Научная статья на тему 'О педагогической подготовке студентов теоретико-композиторского факультета Новосибирской консерватории: история и современность'

О педагогической подготовке студентов теоретико-композиторского факультета Новосибирской консерватории: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ / DEPARTMENT OF MUSICAL EDUCATION AND ENLIGHTENMENT / НОВОСИБИРСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / NOVOSIBIRSK CONSERVATOIRE / СЕКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ / SECTOR OF PEDAGOGICAL PRACTICE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ДИПЛОМНЫЙ РЕФЕРАТ / DIPLOMA STRUCTURAL ABSTRACT / PEDAGOGICAL EDUCATION / ACADEMIC-AND-VOCATIONAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Робустова Людмила Павловна

В статье рассматриваются вопросы педагогической подготовки студентов теоретико-композиторского факультета Новосибирской консерватории. Говорится о тесной связи прошлого и настоящего в процессе этой деятельности. Подходы и принципы организации педагогической практики в вузе апробировались еще в первое десятилетие существования консерватории. Они стали фундаментом, на котором базируется деятельность всех последующих поколений. Актуальность этих подходов и принципов просматривается и в настоящее время. Особенностью подготовки студентов Новосибирской консерватории является универсализм требований к студентам всех факультетов, единство критериев оценки и централизация их деятельности. Для осуществления этих задач в 1969 г. была создана кафедра, которая с 1992 г. называется кафедра музыкального образования и просвещения. При ней организован сектор педагогической практики, который является основной базой практики студентов теоретико-композиторского факультета. Однако некоторые студенты проходят педагогическую практику на базах ДМШ/ДШИ. В статье рассматриваются разновидности основной учебно-производственной практики; ее особенности, плюсы и минусы в подготовке студентов. Акцентируется внимание на научно-исследовательском подходе в педагогической работе. Многие научноисследовательские разработки педагогов кафедры прошли апробацию в процессе занятий студентов по педагогической практике. Материалы этих инновационных экспериментальных разработок становятся основой для написания студенческих квалификационных дипломных рефератов. Большое значение для профессионального роста имеют и публикации, в которых отражена совместная научно-поисковая работа педагогов и студентов; приводятся названия и выходные данные этих статей. Отмечаются ценностные параметры самих рефератов; выборочно приводится их тематика. В заключении раскрываются проблемы, которые стоят перед кафедрой на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About pedagogical training of students of the Theoretical and Composer Department of the Novosibirsk Conservatoire: history and modernity

Considered in the paper are matters of pedagogical education of students of the theoretic-composer department of the Novosibirsk conservatoire. Close connection of past and present times in the process of this activity is discussed. Approaches and principles of organization of pedagogical practice in the higher school were probated as far as in the very first decade of the conservatoire existence. They laid foundations for the activities of subsequent generations at this higher school. The relevance of these approaches and principles can be viewed even now. The universal nature of requirements to students of all departments, unity of assessment criteria and centralization of activities are specific features of education at the Novosibirsk conservatoire. To solve these problems, the department was organized in 1969, which, from 1992 is called the department of musical education and enlightenment. At this department, the sector of pedagogical practice was organized to become the major base of practical training of theoretic-composer department students... Considered in the paper are matters of pedagogical education of students of the theoretic-composer department of the Novosibirsk conservatoire. Close connection of past and present times in the process of this activity is discussed. Approaches and principles of organization of pedagogical practice in the higher school were probated as far as in the very first decade of the conservatoire existence. They laid foundations for the activities of subsequent generations at this higher school. The relevance of these approaches and principles can be viewed even now. The universal nature of requirements to students of all departments, unity of assessment criteria and centralization of activities are specific features of education at the Novosibirsk conservatoire. To solve these problems, the department was organized in 1969, which, from 1992 is called the department of musical education and enlightenment. At this department, the sector of pedagogical practice was organized to become the major base of practical training of theoretic-composer department students. However, some students pass pedagogical practice on the bases of children's musical/art schools. The paper discusses varieties of the major learning and vocational practice; its peculiarities, strong sides and weaknesses of education. Much attention is given to the research-oriented approach in the pedagogical work. It is stated that numerous research and development carried out by that department's instructors were tested during students' pedagogical practice. Materials of these innovative experimental developments become a basis for students' composing their qualification diploma structural abstracts. Publications reflecting joint research of teachers and students are crucial for career growth; titles and article information of these papers are listed. Valuable parameters of structural abstracts per se are noted and their themes are listed selectively. In the conclusion, we highlight problems which will face the department in the long run. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «О педагогической подготовке студентов теоретико-композиторского факультета Новосибирской консерватории: история и современность»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

