Научная статья на тему 'Кафедра музыкального образования и просвещения: история, традиции, тенденции нового времени'

Кафедра музыкального образования и просвещения: история, традиции, тенденции нового времени Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
290
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / DEPARTMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TEACHER TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / TEACHER QUALIFICATION / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / TEACHER-MUSICIAN / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / НОВАТОРСТВО / INNOVATION / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / CONTINUITY OF GENERATIONS / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSICAL PEDAGOGY / МЕТОДИКА / TEACHING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Робустова Людмила Павловна

Статья посвящена вопросам формирования, становления и развития кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки от истоков до наших дней. В ней отражены сущностные процессы и явления, связанные с основной деятельностью -подготовкой педагогов-музыкантов. Раскрыта ситуация, которая обусловила необходимость универсализации обучения студентов разных специальностей. Идея создания смежно-профилированной кафедры, т. е. дающей правильное направление деятельности студентам всех факультетов, возникла не сразу, а созревала постепенно на протяжении более чем десятилетней истории существования консерватории. Открытие в 1969 г. кафедры создало оптимальные условия для поэтапного обучения в соответствии с квалификационными требованиями подготовки педагогов-музыкантов. Тогда же были сформулированы основополагающие принципы и подходы, определены формы и методы работы педагогов и студентов, которые на сегодняшний день также актуальны. Однако традиции не только сохраняются, но развиваются и видоизменяются, что является непременным условием их существования на новых исторических этапах. Статья раскрывает особенности развития кафедры, в деятельности которой выделяются несколько периодов. Автор сосредоточивает внимание на первых годах (1969-1971), далее рассматриваются 1970, 1980, 1990 и 2000-е гг. Параллельно историческим сведениям и событиям анализируются происходящие процессы, ставятся и рассматриваются проблемы, обусловленные современными перестроечными тенденциями, показывается деятельность многих педагогов кафедры и вуза, достижения и вклад которых имеет большое значение для консерватории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Department of Musical Education and Enlightenment: history, traditions, and novel trends

This article is devoted to issues of formation, rise and development of the faculty of musical education and enlightenment of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire from the origins up to nowadays. It reflects essential processes and phenomena, related to the faculty’s main area of activities, namely: molding of teachers-musicians. In the article, the situation which preconditioned the necessity of instruction of students with different specializations is described. The idea of establishing the inter-profiled faculty, i.e. the faculty providing the correct direction of the activity of students of all departments, did not emerge at once; it matured gradually over the course of more than 10-year history of the conservatoire. Opening of the faculty in 1969 created optimal conditions of the stage-by-stage education in accordance with qualification requirements to the preparation of teachers-musicians. Simultaneously, foundational principles and approaches were formulated, and forms and methods of the work of instructors and students were determined, which retained their topicality today. However, traditions are not only preserved they develop and undergo a modification that is the indispensable condition of their being at different historical stages. In addition, the article reveals peculiarities of the faculty development, in whose activity several periods can be singled out. The author focuses on first years (1969-1971) and then considers 1970s, 1980s, 1990s and 2000s. Parallel to historical data and events, then and current processes are analyzed; problems caused by modern tendencies, related to reconstruction, are set forth and considered; and activities of numerous instructors of the faculty and the conservatoire, whose achievements and contributions are of great importance for that higher school, are illustrated.

Текст научной работы на тему «Кафедра музыкального образования и просвещения: история, традиции, тенденции нового времени»

УДК 784.3

Л. П. Робустова КАФЕДРА

МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

овосибирская консерватория - первый сибирский музыкальный вуз. В нем прошла профессиональная жизнь автора этих строк, начиная от поступления на первый курс теоретико-композиторского факультета в год десятилетия учебного заведения и до настоящего времени. Пятьдесят из шестидесяти лет консерватория меня воспитывала и пестовала, озаряла и вдохновляла, одобряла и критиковала, поддерживала и поощряла... Сменялись поколения, изменялись социальные роли, осуществлялись проекты, планы и мечты, строились перспективы, личные и общественные... Но верность судьбе, как и верность профессии, оказалась непоколебима и незаменима в контексте времени, которое не идет вспять и не стоит на месте, а движется, меняется, течет...

Сегодня почти вся жизнь вуза передо мной как на ладони... Радует, что некоторые стоящие у истоков консерватории люди в меру сил еще трудятся, передавая эстафету музыкантам XXI в. Опыт учителей, проверенный временем и годами, овеянный воспоминаниями и упроченный традициями, высвечивается новыми гранями в творчестве молодых и юных дарований, для которых еще все впереди или в первый раз. Их музыкальное творчество наследует достижения предшественников и учителей, что очень важно для создания и продолжения традиций, которые, безусловно, давно сформировались в Новосибирской консерватории. Их необходимо развивать и укреплять, поскольку они являются платформой всего современного, нового и новаторского. Более того, традиции - основное условие жизнеспособности и жизнестой-

© Л. П. Робустова, 2017

кости академического музыкального искусства и образования, ибо на них зиждется фундамент всего великого, сущего и даже вечного.

