УДК 528.44
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСРЕЕСТРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Владимир Адольфович Середович
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, профессор, проректор по инновационной и научной деятельности, тел. (383)343-37-57, e-mail: [email protected]
Михаил Петрович Дорош
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)216-19-88, e-mail: [email protected]
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) активно участвует в тестировании и опытной эксплуатации федеральных и региональных сервисов системы межведомственного электронного взаимодействия в целях оказания государственных услуг, а также в части предоставления соответствующих сведений из базовых ресурсов Росреестра, то есть из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.
Ключевые слова: межведомственное взаимодействие, СМЭВ, р-сведения.
ANALYSIS OF ROSREESTR ACTIVITIES ON ARRANGING INTERAGENCY INTERACTION ON NOVOSIBIRSK REGION TERRITORY
Vladimir A. Seredovich
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Prof., Vice-rector for Innovations and Research, tel. (383)343-37-57, e-mail: [email protected]
Mikhail P. Dorosh
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., post-graduate student, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)216-19-88, e-mail: [email protected]
Federal Service for State Registration, Cadaster and Cartography (Rosreestr) regularly takes part in testing and trial operation of federal and regional services of interagency electronic interaction system for providing state services and relevant information from Rosreestr base resources, i.e. Unified State Register of Property Rights and Transactions, as well as from the State Cadastre of Immovable Property.
Key words: interagency interaction, interagency electronic interaction system, register data.
Еще совсем недавно при обращении граждан и юридических лиц за оказанием государственных или муниципальных услуг необходимо было представлять вместе с заявлением различные документы и справки, содержащие сведения, находящиеся в ведении иных органов государственной власти или органов
местного самоуправления. В целях оптимизации процедуры оказания услуг принят Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон о предоставлении услуг) [1], установивший следующие новации:
- при обращении за оказанием государственной или муниципальной услуги заявитель вправе не представлять, а соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления не вправе требовать предоставления документов, определенных частью 1 статьи 7 Закона о предоставлении услуг (не представляются выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, лицензии, справки, разрешения и т.д.);
- вышеуказанные документы, либо сведения, указанные в них, участники межведомственного взаимодействия (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг) самостоятельно запрашивают в соответствующих органах государственной власти и местного самоуправления, в распоряжении которых такие сведения находятся, если заявитель не представил их по собственной инициативе;
- межведомственное взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется как в бумажном, так и в электронном виде, с постепенным переходом к взаимодействию практически исключительно в электронном виде;
- возможность оказания государственных и муниципальных услуг как в электронном, так и в бумажном виде по выбору заявителя.
Однако ряд документов, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) [2] и частью 6 статьи 7 Закона о предоставлении услуг являются основаниями для государственной регистрации прав, а также так называемые документы личного хранения, предоставляются заявителем лично.
Поясним отдельные термины и определения.
Межведомственное взаимодействие - это взаимодействие исключительно между участниками межведомственного взаимодействия (не подразумевающее собой взаимодействие непосредственно с заявителем) в целях получения необходимых документов или сведений для оказания государственной или муниципальной услуги заявителю, обратившемуся к конкретному участнику межведомственного взаимодействия. Межведомственное взаимодействие подразумевает как электронный обмен сведениями, так и бумажный документооборот.
Оказание государственных или муниципальных услуг - исполнение участником межведомственного взаимодействия полномочий, направленных на удовлетворение потребностей обратившегося заявителя.
Исполнение государственных или муниципальных функций - исполнение участником межведомственного взаимодействия возложенных на него полномочий, не связанных со взаимодействием с заявителем.
В настоящее время Росреестр, его территориальные органы и подведомственные ему учреждения при предоставлении государственных услуг гражданам и организациям в полной мере перешли к осуществлению межведомственного информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, без участия заявителя. К числу участников межведомственного взаимодействия также относятся многофункциональные центры, участвующие в обмене сведениями и документами в соответствии с законодательством, а также заключаемыми с органами государственной власти и местного самоуправления соглашениями. Вместе с тем, к участникам межведомственного взаимодействия не относятся коммерческие юридические лица, физические лица, нотариусы и т.п.
Система межведомственного электронного взаимодействия (далее -СМЭВ) - система электронного обмена данными (документами и сведениями) между участниками межведомственного взаимодействия, которое осуществляется в специальной защищенной информационной среде. СМЭВ представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам федеральных, субъектных и муниципальных ведомств беспрепятственно взаимодействовать между собой. Еще одна немаловажная функция СМЭВ - обеспечение функционирования государственных информационных систем информационно-аналитической поддержки государственного управления.
Также СМЭВ является центральным интеграционным элементом инфраструктуры электронного правительства, иерархической, территориально-распределенной информационной системой, реализующей инфокоммуникаци-онную среду обеспечения не только процессов оказания госуслуг в электронном виде, но и решения задач информационного обмена непосредственно в интересах ведомств.