УДК 781.1

Л. П. Робустова

О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТЕОРЕТИКО-КОМПОЗИТОРСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

едагогическая подготовка студентов Новосибирской консерватории является важным звеном воспитания молодых специалистов, которое имеет соци-ально-культурное значение для общества и государства. Данный постулат обусловливает не только общность подходов к решению поставленного вопроса, но и его специфику в каждом конкретном учебном заведении. Новосибирская консерватория с первых лет своего существования активно занималась данными вопросами и подчас неординарно их решала, а система проведения педагогической практики считалась одной из лучших в стране. В контексте этого закономерно возникает вопрос современного состояния данного направления деятельности вуза, ведь время изменило систему ценностей и общественных приоритетов, а также парадигму образования и отношение к профессии музыканта-педагога и мн. др.

Естественно, данные процессы не могли не отразиться на учебном процессе студентов Новосибирской консерватории, в чем-то позитивных, а где-то негативных. Поэтому основной целью данной статьи является некий собирательный образ педагогической подготовки студентов тео-ретико-композиторского факультета (ТКФ) НГК. В нем историческая ретроспектива увязана с современными тенденциями, традиции с новациями, инновациями и адаптивными процессами, в которых фундаментальное значение, как и в прошлом, принадлежит идее преемственности музыкального образования.

Характеризуя педагогическую подготовку в вузе, можно отметить, что она направлена:

© Л. П. Робустова, 2018

- на получение знаний и развитие умений применять их на практике;

- понимание и рефлексию этих процессов;

- воспитание необходимых педагогических качеств и свойств личности, непосредственно связанных с профессиональной направленностью ;

- компетентностный подход;

- подготовку и самоподготовку студентов на ближайшую и отдаленную перспективу.

Вот, пожалуй, обобщенный смысл комплексной деятельности студентов Новосибирской консерватории на современном этапе.

За время, прошедшее от основания консерватории, педагогическая подготовка несколько изменилась (прежде всего, по количеству и составу изучаемых дисциплин), что вполне закономерно. Однако в целом сохранила свои основополагающие принципы и подходы к обучению студентов, что свидетельствует о существенной роли традиций в этом процессе.

Отметим, что в Новосибирской консерватории истоки педагогической подготовки первоначально были связаны с деятельностью специальных кафедр вуза, а с 1969 г. продолжены кафедрой музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства, которая с 1992 г. именуется кафедрой музыкального образования и просвещения. Центральное место в организации и руководстве процессами педагогической подготовки в вузе на современном этапе по-прежнему принадлежит названной кафедре.

Апробированные временем традиции воплощают собой идею преемственности всех звеньев образования, концептуально-теоретических (методических) и практи-

ческих установок, функционально значимых для многих поколений выпускников первого сибирского музыкального вуза. Поэтому главными принципами и подходами к педагогической подготовке по-прежнему остаются:

во-первых, установка на универсализм требований;

во-вторых, единство критериев оценки этой деятельности;

в-третьих, идея централизованного управления разнообразной деятельностью по подготовке музыкантов-профессионалов высшей квалификации, которая стала весомым основанием для открытия межфакультетской кафедры, призванной специально заниматься вопросами педагогической подготовки студентов всех факультетов;

в-четвертых, поощрение и поддержка инициатив, инновационных и новаторских подходов и творческого отношения к делу воспитания учащихся в специально организованном для студентов консерватории секторе педагогической практики. Его контингент составляют учащиеся от дошкольного до юношеского возраста, занимающиеся на разных музыкальных инструментах по программам ДМШ, а в некоторых случаях -училища (колледжа).

