УДК 783:271.2
О. А. Светлова
О НОВОМ НАПРАВЛЕНИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ МЕДИЕВИСТИКЕ НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
развитии сибирской музыкальной медиевистики в 90-е гг. XX в. наметился новый вектор дальнейших научных изысканий. Речь идет о формировании направления, связанного с изучением певческих традиций сибирского старообрядчества. Первоначально возникшее в общем процессе изучения истории древнерусского певческого искусства, оно постепенно выделилось в самостоятельную область медиевистики.
Безусловно, этому способствовали определенные взаимонаправленные и взаимозависимые факторы. Один из них мы обнаруживаем в истории развития русской музыкальной медиевистики в целом. В этой связи важно вспомнить деятельность известного музыковеда, палеографа Степана Васильевича Смоленского (1848-1909), который обратил внимание на старообрядческую традицию культового пения. И хотя он не рассматривал ее как специфический пласт русской богослужебной музыки, сама идея использования современного певческого материала старообрядчества в качестве объекта изучения древнерусского искусства была новой и послужила импульсом для последующих изысканий. В активное русло они вошли в последние десятилетия XX в., когда российскими музыковедами был открыт огромный «звуковой мир» старообрядчества. Старообрядческий феномен обусловил формирование новых подходов к материалу исследования. Если для ученых 1960-1980-х гг. основополагающим источником были памятники древнерусской музыкальной письменности, то, начиная с 90-х гг., наряду с продолжением исследований пев-
© О. А. Светлова, 2017
ческих рукописей и старопечатных книг, медиевистика все более стремилась к изучению современной интонационной культуры старообрядцев. Музыковеды стали акцентировать свое внимание на живой традиции древнерусского пения в его богослужебных и внебогослужеб-ных формах. Это был принципиально новый подход и соответственно перед исследователями возникла первоочередная задача поиска и введения в научный обиход аудиоматериала, его нотировка, реконструкция, теоретическое осмысление.
Второй фактор, сыгравший существенную роль в формировании данного направления в Новосибирске, - террито-риально-географический. Сибирский регион предоставил медиевистам широчайшие возможности для археографических, исторических и искусствоведческих исследований. Сибирь обладает богатейшим культурным наследием староверов, переселившихся сюда в разное время из известных старообрядческих центров: Москвы, Керженца, Ветки, Стародубья, Выга. Миграция старообрядцев стала следствием целого ряда причин, среди которых, с одной стороны, продолжительные гонения и ссылки, с другой -поиск святой земли с истинной верой, так называемого Беловодья. Осваивая суровый обширный регион, старообрядцы пытались с особой тщательностью сохранить древние традиции, в том числе и певческое дело, передавая его молодому поколению. По мере продвижения староверов все дальше на восток страны постепенно образовывались локальные центры различных толков и согласий, что привело к формированию региональной и субконфессиональной специфики бытования певческой традиции.
В
В качестве еще одного важного фактора следует назвать внутренние процессы, протекающие в старообрядческом мире. В течение длительного периода богоборчества ситуация практического отсутствия возможностей для нормального функционирования Церкви обусловила практическое усиление религиозно-культурной мотивации. Об этом феномене старообрядчества пишет Б. П. Кутузов: «Относительно немногочисленное старообрядчество, этот "маленький орешек", но удивительно твердый, оказало вдруг неожиданно стойкое сопротивление богоборческой власти, проявило недюжинную активность в защите христианской веры и христианского образа жизни» [2, с. 284]. Благоприятные условия, возникшие в стране в последние десятилетия XX в., вызвали в старообрядчестве «оживление», активизацию внутренних механизмов на основе изначально заложенных в древлеправославии имманентных законов, позволяющих сохраняться и развиваться этой культуре на протяжении вот уже более десяти веков. У староверов появились возможности официальной регистрации общин, восстановления всей полноты церковной жизни, возведения храмов, издания трудов старообрядческих писателей, организации церков-но-певческих школ, создания хоровых коллективов на базе общин и их кон-цертно-просветительской и иной деятельности. При этом происходит интенсивный процесс либо восстановления части ранее утраченных элементов культуры, либо их замена, появление новых элементов. Этому способствует колоссальный потенциал древнерусской -старообрядческой культуры, заложенный в ней культурно-генетический код.
