Научная статья на тему 'Музыкально-археографические экспедиции Новосибирской консерватории: итоги и перспективы'

Музыкально-археографические экспедиции Новосибирской консерватории: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ АРХЕОГРАФИЯ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО СИБИРИ / ЗНАМЕННАЯ МОНОДИЯ / УСТНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / FIELD MUSICAL ARCHAEOGRAPHY / OLD BELIEF IN SIBERIA / ZNAMENNY MONODIA / ORAL LOCAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казанцева Татьяна Генриховна

В статье рассматривается экспедиционная деятельность музыковедов-медиевистов Новосибирской консерватории, которая насчитывает почти полвека. В истории полевых исследований живой богослужебной певческой практики сибирского старообрядчества выделяется несколько периодов. Первый период (середина 1960-х начало 1990-х гг.) характеризуется участием студентов НГК в комплексных экспедициях молодой сибирской археографии. Второй (1992-2003 гг.) отмечен наибольшей интенсивностью собирательской деятельности, целенаправленным изучением устных певческих традиций старообрядцев разных согласий обширного региона, появле нием значительного числа научных исследований. Третий период (от 2003 г. до настоящего времени) можно определить как этап окончательного сложения традиций полевых музыкально-археографических исследований, которые носят исключительно комплексный характер, проводятся в тесном контакте с представителями исторической и филологической наук. В результате многолетней полевой работы сформировано фактически полное представление о богослужебно-певческой культуре сибирского старообрядчества в ее типологическом единстве и локальном разнообразии, составлена «карта» распространения локальных традиций, установлена история их формирования, проанализированы причины возникновения локальных вариантов трактовки знаменного распева. Перспективными в настоящее время являются пролонгированные исследования отдельных локальных традиций. Этот подход позволит перейти от описания состояния традиций в конкретный исторический момент к анализу процессов их эволюции или трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The musical archeografic expeditions of Novosibirsk Conservatoire: results and prospects

The article discusses the expeditionary activity of musicologists-medievialists from Novosibirsk Conservatoire which has been ongoing almost for half a century. The history of field researches of living liturgical practice of Siberian Old Belief can be divided into several periods. The first period (middle of the 1960s -early 1990s) is characterized by participation of students of Novosibirsk State Conservatory in the integrated expedition of young Siberian archaeography. The second period (1992-2003) is marked by great intensity of collecting work, purposeful study of oral singing traditions of Old Believers of different denominations in a vast region, publication of a significant number of research works. The third period (from 2003 to the present time) can be identified as the period of ultimately disposing of the traditions of field musicological archaeographic researches. At this stage the studies are held in close contact with representatives of philological and historical sciences. As the result of multiannual field work the complete view of the liturgical singing culture of Siberian Old Believers in its typological unity and local diversity is formed; “the map” of distribution of local traditions is compiled, the history of its forming is established, the causes of emergence of local versions of interpretation of Znamenny chant are analyzed. The prolonged studies of certain local traditions are promising at present. This approach will allow moving from the description of the condition of the tradition in the particular historical moment to the analysis of processes of their evolution or transformation.

Текст научной работы на тему «Музыкально-археографические экспедиции Новосибирской консерватории: итоги и перспективы»

УДК 783:271.2

Т. Г. Казанцева

МУЗЫКАЛЬНО-АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

дно из направлений научной деятельности Новосибирской консерватории - изучение богослужебно-певческой культуры старообрядцев. Зародившись первоначально как ответвление русской музыкальной медиевистики, оно в дальнейшем сложилось как самостоятельное, придав в конечном итоге Новосибирску статус одного из крупнейших исследовательских центров в этой области наряду с Москвой и Екатеринбургом. Научная разработка вопросов бытования традиций древнерусского певческого искусства в среде сибирского старообрядчества осуществляется исключительно на материале «живой» литургической практики, поэтому полевая собирательская работа является важнейшим ее этапом и необходимым условием последующего анализа материала и его теоретического осмысления.

В год 60-летнего юбилея Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки региональная музыкальная археография также отмечает важную дату - четверть века активной экспедиционной деятельности. Даты же первых поездок новосибирских музыковедов к старообрядцам следует отнести еще на два с половиной десятилетия назад. Столь солидный - полувековой -срок позволяет посмотреть на археографическую работу новосибирских медиевистов в исторической ретроспективе и дать оценку основным тенденциям, преобладавшим в те или иные годы.

