Научная статья на тему 'Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации'

Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3590
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ДОСТУПНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА / ИНТЕРНЕТ / ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН / STATE SERVICES / ACCESSIBILITY OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES / ELECTRONIC FORM / INTERNET / TREATMENT OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдохина Я. В., Селех А. А.

В данной статье раскрывается понятие доступности государственных и муниципальных услуг для граждан, рассмотрена правовая упорядоченность предоставления государственных и муниципальных услуг с применением современных технологий. Проведен анализ нормативно-правовых актов. Изложена авторская позиция относительно преимуществ получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдохина Я. В., Селех А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Availability of state and municipal services In Russian federation

In this article the concept of accessibility of state and municipal services for citizens is disclosed, the legal order of providing state and municipal services with application of modern technologies is considered. The analysis of normative legal acts is carried out. The author’s position on the advantages of obtaining state and municipal services in electronic form is stated.

Текст научной работы на тему «Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации»

Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации УДК 338.4

ДОСТУПНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я.В. Авдохина, А.А. Селех

Московский политехнический университет

Аннотация

В данной статье раскрывается понятие доступности государственных и муниципальных услуг для граждан, рассмотрена правовая упорядоченность предоставления государственных и муниципальных услуг с применением современных технологий. Проведен анализ нормативно-правовых актов. Изложена авторская позиция относительно преимуществ получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Ключевые слова:

государственные услуги; доступность государственных и муниципальных услуг; электронная форма; интернет; обращение граждан. История статьи:

Дата поступления в редакцию 25.09.17 Дата принятия к печати 28.09.17

В Российской Федерации, как и в других странах мира, сфера оказания государственных услуг приобретает первостепенное значение в обеспечении интересов современного общества. Каждый гражданин в своей жизни сталкивается с необходимостью в получении государственной или же муниципальной услуги.

В век информационно-коммуникативных технологий, которые в современном мире полностью охватили жизнь, государственные органы и общество стремятся к более эффективному взаимодействию между собой. Задачей государственных органов, в данном случае, является гарантия доступности оказания государственной услуги для гражданина.

Одним из успешных проектов по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг для граждан, реализованным в последние годы в России, является создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Это признается не только на уровне Правительства РФ, но и большинством обычных граждан, которые обращались в последнее время в МФЦ.

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (многофункциональный центр, МФЦ) — российская организация, независимо от организационно-правовой формы, отвечающая установленным требованиям, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

Данный принцип предусматривает оказание государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя.

Деятельность МФЦ осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Закон о государственных услугах определяет следующие характеристики: «Государственная услуга -это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации

Я.В. Авдохина, А.А. Селех

и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [8]». Следовательно, государственная услуга - это деятельность по выполнению функций государственных органов, которая осуществляется по запросам заявителей и не противоречит нормам законодательства.

На сегодняшний день большинство услуг, получаемых гражданами в МФЦ — федеральные. Ведомства с ключевыми, самыми массовыми, услугами - МВД, Росреестр, Пенсионный Фонд, Федеральная налоговая служба, Роспотребнадзор, Федеральная служба судебных приставов, Фонд социального страхования. Кроме того, в МФЦ предоставляется широкий перечень услуг региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В среднем в одном МФЦ можно получить порядка 250 государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, заявитель имеет право на получение полной, актуальной и аутентичной информации о порядке предоставления государственных услуг, в том числе в электронной форме, если это не запрещено законодательством Российской Федерации [8]. Данным законом предусмотрен принцип доступности обращения за предоставлением государственной услуги, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Пункт 6 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ определяет порядок оказания государственных и муниципальных услуг в электронной виде, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. В рамках такого предоставления осуществляется электронное кооперирование между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Одним из достоинств закона о государственных и муниципальных услугах является утверждение принципа «одного окна» при получении услуги и возможность ее оказания в электронной форме.

Сегодня, граждане имеют возможность получать необходимые им услуги не только при личном обращении в органы исполнительной власти или в МФЦ, но и прямо из дома в любое удобное время могут оформить необходимое заявление в электронном виде.