Подчеркнем, что сектор педагогической практики Новосибирской консерватории представляет собой некий учебно-методический универсум, на базе которого не только учатся сами, но и учат других. Студенты под руководством педагогов могут осуществлять совместную поисково-творческую и научно-исследовательскую деятельность, реализуя в учебном процессе не только апробированные приемы и методы, но и современные подходы.

Так, начиная с 1970-х гг., на базе сектора педагогической практики апробировали свои научно-методические разработки В. М. Никифорова (развивающее обучение, игровые технологии, театрализация на уроках музыкальной литературы), Л. П. Робу-стова (компьютеризация музыкального образования, проблемный подход в музыкальном обучении), Н. П. Коляденко (синестезия и комплексное воздействие искусств). Студенты активно включались в работу, в некоторых случаях становились продолжателями совместных идей; зачастую материал педагогических наблюдений формировал основу для написания квалификационных рефератов. Настоящая тен-

денция, актуальная и на современном этапе, наполняет работу студентов социально значимым смыслом.

Отметим, что в процессе прохождения педагогической практики социализация имеет двоякую направленность - «вовне» и «внутрь». В первом случае, деятельность студента-практиканта направлена на поколение учеников, во втором - на сообщество музыкантов-профессионалов (руководителя практики и др.).

В первом случае — это учащиеся, которые различаются по музыкальным дарованиям, семейному статусу и уровню самооценки и притязаний. Во втором случае деятельность студента «адресована» педагогам - реальным, т. е. руководителям педагогической практики, и виртуальным — авторам учебных книг и методических пособий.

Студент во время прохождения педагогической практики должен установить диалог со всеми фигурантами этого процесса, а также добиться высоких показателей своей деятельности, «насыщая» ее актуальными формами и методами работы, заинтересовывая тем самым учеников. Ему необходимо также научиться составлять планы, структурировать учебный процесс, заполнять документацию, писать отчеты и характеристики на ученика (учеников). В результате диалог поколений гипотетически становится полилогом, существенно расширяя информационное поле деятельности студента, его социально-культурное и социально-психологическое пространство.

Большое значение при этом имеют не только нормативные требования, предъявляемые студенту, но и степень информированности, заинтересованности самого руководителя, его личностные качества и свойства, профессиональные и социально-культурные установки в целом и на процесс обучения. Все это связано с овладением жанрами устной и письменной речи, психолого-педагогической и методической лексикой, пониманием весомости своих слов и ответственности за них.

Вышеизложенное особенно необходимо в работе с детьми социально незащищенных групп населения - сиротами, детьми из многодетных семей; такой контингент учащихся педпрактики появился в последние три года. Несомненно, для студентов, в том числе и ТКФ, работа с такими детьми - большой жизненный урок, опыт и бес-

конечный психолого-педагогический и методический поиск.

Разумеется, какие бы сложности перед фигурантами указанных выше процессов не стояли, основным условием их благополучного разрешения является установка на диалог - учебно-творческий, педагогический, межличностный. С его помощью можно выявить, развить или активизировать интерес учащихся, который в свою очередь будет стимулировать интерес студента к педагогическому процессу и педагогическому творчеству.

Получается своего рода «цепная реакция», которую надо «запустить», т. е. мотивировать и все время поддерживать в необходимом для продуктивной деятельности состоянии. Подчеркнем, что процесс этот обоюдно значимый для ученика и студента, а если учесть еще и роль руководителя практики, то триединство налицо. Именно в таком симбиозе дел и действий совершаются повседневные открытия, насыщая обычную учебную жизнь творчеством, поиском и каждый учебный день новым смыслом и установкой на успех.

Естественно, что программные требования, которые существуют и которые педагоги должны реализовывать в занятиях со студентами, это лишь необходимая нормативная база, содержащая инструкции и рекомендации. Однако дело каждого студента и его руководителя «оживить» их в учебном процессе, насытить «энергетикой» музыкальных звуков и знаний, сделать эмоционально доступными для ученика, т. е. развить в нем любовь к музыке, которая будет поддерживать и сугубо учебный интерес. Думается, что обоюдный интерес.