Сибирская музыкальная археография формировалась в общем русле археографических исследований в регионе. В середине 1960-х гг. в новосибирском Академгородке появились сразу два крупных на-

© Т. Г. Казанцева, 2017

учных центра - источниковедческий (в Институте истории СО АН СССР) и филологический (в Новосибирском государственном университете), - привнесших на сибирскую почву традиции соответственно московской и ленинградской исследовательских школ. Фактически с самого начала работы комплексных экспедиций названных центров в них стали включаться студенты-музыковеды (приложение). Первой из них была А. Н. Кручинина -ученица М. В. Бражникова, ныне профессор, заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петер-бургской консерватории. Ее имя упоминается среди участников экспедиций 1967-1971 и 1974 гг. [3, с. 32]. В 1977 г. в состав экспедиции Сибирского отделения Археографической комиссии АН СССР под руководством Н. Н. Покровского вошли ленинградский музыковед Е. Л. Бурилина и историк А. И. Плигу-зов, имевший в то время тесные связи с Новосибирской консерваторией [1]. В 1978 г. активное участие в полевой археографической работе приняла студентка ТКФ НГК Л. Ф. Солощенко [11], впоследствии известный исследователь и издатель старообрядческих духовных стихов. Ею же под руководством Б. А. Шиндина выполнена первая дипломная работа, посвященная музыкальной культуре старообрядцев Красноярского края [18].

Насколько известно, задача сбора певческого материала перед музыковедами в то время непосредственно не стояла, они работали, как и другие археографы, преимущественно с книжными памятниками. Однако есть сведения, что аудиозаписи в этих экспедициях периодически велись. К сожалению, содержание данных записей в настоящий момент устано-

О

вить невозможно, так как после переезда Института истории СО РАН с Морского проспекта на ул. Николаева сотрудниками Сектора источниковедения и археографии, где хранились данные записи, был установлен факт «размагничивания» пленок. Утрата этих записей невосполнима для музыкального старооб-рядоведения, так как в них могли быть зафиксированы образцы литургического пения впоследствии разрушившихся или трансформировавшихся традиций. С таким внезапным исчезновением того или иного певческого очага нам в дальнейшем неоднократно приходилось сталкиваться.

Так или иначе, активная работа по сбору, хранению и обработке аудиозаписей старообрядческого литургического пения в Новосибирской консерватории началась в 1990-е гг. Ее инициатором был профессор НГК, в то время проректор по научной работе и руководитель большого класса по специальности Б. А. Шиндин, осознавший перспективность данного научного направления и пославший в октябре 1992 г. свою аспирантку Т. Г. Федоренко (Казанцеву) и студентку ТКФ Л. Р. Фаттахову в Бурятию, где существовали (и существуют до настоящего времени) компактные поселения староверов-семейских.

Первая экспедиция проходила в трудных условиях. В 1992 г. в стране был экономический кризис, ни консерватория, ни участники экспедиции не располагали достаточными средствами для поездки, не было не только компактного магнитофона, но и аудиокассет для записи. Однако консерватория сумела изыскать необходимую сумму на проезд: деньги были выделены из средств «хоздоговорных» проектов, осуществлявшихся в то время на кафедре компьютеризации НГК, возглавляемой В. М. Це-ханским. Аудиокассеты нашлись в домашних фонотеках, имеющиеся на них записи предварительно были стерты.

Не менее, а, возможно, и более сложные задачи стояли перед участниками первой экспедиции в плане научной подготовки к поездке. В то время у нас име-

лись весьма приблизительные представления о старообрядчестве: знания были исключительно «книжными», при этом, содержащаяся преимущественно в дореволюционных публикациях сложная для восприятия информация с трудом усваивалась умом воспитанных в советской школе начинающих исследователей. Столь же слабыми были наши знания о старообрядческом богослужении (да и о православном богослужении в целом), о культуре староверов, их жизненном укладе, отношении к «внешним», т. е. не старообрядцам. Поэтому перед поездкой пришлось серьезно погрузиться в историю, этнографию, литургику и другие далекие от музыковедения области науки.

