Научная статья на тему 'Использование электронных государственных информационных ресурсов при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля'

Использование электронных государственных информационных ресурсов при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / INFORMATION RESOURCE / E-SERVICES / THE INTER-AGENCY INFORMATION EXCHANGE SYSTEM / STATE LAND SUPERVISION / MUNICIPAL LAND CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пархоменко Иван Викторович

В статье автором рассматриваются процесс формирования информационного пространства в сфере недвижимого имущества, возможности использования его для анализа органами государственной власти и органами местного самоуправления подведомственной территории с целью повышения эффективности механизмов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пархоменко Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF STATE ELECTRONIC INFORMATION RESOURCES IN THE IMPLEMENTATION OF STATE LAND SUPERVISION AND MUNICIPAL LAND CONTROL

In the article the author discusses the formation process of information space in the sphere of real estate, the possibility of using it for analysis by state authorities and local self-government jurisdiction of the territory in order to increase the state land supervision and municipal land control mechanisms efficiency.

Текст научной работы на тему «Использование электронных государственных информационных ресурсов при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля»

УДК 349.414

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Иван Викторович Пархоменко

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Бердский отдел, 633010, Россия, г. Бердск, ул. Островского, 53/1, начальник отдела, тел. (383-41)2-10-97, e-mail: [email protected]

В статье автором рассматриваются процесс формирования информационного пространства в сфере недвижимого имущества, возможности использования его для анализа органами государственной власти и органами местного самоуправления подведомственной территории с целью повышения эффективности механизмов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

Ключевые слова: информационный ресурс, электронные сервисы, система межведомственного информационного взаимодействия, государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль.

THE USE OF STATE ELECTRONIC INFORMATION RESOURCES IN THE IMPLEMENTATION OF STATE LAND SUPERVISION AND MUNICIPAL LAND CONTROL

Ivan V. Parkhomenko

Department of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography in the Novosibirsk region, Berdsk division, 633010, Russia, city Berdsk, str. Ostrovsky, 53/1, division head, tel. (383-41)2-10-97, e-mail: [email protected]

In the article the author discusses the formation process of information space in the sphere of real estate, the possibility of using it for analysis by state authorities and local self-government jurisdiction of the territory in order to increase the state land supervision and municipal land control mechanisms efficiency.

Key words: information resource, e-services, the inter-agency information exchange system, the state land supervision, the municipal land control.

Земля и другие природные ресурсы, на которые распространяются властные полномочия государства, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1].

При этом государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли правовые и экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т. д.

Как уже неоднократно отмечалось, совершенствованию системы исполнения полномочий в сфере охраны земель, в том числе осуществления надзорных

(контрольных) функций за использованием земель в Российской Федерации законодателем уделяется на сегодняшний день особое внимание.

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в статью 71 Земельного Кодекса Российской Федерации [2], которые расширяют и детализируют полномочия государственных инспекторов, устанавливают особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства, вводится новый инструмент - административное обследование объектов земельных отношений. Уточняются и детализируются понятия муниципального и общественного контроля.

Правительство прорабатывает реформу контрольных и надзорных органов исполнительной власти, в частности проект «дорожной карты» совершенствования контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016-2017 годы, а также методические рекомендации по повышению эффективности и результативности проверок, разработанный Минэкономразвития, на заседании Подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы представил директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев. При этом «дорожная карта» включает 65 мероприятий по 7 направлениям: систематизация и актуализация обязательных требований, внедрение системы управления рисками при организации проверок, совершенствование форм контрольных мероприятий, внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, оптимизация контрольно-надзорной деятельности, обучение инспекторского состава, развитие информационных систем для межведомственного взаимодействия органов контроля и надзора [3].

И хотя некоторые СМИ пока негативно оценивают достижения в этой области [4], исполнение «дорожной карты» должно вывести на более высокий уровень эффективность контрольно-надзорных мероприятий.

Ключевыми позициями, как представляется, являются новый подход при организации проверок и развитие информационных систем для межведомственного взаимодействия органов контроля и надзора.