Аналогичные принципы лежат и в основе педагогической практики, которая проходит на базе ДМШ/ДШИ, т. е. по месту работы студентов. Эта разновидность педагогической учебно-производственной деятельности в большей степени акцентирует свою не учебную, а производственную суть. Здесь также есть свои плюсы и минусы.

Плюсы связаны с полной самостоятельностью действий студента, которая иногда приходит в противоречие с рекомендациями педагога-консультанта и руководителя практикой. Студент в большей степени волен делать то, что считает нужным. К тому же многие моменты он не может изменять, поскольку они связаны с установками школьной администрации. Руководитель

педпрактики, который проверяет студента консерватории, в активной форме не может ни на что влиять; его «голос» лишь рекомендательный .

В некоторых школах неодобрительно относятся и к визиту руководителей практики, ибо не всем хочется сторонних для школы людей (да еще из системы высшего образования) «погружать» во внутреннюю жизнь учреждения. Поэтому приходится специально спрашивать разрешение администрации. Если следует отказ в визите, то есть несколько вариантов проверки студента. Первый - привести учеников в консерваторию, на что требуется согласие родителей либо их сопровождение. Второй и наиболее приемлемый — сделать видеозапись урока и показать руководителю, а затем его обсудить. Третий - подготовить и провести открытый урок на базе сектора педагогической практики с незнакомой группой.

Все указанные выше виды деятельности имели место быть в истории проведения педагогической практики студентами ТКФ. Важно то, что студенты, работающие в школах поточным методом, «набивают руку», приобретая прочные базовые основы педагогической профессии ремесленнического типа. Однако у них не остается времени на педагогические эксперименты, ни на индивидуальный подход к ученику, ибо группы в ДМШ/ДШИ гораздо больше по численности.

Однако, если студент склонен к инновационной деятельности, то этот вопрос может быть решен положительно. Во всяком случае, при желании у студентов всегда найдется место творческому педагогическому труду и педагогическому эксперименту. Все зависит от правильно поставленных студентом и его руководителем учебно-пе-дагогических задач, своевременной и поэтапной фиксации полученных результатов, а также их обобщений. Поэтому плюсы и минусы прохождения той или иной разновидности практики весьма условны и определяются, прежде всего, личными качествами студента, уровнем его одаренности и профессиональных притязаний.

К положительным моментам в организации и проведении занятий на базе сектора педагогической практики можно отнести: немногочисленную наполняемость групп, а иногда и индивидуальный режим работы; своевременную поддержку руководителя практики; установку на эксперименталь-

ную работу в занятиях с учеником/учени-ками; возможность работы с опережением программных требований или интенсификацию деятельности.

К отрицательным же моментам относится некоторая несамостоятельность студента в вопросах построения урока, методики проведения занятий и пр. Однако надо отметить, что это происходит лишь в тех случаях, когда студент в чем-то неправ или ошибается. В основном педпрактика осуществляется не по принципу опеки или надзора, а по принципу сотрудничества двух педагогов - опытного и начинающего.

Благодаря установке на межличностное сотрудничество и диалог возникают научно-исследовательские наблюдения и наработки, которые на заключительном этапе обучения студентов могут стать основой для написания квалификационных дипломных рефератов. В них обобщаются и отслеживаются разные периоды научно-поисковой деятельности; даются практические рекомендации и советы.

Некоторые работы приводят к совместным публикациям педагогов и студентов. Сошлемся на ряд изданных статей, которые появились в последнее десятилетие.

Отметим, что в 2016 г. доктор искусствоведения, профессор Н. П. Коляденко выпустила сборник статей «Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика». Среди многих авторов этого сборника есть три выпускницы ТКФ Новосибирской консерватории - А. А. Мальцева [2], О. В. Мизюркина [3], А. А. Томаше-ва [10], - апробация научно-исследовательских идей которых проходила на занятиях с учениками сектора педагогической практики под руководством Н. П. Коляденко.

Интенсивной была деятельность кандидата искусствоведения, доцента О. В. Новиковой. Она подготовила и опубликовала в соавторстве с бывшими студентами статьи разной тематической направленности: по слушанию музыки -с Л. Л. Соколовой [7], сольфеджио -с Т. С. Ефановой [5], народному творчеству - с Е. Л. Крупич [1], музыкальной литературе - с А. В. Журбой [6]. Издала О. В. Новикова [4] и материал собственной работы, которую в студенческие годы выполняла под руководством доктора искусствоведения, профессора Т. А. Роменской.