Большую помощь на этапах подготовки и проведения первой экспедиции оказали сотрудники Отдела редких книг и рукописей (ОРКиР) ГПНТБ СО РАН. Более опытные археографы - они знали маршруты, конкретные населенные пункты, где проживали семейские Бурятии, и даже имена и адреса уставщиков (наставников). Кроме того, за годы предшествующих экспедиций они приобрели огромный бытовой и поведенческий опыт, который невозможно почерпнуть из книг и научных исследований. Всей этой информацией с нами щедро поделился старший научный сотрудник ОРКиР ГПНТБ СО РАН А. Ю. Бороди-хин, он же сопроводил нас до «базы экспедиции» - начального пункта в с. Тар-багатай, из которого в дальнейшем расходились различные маршруты.

Результаты первой экспедиции нельзя оценить однозначно. С одной стороны, количество и качество собранного аудиоматериала относительно последующих поездок было несравнимо мало. Основная причина собирательских неудач состояла, видимо, в том, что по неопытности мы не могли четко и доходчиво рассказать старообрядцам цели нашей работы. Немаловажное значение также имели культурные стереотипы староверов старшего поколения. Так, безрезультатно закончился поход к одному из наиболее грамотных уставщиков в с. Тарба-

гатай Стефану Федоровичу Чебунину, чей возраст превосходил 90-летний рубеж. Приняв нас в целом доброжелательно, он, как человек старшего, еще дореволюционного поколения, воспитанный в строгой вере, решил, что мы пришли к нему обучаться церковному пению и уставу и сразу же прекратил разговор на эту тему, так как, по его словам, такого рода знания следовало передавать только мужчинам. От записи на магнитофон он также категорически отказался.

В результате, материал в количестве одной неполной кассеты нам удалось записать только от одного уставщика из с. Куйтун Л. В. Афанасьева. Ему мы также не смогли внятно разъяснить причины своего интереса к старообрядческой службе, но, будучи человеком чрезвычайно добрым и открытым от природы, Леон Власович ответил на все интересовавшие нас вопросы и продемонстрировал свои знания богослужебного пения. Остается только сожалеть о том, что эта первая наша запись могла быть более информативной, если бы мы точнее и полнее формулировали наши вопросы.

С другой стороны, полевой опыт первой экспедиции оказался бесценным. Мы научились общаться с носителями традиции, учитывая их социальный статус -уставщики, грамотные соборяне, мужчины, женщины; составили общее представление о культуре, определили соборы с наиболее полно сохранившейся традицией и время для планирования следующих экспедиций с учетом нерегулярности соборных богослужений; пришли к выводу о необходимости предварительного составления опросников и тщательного продумывания формулировки каждого вопроса. Наконец, от одного из уставщиков из с. Бичура Павла Осиповича Савельева мы получили приглашение приехать на Рождественскую службу и разрешение записать ее на магнитофон. Результаты начального этапа экспедиционной работы среди семейских Бурятии позднее нашли отражение в дипломной работе Л. Р. Фаттаховой [20] и диссертационном исследовании Т. Г. Федоренко (Казанцевой) [22].

С этого момента Бурятия стала одним из постоянных мест экспедиционной работы новосибирских музыковедов. Поездки в разные районы республики периодически осуществлялись с 1993 по 2000 г. В последних из них приняли участие студенты ТКФ О. Л. Ефимова и Е. Г. Червякова. В течение этих лет исследователи воочию наблюдали процесс угасания традиции богослужебного пения семейских вместе с уходом из жизни старшего поколения уставщиков и грамотных певчих. После 2000 г. вместе с последним представителем этого поколения, уставщиком семейских из Улан-Удэ Иваном Терентьевичем Алексеевым данная традиция прекратила свое существование. Одновременно нами наблюдалась и трансформация религиозной жизни и культуры семейских, связанная с приходом в соборы «молодых», рожденных при советской власти старообрядцев, а также с миссионерской деятельностью Белокриницкой и Новозыб-ковской старообрядческих Церковных иерархий, активизировавшейся в 90-е гг. прошлого века.

Параллельно с изучением литургического пения семейских (в 1993 и 1994 гг.) ученики класса Б. А. Шиндина Н. С. Мурашова, И. В. Полозова, Е. Г. Викулова начали разработку других региональных и конфессиональных традиций: поповцев белокриницкого согласия Новосибирска [2], беспоповцев поморского согласия Новосибирска и Барнаула [13], старообрядцев, проживающих в Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан [9]. Все поездки в это время осуществлялись исследователями-энтузиастами исключительно за свой счет, материал в них собирался преимущественно для собственных научных работ - дипломов и диссертаций.

