УДК 342.6 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10225
ББК 67 © А.Ю. Олимпиев, Н.В. Михайленко, 2019
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
ПРОБЛЕМАТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПОЛИЦИЕЙ
Анатолий Юрьевич Олимпиев, заведующий кафедрой публичного права и государственного управления, доктор исторических наук, кандидат юридических наук
Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский пр-т, д. 99) E-mail: a.olimpiev@yandex.ru
Наталья Васильевна Михайленко, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: natamvz@gmail.com
Аннотация. Рассматривается влияние государственного управления на социальную сферу через предоставление государственных услуг, перспективы ускорения трансформационных процессов в полиции в целях эффективного взаимодействия с гражданским обществом посредством предоставления многообразия государственных услуг.
Ключевые слова: государственные услуги, полиция, цифровая экономика, национальная безопасность, информационная безопасность.
THE ISSUE OF PROVISION OF PUBLIC SERVICES BY THE POLICE
Anatoly Yu. Olimpiev, head of the department of public law and public administration, doctor of historical sciences, candidate of legal sciences
State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky pr-t, d. 99) E-mail:a.olimpiev@yandex.ru
Natalya V. Mikhaylenko, associate professor of the chair of administrative activities of the internal Affairs bodies, candidate of legal sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: natamvz@gmail.com
Annotation. The article discusses the impact of public administration on the social sphere through the provision of public services, the prospects of accelerating the transformation processes in the police in order to effectively interact with civil society through the provision of a variety of public services.
Keywords: public services, police, digital economy, national security, information security.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Олимпиев А.Ю., Михайленко Н.В. Проблематика предоставления государственных услуг полицией. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4) :211—214.
Сейчас в России эра стремительного развития: резкий скачок в области информационных технологий и распространение Интернета стало одним из ключевых факторов, определивших эти перемены. Ключевым же показателем успешного экономического и социального развития Российской Федерации в современном мире является эффективность государственного управления. В целях его совершенствования на протяжении последнего десятилетия в России проводится трансформация в условиях снижения избыточного государственного регулирования и повышения качества государственных услуг, эффективности органов власти и информационной открытости.
С 2018 г. в нашей стране реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р)1. Ее цель — сделать экономику, государственное управление, социальную сферу более эффективными и конкурентоспособными. Так, по мнению Н.Л. Шарандиной, цифровая экономика является приоритетной национальной целью [5]. Некоторые ученые детализировали данную мысль: «В России необходимо создать цифровое министерство обороны, цифровое министерство промышленности, цифровое министерство экономики, цифровое министерство науки и об-
1 СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.
разования, цифровую полицию, цифровую налоговую службу и цифровую антимонопольную службу» [2].
В комплекс этой программы входит и реализация государственных услуг населению органами исполнительной власти, и органами внутренних дел (далее — ОВД) в частности. И именно более качественное предоставление государственных и муниципальных услуг в наше время — это очень важная сторона общественно-политической жизни. Именно по результатам получения определенных государственных или муниципальных услуг, обратившиеся граждане во многом судят как о деятельности власти в целом, так и о качестве работы структур и ведомств, в которые ими и осуществлялось обращение. Поэтому цель предоставления государственных услуг в правоохранительной сфере заключается в установлении доверительных отношений между обществом и ОВД, создании нормальных условий обслуживания населения.
А значит одним из важных направлений реализации административной реформы в этой связи обозначена разработка стандартов качества и доступности государственных услуг, которые позволят упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, перед физическими или юридическими лицами, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.
В отечественной науке вклад в развитие правоохранительной деятельности органов внутренних дел, включая указанные аспекты проблем реализации административной реформы, а также вопросы оказания государственных услуг населению, внесли труды В.К. Бабаева, А.П. Ипакяна, В.Я. Кикотя, Т.Н. Киль-машкиной, В.В. Кожевникова, JI.M. Колодкина,
A.M. Кононова, С.С. Маиляна, А.Ф. Майдыкова,
B.Д. Малкова, A.M. Меховича, A.C. Мордовца, A.M. Смирного, H.A. Тимербаевой А.Г. Хабибул-лина, В.В. Черникова и др.
Реализация данных задач позволит повысить качество государственных услуг, сделать их доступными и ориентированными на граждан и организации, повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.