Среди совместных публикаций необходимо особо выделить одну, связанную с ис-

пользованием компьютера в музыкальном обучении детей. Данная научно-исследова-тельская проблематика в студенческих работах практически не встречается даже в настоящее время, а в те годы обращение к ней было смелым новаторским шагом. В результате совместной поисково-творчес-кой деятельности сначала появился реферат «Использование музыкальных редакторов в обучении детей», а затем уже и статья, подготовленная заведующей кафедрой, кандидатом искусствоведения, доцентом Л. П. Робустовой в соавторстве со студенткой О. Е. Вейзер [8].

Особо следует выделить итоговый дипломный реферат педагогической направленности. Он предполагает обобщение всех знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин - «Психология и педагогика», «Музыкальная психология», «Методика», «Педагогическая практика» — и выявляет профессиональную и социальную зрелость выпускника.

Для оптимизации деятельности студентов ТКФ на завершающем этапе педагогической подготовки, Л. П. Робустовой в соавторстве с О. В. Новиковой было подготовлено и в 2011 г. опубликовано учеб-но-методическое пособие по написанию дипломных рефератов [9], в пособии обобщен и систематизирован опыт деятельности кафедры музыкального образования и просвещения, начиная с 1995 г., приведены требования, даны необходимые рекомендации.

Важно отметить, что в процессе определения темы реферата студенты могут быть нацелены на обобщение собственного практического опыта или опыта других, а также «на перспективы дальнейшего профессионального роста и развития в интересующей их сфере деятельности» [Там же, с. 6].

В качестве иллюстрации в пособии приведены темы студенческих работ, которые были защищены в Новосибирской консерватории. Среди них много оригинальных, малоизученных в научно-методической литературе или неизученных вовсе. Например: «Тренинговые упражнения в курсе гармонии музыкального училища (игра на фортепиано)», «Работа с вербальным текстом в камерно-вокальных сочинениях на уроках композиции», «Методические рекомендации к преподаванию курса "Джазовая гармония", "Музыкальная викторина"» как обучающая компьютерная

программа», «Использование компьютера в личностно-ориентированном обучении (на примере уроков музыкальной литературы в секторе педпрактики НГК)», «Педагогическая деятельность композитора Г. Н. Иванова». Примеры можно продолжить, поскольку установка на поисково-творческий характер работы в учебном процессе студентов Новосибирской консерватории является основной.

В завершение отметим, что поэтапность и цикличность подготовки, универсализм требований к уровню и качеству деятельности студентов консерватории, в том числе и ТКФ, а также нестандартность решения учебно-методических и творческих задач, являются определяющими факторами успешной педагогической подготовки.

Конечно, за пределами данной статьи остались нераскрытыми еще многие особенности и нюансы, которые могут быть освещены в дальнейшем. В частности, наиболее актуальным в контексте современных учебно-ме-тодических задач является вопрос подготовки студентов ТКФ, обучающихся по новому для консерватории профилю - музыкальном педагогика. В данном направлении кафедра изучает имеющийся, в том числе и научно-теоретический, багаж, накапливает и обобщает свой собственный научно-методичес-кий опыт. Развивая традиции и совершенствуя свою работу, кафедра поставлена в условия создания новых установок, поисков методов и методик работы, обусловленных велением времени и актуальными образовательно-воспитательными тенденциями отечественного музыкального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1.Крупич Е. Л., Новикова О. В. Курс «Народное музыкальное творчество» в системе профессиональной подготовки музыкантов // Сиб. муз. альм. - 2004. - 2007. - С. 97-103.

2.Мальцева А. А. Интеграция методики Карла Орфа и синестезийного подхода в процессе раннего музыкального воспитания // Вопросы музыкальной синестетики: История, теория, практика: Сб. ст. - Новосибирск: Ново-сиб. гос. консерватория, 2016. - С. 207-212.