Новый этап собирательской деятельности музыковедов-медиевистов НГК начался с 1996 г., когда впервые был выигран грант Российского гуманитарного научного фонда на проведение полевых исследований. На средства РГНФ были приобретены экспедиционное снаряжение и современная на тот момент

звукозаписывающая техника (включая цифровой мини-магнитофон фирмы SONY), гарантирующая более высокий уровень качества аудиозаписей. В этом же году состоялась первая масштабная экспедиция, ставящая своей целью сплошное обследование обширной территории Алтайского края и Республики Алтай. В экспедиции приняли участие преподаватели и сотрудники консерватории Т. Г. Федоренко (Казанцева), В. В. Мурашов, Н. С. Мурашова, а также студентка III курса ТКФ О. А. Светлова. В маршрут экспедиции вошли города Бийск и Горно-Алтайск, районные центры и поселки Усть-Коксинского и Туро-чакского районов; была собрана представительная коллекция образцов богослужебного пения и духовных стихов старообрядцев белокриницкого, поморского, часовенного согласий, а также получены копии аудиозаписей, выполненных ранее самими носителями традиции.

Самым плодотворным в плане экспедиционной деятельности оказался 1997 г., когда помимо гранта РГНФ на эти цели поступило финансирование по Федеральной целевой программе «Интеграция». В этом году с апреля по октябрь было проведено восемь экспедиций, в которых приняли участие сотрудники и студенты консерватории Т. Г. Ф е д о р е н к о (К аз ан ц е в а), Л. Р. Фаттахова, В. В. Мурашов, Н. С. Мурашова, О. А. Светлова, О. В. Светлов, И. В. Позднякова, А. М. Монтина (Шамнэ). Были обследованы Змеиногорский, Рубцовский, Третьяковский, Солонешенский, Красногорский, Смоленский, Алтайский, Чарышский, Усть-Калманский, Зале-совский, Заринский районы, города Бийск и Барнаул Алтайского края, Бе-ловский, Гурьевский, Таштагольский районы Кемеровской области, кроме того, состоялась поездка в Красноярск. Разные группы работали с представителями белокриницкого, поморского, то-каревского согласий, были зафиксированы существование самокрестов и явление семейного старообрядческого собора. В результате получена впечат-

ляющая по объему коллекция аудиома-териалов, заложившая фундамент старообрядческого аудиофонда в составе Архива традиционной музыки НГК, а материалы, собранные на территории Алтайского края, легли в основу первого крупного труда о богослужебном пении сибирских старообрядцев - коллективной монографии «Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая» [19].

Последующие годы ознаменовались как расширением ареала исследований, так и освоением новой методики полевой работы - узкоцеленаправленного изучения конкретных наиболее полно сохранившихся локальных традиций, требующих повторной, ежегодной работы с одними и теми же носителями с целью досконального и глубокого исследования всех аспектов их богослужебного пения. Первое направление представлено поездками в Алтайский край (Благовещенский район), Красноярский край (Минусинск), Кемеровскую область (Прокопьевск, Новокузнецк, Белово), Республику Тыва (Кызыл); второе — повторными посещениями старообрядческих общин Бурятии и Кемеровской области.

В это же время началась работа по организации хранения и обработки собранных аудиоматериалов. Все полевые материалы поступали в Архив традиционной музыки НГК, ставились на учет, получали шифры; аудиокассеты подвергались оцифровке с помощью специальных компьютерных программ. Сотрудниками Архива были разработаны принципы описания коллекций, критерии сегментации продолжительных по времени аудиофайлов, содержащих, например, запись полного богослужебного цикла; составлялись научные описания, включающие как общие характеристики звучащего фрагмента (место и условия записи, имена авторов записи и исполнителей, время звучания фрагмента), так и специфические параметры, облегчающие поиск и выборку необходимых для дальнейшего анализа певческих объектов (жанр, принадлежность системе осмогласия и конкретный глас, стилистика

музыкального образца, способ исполнения - по крюкам, на подобен или в устной версии - по напевке). Работой в данном направлении занимались сотрудники Архива традиционной музыки Н. М. Скворцова, Н. С. Мурашова, Т. Г. Казанцева, позднее - студентка ТКФ С. Г. Емельянова. Работа продолжалась вплоть до начала 2009 г., когда Архив традиционной музыки был упразднен как структурное подразделение, а его аудиофонды были перемещены в фонотеку НГК.

