Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации УДК 338.4
ДОСТУПНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я.В. Авдохина, А.А. Селех
Московский политехнический университет
Аннотация
В данной статье раскрывается понятие доступности государственных и муниципальных услуг для граждан, рассмотрена правовая упорядоченность предоставления государственных и муниципальных услуг с применением современных технологий. Проведен анализ нормативно-правовых актов. Изложена авторская позиция относительно преимуществ получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Ключевые слова:
государственные услуги; доступность государственных и муниципальных услуг; электронная форма; интернет; обращение граждан. История статьи:
Дата поступления в редакцию 25.09.17 Дата принятия к печати 28.09.17
В Российской Федерации, как и в других странах мира, сфера оказания государственных услуг приобретает первостепенное значение в обеспечении интересов современного общества. Каждый гражданин в своей жизни сталкивается с необходимостью в получении государственной или же муниципальной услуги.
В век информационно-коммуникативных технологий, которые в современном мире полностью охватили жизнь, государственные органы и общество стремятся к более эффективному взаимодействию между собой. Задачей государственных органов, в данном случае, является гарантия доступности оказания государственной услуги для гражданина.
Одним из успешных проектов по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг для граждан, реализованным в последние годы в России, является создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Это признается не только на уровне Правительства РФ, но и большинством обычных граждан, которые обращались в последнее время в МФЦ.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (многофункциональный центр, МФЦ) — российская организация, независимо от организационно-правовой формы, отвечающая установленным требованиям, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».
Данный принцип предусматривает оказание государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя.
Деятельность МФЦ осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Закон о государственных услугах определяет следующие характеристики: «Государственная услуга -это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации
Я.В. Авдохина, А.А. Селех
и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [8]». Следовательно, государственная услуга - это деятельность по выполнению функций государственных органов, которая осуществляется по запросам заявителей и не противоречит нормам законодательства.
На сегодняшний день большинство услуг, получаемых гражданами в МФЦ — федеральные. Ведомства с ключевыми, самыми массовыми, услугами - МВД, Росреестр, Пенсионный Фонд, Федеральная налоговая служба, Роспотребнадзор, Федеральная служба судебных приставов, Фонд социального страхования. Кроме того, в МФЦ предоставляется широкий перечень услуг региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В среднем в одном МФЦ можно получить порядка 250 государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, заявитель имеет право на получение полной, актуальной и аутентичной информации о порядке предоставления государственных услуг, в том числе в электронной форме, если это не запрещено законодательством Российской Федерации [8]. Данным законом предусмотрен принцип доступности обращения за предоставлением государственной услуги, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Пункт 6 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ определяет порядок оказания государственных и муниципальных услуг в электронной виде, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. В рамках такого предоставления осуществляется электронное кооперирование между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Одним из достоинств закона о государственных и муниципальных услугах является утверждение принципа «одного окна» при получении услуги и возможность ее оказания в электронной форме.
Сегодня, граждане имеют возможность получать необходимые им услуги не только при личном обращении в органы исполнительной власти или в МФЦ, но и прямо из дома в любое удобное время могут оформить необходимое заявление в электронном виде.
Весь процесс оказания государственной услуги в электронном виде можно условно разделить на три этапа: 1) обращение с заявлением; 2) работа с оригиналами документов, которые гражданин должен предоставить для определения права; 3) получение гражданином конечного результата - выдача желаемого документа.
Сегодня развитие системы предоставления услуг в электронном виде не стоит на месте. Некоторые услуги, такие как услуги Росреестра, Министерства сельского хозяйства и услуги МВД, граждане могут получить, обратившись всего лишь один раз в МФЦ. Механизм получения услуг прост: гражданин на региональном портале государственных и муниципальных услуг подает заявление в электронном виде и выбирает в каком месте ему удобнее получить услугу в МФЦ. После подготовки готового результата, жителю необходимо подойти в МФЦ с оригиналами документов и забрать готовый результат оказания государственной или муниципальной услуги.
Рассмотрим вышесказанное на примере получения государственной услуги Министерства внутренних дел Российской Федерации «Выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске».
Сегодня есть два способа получения данной услуги. Первый, когда гражданин обращается лично в орган власти или же в МФЦ и спустя 37 дней приходит за готовым результатом. Второй — гражданин может оформить заявление на получение государственной услуги в электронном виде через личный кабинет портала государственных услуг и через 37 дней готовый результат можно будет получить в органе власти по месту проживания.
Получение услуг электронно существенно упрощает жизнь граждан. Подача документов в электронном виде, в отличие от других способов, становится все более удобной и выгодной услугой. Во-первых, подать заявление можно в любое удобное для заявителя время, во-вторых, не требуется посещения офисов
Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации
приема; что позволит избежать очереди, в-третьих, срок рассмотрения заявления, как и при личном обращении не меняется.
К инновациям в сфере предоставления госуслуг можно также отнести мониторинг (может заменить на слово оценку) качества их предоставления с точки зрения самих граждан. Для этого был создан Интернет-ресурс «Ваш контроль» (www.vashkontrol.ru). Здесь можно дать свою оценку качеству предоставления оказанной услуги. Также оценить качество получаемых государственных или муниципальных услуг можно непосредственно в МФЦ.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, хотя понятие «государственные услуги» сравнительно «молодое», в настоящее время в Российской Федерации уже сформирована нормативно-правовая база для перехода на новый формат взаимодействия органов власти и общества, и ведется апробация системы, предоставляющей государственные услуги на практике.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ваш контроль - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL www.vashkontrol.ru // [свободный доступ].
2. Государственные (муниципальные) услуги и функции: сущность правовых категорий [Текст] / И.П. Давыдова // Конституционное и муниципальное право: науч.-практ. и информ. изд. - 2016. - № 9. - С. 25.
3. Грунистая О.С. Государственные электронные услуги: проблемы и пути их решения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1 С. 91-95.
4. Единый портал государственных и муниципальных услуг - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http:// www.gosuslugi.ru/ [свободный доступ].
5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314-Ф3 «О системе и структуре органов исполнительной власти» (ред. от 28.09.2017). // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
6. Федеральный Закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
7. Дополнительное соглашение №5 от 26.01.2017 к Соглашению от 28 октября 2013 г. №1-27/2013 (333/13/97) «О взаимодействии между Государственным казенным учреждением Московской области «Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и Главным управлением Министерства внутренних дел российской Федерации по Московской области».
Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
Я.В. Авдохина, А.А. Селех. Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации. — Системные технологии. — 2017. — № 24. — С. 5—7
AVAILABILITY OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN RUSSIAN FEDERATION Avdokhina Y.V., Selekh A.A., Moscow Polytechnic University
Abstract Keywords:
In this article the concept of accessibility of state and municipal services for state services; accessibility of state and mu-
citizens is disclosed, the legal order of providing state and municipal services nicipal services; electronic form; the Inter-
with application of modern technologies is considered. The analysis of net; treatment of citizens.
normative legal acts is carried out. The author's position on the advantages of Date of receipt in edition:
obtaining state and municipal services in electronic form is stated. 25.09.17
Date of acceptance for printing:
28.09.17