3.Мизюркина О. В. Сенсорная интеграция как способ слухового восприятия архетипичес-ких образов // Вопросы музыкальной синестетики: История, теория, практика: Сб. ст. -Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. - С. 213-220.

4. Новикова О. В. Традиционная музыка коренных народов Сибири в школьном курсе сольфеджио // Культура и образование этнических общностей Сибири: Культурные ценности народов России: История и современность (Новосибирск, 19 апр. 2003 г.) / Под ред. М. Н. Бусик-Трофимук. - Новосибирск: Окарина, 2005. - С. 46-49.

5.Новикова О. В., Ефанова Т. С. Развитие музыкального мышления на основе алгоритмизации практической деятельности в курсе

сольфеджио // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. - № 1. - С. 63-71.

6.Новикова О. В., Журба А. В. Русский фольклор в курсе музыкальной литературы ДМШ (ДШИ) // Вестн. Новосиб. муз. колледжа им. А. Ф. Мурова. - 2008. - № 1. -С. 54-59.

7.Новикова О. В., Соколова Л. Л. Развитие творческих способностей детей на занятиях по слушанию музыки // Вестн. Новосиб. муз. колледжа им. А. Ф. Мурова. - 2013. -№ 6. - С. 76-84.

8.Робустова Л. П., Вейзер О. Е. Музыкальные редакторы в обучении детей // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. -2009. - № 8. - С. 83-89.

Э.Робустова Л. П., Новикова О. В. Профессиональная и педагогическая подготовка. Музыкальное исполнительство и педагогика: Учеб.-метод, комплекс дисциплин. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2011. - 40 с.

10. Томашева А. А. Природа синестезии и ее развитие у детей // Вопросы музыкальной синестетики: История, теория, практика: Сб. ст. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. - С. 220-227.

REFERENCES

l.Krupich E. L., Novikova O. V. Course "Popular musical creativity" within the system of professional education of musicians. Sibirskij muzykalnyj almanakh - 2004

[Siberian musical almanac - 2004]. 2007, (97-103).

2.Maltseva A. A. Integration of Carl Orff's method and synesthetic approach in the

process of early musical upbringing. Voprosy muzykalnoj sinestetiki: Istoriya, teoriya, praktika [Matters of musical synesthesia: history, theory and practice]. Novosibirsk, 2016, pp. 207-212.

3.Mizyurkina 0. V. Sensory integration as a method of audial perception of archetypical images. Voprosy muzykalnoj sinestetiki: Istoriya, teoriya, praktika [Matters of musical synesthetic: history, theory and practice]. Novosibirsk, 2016, pp. 213-220.

4.Novikova O. V. Traditional music of Siberian indigenous peoples in the musical school course of solfeggio. Kultura i obrazovanie etnicheskikh obshchnostej Sibiri: Kulturnye tsennosti narodov Rossii: Istoriya i sovremennost [Culture and education of ethnic communities of Siberia: Cultural values of Russia's peoples: history and contemporariness]. Novosibirsk, 2005, pp. 46-49.

5.Novikova 0. V., Efanova T. S. Development of musical thinking on the basis of construction of algorithms of practical activities in the course of solfeggio. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Herald of the Kemerovo State Culture and Arts University]. 2009, (1): 63-71.

6.Novikova O. B., Zhurba A. V. The Russian folklore in the course of musical literature of

children's musical schools (children's art schools). Vestnik Novosibirskogo muzykalnogo kolledzha imeni A, F. Murova [Herald of the Novosibirsk Musical College named after A. F. Murov]. 2008, (1): 54-59.

7.Novikova O. V., Sokolova L. L. Development of children's creative gifts during classes of listening music. Vestnik Novosibirskogo muzykalnogo kolledzha imeni A. F. Murova [Herald of the Novosibirsk Musical College named after A. F. Murov]. 2013, (6): 76-84.

8.Robustova L. P., Vejzer O. E. Musical software in education of children. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Herald of the Kemerovo State Culture and Arts University]. 2009, (8): 83-89.

9.Robustova L. P., Novikova O. V. Professionalnaya i pedagogicheskaya podgotovka. Muzykalnoe ispolnitelstvo i pedagogika [Professional and pedagogical education. Musical performance and teacher training]. Novosibirsk, 2011. 40 p.