«Чаще всего я вспоминаю моего учителя, - пишет Дина Леонидовна Шевчук об Евсее Михайловиче Зингере, - когда занимаюсь со своими учениками и невольно ловлю себя на том, что начинаю изъясняться его словами и его выражениями. Порой мне кажется даже, что он незримо присутствует в классе и я слышу его негромкую речь» [9, с. 44]. Это ли не иллюстрация сказанному выше?! Говорить, думать, чувствовать, играть, слышать и слушать музыку, прикасаться к инструменту... Не в этом ли заключена преемственность поколений?! Опыт прошлого в душах и музыке будущего как диалог и взаимодействие талантов, музыкантов и эпох. В этом, пожалуй, и состоит основной смысл воспитания, образования и обучения новых служителей музыкального искусства.

Особая роль в жизни Новосибирской консерватории принадлежит не только педагогам-музыкантам, но и кафедрам. Каждая из них являет собой концептуальное единство профилирующих интересов в различных областях предметных знаний, гармонично обеспечивающих многогранность подготовки новой генерации музыкантов-профессионалов. Деятельность кафедр, как и само их разнообразие, отражает специфику жизни музыкального вуза в исторической перспективе его формирования и развития. По сути достижения и особенности функционирования каждой кафедры - это ее «внешний облик», который заметен без исключения всем и каждому, и во многом парадигма внутреннего уклада жиз-

н

ни вуза, его концептуальных установок. В частности, сказанное можно с успехом проследить в направлении деятельности кафедры музыкального образования и просвещения, история которой начинается с 1969 г., т. е. когда идея ее создания созрела и стала реальной необходимостью. Более того, накопленный к этому времени опыт деятельности вуза показал, что дальнейшее его развитие в части совершенствования педагогической подготовки оптимально возможно только при наличии такой смежно-профилированной кафедры, т. е. дающей правильное направление деятельности студентам всех факультетов, которая в результате и была организована в Новосибирской консерватории. Такова предыстория ее возникновения, положившая начало истории развития нового важного структурного подразделения вуза.

Первоначально это была кафедра музыкальной педагогики (методики), истории исполнительского искусства и концертмейстерской практики. В 1971 г., благодаря некоторому изменению профиля деятельности, она получила новое имя - кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства. В этом же году при кафедре был создан сектор педагогической практики, деятельность которого продолжается и поныне. Параллельно при кафедре существовал Методический кабинет, в 1980-е гг. преобразованный в Лабораторию музыкального образования, имевшую уже централизованное подчинение. Позже, в 1990-е гг., это структурное подразделение было переименовано в Западно-Сибирский региональный методический центр по музыкальному образованию, который и в настоящее время осуществляет возложенные на него функции и задачи.

1992 г. знаменателен слиянием двух кафедр - педагогики, истории и теории исполнительского искусства и просвещения и концертно-исполнительской практики, благодаря чему расширились масштабы и горизонты деятельности, и появилось современное название - кафедра музыкального образования и про-

свещения. Такова краткая «биография» кафедры, ее истоки и вехи истории.

Если говорить подробнее, то непосредственным импульсом к созданию в 1969 г. важного структурного подразделения консерватории стала практическая актуальность в установлении единых требований подготовки и критериев оценки студентов всех факультетов вуза, проходящих педагогическую практику и другие предметы педагогического цикла. Дело в том, что первоначально, т. е. до ее создания, за педагогическую подготовку отвечали специальные кафедры, на которых к студентам предъявлялись разные требования. Однако жизнь потребовала универсализации взглядов и единства подходов, а значит - интеграции деятельности педагогов, отвечающих за данный процесс. Эта плодотворная идея созревала постепенно, годами, а к ее воплощению в жизнь был причастен фактически весь коллектив консерватории.

В те далекие годы замечательную идею интеграции наиболее активно продвигали в жизнь несколько человек -ректор консерватории, профессор Леонид Николаевич Шевчук, старший преподаватель Марк Моисеевич Берлянчик, профессор и первый заведующий кафедрой Евсей Михайлович Зингер (1969-1971). Будучи воплощенной в жизнь, она постепенно привела к заметным результатам, т. е. к значительному улучшению подготовки студентов в данном направлении деятельности.

Первым заведующим кафедрой был назначен Е. М. Зингер - пианист, великолепный музыкант и педагог. Он стоял у истоков не только данной кафедры, но и высшего музыкального образования и фортепианного исполнительства в Новосибирске; оказал влияние на формирование высокой музыкальной культуры города и региона [5, с. 91; 2, с. 59].