Межведомственное электронное взаимодействие осуществляется через территориально распределенную телекоммуникационную инфраструктуру электронного правительства путем использования потребителями электронных сервисов, предоставляемых единой информационной системой межведомственного электронного взаимодействия.
Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает участие в процессе обмена информацией ранее несвязанные ресурсы, предоставляя транспортную и логическую среду для обмена стандартизованными сообщениями между системой документооборота (системой исполнения деловых процессов) и внешними информационными ресурсами. При этом за счет выбора в качестве транспорта системы обмена сообщениями, базирующейся на открытых стандартах, к СМЭВ могут быть подключены как вновь создаваемые информационные системы, так и существующие информационные системы, созданные на различных программно-аппаратных платформах [3].
За внедрение СМЭВ ответственным на федеральном уровне назначено Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, на уровне Новосибирской
области - департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Правительства Новосибирской области (далее - Департамент информатизации).
Портал услуг Росреестра обеспечивает доступ сотрудников Росреестра (в том числе территориальных органов) к СМЭВ (как федерального уровня, так и регионального), а также является средством получения заявителями государственных услуг Росреестра в электронной форме [4].
Реализация положений Закона о предоставлении услуг началась в связи с подготовкой к вступлению в силу с 01.10.2011 г. положений пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего Закона. Поручениями Росреестра в территориальные органы Росреестра была направлена инструкция по формированию запроса на получение информационной выписки на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц через внутренний портал Росреестра. Таким образом, первый документ, который Росреестр начал получать посредством СМЭВ, стала выписка из ЕГРюл, в связи с чем юридические лица при представлении документов на государственную регистрацию прав были освобождены от необходимости ее представления [5].
В целях дальнейшей реализации положений Закона о предоставлении услуг пунктом 4 решения коллегии Росреестра от 3 июля 2012 года «Об обеспечении перехода к межведомственному взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными участниками межведомственного взаимодействия», утвержденного приказом Росреестра от 11 июля 2012 года № П/287, территориальным органам Росреестра и ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с решением Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления (протокол заседания от 14 февраля 2012 г. № 3) предписано оказывать государственные услуги с обязательным направлением межведомственных запросов посредством СМЭВ в базовые государственные информационные ресурсы (запросы в ФНС России - выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; запросы в ФМС России - проверка паспортных данных), в том числе в случае, если заявитель самостоятельно представил документы, содержащие сведения из указанных информационных ресурсов. При выявлении противоречий в сведениях, представленных заявителем, и сведениях, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия посредством СМЭВ, уведомлять соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение соответствующего базового информационного ресурса, о выявленной ошибке, с последующим осуществлением регламентных процедур по ее выявлению и устранению.
Также данным решением коллегии (пункт 5) одобрены методические рекомендации по осуществлению межведомственного информационного взаимо-
действия при предоставлении оказании государственных услуг Росреестра (по регистрации прав, кадастровому учету, предоставлению информации).
Пунктом 9 было предписано, в том числе:
- обеспечить своевременное тестирование и регистрацию электронных сервисов, необходимых для организации предоставления документов (сведений), находящихся в распоряжении исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и необходимых для оказания государственных услуг Росреестра, в электронном виде;
- обеспечить мониторинг межведомственного электронного взаимодействия Росреестра с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. - в территориальных органах обеспечено направление запросов и мониторинг.
Управлением Росреестра по Новосибирской области (далее - Управление) приняты меры по тестированию и применению федеральных сервисов СМЭВ в работе, а также организован мониторинг активности осуществления межведомственного взаимодействия отдельными структурными подразделениями Управления.
В настоящий момент существуют следующие федеральные сервисы СМЭВ для оказания государственных услуг Росреестра:
1. Данные по юридическому лицу:
- информационная выписка на основании данных ЕГРЮЛ (краткие и полные сведения)
- получение информации о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности (краткие и полные сведения);
2. Данные по физическому лицу:
- проверка действительности паспорта, в том числе расширенная;
- информационная выписка на основании данных ЕГРИП (краткие и полные сведения);
-запрос СНИЛС, запрос паспортного досье по СНИЛС, запрос паспортного досье по установочным данным;
- предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц;
- получение информации о наличии судимости, розыска или административной практики;
- запрос ИНН по полным паспортным данным - не активно.
3. Данные реестра федеральной собственности:
- выписка из реестра федеральной собственности [4].
Вместе с тем, существует и «обратная связь», когда участники межведомственного взаимодействия запрашивают информацию в базовых ресурсах Росреестра: Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством межведомственного информационного взаимодействия запрашивают
в Управлении необходимые для осуществления своих полномочий сведения в как в электронном виде, так и на бумажных носителя (выписки из Единого государственного реестра прав и иные сведения).