Развитие информационных технологий оказывает существенное влияние на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Автоматизированные системы обработки данных активно внедряются для ускорения и стандартизации предоставления государственных и муниципальных услуг. И обмен информацией в электронном виде выводится в приоритет деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Еще в 2010 году федеральным законодательством были установлены принципы предоставления государственных и муниципальных услуг [5], среди которых обмен информацией между органами государственной власти различных уровней и органами местного самоуправления назван приоритетным. Указанным органам запрещено истребовать документы с граждан и юридических лиц, если они есть в распоряжении каких-либо органов государ-

ственной власти или органов местного самоуправления. Данную информацию они обязаны запрашивать самостоятельно. И тут есть два пути. Первый заключается в направлении бумажного запроса и длительного ожидания ответа. Второй - в направлении электронного запроса и быстрого (автоматического или полуавтоматического) получения ответа. Очевидно, что второй путь гораздо предпочтительнее как с точки зрения качества предоставляемой государственной или муниципальной услуги, так и удобства для сотрудника соответствующего органа. На текущий момент актуальным является создание автоматизированных связей между базовыми государственными информационными ресурсами и тем самым формирование единой информационной системы.

Создание единой информационной системы, которая включала бы в себя все государственные и муниципальные структуры, на данный момент перспектива отдаленного будущего. Эта задача потребует существенных материальных и организационных затрат.

Вместе с тем, постепенное включение в систему межведомственного электронного взаимодействия все большего числа базовых государственных информационных ресурсов, позволит в дальнейшем выстроить стройную систему государственного управления.

По-прежнему, для государственного управления актуальной является разработка единой пространственной информационной модели. Теоретическая основа создания и использования пространственных информационных моделей описана в научной литературе [6-9].

Определенных успехов в создании и эксплуатации пространственного информационного ресурса добилась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) [10].

Создание действительно Единого государственного реестра недвижимости растянулся на много лет и потребовал очень много затрат [11].

В 2015 году все территориальные органы Росреестра завершили централизацию, в соответствии с решением итоговой коллегии Росреестра, состоявшейся в марте 2015 года [12].

И только в октябре 2016 года, согласно «дорожной карте»[13] развития системы государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним должен им на смену прийти единый программный продукт.

Росреестр параллельно создавал информационные ресурсы, позволяющие не только объединить данные, но и глобально повысить качество базовых информационных ресурсов. В каждом субъекте Российской Федерации был создан Территориальный информационный ресурс (ТИР), обеспечивающий автоматизированную загрузку сведений из учетных систем ГКН и ЕГРП, а также полуавтоматическое сопоставление их сведений с формированием соответствующих протоколов. Обработка протоколов позволяет устранять некоторые ошибки, допущенные при кадастровом учете или государственной регистрации. Объединение данных из ТИР-ов производится в Федеральном информационном ресурсе (ФИР) [14].

На текущий момент можно получить доступ к информационному ресурсу (ФИР), содержащему сведения ЕГРП и ГКН, и, таким образом получать общедоступные сведения из ЕГРП или ГКН. Ключ доступа может получить любое лицо при наличии доступа с сеть Интернет. Алгоритм получения ключа доступа к ФИР есть на официальном сайте Росреестра, доступном по ссылке www.rosreestr.ru. Сайт так же содержит бесплатный сервис, позволяющий узнать, когда, под каким номером регистрации и какие права зарегистрированы на объект (без получения информации о правообладателе), есть ли зарегистрированные ограничения (обременения) прав (например, арест, ипотека, аренда и др.), а так же информацию о технических характеристиках, в том числе и о кадастровой стоимости. Сервис называется «справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»[15].

Еще один полезный сервис - «публичная кадастровая карта» [16]. В режиме online можно включить режим наложения на публичную кадастровую карту космических снимков в двух вариантах (Esri и Сканэкс). Причем режим Esri дает более четкое изображение, видны даже отдельные деревья в лесу, а режим космических снимков Сканэкс дает весьма размытое изображение.

В целях исполнения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Росреестр интегрировал Web-сервисы, позволяющие предоставлять сведения из ЕГРП и ГКН, с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Структура, предложенная Росреестром, Минкомсвязью России была выбрана в качестве основы для всех федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Сервис Росреестра, позволяющий ФОИВ запрашивать информацию, необходимую для оказания государственных услуг в соответствующей сфере, зарегистрирован в СМЭВ (SID0003109)[17].