Марк Моисеевич Берлянчик возглавлял кафедру с 1971 по 1983 г., работал в НГК до 1993 г. Докторскую диссертацию защитил в 1996, в этом же году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. В Новосибирской консерватории он так-

же руководил Лабораторией художественного воспитания и музыкального образования, много сделал для развития методической деятельности внутри консерватории и в регионе. Основной задачей Лаборатории являлась координация деятельности всех кафедр вуза в области методического руководства 18 средними специальными музыкальными учебными заведениями, расположенными в Западной и Восточной Сибири. Под руководством М. М. Берлянчика были разработаны предложения по совершенствованию художественно-эстетического воспитания и образования в Сибири, Целевая программа преемственности звеньев музыкального образования «школа - училище - вуз», городская программа «Культура». Кроме того, с 1986 по 1989 гг. велась разработка «Комплексной программы массового художественного воспитания подрастающего поколения Сибири и Дальнего Востока до 2005 г.»; создана «Концепция массового художественного воспитания подрастающего поколения Сибири и Дальнего Востока». Были и осуществлялись и другие проекты. В частности, М. М. Берлянчик активно участвовал в создании Высшей школы музыки и Арктического института культуры и искусства Республики Саха (Якутия) [1, с. 20; 5, с. 92]. Безусловно, деятельность М. М. Берлянчика была яркой страницей в истории развития кафедры и вуза.

После ухода Марка Моисеевича с поста заведующего жизнь кафедры не получила заметных импульсов к развитию. Это были годы скорее стагнации, нежели движения вперед. Однако судьбе было угодно продолжать давно начатое дело автору этих строк. Событие стало поворотным и в истории развитии кафедры, и в личной судьбе. Оно произошло в июне 1987 г., т. е. сразу после защиты кандидатской диссертации. Ректор Новосибирской консерватории, доктор философских наук, профессор Евгений Георгиевич Гу-ренко назначил меня на столь ответственную должность, а в ноябре этого же года голосованием Ученого совета НГК единогласно я была избрана по конкурсу.

Окунувшись в бесконечные проблемы, вскоре отчетливо поняла, что многообразная жизнь кафедры - это не только установки и лидирующие позиции заведующего, но в большой мере слаженная работа всего коллектива в осуществлении единых целей и задач. Сказанное особенно важно для подразделений вуза, объединяющих музыкантов разных специальностей. Именно такая структура и такое взаимодействие специалистов целенаправленно формировались и культивировались в Новосибирской консерватории изначально, т. е. при создании кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства.

В первые годы существования кафедры под руководством Е. М. Зингера работали скрипач М. М. Берлянчик, пианисты Л. А. Москаленко, Н. П. Мыш, С. П. Миндель, Л. В. Каткова, Л. Н. Стремоусова, хормейстер В. С. Сло-ущ. Помимо штатного состава педагогов, с кафедрой тесно сотрудничали многие специалисты вуза. В частности, «профессора - Г. И. Пеккер, Е. Р. Близнюк, старшие преподаватели — 3. С. Айзенштадт, И. А. Зайдентрегер, П. Ф. Рубцов, В. А. Подъельский, Н. Н. Покровская, Л. М. Сквирский, Г. Г. Фельдгун, И. И. Шмарев, преподаватели -И. М. Карягина, С. К. Мусин, Б. С. Пев-знер, Б. П. Чернов, А. И. Эткина и др.» [5, с. 91]. «Для более продуктивной реализации главных задач были сформированы четыре секции: фортепианная, ме-тодико-теоретическая, оркестровая и народная, концертмейстерской подготовки» [Там же].

1970-е гг. во многом изменили списочный состав кафедры за счет притока молодых кадров. Здесь необходимо назвать следующих выпускников Новосибирской консерватории — это пианисты Г. И. Су-шон, В. А. Коваленко, 3. А. Ремизова и Н. Г. Насвицевич, хормейстер Л. М. Школьная, музыковеды Л. П. Ро-бустова, В. М. Никифорова и Л. Н. Дува-кина (Кириченко). В эти же годы по линии руководства педагогической практикой студентов разных факультетов

и/или чтения курсов истории исполнительского искусства с кафедрой начали тесно сотрудничать баянист Д. Г. Ермаков, гобоист Е. Е. Фёдоров, пианистка Л. Л. Зенина, арфистка Н. Н. Покровская. Совместителями ТЕКЖ6 были

A. М. Клюев, В. Ф. Калёнов, А. А. Михайлов и др. [5, с. 91].

Это были годы становления и утверждения кафедры в своих основополагающих позициях, концептуальных установках и стремлениях наладить работу внутри, синхронизировать и скоординировать ее с запросами других, изменяющимися интересами и потребностями всего вуза - нелегкая, но необходимая задача, решить которую следовало обязательно. К тому же шел поиск и утверждение своего статуса в вузе, реализация намеченных дел и планов — все то, что соединяло, формировало и сплачивало коллектив в профессиональном аспекте. Параллельно происходила разработка различного рода нормативных материалов и документов, дающих необходимые основания для учебной и поисково-твор-ческой деятельности всех и каждого.

1980-е гг. связаны с приходом на кафедру специалистов в области музыкальной и общей психологии -

B. М. Цеханского, затем Л. И. Боровикова и И. П. Кладовой. Вторая половина этого десятилетия также отмечена тесным межкафедральным сотрудничеством уже зав. кафедрой музыкального образования и просвещения Л. П. Робустовой с зав. кафедрой компьютеризации музыкальной деятельности В. М. Цеханским (с привлечением в качестве программиста студента 4-го курса ТКФ С. П. Полозова) по созданию музыкальных обучающих компьютерных программ [3, с. 90; 8, с. 294]. Более подробную информацию о деятельности в этом направлении, которая началась в 1987 г. и активно продолжалась до 2002 г., можно почерпнуть из статей автора [6, 7].