10. Tomasheva A. A. The nature of synesthesia and its development in children. Voprosy muzykalnoj sinestetiki: Istoriya, teoriya, praktika [Matters of musical synesthesia: history, theory and practice]. Novosibirsk, 2016, pp. 220-227.

О педагогической подготовке студентов теоретико-композиторского факультета Новосибирской консерватории: история и современность

В статье рассматриваются вопросы педагогической подготовки студентов теоретико-композиторского факультета Новосибирской консерватории. Говорится о тесной связи прошлого и настоящего в процессе этой деятельности. Подходы и принципы организации педагогической практики в вузе апробировались еще в первое десятилетие существования консерватории. Они стали фундаментом, на котором базируется деятельность всех последующих поколений. Актуальность этих подходов и принципов просматривается и в настоящее время.

Особенностью подготовки студентов Новосибирской консерватории является универсализм требований к студентам всех факультетов, единство критериев оценки и централизация их деятельности. Для осуществления этих задач в 1969 г. была создана кафедра, которая с 1992 г. называется

About pedagogical training of students of the Theoretical and Composer Department of the Novosibirsk Conservatoire: history and modernity

Considered in the paper are matters of pedagogical education of students of the theoretic-composer department of the Novosibirsk conservatoire. Close connection of past and present times in the process of this activity is discussed. Approaches and principles of organization of pedagogical practice in the higher school were probated as far as in the very first decade of the conservatoire existence. They laid foundations for the activities of subsequent generations at this higher school. The relevance of these approaches and principles can be viewed even now.

The universal nature of requirements to students of all departments, unity of assessment criteria and centralization of activities are specific features of education at the Novosibirsk conservatoire. To solve these problems, the department was organized in

кафедра музыкального образования и просвещения. При ней организован сектор педагогической практики, который является основной базой практики студентов теоретико-композиторского факультета. Однако некоторые студенты проходят педагогическую практику на базах ДМШ/ДШИ.

В статье рассматриваются разновидности основной учебно-производственной практики; ее особенности, плюсы и минусы в подготовке студентов. Акцентируется внимание на научно-исследовательском подходе в педагогической работе. Многие научно-иссле-довательские разработки педагогов кафедры прошли апробацию в процессе занятий студентов по педагогической практике. Материалы этих инновационных экспериментальных разработок становятся основой для написания студенческих квалификационных дипломных рефератов. Большое значение для профессионального роста имеют и публикации, в которых отражена совместная научно-поисковая работа педагогов и студентов; приводятся названия и выходные данные этих статей. Отмечаются ценностные параметры самих рефератов; выборочно приводится их тематика. В заключении раскрываются проблемы, которые стоят перед кафедрой на перспективу.

Ключевые слова: кафедра музыкального образования и просвещения, Новосибирская консерватория, сектор педагогической практики, педагогическая подготовка, учебно-производственная практика, дипломный реферат.

1969, which, from 1992 is called the department of musical education and enlightenment. At this department, the sector of pedagogical practice was organized to become the major base of practical training of theoretic-composer department students. However, some students pass pedagogical practice on the bases of children's musical/art schools.

The paper discusses varieties of the major learning and vocational practice; its peculiarities, strong sides and weaknesses of education. Much attention is given to the research-oriented approach in the pedagogical work. It is stated that numerous research and development carried out by that department's instructors were tested during students' pedagogical practice. Materials of these innovative experimental developments become a basis for students' composing their qualification diploma structural abstracts. Publications reflecting joint research of teachers and students are crucial for career growth; titles and article information of these papers are listed. Valuable parameters of structural abstracts per se are noted and their themes are listed selectively. In the conclusion, we highlight problems which will face the department in the long run.

Keywords: department of musical education and enlightenment, Novosibirsk Conservatoire, sector of pedagogical practice, pedagogical education, academic-and-vocational practice, diploma structural abstract.

Робустова Людмила Павловна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: [email protected]

Robustova Lyudmila Pavlovna, Candidate of Art Criticism, Docent, Head of the Department of Musical Education and Enlightenment at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Получено 16.04.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.