Все названные факторы способствовали тому, чтобы в русле отечественной медиевистики образовались новые тенденции. Огромная роль в формировании исследовательских школ, направленных на изучение старообрядческой культуры, принадлежит ведущим российским уче-ным-древникам таким, как Т. Ф. Влады-шевская, Н. Г. Денисов, Н. П. Парфенть-ев. Идеи С. В. Смоленского стали восста-
навливаться, получили свое воплощение. В Сибирском регионе они начали реали-зовываться в деятельности ныне известного медиевиста, основателя и заведующего кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории А. Н. Кручининой, которая будучи еще студенткой Новосибирской консерватории, принимала участие в сибирских археографических экспедициях конца 1960-х - начала 1970-х гг.
Наряду с Москвой, Санкт-Петербур-гом и Екатеринбургом Новосибирск постепенно занимает позицию регионального медиевистического центра. Исследовательские силы сосредотачиваются в Новосибирской консерватории вокруг музыковеда-медиевиста Бориса Александровича Шиндина - ученика и последователя выдающегося отечественного ученого Максима Викторовича Бражни-кова, основателя новосибирской медие-вистической школы, ныне доктора искусствоведения, профессора, автора целого ряда трудов, в том числе фундаментального исследования о жанровой типологии древнерусского певческого искусства [7]. Именно в классе по специальности Б. А. Шиндина на кафедре истории музыки происходило формирование нового направления.
По инициативе Бориса Александровича в 1990-е гг. в консерватории началась активная разработка вопросов изучения живой певческой традиции сибирского старообрядчества. Принципиальным моментом в этом направлении стала организация консерваторией самостоятельных экспедиций в районы традиционного проживания староверов с целью сбора звукового материала. До этого времени студенты-музыковеды единично принимали участие в экспедициях Новосибирского государственного университета, Института истории, филологии и философии, Отдела редкой книги и рукописей ГПНТБ СО РАН. Первым отражением результатов этой деятельности стала дипломная работа Л. Ф. Солощенко «Музыкальная культура крестьян-старообрядцев Красноярского края», защищенная в 1979 г. Однако только в 1990-е гг.
Рис. 1. Книги в моленной староверов-поморцев. Экспедиция 1997 г., село Усть-Калманка Алтайского края
эта работа обрела автономный и системный характер.
В 1992 г. проведена первая экспедиция аспирантки Т. Г. Федоренко (Казанцевой) и студентки Л. Р. Фаттаховой в Бурятию к староверам-семейским. В этот период определяются географические и конфессиональные векторы дальнейших изысканий, связанных с традицией старообрядцев Забайкалья, Восточного Казахстана, общин Новосибирска и Барнаула. Этой проблематикой занимаются студенты Е. Г. Викулова, И. В. Полозова, студентка и затем аспирант Н. С. Мурашова. Тогда же защищаются дипломные работы Л. Г. Фаттаховой «Певческие традиции старообрядцев Бичурского района Забайкалья» (1993), И. В. Полозовой «Певческая культура старообрядцев Алтая (беспоповская община г. Барнаула)» (1994), Е. Г. Викуло-вой «Изучение певческих традиций Новосибирской общины Русской православной старообрядческой церкви» (1994), а в 1995 г. - первая в этом направлении
кандидатская диссертация Т. Г. Федоренко «Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика».
Своеобразной вехой стал 1996 г., когда консерватория впервые выиграла грант Российского гуманитарного научного фонда на проведение экспедиции в районы Алтайского края и Республики Алтай. Участниками этой продолжительной поездки стали преподаватель Т. Г. Федоренко, сотрудники консерватории Н. С. Мурашова и В. В. Мурашов и студентка 3-го курса ТКФ О. А. Светлова (класс Б. А. Шиндина). С этого времени организуются ежегодные экспедиции при поддержке РГНФ, а также Федеральной целевой программы «Интеграция». Самым плодотворным стал 1997 г., когда состоялось восемь экспедиций (рис. 1). К полевой работе активно привлекаются студенты классов Б. А. Шиндина и Т. Г. Казанцевой - А. М. Шамнэ, Е. Г. Червякова, А. А. Качусова, С. Г. Емельянова, В. А. Орехова.