На указанный период приходится и активизация научно-исследователь-ской деятельности всех членов кафедры, связанная с обучением в аспирантуре, соискательством, написанием и защитой

кандидатских диссертаций. Результат -в течение нескольких лет становятся кандидатами наук Л. А. Москаленко (1982), М. М. Берлянчик (1983), Л. П. Робустова (1987), В. М. Никифорова (1987), Г. И. Сушон (1988).

В 1980-е гг. активизируется участие всех педагогов кафедры в научно-теоретических и научно-практических вузовских, региональных, республиканских, всесоюзных конференциях, симпозиумах и семинарах. В этот же период в НГК при активном участии педагогов кафедры издаются методические сборники по вопросам музыкального воспитания и образования: «Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы», «Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз)», «Музыкальный лицей: задачи, проблемы, перспективы» и др. Большое внимание уделяется также методическому обеспечению теоретических и практических курсов по дисциплинам кафедры по рекомендации кафедры; публикуется большое количество методических разработок.

В указанный период на кафедре большое значение придается не только науч-но-исследовательской, но и научно-мето-дической работе, направленной на широкоохватную оптимизацию музыкального образования в масштабах города, региона и даже страны. В связи с этим были разработаны проекты и опубликованы многие научно-методические материалы, о чем говорилось выше в связи с рассмотрением деятельности М. М. Берлянчика. К сказанному необходимо лишь добавить, что некоторые проекты осуществлялись по договору с НИИ культуры и АН СССР, а также при поддержке различного уровня властных структур. Подчеркну, что успешное внедрение в жизнь многих идей стало возможным лишь благодаря тесному сотрудничеству кафедры и Лаборатории музыкального образования НГК [5, с. 92].

В 1990-е гг. - время слияния двух кафедр - существенно обновился кадровый состав кафедры, в структуре которой стали работать музыковеды Т. А. Ромене-

кая, В. М. Калужский, Н. П. Коляденко, исполнители Л. Е. Александровский, Н. И. Челышева и Д. Г. Ермаков остались на кафедре в качестве совместителей. Такие перестановки были обусловлены тем, что в ведение кафедры, вместе с новыми специалистами, перешли и многие музыковедческие дисциплины. В частности, музыкальная критика, журналистика и просветительство, методология музыкальной критики, специальный класс, история музыкальной культуры Сибири и др. В связи с указанными изменениями было принято решение передать историю исполнительского искусства на специальные кафедры. Однако перечисленные выше педагоги-исполнители на кафедре музыкального образования и просвещения продолжали вести занятия со студентами по руководству различными видами практик.

Со второй половины 1990-х гг. с кафедрой начинает сотрудничать М. Ю. Дубровская, в основном по линии музыкальной критики, журналистики и лекторской практики, совмещая эту работу с педагогической деятельностью в качестве штатного сотрудника кафедры этномузыкознания.

На период с начала 1990-х до начала 2000-х гг. в деятельности кафедры музыкального образования и просвещения приходится несколько интересных и знаменательных явлений. Первое связано с тем, что кафедра стала выпускающей не только по части педагогической подготовки студентов консерватории, но и по специальности «музыковедение», а вскоре начали появляться и первые аспиранты и соискатели ученых степеней. Второе - начинает подготовку выпускников по специализациям «музыкальный критик» и «музыкальный просветитель». Третье — появляется государственный квалификационный экзамен по «Специальной педагогической подготовке» (в настоящее время - «Музыкальное исполнительство и педагогика»), основу которого составляют написание и защита студентами всех без исключения факультетов дипломных рефератов. Четвертое - продолжается развитие компью-

терной проблематики, связанное с созданием музыкальных обучающих и тре-нинговых программ по хоздоговорным проектам с НИИ ВО (г. Москва), грантам РГНФ и ФЦП «Культура России» (2001-2005). Представленные на Сибирскую выставку-ярмарку обучающие компьютерные программы из компьютерного учебника по музыкальной грамоте (автор и руководитель проекта Л. П. Робустова, программист А. Е. Гуренко) были удостоены Большой золотой медали «УчСиб-98» [4, с. 231]. Пятое - приход на кафедру уникального человека, музыканта и музыковеда - Татьяны Аркадьевны Ро-менской, которая начала работать в НГК в 1959 г. Ее разнообразная и разносторонняя деятельность отражена в моей статье «Музыкальная Сибирь - тема ее жизни (к юбилею профессора Т. А. Ро-менской)», опубликованной в первом номере «Музыкального альманаха» Новосибирской консерватории. Шестое - введение в учебный план НГК дисциплин, в том числе и на факультативной основе, которые дали возможность привлечь ряд интересных специалистов. Так, в течение двух лет на кафедре преподавала известный в стране журналист и собкор «Огонька» Замира Мирзовна Ибрагимова, затем - журналист Новосибирского радио Марина Юрьевна Логинова. Музы-котерапию вела уникальный в этой области деятельности новосибирский психотерапевт и психолог Валентина Анатольевна Макашева. Христианство и музыкальную культуру читал выпускник Папского Римского университета, католический священник дон Убальдо Орланделли (Италия). Этот список можно пополнить именами Т. Г. Гиневич, И. Г. Яськевич, А. В. Чуловского, Д. Г. Ермакова, Н. И. Челышевой, Е. Б. Покидько, Г. А. Пыстина, спецкурсы которых были чрезвычайно интересны и востребованы студенческой аудиторией.

