрение принципов аутсорсинга для учреждений здравоохранения Алтайского края.

В связи со вступлением в силу с 01.01.2014 г. нового Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» особую актуальность приобрел вопрос подготовки квалифицированных кадров в сфере закупок [1,2]. На сегодняшний день в учреждениях здравоохранения Алтайского края в семидесяти процентах случаев закупками товаров, работ, услуг занимаются экономисты или юристы, которые, кроме основных обязанностей, вынуждены заниматься сферой закупок. Данные специалисты зачастую не имеют дополнительного образования в сфере закупок, в связи с этим, допускают огромное количество нарушений при подготовке документов, необходимых для проведения торгов.

В Алтайском крае создана полная централизация закупок, которая подразумевает проведение торгов для государственных нужд Алтайского края исключительно в органе (уполномоченный орган), на который возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков.

Учреждения здравоохранения Алтайского края для проведения торгов подают заявки до 31.12.2013 г. в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от

31.01.2011 г. №35 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Алтайского края, а также нужд бюджетных учреждений Алтайского края» в КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края» (далее Центр госзаказа) [3]. С 01.01.2014 г. принят новый нормативноправовой акт Администрации Алтайского края, регламентирующий порядок взаимодействия между заказчиком, главным распорядителем бюджетных средств, Центром госзаказа и уполномоченным органом.

По результатам рассмотрения заявок на выполнение подрядных работ для учреждений здравоохранения Алтайского края за 2011-2013 гг. Центром госзаказа выявлено 1821 нарушение требований Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [4]. Все выявленные в заявках нарушения условно можно разделить на пять блоков.

К наиболее частым нарушениям формы заявки на подрядные работы можно отнести:

- Отсутствие в заявках заказчиков пунктов и (или) разделов, предусмотренных формой заявки, подписи руководителя на заявке и приложениях к заявке, регистрационного номера и даты регистрации заявки заказчиком;

- Предоставление вместе с заявкой неполного комплекта документов (отсутствие сметного расчета, технического задания (при необходимости), проекта контракта (гражданско-правового договора) отсутствие решения о включении представителя заказчика в состав комиссии уполномоченного органа и т.д.);

- Указание в заявке необоснованно коротких сроков выполнения работ;

- Математические ошибки при расчете итоговой начальной цены контракта (гражданско-правового договора) при наличии в заявке нескольких локальных смет;

- Включение в состав заявки неправомерных требований к участникам размещения заказа, таких как, наличие у фирм свидетельств саморегулируемых организаций или лицензий. Данные требования могут устанавливаться только в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ, по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» [5] и Федеральным законом РФ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [6].

Центром госзаказа разработаны унифицированные шаблонные формы необходимых документов и методические

рекомендации по заполнению заявок на выполнение подрядных работ, что позволило снизить количество нарушений, связанных с формированием пакета документов необходимого для проведения торгов с 74,7% в 2011 г. до 64,4% - в 2012 г. и до 19,7% - в 2013 г.

Наиболее серьезными нарушениями заказчиков при подготовке заявок на выполнение подрядных работ, для исполнения которых необходима поставка товаров, являются установление в техническом задании требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, ограничивающих конкуренцию среди потенциальных подрядчиков, что приводит к нарушению Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [7].

К таким нарушениям можно отнести:

- Включение в состав заявки требований о месте производства товара или о стране происхождения;

- Указание в техническом задании моделей товаров конкретных товаропроизводителей, в том числе, указание производителя;

- Предъявление требований к характеристикам товара, его упаковке, фасовке, соответствующим характеристикам только одного производителя;

- Установление в техническом задании нестандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик товара;

- Указания в заявке требований о соответствии товара международным стандартам, в случае, если соблюдение данных стандартов на территории РФ является добровольным;

- Ссылка в технических заданиях на соответствие товаров техническим условиям с указанием номера документа.