По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) электронные сервисы Росреестра получили наивысшую оценку [18].

Муниципальный земельный контроль и государственный земельный надзор может использовать электронные сервисы Росреестра как для составления плана проверок, так и для проведения административного обследования объектов земельных отношений [19]. Возможности СМЭВ позволяют собирать дополнительную информацию об объектах земельных отношений. Например, можно получить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц для проверки существования юридического лица - правообладателя земельного участка, уточнения сведений об исполнительном органе юридического лица, правомочного действовать от имени юридического лица без доверенности.

Использование публичной кадастровой карты и наложения кадастрового деления на картографический материал позволит в первом приближении определить первичные признаки наличия правонарушения, ответственность за которые предусмотрены ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях (самовольное занятие земельного участка). На этом основании возможно составление и утверждение акта административного обследования.

Даже при наличии множества проблем и трудностей [20], использование СМЭВ и возможностей электронных сервисов Росреестра может повысить эффективность муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации // «Российская газета», N 7, 21.01.2009.

2. Федеральный закон от 21.07.2014 N 234-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», N 163, 23.07.2014.

3. Реформа государственного контроля и надзора пойдет по дорожной карте. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - режим доступа http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/20151224

4. Милюкова Я., Нетреба П. В Кремле признали неудачной попытку реформы надзорных органов [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.rbc.ru/economics/15/12/2015/566ffe059a794793e09a80e5;

5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // «Российская газета», N 168, 30.07.2010;

6. Карпик А. П. Структурно-функциональная модель геодезической пространственной информационной системы // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2004. - № 6. - С. 140-148.

7. Карпик А. П. Информационное обеспечение геодезической пространственной информационной системы // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С. 70-73.

8. Жаров А.В., Москвин В. Н., Татаренко В. И. Мониторинг и охрана земель населенных пунктов в системе управления устойчивым развитием крупных городов: монография. -LAP LAMBERT Academic Publishing: Saarbrucken, 2013 - 140 с.

9. Территориальные основы государственного управления: монография. В 2-х томах. Под ред. Шалминой Г. Г / Г. Г. Шалмина, В. И. Татаренко, Е. В. Катункина, В. Н. Москвин, А. В. Загарин, В. В. Тарасевич, О. В. Симагина, Н. П. Шалмин. - Новосибирск: СГГА, 2003. -750 с.

10. Сервис «Запрос к информационному ресурсу» Руководство пользователя для физических и юридических лиц, арбитражных управляющих и нотариусов [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://rosreestr.ru/cc_ib_dostup_ir/Rukovodstvo_IR_ur_v_1_4.pdf;

11. Пархоменко И. В. Выявление неучтенных и незарегистрированных объектов при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т. 3. - С. 3-8.

12. Состоялась итоговая коллегия Росреестра. [Электронный ресурс] - режим доступа https://rosreestr.ru/site/press/news/sostoyalas-itogovaya-kollegiya-rosreestra-/.

13. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // «Собрание законодательства РФ», 10.12.2012, N 50 (ч. 6), ст. 7088.

14. Приказ Росреестра от 29 февраля 2012 г. № П/83 «Об организации работы по созданию единого федерального информационного ресурса Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержащего сведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // «Вестник Росреестра». - 2012. - N 2 (12). -С. 75-76.

15. Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online. [Электронный ресурс] - Режим доступа https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request.

16. Публичная кадастровая карта. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/.

17. Шварц О.Ф., Хлус Г.И. Внедрение информационных технологий при создании Единой информационной системы недвижимости Российской Федерации: предварительные итоги // Вестник Росреестра (официальное издание). - 2012. -№ 2 (12). - С. 40-45.

18. Электронные услуги Росреестра получили наивысшую оценку - исследования ВЦИОМ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/press/news/elektronnye-uslugi-rosreestra-poluchili-naivysshuyu-otsenku-issledovanie-vtsiom-/.

19. Постановление Правительства Российской Федерации № 251 от 18.03.2015 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объекта земельных отношений» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/docs/17316/.

20. Пархоменко И.В. Проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации, Сборник материалов международной научной конференции Интерэкспо Гео-Сибирь-2014 (X Научный конгресс и выставка). - 2014. - Том 2. - С. 11-17.

© И. В. Пархоменко, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.