Педагоги кафедры, как и ранее, принимали активное участие в проведении и организации различных семинаров и конференций международного, всероссийского, межвузовского и внутривузов-

ского уровней. Необходимо особо выделить международную конференцию, посвященную 100-летию К. Орфа, на которой выступали представители Италии К. Пастромелло и У. Орланделли, а также Канады (заочно). Научные материалы педагогов кафедры широко публиковались в Новосибирске, Москве, Казани, Екатеринбурге, Магнитогорске, Астрахани и за рубежом (Корея, Финляндия) и др. Кафедра также активно участвует в издании сборников статей: «Высший музыкальный колледж. Новое в профессиональном образовании», «Музыкальный лицей: развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения» публикует ряд учебных программ по дисциплинам музыкального лицея НГК.

2000-е гг. явились новой вехой в истории развитии кафедры. Произошли изменения и в кадровом составе. В штат кафедры в 2003 г. пришли недавние выпускники НГК - музыковед О. В. Новикова и пианисты Ю. А. Рожкова и Е. Л. Суродейкина. С этого же года активно включился в жизнь кафедры Н. С. Бажанов, который стал вести курс методики преподавания фортепиано и руководить дипломными рефератами. В 2004 г. после окончания докторантуры НГК на кафедре начинает работать М. Н. Дрожжина. В 2013 г. на кафедру возвращается В. М. Никифорова,

а в 2014 г. - Е. К. Карелина, А. М. Лесо-виченко и Н. Н. Малахова, их появление во многом было обусловлено текущими учебными проблемами, инновационными изменениями в образовательных стандартах и новыми образовательными тенденциями.

С 2013 г. кафедра начала курировать подготовку выпускников бакалавриата по специальности «музыкальная педагогика»; разработала необходимое количество рабочих учебных программ и оценочных средств. По сравнению с музыковедами у студентов расширен объем знаний педагогического профиля за счет таких дисциплин, как «Музыкальная педагогика и психология», «Музыкальная педагогика в ДШИ», «Методика преподавания профессиональных дисциплин»,

«Музыкальная педагогика в общеобразовательных учреждениях» и др. Безусловно, происходящие новации имеют не только исторические корни, преимущественно связанные с деятельностью педагогических институтов, но и перспективы развития в недрах образовательной деятельности на базе консерваторий. Поэтому в данном направлении видится большое поле деятельности для аналитических размышлений и для конкретных учебно-воспитательных преобразований.

Обращают на себя внимание разработки и публикации 2011 г., сделанные Л.П. Робустовой в соавторстве с О. В. Новиковой, двух учебно-методичес-ких комплексов дисциплин - «Музыкальное исполнительство и педагогика» и «Профессиональная и педагогическая подготовка» для студентов, которые готовятся к сдаче государственных квалификационных экзаменов. Настоящие материалы основываются на накопленном с 1995 г. опыте работы по организации и руководству данной деятельностью и являются необходимым учебным пособием при подготовке дипломных рефератов.

Следует также отметить тесные контакты кафедры музыкального образования и просвещения со специальными кафедрами вуза по линии подготовки студентов к государственным экзаменам по «Музыкальному исполнительству и педагогике». Здесь достигнуто полное понимание и поддержка деятельности кафедры в работе со студентами, подавляющее большинство которых весьма творчески и позитивно относится к своему первому научно-исследовательскому опыту.

В эти годы деятельность кафедры успешно осуществляется и в научно-иссле-довательском направлении, что, прежде всего, связано с работой над докторскими диссертациями, а также их защитой (Н. П. Коляденко и Н. Н. Покровская). Подготовка диссертационных исследований аспирантов и соискателей кафедры также завершилась успешной защитой докторской диссертации - В. Ф. Третья-ченко (2011) и 8 кандидатских диссертаций - С. П. Полозов (2000), М. В. Яку-шевич (2001), И. В. Белоносова (2005),

С. В. Камышникова (2007), С. Ю. Лысенко (2007), Ю. О. Ткаченко (2011), А. Н. Мельникова (2011), Е. Н. Старикова (2016).

На кафедре в настоящее время развиваются несколько научно-исследовательских направлений. Они связаны с изучением вопросов музыкальной педагогики и психологии, профессионального музыкального воспитания и образования, включая Сибирский регион, методов и методик преподавания, информационных и обучающих технологий, проблем взаимодействия музыки и речи, синтеза искусств.

