Научная статья на тему 'Нормативно-правовое становление единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме'

Нормативно-правовое становление единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1369
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / PROVIDING PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES IN THE ELECTRONIC FORM / INTERAGENCY INFORMATIONAL INTERACTION / EXECUTIVE POWER FEDERAL AGENCIES / INFORMATIONAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мезина А. Д., Вараксин Г. С., Клюева О. В.

В статье рассмотрены основные моменты, затрагивающие реализацию единой системы межведомственного взаимодействия. Исследованы нормативно-правовые акты и этапы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мезина А. Д., Вараксин Г. С., Клюева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE-LEGAL DEVELOPMENT OF THE INTERAGENCY ELECTRONIC INTERACTION UNIFIED SYSTEM (I I E I S) FOR PROVIDING PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES IN THE ELECTRONIC FORM

The basic issues affecting the implementation of the interagency interaction unified system are considered in the article. Normative-legal acts and their implementation stages are investigated.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое становление единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, КАДАСТР

И МОНИТОРИНГ

ЗЕМЕЛЬ

J

УДК 332.334

АД. Мезина, Г.С. Вараксин, О.В. Клюева

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (СМЭВ) В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

В статье рассмотрены основные моменты, затрагивающие реализацию единой системы межведомственного взаимодействия. Исследованы нормативно-правовые акты и этапы их реализации.

Ключевые слова: предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, межведомственное информационное взаимодействие, федеральные органы исполнительной власти, информационные системы.

A.D. Mezina, G.S. Varaksin, O.V. Klyueva

NORMATIVE-LEGAL DEVELOPMENT OF THE INTERAGENCY ELECTRONIC INTERACTION UNIFIED SYSTEM (I I E I S) FOR PROVIDING PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES IN THE ELECTRONIC FORM

The basic issues affecting the implementation of the interagency interaction unified system are considered in the article. Normative-legal acts and their implementation stages are investigated.

Key words: providing public and municipal services in the electronic form, interagency informational interaction, executive power federal agencies, informational systems.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

- обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

- обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала;

- обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Основными функциями СМЭВ являются:

- передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

- обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;

- передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в подключенных к СМЭВ информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

Одним из первых нормативно-правовых документов, регулирующих создание СМЭВ, можно назвать Постановление Правительства Российской Федерации № 478 от 15 июня 2009 года «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационнотелекоммуникационной сети Интернет» [2]. Это Постановление фиксирует, что будет строиться единая система информирования по государственным услугам, которая включает федеральный, региональный и муниципальный уровень - транзакционность будет опускаться на уровень ведомств и регионов. Плюс, что немаловажно, оно определяет точный перечень сведений по госуслугам для предоставления в сводном реестре и на едином портале.

В данном документе закреплено несколько важных моментов, а именно - назначение Министерства связи и массовых коммуникаций РФ единым оператором «Сводного реестра государственных и муниципальных услуг» и «Единого портала государственных и муниципальных услуг», двухуровневая архитектура системы (реестр и портал), жестко определенный срок публикации услуги на Едином портале. Надо отметить, что Красноярский край стал одним из первых регионов, где в режиме опытной эксплуатации с марта 2010 был открыт интернет-портал по предоставлению сведений ГКН и ЕГРП. На сегодняшний день он динамично развивается и активно используется.

В июле 2010 г. президент Медведев подписал Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в рамках которого [1, 5] урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительнораспорядительные полномочия.

Реализация требований Закона № 210-ФЗ была предусмотрена в пять этапов:

Первый этап - состоит в детальном проектировании или составлении технической карты межведомственного взаимодействия, включая описание бизнес-процессов взаимодействия органов исполнительной власти в новых условиях.

Второй этап - включает в себя разработку, тестирование и внедрение веб-сервисов межведомственного взаимодействия. На базе этих сервисов была построена система структурированного электронного документооборота, которая позволила информационным системам разных ведомств обмениваться друг с другом данными без участия госслужащих.

Третий этап - приведение нормативно-законодательной базы в соответствие с новой архитектурой межведомственного электронного взаимодействия. Значительная часть этой работы уже выполнена благодаря вступлению в силу с 1 июля 2011 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Четвертый этап - связан с построением инфраструктуры электронных госуслуг и межведомственного взаимодействия, включая развертывание системы удостоверяющих центров.

Пятый этап реализации проекта предлагает проведение комплекса мероприятий по обучению сотрудников многочисленных ведомств работе с новой системой.