Весь процесс оказания государственной услуги в электронном виде можно условно разделить на три этапа: 1) обращение с заявлением; 2) работа с оригиналами документов, которые гражданин должен предоставить для определения права; 3) получение гражданином конечного результата - выдача желаемого документа.

Сегодня развитие системы предоставления услуг в электронном виде не стоит на месте. Некоторые услуги, такие как услуги Росреестра, Министерства сельского хозяйства и услуги МВД, граждане могут получить, обратившись всего лишь один раз в МФЦ. Механизм получения услуг прост: гражданин на региональном портале государственных и муниципальных услуг подает заявление в электронном виде и выбирает в каком месте ему удобнее получить услугу в МФЦ. После подготовки готового результата, жителю необходимо подойти в МФЦ с оригиналами документов и забрать готовый результат оказания государственной или муниципальной услуги.

Рассмотрим вышесказанное на примере получения государственной услуги Министерства внутренних дел Российской Федерации «Выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске».

Сегодня есть два способа получения данной услуги. Первый, когда гражданин обращается лично в орган власти или же в МФЦ и спустя 37 дней приходит за готовым результатом. Второй — гражданин может оформить заявление на получение государственной услуги в электронном виде через личный кабинет портала государственных услуг и через 37 дней готовый результат можно будет получить в органе власти по месту проживания.

Получение услуг электронно существенно упрощает жизнь граждан. Подача документов в электронном виде, в отличие от других способов, становится все более удобной и выгодной услугой. Во-первых, подать заявление можно в любое удобное для заявителя время, во-вторых, не требуется посещения офисов

Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации

приема; что позволит избежать очереди, в-третьих, срок рассмотрения заявления, как и при личном обращении не меняется.

К инновациям в сфере предоставления госуслуг можно также отнести мониторинг (может заменить на слово оценку) качества их предоставления с точки зрения самих граждан. Для этого был создан Интернет-ресурс «Ваш контроль» (www.vashkontrol.ru). Здесь можно дать свою оценку качеству предоставления оказанной услуги. Также оценить качество получаемых государственных или муниципальных услуг можно непосредственно в МФЦ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, хотя понятие «государственные услуги» сравнительно «молодое», в настоящее время в Российской Федерации уже сформирована нормативно-правовая база для перехода на новый формат взаимодействия органов власти и общества, и ведется апробация системы, предоставляющей государственные услуги на практике.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ваш контроль - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL www.vashkontrol.ru // [свободный доступ].

2. Государственные (муниципальные) услуги и функции: сущность правовых категорий [Текст] / И.П. Давыдова // Конституционное и муниципальное право: науч.-практ. и информ. изд. - 2016. - № 9. - С. 25.

3. Грунистая О.С. Государственные электронные услуги: проблемы и пути их решения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1 С. 91-95.

4. Единый портал государственных и муниципальных услуг - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http:// www.gosuslugi.ru/ [свободный доступ].

5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314-Ф3 «О системе и структуре органов исполнительной власти» (ред. от 28.09.2017). // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

6. Федеральный Закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

7. Дополнительное соглашение №5 от 26.01.2017 к Соглашению от 28 октября 2013 г. №1-27/2013 (333/13/97) «О взаимодействии между Государственным казенным учреждением Московской области «Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и Главным управлением Министерства внутренних дел российской Федерации по Московской области».

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Я.В. Авдохина, А.А. Селех. Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации. — Системные технологии. — 2017. — № 24. — С. 5—7

AVAILABILITY OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN RUSSIAN FEDERATION Avdokhina Y.V., Selekh A.A., Moscow Polytechnic University

Abstract Keywords:

In this article the concept of accessibility of state and municipal services for state services; accessibility of state and mu-

citizens is disclosed, the legal order of providing state and municipal services nicipal services; electronic form; the Inter-

with application of modern technologies is considered. The analysis of net; treatment of citizens.

normative legal acts is carried out. The author's position on the advantages of Date of receipt in edition:

obtaining state and municipal services in electronic form is stated. 25.09.17

Date of acceptance for printing:

28.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.