Работа новосибирской музыкально-медиевистической школы осуществляется согласно разработанной методике комплексного многоэтапного обследования региона по локальному принципу. В течение обозреваемого периода в значительной степени был расширен ареал исследований. В поле зрения музыковедов оказались поморские и белокриницкие общины городов Барнаул, Бийск, Новосибирск, Красноярск, Кемерово, беспоповцев Горного Алтая, Алтайского и Красноярского края, Кемеровской области, Республики Бурятии, Республики Тыва, восточных районов Республики Казахстан, а в недавнее время - традиции старообрядческих общин Томска, неисследованные районы Красноярского края, Дальневосточного региона. Собранный внушительный певческий массив представляет самые разнообразные формы интонирования, отдельные богослужебные жанры, духовные стихи, полные суточные литургические циклы.
Результаты масштабной экспедиционной деятельности определили тематику и характер исследований. Наряду с решением частных задач, сформировалась проблематика обобщающего истори-ко-теоретического и методологического свойства по вопросам богослужебной практики, жанровой классификации, музыкально-певческой стилистики, разработки комплекса методик для аналитических процедур и, что очень важно, прослеживания преемственных связей внутри локальной традиции.
Итогом всего периода изучения певческих традиций сибирского старообрядчества явилось обобщение результатов в ряде дипломных работ и кандидатских диссертаций, подготовленных под руководством Б. А. Шинднна: И. В. Полозовой «Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири» (2000), Н. С. Мурашовой «Духовные стихи старообрядцев Рудного Алтая: жанрово-стилистическая типология» (2000), О.А.Светловой «Службы святым в традиции Русской Православной Старообрядческой Церкви (на материале Сибирского региона)» (2002). С 2000 г. это направление развивается также в классе Т. Г. Казанцевой: защищены кандидатские диссертации Л. Р. Фаттаховой «Традиции духовного пения старообрядцев Кузбасса» (2002), Е. Г. Червяковой «Феномен раздельноре-чия в гимнографии древлеправославного богослужения» (2005), Е. Л. Плавской «Музыкально-теоретические представления старообрядцев (на материале Сибирского региона)» (2005).
Исследование традиций старообрядчества стало одним из ведущих направлений научной деятельности Новосибирской консерватории в рамках приоритетной комплексной темы «Музыкальная культура Сибири». Помимо диссертационных исследований весомым результатом явилось издание научных и учебно-методических трудов. В частности, по итогам комплексного музыкально-этнографического иссле-
Рис. 2. Сборник материалов Всероссийской научной конференции 1999 г.
культурное нлследие средневековой руси
Р. ТРАДИЦИЯХ уРЛЛО-СИБИРСКОГО отлроокрядчествл
дования Алтая в 2002 г. медиевистами была подготовлена коллективная монография «Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая» [6]. В авторский коллектив вошли Б. А. Шиндин, Т. Г. Казанцева, Н. С. Мурашова, О. А. Светлова, А. М. Шамнэ и Е. Г. Червякова. Внушительные главы о певческих традициях сибирского старообрядчества помещены в первом томе коллективной трехтомной монографии «Музыкальная культура Сибири» [5], одноименном учебнике для музыкальных ссузов [3]. В 2012 г. по заданию Министерства культуры Новосибирской области консерватория подготовила и выпустила уникальный учебник для детских музыкальных школ и школ искусств, где имеется самостоятельный раздел о сибирском старообрядчестве [4].
Об интенсивной разработке данного направления свидетельствуют проводимые консерваторией научные конференции. Первым масштабным форумом стала всероссийская конференция «Куль-
турное наследие Средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества», организованная в 1999 г. при финансовой поддержке института «Открытое общество» (рис. 2), в которой приняли участие 40 специалистов - археографов, историков, источниковедов, филологов, этнографов и музыковедов -от Москвы до Владивостока [1].