Период 1995-2003 гг. также характеризуется интенсивным анализом собранного материала. Первоначально разработки велись на уровне дипломных работ, осуществляемых под руководством Б. А. Шиндина и Т. Г. Казанцевой: исследования О. А. Светловой на материале Бийской общины белокриницкого согласия [16], Е. Г. Червяковой - поморской общины Бийска [23], А. М. Шамнэ - белокриницкой общины Барнаула [25], О. Л. Ефимовой - общины того же согласия Улан-Удэ [5]. Полевые материалы также использовались в работах, посвященных в целом письменной традиции знаменной монодии [6, 8]. К 2005 г. были защищены все кандидатские диссертации, так или иначе связанные с темой богослужебно-певческой культуры сибирского старообрядчества [9, 12, 14, 17, 21, 24].

С 2003 г. работа по собиранию и изучению старообрядческой певческой культуры вошла в более спокойное русло. С этого года по разным причинам прервалось непосредственное сотрудничество музыковедов-медиевистов НГК с Российским гуманитарным научным фондом. Однако полевая работа не прекратилась, а приобрела новые формы. Речь идет о возобновлении комплексных экспедиций (в том числе при поддержке РГНФ), в которых представители консерватории вновь стали тесным образом сотрудничать с историками и филологами.

С 2001 по 2008 гг. Т. Г. Казанцева приняла участие в восьми экспедициях, организованных Институтом истории СО РАН, работая в группах с такими иссле-

дователями, как А. И. Мальцев, Н. Д. Зольникова, Н. А. Старухин. Основным местом узкоцеленаправленного исследования в это время стала община истинно православных христиан странствующих Кемеровской области. В результате многолетней работы в данной общине был собран уникальный материал, всесторонне характеризующий певческую традицию этого необычного ответвления от поморского старообрядчества. Кроме того, были зафиксированы новые традиции - приходов Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Томска и Асиновского района Томской области, Залесовского района Алтайского края.

В то же время начались интенсивные научные контакты с филологами из ОРКиР ГПНТБ СО РАН. В совместных экспедициях с сотрудниками этого отдела в разные годы приняли участие студенты ТКФ А. А. Качусова (2005, 2006), С. Г. Емельянова (2008, 2009), В. А. Орехова (2012, 2013, 2014). Расширилась география полевой работы, в нее были включены Восточно-Казах-станская область Республики Казахстан, Енисейский и Туруханский районы Красноярского края, Республика Тыва. Исследователи работали в общинах РПСЦ, в компактных, изолированных поселениях часовенных, была открыта локальная традиция небольшого по численности ти-товского согласия (приложение). Собранные в данных экспедициях материалы легли в основу дипломных работ названных выше студентов [7, 4, 10]. В 2015 г. удалось зафиксировать традиции богослужебного пения старообрядцев Дальнего Востока. В то же время изменились формы записи и хранения музыкальной информации. С 2007 г. все аудиозаписи осуществлялись с помощью новой цифровой техники, таким образом был исключен этап перевода аудиозаписей с магнитной ленты в цифровую форму.

В завершение исторического обзора следует упомянуть о контактах новосибирских музыковедов-медиевистов с Новосибирским приходом Русской Православной Старообрядческой Церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы

и существующим на его основе Хором певчих старообрядческих приходов Сибири, ранее возглавляемым В. А. Долговым, а ныне руководимым А. Н. Емельяновым [15]. Работа с названным приходом явно выходит за рамки собственно экспедиционной деятельности. Данные контакты носят более тесный, продолжительный по времени характер и выражаются не только в исследовательском аспекте, но и во взаимном творческом сотрудничестве консерватории и Хора -организации и проведении концертов коллектива, участии в совместных научных мероприятиях.

Подводя итоги многолетней полевой работы, можно констатировать, что в ее результате сформировано фактическое полное представление о богослужебно-певческой культуре сибирского старообрядчества в ее типологическом единстве и локальном разнообразии. Составлена «карта» распространения локальных традиций, установлена (насколько это возможно) история их формирования. В исследовательских работах проанализированы причины возникновения локальных вариантов трактовки знаменного распева. Таковыми являются принадлежность тому или иному старообрядческому согласию, различие мест и времени «выхода» сибирских переселенцев-старообрядцев, степень изолированности от «мира», фактор неординарной личности, уровень невменной и общей грамотности, музыкальная одаренность певчих.