Для участников межведомственного взаимодействия существует два способа подачи запроса на предоставление сведений из ЕГРП: посредством СМЭВ, а также посредством использования сервиса портала Росреестра, используя либо электронную цифровую подпись, выданную специальным удостоверяющим центром, либо ключи доступа, предоставляемые Росреестром участникам межведомственного взаимодействия [6].
Можно сделать вывод о постепенном увеличении количества направляемых от федеральных органов исполнительной власти, органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления запросов в электронном виде относительно общего количества направляемых запросов. Так, в 2015 году направлено в Управление 594 484 межведомственных запроса, из них 538 077 в электронном виде, 56 407 в бумажном. Таким образом, можно отметить, что переход от бумажного взаимодействия к взаимодействию в электронном виде в части получения сведений из ЕГРП в большей степени состоялся.
Однако, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в Управление на бумажных носителях продолжают поступать запросы на предоставление сведений из ЕГРП. Так, в декабре 2015 года поступило от федеральных органов исполнительной власти, органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления 4945 запросов.
Федеральными органами исполнительной власти запрошено 1275 сведений из Единого государственного реестра прав, 204 запроса поступило от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и 3466 запросов от органов местного самоуправления, на которые были представлены своевременные ответы.
Большая часть запросов поступила от Пенсионного фонда Российской Федерации - 787, от Федеральной налоговой службы России - 329, от Федеральной службы судебных приставов России -81, от МВД России - 59 запросов.
Также значимым событием является проведенная Правительством Новосибирской области, администрациями муниципальных районов и муниципальных поселений работа по переходу всех органов местного самоуправления Новосибирской области на электронное межведомственное взаимодействие.
Новосибирская область первой из пилотных регионов полностью перешла на взаимодействие через систему СМЭВ. Завершена разработка и тестирование сервисов межведомственного взаимодействия. Всего в рамках проекта решением охвачено 24 областных ведомства и все муниципалитеты [7].
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1123-Р [8] в целях реализации части 7 статьи 71 Закона о предоставлении услуг утвержден перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации или ор-
ганам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В целях перехода на электронное межведомственное взаимодействие территориальных органов Росреестра с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, органами местного самоуправления, разработаны и представлены к тестированию 9 сервисов по предоставлению сведений и документов, включенных в вышеуказанный перечень.
В соответствии с письмом Росреестра от 04.10.2013 № 10-исх/09172-ВАн/13 [9] в целях обеспечения тестирования и ввода в промышленную эксплуатацию сервисов по предоставлению сведений, включенных в перечень, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и необходимых для оказания государственных услуг Росреестром (далее - р-сведения), а также с учетом протокола расширенного совещания по вопросам использования информационных технологий при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг под председательством Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.А Никифорова от 10.09.2013 № 127пр [10] Управлением осуществляется тестирование р-сведений, предоставляемых структурными подразделениями Правительства Новосибирской области и органами местного самоуправления.
Все указанные сервисы (р-сведения) в 2013 году прошли тестирование в продуктивной среде СМЭВ, а с 01.07.2014, согласно пункту 8 протокола расширенного совещания с участием руководителей территориальных органов и подведомственных организаций Росреестра по вопросам деятельности Росреестра от 03.06.2014, принято решение участникам тестирования сервисов по получению р-сведений для оказания государственных услуг Росреестра приступить к их опытной эксплуатации [11].
По результатам тестирования и опытной эксплуатации р-сервисов выявлен ряд проблем. В 2015 году направлено 1018 запросов на предоставление р-сведений, получено лишь 295 ответов, из чего можно сделать вывод о недостаточном функционировании при взаимодействии с региональными сегментами СМЭВ. Однако данная проблема является общероссийской и заключается в том, что взаимодействие прерывается на этапе маршрутизации Ф-СМЭВ на сервис регионального сегмента СМЭВ, то есть, попросту говоря, запрос «не доходит» до регионального сегмента СМЭВ [12].
Однако и по полученным ответам остаются вопросы о степени достоверности данных и своевременности их получения.
Так, по состоянию на 01.03.2016 из 9 представленных видов сведений возможно получить информацию только по следующим видам сведений, а именно:
1. сведения, содержащиеся в разрешении на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (ГО 377);
2. сведения, содержащиеся в разрешении на строительство (ГО 401);
3. сведения, содержащиеся в реестре похозяйственных книг (ГО 374);
4. сведения о принадлежности имущества к государственной собственности субъекта РФ либо муниципальной собственности (ГО 396);
5. документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель (ГО 394).