Как правило, научно-исследовательская и научно-методическая деятельность тесно связаны или приближены друг другу. В данном случае речь идет о монографии Н. П. Коляденко «Синесте-тичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века)», изданной в 2005 г., а также об учебных пособиях, претворяющих в жизнь основополагающие концептуальные установки автора. В контексте сказанного необходимо отметить и работы И. П. Кладовой. В 2006 г. ею была издана монография «Сакральные символы в русской литургической музыке (на примере произведений рубежа XIX-XX веков). Психологический аспект». Следом, в 2008 г., лекция по курсу «Музыкальная психология для студентов музыкальных вузов» под названием «Личность, творчество, импровизация (в контексте гуманистической психологии)».

Развитие научно-методической мысли на кафедре также связано с написанием и публикацией коллективных учебников и учебно-методических пособий. Речь идет об учебнике «Музыкальная культура Сибири» для ссузов (2006), изданном на средства, полученные по гранту фонда «Русское исполнительское искусство» и при финансовой поддержке администрации Новосибирской области. В данном издании Л. П. Робустова выступила одновременно как соавтор и ответственный редактор. С таким же названием в 2012 г. опубликовано учебно-методическое пособие для ДМШ и ДШИ, изданное при финансовой поддержке Мини-

стерства культуры НСО. В подготовке его текста принимали участие М. Н. Дрож-жина и Л. П. Робустова - авторы разделов или подразделов. В этом же году было опубликовано авторское пособие О. В. Новиковой по слушанию музыки, а также статья Л. П. Робустовой «Учитель - ученик: парадигмы времени», посвященная памяти А. М. Айзенштадта.

Показательны выступления членов кафедры на крупных научно-исследова-тельских и методических форумах в городах РФ и за рубежом (Астана, Душанбе, София). В данной связи следует особо отметить участие Л. П. Робустовой как представителя музыкально-педагогичес-кого направления деятельности НГК в работе сессии УМО Министерства образования России по педагогическим дисциплинам (2010), в заседаниях Научного совета по проблемам истории музыкального образования (с 2011 гг.), ее выступление на Восьмой международной конференции в рамках культурного проекта «Дельфийский Новосибирск - 2013», а также с докладом и мастер-классом на двух международных конгрессах, посвященных различным этапам реализации образовательного проекта «Музыка для всех» (Якутск, 2013 и 2015) и др.

В последнее десятилетие также ярко представлена научно-методическая роль кафедры в Западно-Сибирском регионе. Она связана с регулярным проведением открытых межрегиональных конкурсов методических работ педагогов ДМШ/ ДШИ и ссузов, открытых конкурсов работ по музыкальной критике и журналистике для студентов вузов и ссузов, а также для учащихся ДМШ/ДШИ, ежегодных внутривузовских конкурсов на лучшую работу по музыкальной педагогике. Следует отметить различные конкурсы и конференции, которые проводятся на базах ДМШ/ДШИ, а также в Новосибирском музыкальном колледже имени А. Ф. Мурова при поддержке областной и городской администрации. В частности, конкурс учащихся ДМШ и ДШИ по сольфеджио.

Немаловажное значение для имиджа кафедры имеет и руководство Л. П. Робу-

стовой совместно с педагогами ССМШ Н. Л. Александовой и Е. С. Петеневой секцией педагогов-сольфеджистов. Их совместный доклад с презентацией на тему: «Конкурсы по сольфеджио для учащихся ДМШ/ДШИ (из опыта работы методического объединения преподавателей)» - в июне 2016 г. был представлен в Москве на III международной ассамблее «Современность и творчество в методике и практике преподавания теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ», участвовал в конкурсе творческих проектов. Авторы-разработчики стали лауреатами первой степени.

Сегодня, оглядываясь назад, понимаешь как много важного и нужного делалось и делается на кафедре. Видишь, что идеи, заложенные отцами-основателями, живы и актуальны до сих пор. Учитывая их фундаментальный характер, можно надеяться на то, что они не утратят своего смысла и значения не только на близкую, но и на далекую перспективу. Однако время и взгляды подвержены изменениям. Важно, чтобы они не были случайными и сиюминутными в решении важных вопросов социально-культурного свойства, в том числе и в сфере музыкального образования. Важно, чтобы функциональная простота видимых решений не упрощала и не изменяла фундаментальных основ приобретения музыкально-педагогической профессии.

В настоящее время с уверенностью можно отметить, что базовые принципы и подходы остались неизменными - кафедра по-прежнему отвечает за педагогическую подготовку в вузе и стремится осуществлять ее на оптимальном уровне. Однако не столько по линии проведения педагогической практики, сколько по линии подготовки студентами специали-тета и бакалавриата дипломных рефератов к государственному экзамену. Эта важная работа интегрирует все умения и навыки, полученные в результате прохождения психолого-педагогических дисциплин на предшествующих этапах обучения. Требования и критерии оценки деятельности студентов на всех факультетах вуза на завершающем этапе

едины. В них сохранен необходимый универсализм деятельности, сочетающийся с особенностями обучения на разных специальностях и индивидуальными запросами и возможностями каждого студента.

