ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОВД
А.С. Лукьянов, к.т.н., А.Н. Буравцова,
Воронежский институт МВД России, г. Воронеж,
А.В. Мальцев, доцент, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Развитие информационных технологий оказывает значительное влияние на социальную сферу и повышение уровня прогрессивных достижений. В настоящее время инновации становятся ключевым фактором трансформации и оптимизации прикладной деятельности государственных структур, в том числе органов внутренних дел Российской Федерации.
МВД России активно участвует в этом процессе и принимает необходимые меры, направленные на повышение эффективности и качества работы сотрудников в борьбе с преступностью, профилактике правонарушений, охране общественного порядка, обеспечении безопасности граждан, общества и государства, оказании государственных услуг населению.
Так, в 2015 году удалось сохранить положительные тенденции в работе по повышению качества оказания подразделениями МВД России государственных услуг, в том числе в электронном виде [1]. Удовлетворенность граждан составила порядка 92%. Каждое второе заявление на получение государственных услуг поступает в Министерство в электронном виде. В целом удается соблюдать 15-минутное время ожидания в очереди при обращении заявителей для получения государственных услуг.
В рамках реализации 601 Указа Президента Российской Федерации в МВД России создана система управления электронной очередью, которая позволяет не только записаться на прием в местах оказания государственных услуг и через Единый портал государственных и муниципальных услуг, но и контролировать, в том числе с федерального уровня, время ожидания в очереди.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации (от 9 августа 2015 г. №Пр-1616) обеспечена возможность взаимодействия с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Соответствующий вид сведений зарегистрирован в продуктивной среде новой версии единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Многофункциональные центры (МФЦ) создаются для обеспечения предоставления комплекса взаимоувязанных между собой государственных услуг федеральными органами исполнительной власти. При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая
необходимые согласования, получение выписок, справок и т. п.), должно происходить без участия заявителя.
Затруднение при исследовании производственных процессов состоит в выборе и определении показателей, характеризующих возможности, способности человека по упрощенному использованию системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (ИС), сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций через СМЭВ [2].
Рассмотрим на примере запрос ФНС России через СМЭВ сведений о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. МВД представлено на рис. 1. [3].
ФНС России,
обеспечивающая услугу
(Система приема заявок,
ИС оказания услуг)
1 к
—~~~
СМЭВ
МВД России ФМС России Участник процесса оказания услуги (информационная система электронного взаимодействия)
Росреестр, Участник процесса оказания услуги (информационная система электронного взаимодействия)
] - Защищенные каналы связи - Электронные сервисы
Рис. 1. Обеспечение межведомственного электронного взаимодействия
В части МВД России, мероприятия по переходу на электронное взаимодействие с МФЦ выполняются. В настоящее время МФЦ дорабатываются собственные информационные системы для подключения к названному виду сведений. По состоянию на сентябрь 2016 года МФЦ около 25 субъектов Российской Федерации подключаются к указанному виду сведений, а 6 уже работают с ним.
Итак, в электронно-информационном взаимодействии органов внутренних дел можно выделить следующие направления:
1) взаимодействие внутри ведомства, когда сотрудники разных подразделений могут осуществлять обмен информацией между собой для решения возникающих служебных задач;
2) взаимодействие с другими ведомствами (федеральными органами исполнительной власти) как для решения своих задач, так и для предоставления имеющейся информации по запросу других ведомств;
3) взаимодействие с физическими и юридическими лицами в рамках оказания государственных услуг в электронном виде, в том числе информирование граждан с помощью сети Интернет о проводимых мероприятиях в министерстве.
Список использованной литературы
1. Ляшенко С.Н. Основные этапы развития информационных технологий, связи и защиты информации в МВД России // Информационные технологии, связь и защита информации - 2016: тематический сборник. — Москва: Информационный мост, 2016. — С. 18-22.
2. О мероприятиях по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел: Приказ МВД России от 30 июля 2011 года № 891.
3. Лукьянов А. С. Анализ электронного взаимодействия между разными государственными ведомствами / А.С. Лукьянов, С.В, Канавин, О.И. Жилинская // Символ науки. - Уфа. 2016. - № 10/ ч.2. - 62-64 с.