Центром госзаказа подготовлены типовые формы технических заданий и методические рекомендации, объясняющие правила составления данного документа, что позволило несколько снизить количество нарушений с 46,8% в 2011 г. до 45,7% - в 2013 г. Данная ситуация сложилась из-за нехватки квалифицированных специалистов в медицинских организациях Алтайского края, имеющих опыт в составлении технических заданий.

Важнейшей составной частью заявки на размещение заказа является обоснование начальной цены контракта. Медицинскими организациями Алтайского края допускаются следующие нарушения при формировании начальной цены контракта на выполнение проектных и изыскательских работ:

- В качестве обоснования начальной цены контракта используют предложения, поступившие только от одной организации;

- При анализе рынка, в качестве начальной цены контракта принимается наибольшая цена, предложенная организациями;

- Начальная цена устанавливается, исходя из лимитов, выделенных на выполнение работ, без учета анализа рынка.

Обоснование начальной цены контракта на выполнение работ по текущему, капитальному ремонтам, реконструкции, строительству зданий и сооружений осуществляется путем составления сметного расчета в соответствии с Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ» [8]. В соответствии с приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 07.03.2012 г. №204 функция подготовки сметных расчетов для учреждений здравоохранения Алтайского края возложена на Центр госзаказа.

В результате того, что полномочия по составлению смет возложены на КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края», существенно снизилось количество нарушений по данному разделу с 35,4% в

2011 г. до 21,2% - в 2012 г. и до 2,7% - в 2013 г.

Кроме этого, заказчики представляют в Центр госзаказа заявки на выполнение подрядных работ, в которых не прописаны требования к условиям выполнения работ. К данным условиям относятся:

- временные интервалы работ (например, работы должны осуществляться с 8-00 до 20-00, с 13-00 до 15-30 выполнение работ необходимо прекращать),

- особые требования, предъявляемые к рабочим, в случае необходимости данных требований для осуществления

работ (например, рабочие, выполняющие ремонт в медицинских организациях, должны иметь личные медицинские книжки),

- требование о необходимости выполнения работ отдельными участками и т.д.

Центром госзаказа разработаны и изданы методические рекомендации, что позволило снизить количество нарушений, связанных с отсутствием четких требований к условиям выполнения подрядных работ с 18,9% в 2011 г. до 15,4% - в

2012 г. и до 8,9% - в 2013 году.

Также, положения проектов контрактов (гражданско-правовых договоров), прилагаемых к заявкам на размещение заказов, зачастую противоречат условиям выполнения подрядных работ или условиям оплаты, указанным в самих заявках медицинских организаций, а также закону о размещении заказов. В начале 2012 года Центром госзаказа были разработаны типовые формы проектов контрактов (гражданско-правовых договоров) для учреждений здравоохранения Алтайского края. Разработка и внедрение унифицированных типовых форм позволили существенно уменьшить количество нарушений, связанных с оформлением данных документов с 54,4% в 2011 г. до 25,4% - в 2012 г. и до 6,8% - в 2013 г.

Несоблюдение требований, предъявляемых к заявке, может повлечь за собой нарушения при формировании пакета документов, необходимого для проведения торгов на выполнение подрядных работ и, как следствие, административное наказание виновного лица в соответствии с Федеральным законом №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [9].

Таким образом, в целях повышения качества подготовки заявок на выполнение подрядных работ в учреждениях здравоохранения Алтайского края, а также своевременного освоения бюджетных средств, выделенных на данные цели, Центром госзаказа разработан и внедрен алгоритм планирования и размещения заказов для нужд медицинских организаций, подготовлены и изданы методические рекомендации по организации размещения торгов на выполнение подрядных работ. Специалистами Центра госзаказа проводится обучение сотрудников учреждений здравоохранения Алтайского края. Комплекс проведенных мероприятий позволил существенно снизить количество нарушений действующего законодательства при размещении заказов на выполнение подрядных работ в учреждениях здравоохранения Алтайского края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чеченин Г.И., Захаренков В.В. Системный подход к разработке программ социально-экономического развития территорий Сибири по блоку «общественное здоровье» // Сибирский консилиум. - 2007. - №5. - С.76.

2. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Постановление Администрации Алтайского края от

31.01.2011 г. №35 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Алтайского края, а также нужд бюджетных учреждений Алтайского края» // Алтайская правда. - 10.02.2011. -№34-35. - С.

4. Федеральный закон РФ от 25.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

5. Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ, по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

6. Федеральный закон РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

7. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

8. Постановление Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ».

9. Федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

REFERENCES

1. Checenin G.I., Zakharenkov V.V A systematic approach to the development of programmes of socio-economic development of the territories of Siberia in the section “public health” // Sibirskij consilium. - 2007. - №5. - P.76. (in Russian)

2. The Federal law of the Russian Federation from 05.04.2013 N44-FZ «On the contract system in the procurement of goods, works and services for public and municipal purposes».

3. The decision of administration of the Altai region from

31.01.2011 N 35 «About placing orders for the supply of goods, works and services for public use of the Altai region, as well as the needs of budget institutions Altai» // Altajskaja pravda. - February

10, 2011. - №34-35.

4. The Federal law of the Russian Federation from 25.07.2005. №94-FZ «About placing orders for the supply of goods, works and services for public and municipal needs».

5. The order of the Ministry of regional development of the Russian Federation of 30.12.2009 №624 «On approval of the list of kinds of works, no.624, design documentation preparation, construction, reconstruction, overhaul of capital construction projects that affect safety of capital construction».

6. The Federal law of the Russian Federation dated 05.04.2010 №99-FZ «About licensing separate kinds of activity».

7. The Federal Act of the Russian Federation dated 26.07.2006 №135-FZ «On protection of competition».

8. Order of Gosstroy of Russia dated 05.03.2004 №15/1 «On the approval and introduction of the Methods of valuation of construction products on the territory of the Russian Federation».

9. The Federal law of the Russian Federation from 30.12.2001 №195-FZ «Code of the Russian Federation on administrative offences».

Информация об авторах

Перфильев Алексей Анатольевич - консультант-аналитик, 656002, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Калинина, 6-а; Щербина Николай Николаевич - начальник отдела, тел. (3852) 535027, e-mail: [email protected]; Колядо Елена Владимировна -научный сотрудник, к.м.н., доцент кафедры, 656045, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского 1, т. (385) 68-96-86, e-mail: с[email protected]; Лещенко Владимир Алексеевич - к.м.н., главный врач, 656038, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Комсомольский, 75а; Карташев Валерий Николаевич - научный сотрудник, 654041, г. Новокузнецк, Кемеровской области, ул. Кутузова, 23, тел. (8-384-3) 796669; е-mail: [email protected].

Information About the Authors:

Perfilev Alexey - Consultant Analyst, Barnaul, Kalinina st., 6-a; Sherbina Nicholas - Head of Department, graduate student, Barnaul, Kalinina st., 6-a, office. 407, fax (3852) 535027, e-mail: [email protected].; Scherbina Nikolay - Chief KGKUZ “Center of Government in the health sector of the Altai region. Work address: Altai, Barnaul, Kalinin 6-a, KAB. 407, phone (fax): 535-027, cell phone: 8-983-1799043, e-mail: [email protected].; Kolyado Elena - Researcher, PhD, MD, assistant professor, 656045, Altai territory, Barnaul, Lyapidevsky st., 1, tel. (385) 689686, e-mail: [email protected]; Leshenko Vladimir - PhD, MD, chief medical officer, 656038, Altai Territory, Barnaul, Komsomolskiy prospect, 75, tel. (3852) 261507; Kartashov Valery - Researcher, 654041, Novokuznetsk, Kemerovo region,

Kutuzov st., 23, tel. (3843) 796669, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.