Следующей вехой документального развития СМЭВ можно считать Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697, утверждающее «Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [3]. В связи с этим СМЭВ будет использоваться для «информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций (далее - органы и организации) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». В пункте 6 данного документа четко и досконально расписано, какие функции должна выполнять СМЭВ:

а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;

б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

в) обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12.2010 г. №190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [4] стал следующим этапом развития. Это масштабный технический документ, который определяет стандарт подключения ведомственных информационных систем к СМЭВ, а также их взаимодействия через СМЭВ.

Таким образом, в настоящее время система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Г ражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ. С 1 июля 2012 года при обращении за представлением услуг в Росреестр (в том числе в Кадастровую палату) заявитель вправе не представлять документы, получение которых осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных федеральным органам исполнительной власти организациях, участвующих в предоставлении государственных услуг, такие как:

1. Документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель.

2. Документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка.

3. Решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого в

жилое.

4. Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, выданное ОГВ субъекта РФ либо ОМС, выдавшим разрешение на строительство.

5. Разрешение на строительство объекта недвижимости, выданное ОГВ субъекта РФ либо ОМС.

6. Выписка из домовой книги (справка о лицах, имевших право пользования жилым помещением с указанием этого права, заверенная должностным лицом территориального органа Федеральной миграционной службы или ОМС, ответственного за регистрацию граждан по месту жительства на момент приватизации).

7. Выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности.

8. Заключение ОМС поселения или городского округа, подтверждающего, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства.

9. Документ, устанавливающий адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (для объектов капитального строительства - с 01.09.2012).

10. Документ, подтверждающий смену назначения здания, помещения (с 01.09.2012).

11. Документ, подтверждающий публикацию сообщения о проведении торгов ОГВ субъекта РФ или ОМС.

12. Решение ОГВ субъекта РФ или ОМС о проведении торгов.

13. Протокол о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, выданный ОГВ субъекта РФ или ОМС.

14. Документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимого имущества, выданный ОГВ субъекта РФ или ОМС, выдавшим разрешение на строительство.

15. Сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый реестр объектов культурного наследия.

Данное информационное взаимодействие не является односторонним. Росреестр - поставщик сведений для 32 федеральных органов исполнительной власти и в целях исполнения Федерального Закона № 210 интегрировал Web-сервисы, позволяющие предоставлять сведения из ЕГРП и ГКН, с системой межведомственного электронного взаимодействия. Структура, предложенная Росреестром, была выбрана в качестве основы для всех федеральных органов исполнительной власти [6].

Федеральные органы исполнительной власти в основном заинтересованы в получении только нескольких видов выписок из ЕГРП и ГКН, а именно:

- выписки из ЕГРП по объекту недвижимого имущества;

- выписки из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества;

- кадастровой выписки об объекте недвижимости.

После 1 июля 2012 года к межведомственному взаимодействию постепенно были подключены органы исполнительной власти регионального и муниципального уровней, вследствие чего объем запрашиваемых сведений начал увеличиваться. На рисунке 1 представлены данные по количеству поступивших межведомственных запросов и данные по количеству предоставленных по ним ответов за период 01.07.2012 -31.12.2012 на территории Красноярского края.

45000

40000

35000

30000

25000

20000

15000

10000

5000

0

июль

август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

□ Поступило межведомственных запросов □ Предоставлено ответов

Рис. 1. Межведомственные запросы, поступившие и обработанные Росреестром за период 01.07.2012 - 31.12.2012 на территории Красноярского края

60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

□Алтайский край □ Красноярский край □ Иркутская обл. □ Кемеровская обл.

Рис. 2. Межведомственные запросы за период 01.07.2012-31.12.2012

Сибирский федеральный округ - один из лидеров по приему и обработке межведомственных запросов Росреестра (рис. 2), это благодаря тому, что Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область были в числе первых 12 регионов, приступивших к масштабному оказанию услуг в электронном виде через интернет-портал. Электронный документооборот планомерно развивается и становится неотъемлемой частью сферы оказания госууслуг.

Литература

1. Портал методической поддержки реализации Федерального закона № 210-ФЗ. - URL: http:W210fz.ru.

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 478 от 15 июня 2009 года «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

3. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697, утверждающее «Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

4. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12.2010г. №190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

6. Шварц О.Ф., Хлус Г. И. Внедрение информационных технологий при создании Единой информационной системы недвижимости Российской Федерации: предварительные итоги // Вестник Росреестра / Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП ФКЦ «Земля». -2012. - № 2 (12). - С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.