Проблема изучения певческих традиций сибирского старообрядчества была представлена в качестве самостоятельного направления других конференций таких, как «Музыкальная культура Сибири: проблемы и перспективы» (2001), «Проблемы изучения традиционных культур» (2007), «Музыкальная культура города как художественная и социальная проблема» (2011), «Из Древней Руси в Россию старообрядческую» (2012), «Духовно-нравственные традиции сибирского старообрядчества» (совместно с домом народного творчества «КрАсота», 2013), «Конфессиональные
Рис. 3. Концерт участников Хора певчих старообрядческих приходов Сибири в Новосибирской консерватории
традиции и культурное пространство России» (2015). Медиевисты Новосибирской консерватории принимают участие в крупных научных конференциях, проводимых в других городах, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.
Деятельность новосибирских музыковедов-медиевистов в силу специфики этого направления подразумевает, прежде всего, установление диалога со старообрядчеством. Весомые научные результаты стали возможны во многом благодаря контакту специалистов со священниками и наставниками, уставщиками и певчими целого ряда старообрядческих общин различных согласий Бийска, Барнаула, Томска, Новокузнецка, Улан-Удэ и других городов. Значительная роль в процессе взаимного сотрудничества принадлежит представителям епархиального центра — новосибирской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы, среди которых заметной деятельной фигурой является А. Н. Емельянов - руководитель клиросного хора кафедрального храма и концертного коллектива — Хора певчих старообрядческих приходов Сибири. Профессиональный музыкант, знаток и просветитель древнерусского старообрядческого певческого искусства,
А. Н. Емельянов еще с момента первых экспедиций 1996-1997 гг. способствовал установлению тесных научных и творческих контактов между преподавателями и студентами консерватории и старообрядцами. Благодаря этому в течение двадцати лет консерватория совместно с новосибирской общиной РПСЦ и Хором певчих организовала целый ряд всевозможных крупных творческих акций, концертов, конференций и семинаров, лекций и мастер-классов по знаменному пению (рис. 3).
Таким образом, новое направление новосибирской медиевистической школы, изучающее живую старообрядческую традицию, сформировалось и развивается уже на протяжении почти четверти века, если принять за условную точку отсчета первую самостоятельную экспедицию консерватории в 1992 г. В контексте 60-летней истории Новосибирской консерватории этот период представляется довольно внушительным. Уже достигнуты важные качественные результаты в исследовании певческой культуры сибирского старообрядчества. И в то же время, остается множество общин, певческих практик, интересных локальных традиций на огромной сибирской территории, которые еще ждут своего исследователя.
Литература
1. Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества: Материалы Всерос. науч. конф. / Ново-сиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. -Новосибирск, 1999. - 490 с.
2. Кутузов Б. П. К вопросу о феномене старообрядчества // Кутузов Б. П. Феномен старообрядчества. - Барнаул: Фонд поддержки, 2011. - 292 с.
3. Музыкальная культура Сибири: Учеб. для учеб. заведений сред. спец. проф. (муз.) образования / Н. М. Кондратьева, Л. П. Робустова, С. С. Гончаренко; под ред. Б. А. Шиндина, Л. П. Робустовой. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. - 242 с.
4. Музыкальная культура Сибири: Учеб.-метод. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк.
искусств. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2012. - 540 с.
5. Певческая культура старообрядцев Сибири // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 1. Традиционная музыкальная культура народов Сибири. Кн. 2. Традиционная культура сибирских переселенцев. - Новосибирск, 1997. -С. 92-154.
6. Традиции духовного нения в культуре старообрядцев Алтая / Т. Г. Казанцева, Н. С. Мурашова, О. А. Светлова и др. - Новосибирск: Наука, 2002. - 494 с. - (Православная культура Сибири; Вып. 1).
7. Шиндин Б. А. Жанровая типология древнерусского певческого искусства: Монография / Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2004. -400 с.
Referenses
1 .Kul'turnoe nasledie srednevehovoj Rusi v traditsiyakh Uralo-Sibirskogo staroobryad-chestva [Cultural heritage of medieval Russia in the traditions of the Ural-Siberian Old Believers]. Novosibirsk, 1999. 490 p.
2.Kutuzov B. P. To a question about the phenomenon of the Old Believers. Fenomen staroobryadchestva [The phenomenon of the Old Believers]. Barnaul, 2011. 292 p.