Регламентируется деятельность ОВД по предоставлению государственных услуг Указом Президента
РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»2; деятельность по оказанию услуг является одной из разновидностей государственных функций, наряду с нормо-творческой, контрольно-надзорной деятельностью и управлением государственным имуществом. Указом обозначена разработка стандартов качества государственных услуг, которые позволят детализировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, обусловленные законами, нормативными правовыми актами. Мероприятия данного направления административной реформы скоординированы с работами, проводимыми в области внедрения информационно-коммуникационных технологий, прежде всего в рамках вышеуказанной программы цифровой экономики и электронного правительства.
Как уже упоминалось выше, в органах внутренних дел весьма значительную роль приобретает социальная функция, связанная с оказанием государственных услуг населению. Государственная услуга3 — это деятельность предоставляемая Правительством РФ, государственным внебюджетным фондом, при осуществлении государственных функций, определенных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом следует обратить внимание, что функция оказания государственных услуг в сфере внутренних дел заинтересованным лицам исторически взаимосвязана с деятельностью полиции.
В целях решения поставленных задач в 2010 г. был принят Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который позволил повысить доступность государственных услуг, их качество и ориентировать деятельность органов исполнительной власти на законные интересы граждан, исключить истребование избыточных документов, а также повысить эффективность управленческих решений. В целях его исполнения проведена работа по регламентации деятельности ор-
2 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 28 сентября 2017 г.).
3 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 29 июля 2018 г.).
ганов исполнительной власти в части предоставления услуг, а также по созданию сети многофункциональных центров предоставления услуг по принципу «одного окна» и переводу государственных услуг в электронную форму.
В соответствии с приказом от 29 декабря 2014 г. № 1144 «О повышении качества предоставления государственных услуг в системе МВД России» установлен перечень государственных услуг, оказываемых МВД России4.
Среди самых распространенных услуг является выдача справок о наличии или отсутствии судимости, регистрации автотранспортных средств, прием квалификационных экзаменов у кандидатов в водители и выдача им водительских удостоверений, оформление паспортов гражданина РФ, проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации, предоставление адресно-справочной информации [1].
В настоящее время гражданину для получения государственной услуги от МВД России требуется предъявить минимальное количество документов. Так как большая часть сведений и документов запрашивается через систему межведомственного электронного взаимодействия в федеральных органах исполнительной власти, где она имеется. С недавнего времени, между заявителями, и наряду с ОВД и государственными муниципальными органами в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, появляется многофункциональный центр (МФЦ). Это говорит о том, что результативность работы органов власти во многом оценивается именно по результатам взаимодействия граждан со специалистами МФЦ.
Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373. Регламент, в нашем случае, предоставления государственной услуги — нормативно-правовой акт федерального органа исполнительной власти, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур, осуществляемых по запросу заявителей в пределах установленных полномочий в соответствии с требованиями федерального законодательства к организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Ранее, чтобы получить нужный документ, гражданам приходилось самостоятельно собирать боль-
шое количество справок из различных ведомств. Теперь этого не требуется — сотрудники учреждения внутренних дел посредством системы межведомственного электронного взаимодействия сами делают запрос, чтобы получить необходимые сведения во взаимодействующих учреждениях и органах власти. Таким образом, граждане, имеющие доступ к сети Интернет, могут пользоваться всеми преимуществами безбумажного документооборота и получить необходимые услуги без потери времени. Для этого нужно зарегистрироваться один раз на сайте, и после этого получить доступ к услугам, которые оказываются МВД России, а также и ко всем услугам портала.
Проблему возможно решить только путем модернизации современных технологий, так как на данный момент XXI в. называют информационным, где развиты технологии, которые помогают гражданам по тому или иному вопросу быстро получить информацию. Так и в государственной сфере информационные технологии играют важную роль и помогают ОВД реализовать в полной мере свои полномочия в сфере государственных услуг.
Поэтому очевидна и обратная сторона: совершая различные действия, например, такие, как снятие наличности, отправка электронной почты, пользование системой электронного документооборота, использование электронного портала государственных услуг — мы в информационном пространстве и уязвимы. Вопросы информационной безопасности в управленческом процессе МВД России крайне актуальны. Сегодня, с возникновением новых киберугроз5, новых форм организации коммуникаций, появляются новые процессы, задачи и явления, которыми руководителям любого уровня тоже надо управлять и реализо-вывать полномочия.
К сожалению, в России до сих пор не уделялось должного внимания данной области обеспечения национальной безопасности.
В основании правового регулирования любой сферы лежит основной закон государства — Конституция РФ, и информационная безопасность и цифровая сфера не исключение. Общая структура правовой
4 Приказ МВД РФ от 29 декабря 2014 г. № 1144 «О повышении качества предоставления государственных услуг в системе МВД России».