Запросы по следующим видам сервисов поступают в обработку, но на часть из них приходят ответы с заполненными графами «нет данных», ответы могут содержать неточные данные, а также такие запросы находятся со статусом в обработке в течении месяца и более:
6. заключение о принадлежности земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (ГО 397);
7. документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка (395);
8. решение о переводе жилого помещения в нежилое, или о переводе нежилого помещения в жилое ( ГО 389);
На следующий вид сервиса запросы не поступают в обработку:
9. Выписка из домовой книги (ГО 388).
Также существует проблема, что при осуществлении регистрационных действий государственным регистраторам недостаточно имеющихся р-сервисов, так как возникает необходимость направления запросов в органы исполнительной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления иных документов и сведений, имеющихся в их распоряжении, например:
- сформирован ли земельный участок как общее имущество многоквартирного дома и о дате формирования такого участка;
- о правовых основаниях предоставления земельного участка в собственность или аренду;
- об отказе от права преимущественной покупки земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и т.п.
Однако, несмотря на некоторые недоработки, данными сервисами (как федеральными, так и региональными) активно пользуются сотрудники Росреест-ра. Так, за 2015 год Управлением в электронном виде направлено 142797 межведомственных запросов, в целом по России - 8 101 835 запросов, что свидетельствует о развитии данного направления деятельности.
Также в целях повышения эффективности взаимодействия многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) и Росреестра разработаны в тестовом контуре СМЭВ следующие электронные сервисы:
- сервис, обеспечивающий прием от МФЦ документов, предоставляемых заявителем для получения государственных услуг Росреестра (реализована функция отправки через СМЭВ в МФЦ информации о ходе оказания услуг, статусы и результаты обработки документов);
- сервис, предоставляющий МФЦ возможность запросить платежные документы, необходимые для оплаты государственной пошлины за предоставление государственных услуг Росреестра [13].
Таким образом, развитие межведомственного информационного взаимодействия способствует:
- освобождению заявителя от прохождения множества административных процедур для получения необходимых документов;
- дополнительной проверке подлинности представленных на государственную регистрацию документов;
- оптимизации процедуры государственной регистрации и получения иных государственных услуг;
- повышению качества предоставления государственных услуг.
Вместе с тем, необходимо дополнительно решить ряд следующих вопросов:
- возможность интеграции электронных сервисов в рабочую программу, посредством которой осуществляется ведение ЕГРП, так как сервисы СМЭВ неудобны в использовании;
- разработка дополнительных федеральных и региональных сервисов, либо создание такого вида запроса, посредством которого можно запрашивать какие-либо отдельные документы и сведения, не относящиеся к сведениям, которые можно получить посредством использования формализованных запросов;
- своевременное получение достоверных и полных данных по направляемым запросам;
- возможность автоматизации процедуры получения ответов посредством СМЭВ, так как в настоящее время все ответы подготавливаются специалистом «вручную», используя при этом, в том числе, архивы в бумажном виде.
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».
2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».
3. Системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры Электронного Правительства. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 2010 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smev.gosuslugi.ru/portal/.
4. Сайт Росреестра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://10.129.224.50/wps/myportal/!ut/p/c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP0os3hvMwtvL8tg Y5MwVz83A0_LEMfg4DA_IwMDA_2CbEdFAG3DqTE!Л
5. Сайт Росреестра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/mezhvedomstvennoe-vzaimodeystvie/uchastnikam-mezhvedomstvennogo-vzaimodeystviya/.
6. Сайт Росреестра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_ib_services_new.
7. Сайт Тайга.инфо. «Новосибирская область первой в России создала систему электронного документооборота» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tayga.info/news/2013/12/16/~114886.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1123-Р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».
9. Письмо Росреестра от 04.10.13 №10-исх/09172-ВАн/13 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/mezhvedomstvennoe-vzaimodeystvie/uchastnikam-mezhvedomstvennogo-vzaimodeystviya/.
10. Протокол расширенного совещания по вопросам использования информационных технологий при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг под председательством Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.А Никифорова от 10.09.2013 № 127пр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.rn/site/activity/mezhvedomstvennoe-vzaimodeystvie/uchastnikammezhvedomst-vennogo-vzaimodeystviya/.
11. Протокол расширенного совещания с участием руководителей территориальных органов и подведомственных организаций Росреестра по вопросам деятельности Росреестра от 03.06.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/mezhvedomstvennoe-vzaimodeystvie/uchastnikammezhvedomst-vennogo-vzaimodeystviya/.
12. Письмо Департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области от 01.08.2014 № 716-07/32 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Письмо Росреестра от 09.03.2016 № 10-исх/02963-АП/16 с приложением (план вывода электронных сервисов Росреестра в промышленную эксплуатацию) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/mezhvedomstvennoe-vzaimodeystvie/uchastnikam-mezhvedomstvennogo-vzaimodeystviya/.
© В. А. Середович, М. П. Дорош, 2016