Z. Muzykal'naya kul'tura Sibiri [Music culture of Siberia]. Novosibirsk, 2006. 242 p.
4. Muzykal'naya kul'tura Sibiri [Music culture of Siberia. Teaching aid for students of music schools and children's art schools]. Novosibirsk, 2012. 540 p.
5. Singing Culture of Old Believers in Siberia. Muzykal'naya kul'tura Sibiri. T. 1. Traditsionnaya muzykal'naya kul'tura narodov Sibiri. Kn. 2. Traditsionnaya kul'tura sibirskikh pereselentsev [Music culture of Siberia. Vol. 1. Traditional musical culture of the peoples of Siberia. Book 2. Traditional culture of Siberian settlers]. Novosibirsk, 1997, pp. 92-154.
6. Traditsii dukhovnogo peniya v kul'ture staroobryadtsev Altaya [The spiritual singing tradition in the culture of the Old Believers of Altai]. Novosibirsk, 2002. 494 p.
7. Shindin B. A. Zhanrovaya tipologiya drevnerusskogo pevcheskogo iskusstva [Genre typology of ancient singing art. Monograph]. Novosibirsk, 2004. 400 p.
О новом направлении в музыкальной медиевистике Новосибирской консерватории
В статье рассматриваются особенности формирования и развития научного направления в рамках новосибирской медиевистической школы, связанного с изучением певческих традиций сибирского старообрядчества. Определяются благоприятные исторические, географические, конфессиональные факторы, способствовавшие возникновению данного направления. Автор акцентирует внимание на развитии научного интереса новосибирских музыковедов к живой традиции древнерусского пения, существующей в сибирском старообрядчестве. Ее активное изучение началось в 1990-е гг. студентами и аспирантами Новосибирской консерватории под руководством исследователя-медиевиста, заведующего кафедрой истории музыки Б. А. Шиндина -ученика и последователя выдающегося отечественного ученого М. В. Бражникова. За масштабной экспедиционной работой последовало обобщение научных результатов в виде дипломных работ и диссертационных исследований учеников Б. А. Шиндина, подготовка и публикация научных и учебно-мето-дических трудов, организация конференций, а также совместные с Хором певчих старообрядческих приходов Сибири творческие мероприятия. Исследование традиций старообрядчества в течение последних двадцати лет стало одним из ведущих направлений научной деятельности Новосибирской консерватории в рамках приоритетной комплексной темы «Музыкальная культура Сибири».
About the new direction in the music medieval studies of the Novosibirsk Conservatoire
In the article discusses the features of the formation and development of the scientific field within the Novosibirsk medievalism school, which is connected with the study of singing traditions of Siberian Old Believers. Determined favorable historical, geographical, religious factors that contributed to the emergence of this trend. The author focuses on the development of scientific interest of Novosibirsk musicologists to the living tradition of ancient Russian singing, existing in the Siberian Old Believers. The students and postgraduates of the Novosibirsk Conservatoire under the direction of medievalist-researcher, head of the department of music history Boris Shindin (he is pupil and follower of the outstanding Russian scientist M. Brazhnikov) began her active learning in the 1990s. After a large-scale field work was followed by a generalization of scientific results in the form of theses and dissertations study of the students of prof. Shindin, preparation and publication of scientific and educational works, organization of conferences, as well as the creative activities with the Choir of Singing of Siberian Old Believer parishes. In the last twenty years the study of the traditions of the Old Believers has become one of the leading directions of scientific activity of the Novosibirsk Conservatoire under the priority complex subject "Musical culture of Siberia".
Ключевые слова: музыкальная медиевистика, старообрядчество, Новосибирская консерватория, профессор Б. А. Шиндин, музыкальная культура Сибири.
Keywords: musical medievalism, Old Believers, Novosibirsk Conservatoire, professor Boris Shindin, musical culture of Siberia.
Светлова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, проректор по научной и творческой работе Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, доцент кафедры истории музыки E-mail: [email protected]
Svetlova Ol'ga Alexandrovna, Candidate of Art Criticism, vice-rector of science and creative work of Glinka Novosibirsk State Conservatoire, associate professor at the History of music Department E-mail: [email protected]
Получено 09.02.2017