5 Угроза, -ы, жен.: 1) запугивание, обещание причинить кому-нибудь вред, зло (действовать угрозами. Не бояться угроз); 2) возможная опасность (угроза войны). См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, 2007.
базы в области информационной безопасности учитывает все уровни законодательства России: Конституция; федеральные законы; законы и указы по организации государственной системы управления; специальные законы. Кроме того, вопросы информационной безопасности находят отражение в законодательстве субъектов РФ, в которых закрепляется право граждан, организаций и государства на информацию, устанавливаются их основные права и обязанности, правовой режим обработки и использования информации, порядок обеспечения информационной безопасности и гарантии реализации прав и ответственности субъектов информационных отношений.
Российское законодательство старается реагировать на происходящие изменения: появляются новые законы или нормы уже имеющих, усиливается ответственность за отдельные виды нарушения информационной безопасности. Таким образом, вопрос о том, как государственные органы, и ОВД в частности, должны функционировать в условиях цифровой экономики сейчас крайне актуален. И конечно, на передовой этого процесса стоят государственные услуги, предоставляемые ОВД, система электронного документооборота и автоматизированные информационные системы.
Подводя итог, следует заметить, что в современном условиях высокая динамика развития информационных технологий, служащих двигателем экономического роста РФ, опережает развитие нормативной правовой базы, регулирующей обеспечение их безопасности. В итоге принятие решения будет строиться на основе анализа больших данных, что обеспечит возможность более гибкого взаимодействия граждан с государством в лице ОВД. Выверенная концепция оказания ОВД общественно значимых услуг населению, в рамках которой уверенно можно было бы представить стабильный развернутый перечень (реестр) такого рода услуг, разграничить функции органов внутренних дел от функций по оказанию услуг, осуществить разработку мер по переходу на оказание услуг максимально в электронном виде.
Проблематика же выражается в способности полиции реализовать свои полномочия по предоставлению государственных услуг таким образом, чтобы это было удобным и доступным, а также реальным для людей, которые пользуются государственными услугами. Повышение качества государственных услуг, разработка стандартов качества и доступно-
сти государственных услуг позволяет систематизировать и конкретизировать содержащиеся в законах, иных нормативно-правовых актах обязательства ОВД перед обществом, гражданами и юридическими лицами, а также реализовать процедуры общественного контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.
Не стоит забывать и об кибернетических угрозах в информационном пространстве; в этой связи полиция должна повышать уровень знаний в области информационной безопасности предоставления государственных услуг.
Литература
1. Бражников С.А. Административная деятельность полиции: Курс лекций. Воронеж, 2015.
2. Быков А.Ю. Право цифровой экономики: некоторые народно-хозяйственные и политические риски. М.: Проспект, 2018.
3. Кузнецов С.К., Олимпиев А.Ю., Михайлен-ко Н.В. Характеристика преступлений в сфере кре-дитно-банковской деятельности по УК РФ 1996 г. Понятие, система, виды преступлений, причины // Расследование преступлений. Проблемы и пути их решения: Сб. науч.-практ. тр. М., 2018. №1 (19).
4. Тонконогов А.В. Кибернетическое общество как реальность XXI в. // Закон и право. 2018. № 9.
5. Шарандина Н.Л. Цифровая экономика как приоритетная национальная цель развития РФ: правовой аспект // Финансовое право. 2018. № 9. С. 17-21.
References
1. Brazhnikov S.A. Administrativnaya deyatel'nost' politsii: Kurs lektsiy. Voronezh, 2015.
2. Bykov A.Yu. Pravo tsifrovoy ekonomiki: neko-toryye narodno-khozyaystvennye i politicheskiye riski. M.: Prospekt, 2018.
3. Kuznetsov S.K., Olimpiyev A.Yu., Mikhaylen-ko N.V. Kharakteristika prestupleniy v sfere kreditno-bankovskoy deyatel'nosti po UK RF 1996 g. Ponyatiye, sistema, vidy prestupleniy, prichiny // Rassledovaniye prestupleniy. Problemy i puti ikh resheniya: Sb. nauch.-prakt. tr. M., 2018. №1 (19).
4. Tonkonogov A.V. Kiberneticheskoye obshche-stvo kak real'nost' XXI v. // Zakon i pravo. 2018. № 9.
5. Sharandina N.L. Tsifrovaya ekonomika kak prio-ritetnaya natsional'naya tsel' razvitiya RF: pravovoy aspekt // Finansovoe pravo. 2018. № 9. S. 17-21.