Педпрактику в последнее время контролируют специальные кафедры. Не думаю, что это лучшее решение вопроса, но здесь имеется целый ряд особенностей современного периода, которые пока сложно преодолеть. Однако в перспективе надо думать, как оптимально решить данную проблему. Возможно, необходимо повысить роль факультетских руководителей и создать некий экспертный совет при кафедре музыкального образования и просвещения, который будет обсуждать, анализировать и корректировать проблемные ситуации в педагогической подготовке студентов вуза. Следует позаботиться об усилении централизации, так как тенденции децентрализации уже начали появляться. Возможно, что в перспективе следует обсудить вопрос штатного состава кафедры, которая с этого учебного года состоит исключительно из музыковедов. На мой взгляд, эти две проблемы взаимосвязаны.

В качестве позитивного момента отмечу, что за педагогическую подготовку по линии магистратуры, ассистентуры-стажировки и аспирантуры отвечают исключительно специальные кафедры. И это правильно, поскольку на предыдущем этапе специалитета или бакалавриата студентом освоены все основополагающие умения и навыки, получены, так сказать, базовые стандарты. Новые этапы — это уже индивидуализация деятельности персонально каждого. В этом плане обучающая студента специальная кафедра - место практически идеальное.

Аналогичное можно сказать и о квалификационных дипломных рефератах магистрантов и ассистентов-стажеров, соответственно по дисциплинам «Музыкальное исполнительство и педагогика» и «Актуальные проблемы музыкальной педагогики». Они сегодня закреплены за кафедрой истории музыки, но при весомом участии зав. кафедрой музыкально-

го образования и просвещения на всех предварительных и заключительных этапах текущей учебной деятельности. Данная установка в отношении организации учебного процесса весьма позитивна с нескольких точек зрения. Во-первых, она приобщает широкий круг специалистов с разных музыковедческих кафедр к музыкально-педагогической и музыкально-психологической проблематике. Во-вторых, расширяет границы нашего профессионального и творческого сотрудничества в кругу коллег. В-третьих, учитывая, что зав. кафедрой истории музыки Борис Александрович Шиндин является председателем диссертационного совета НГК, складывается благоприятная ситуация, в процессе которой более четко и целенаправленно могут проявляться, отслеживаться и развиваться потенциальные научно-исследо-вательские возможности среди исполнителей. Сегодня, как и ранее, они состав-

ляют важный резерв для развития музыковедческой мысли в сфере исполнительского искусства. Примером тому являются многие музыканты Новосибирской консерватории - Е. М. Зингер, В. И. Слоним, М. М. Берлянчик, Н. Н. Покровская, Г. Г. Фельдгун, А. В. Гвоздев, которые написали, защитили и опубликовали диссертации, монографии, статьи. Давняя традиция идет с 60-70-х гг. прошлого столетия. Ее, безусловно, надо продолжать, поддерживая молодых музыкантов советом и делом.

Подводя итоги сказанному, еще раз убеждаюсь в том, что время и идеи не стоят на месте, а преобразуются, развиваются, растут, сохраняя верность традициям в формате сегодняшнего дня. Поэтому считаю для себя и для кафедры следующую установку своего рода жизненным девизом - «Идти в ногу со временем, не теряя лучшего, что было». Этому правилу необходимо следовать всегда.

Литература

1. Берлянчик Марк Моисеевич // Новосибирская консерватория - 50 лет: Энцикл. слов. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. - С. 20.

2. Зингер Евсей Михайлович // Новосибирская консерватория - 50 лет: Энцикл. слов. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. - С. 59-60.

3.Ментюков А. П. Кафедра компьютеризации музыкальной деятельности // Новосибирская консерватория - 50 лет: Энцикл. слов. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. - С. 89-91.

4. Робустова Людмила Павловна // Новосибирская консерватория - 50 лет: Энцикл. слов. -Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. - С. 231.

5. Робустова Л. П. Кафедра музыкального образования и просвещения // Новосибирская консерватория - 50 лет: Энцикл. слов. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. - С. 91-94.

6. Робустова Л. П. Вопросы компьютеризации в контексте деятельности кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории // Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании. Вопросы теории, методологии и практики: Сб. материалов Второй всерос. науч.-практ. конф. 26-28 февр. 2013 г. - Новосибирск, 2013. - С. 64-75.

7. Робустова Л. П. Компьютеризация музыкального образования: Исторический аспект // Сиб. учитель. - 2016. - № 4. - С. 55-58.

8. Цеханский Владимир Михайлович // Новосибирская консерватория - 50 лет: Энцикл. слов. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. -С. 294.

Э.Шевчук Д. Л. Евсей Михайлович Зингер // Новосибирская консерватория - 50 лет: Материалы и док. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. - С. 44-48.

References

1. Berlyanchik Mark Moiseevich. Novosibirskaya konservatoriya - SO let [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years]. Novosibirsk, 2006, p. 20.

2.Zinger Evsej Mikhajlovich. Novosibirskaya konservatoriya - 50 let [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years]. Novosibirsk, 2006, pp. 59-60.

3.Mentyukov A. P. Department of computerization of musical activity. Novosibirskaya konservatoriya - 50 let [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years]. Novosibirsk, 2006, pp. 89-91.

4.Robustova Lyudmila Pavlovna. Novosibirskaya konservatoriya - 50 let [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years]. Novosibirsk, 2006, p. 231.

5.Robustova L. P. The Department of music education. Novosibirskaya konservatoriya - SO let [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years]. Novosibirsk, 2006, pp. 91-94.

6. Robustova L. P. Issues of computerization in the context of the activities of the Department of musical education of the Novosibirsk Conservatoire. Informatsionnye tekhnologii v

muzykal'nom iskusstve i obrazovanii. Voprosy teorii, metodologii i praktiki [Information technology in music art and education. Issues of theory, methodology and practice]. Novosibirsk, 2013, pp. 64-75.

7. Robustova L. P. Computerization of music education: Historical aspect. Sibirskij uchitel' [Siberian teacher], 2016, (4): 55-58.

8. Tsechanskij Vladimir Mikhajlovich. Novosibirskaya konservatoriya - 50 let [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years]. Novosibirsk, 2006, p. 294.

9. Shevchuk D. L. Evsej Mikhajlovich Zinger. Novosibirskaya konservatoriya - 50 let [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years]. Novosibirsk, 2006, pp. 44-48.

Кафедра

музыкального образования и просвещения: история, традиции, тенденции нового времени

Статья посвящена вопросам формирования, становления и развития кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки от истоков до наших дней. В ней отражены сущностные процессы и явления, связанные с основной деятельностью -подготовкой педагогов-музыкантов. Раскрыта ситуация, которая обусловила необходимость универсализации обучения студентов разных специальностей. Идея создания смежно-про-филированной кафедры, т. е. дающей правильное направление деятельности студентам всех факультетов, возникла не сразу, а созревала постепенно на протяжении более чем десятилетней истории существования консерватории. Открытие в 1969 г. кафедры создало оптимальные условия для поэтапного обучения в соответствии с квалификационными требованиями подготовки педагогов-музыкан-тов. Тогда же были сформулированы основополагающие принципы и подходы, определены формы и методы работы педагогов и студентов, которые на сегодняшний день также актуальны. Однако традиции не только сохраняются, но развиваются и видоизменяются, что является непременным условием их существования на новых исторических этапах. Статья раскрывает особенности развития кафедры, в деятельности которой выделяются несколько периодов. Автор сосредоточивает внимание на первых годах (1969-1971), далее рассматриваются 1970, 1980, 1990 и 2000-е гг. Параллельно историческим сведе-

The Department of Musical Education and Enlightenment: history, traditions, and novel trends

This article is devoted to issues of formation, rise and development of the faculty of musical education and enlightenment of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire from the origins up to nowadays. It reflects essential processes and phenomena, related to the faculty's main area of activities, namely: molding of teachers-musicians. In the article, the situation which preconditioned the necessity of instruction of students with different specializations is described. The idea of establishing the inter-profiled faculty, i.e. the faculty providing the correct direction of the activity of students of all departments, did not emerge at once; it matured gradually over the course of more than 10-year history of the conservatoire. Opening of the faculty in 1969 created optimal conditions of the stage-by-stage education in accordance with qualification requirements to the preparation of teachers-musicians. Simultaneously, foundational principles and approaches were formulated, and forms and methods of the work of instructors and students were determined, which retained their topicality today. However, traditions are not only preserved - they develop and undergo a modification that is the indispensable condition of their being at different historical stages. In addition, the article reveals peculiarities of the faculty development, in whose activity several periods can be singled out. The author focuses on first years (1969-1971) and then considers 1970s, 1980s, 1990s and 2000s. Parallel to historical data and events, then and current

ниям и событиям анализируются происходящие процессы, ставятся и рассматриваются проблемы, обусловленные современными перестроечными тенденциями, показывается деятельность многих педагогов кафедры и вуза, достижения и вклад которых имеет большое значение для консерватории.

Ключевые слова: кафедра, педагогическая подготовка, педагогическая практика, педагогическая квалификация, педагог-музыкант, традиции, новаторство, преемственность поколений, музыкальная педагогика, методика.

processes are analyzed; problems caused by modern tendencies, related to reconstruction, are set forth and considered; and activities of numerous instructors of the faculty and the conservatoire, whose achievements and contributions are of great importance for that higher school, are illustrated.

Keywords: department, teacher training, teaching practice, teacher qualification, teacher-musician, traditions, innovation, continuity of generations, musical pedagogy, teaching techniques.

Робустова Людмила Павловна, кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: [email protected]

Robustova Lyudmila Pavlovna, Candidate of Art Criticism, professor, Head of the Department of Musical Education and Enlightenment at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Получено 11.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.