Следует полагать, что дальнейшие полевые исследования смогут привнести в сложившуюся картину лишь некоторые нюансы и уточнения. Однако это не означает бесперспективности дальнейшей экспедиционной деятельности, прежде всего потому, что еще далеко не все сибирские локальные традиции зафиксированы и тем самым сохранены для будущих поколений исследователей, и каждая из вновь открываемых богослужебных практик по-своему неповторима и достойна самостоятельного изучения. Так, на сегодняшний день нет фактически никаких сведений о литургической культуре старообрядческих монастырей на Дубчесе и в верховьях Малого Енисея, между тем, известно, что именно они являются негласными духовными центрами сибирских часовенных.

Перспективны также пролонгированные исследования отдельных локальных традиций, осуществленные только по отношению к единичным общинам. Необходимыми также видятся повторные поездки в различные регионы с целью наблюдения за состоянием традиции по прошествии нескольких лет и десятилетий. Обе формы полевых исследований позволят скорректировать сложившийся подход к изучению старообрядческой бо-гослужебно-певческой культуры, перейти от фиксации и описания ее состояния в конкретный исторический момент к анализу процессов ее эволюции и/или трансформации.

Приложение

Хронологическая таблица музыкально-археографических экспедиций Новосибирской консерватории

Год Участники экспедиции Условия проведения экспедиции Район полевых исследования Старообрядческое согласие

1 2 3 4 5

1967- 1971, 1974 А. Н. Кручинина Комплексные экспедиции НГУ, ИИ СО РАН, ГПНТБ СО РАН, НГК Алтайский край, Красноярский край Разные согласия

1977 Б. Л. Бурилина, А. И. Плигузов Экспедиция СО Археографической комиссии АН СССР Красноярский край То же

1978 Л. Ф. Солощенко Комплексная экспедиция НГУ, ИИ СО РАН, ГПНТБ СО РАН, НГК Красноярский край »

1992 Т. Г. Федоренко (Казанцева), Л. Р. Фаттахова, А. Ю. Бородихин (ГПНТБ СО РАН), И. Колесникова (НГУ) Совместная экспедиция НГУ, ГПНТБ СО РАН и НГК Республика Бурятия (Тарбагатайский, Куна-лейский, Мухоршибир-ский, Бичурский районы) Семейские

1993 Т. Г. Федоренко (Казанцева), Л. Р. Фаттахова 2 экспедиции НГК Республика Бурятия (Бичурский район) То же

1993 Е. Г. Викулова Личная инициатива Новосибирск Белокри-ницкое

1993 И. В. Полозова, Л. Р. Фаттахова Экспедиция НГК Алтайский край (Барнаул) Поморское

1993 Н. С. Мурашова, В. В. Мурашов Личная инициатива Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Усть-Каменогорск Поморское, стариковское, дья-коновское, поляков-ское, бело-криницкое

1994 Л. Р. Фаттахова То же Алтайский край (Барнаул) Поморское

1994 И. В. Полозова » Новосибирск То же

1996 Т. Г. Федоренко (Казанцева), Н. С. Мурашова, В. В. Мурашов, О. А. Светлова Экспедиция НГК при поддержке РГНФ Алтайский край (Бийск), Республика Алтай (Усть-Коксинский, Турочак-ский районы) Белокри-ницкое, поморское, часовенное

1 2 3 4 5

1997 Т. Г. Федоренко (Казанцева), Н. С. Мурашова, В. В. Мурашов То же Алтайский край (Бийск) Поморское

1997 Н. С. Мурашова, В. В. Мурашов Экспедиция НГК при поддержке РГНФ и ФЦП «Интеграция» Алтайский край (Змеи-ногорский, Рубцовский, Третьяковский районы) Разные согласия

1997 О. А. Светлова, О. В. Светлов То же Алтайский край (Соло-нешенский, Красногорский, Смоленский, Алтайский районы) То же

1997 О. А. Светлова, И. В. Позднякова » Алтайский край (Ча-рышский, Усть-Калманский районы) »

1997 Т. Г. Федоренко (Казанцева), Л. Р. Фаттахова, А. Ю. Бородихин (ГПНТБ СО РАН) Совместная экспедиция НГУ, ГПНТБ СО РАН и НГК при поддержке РГНФ и ФЦП «Интеграция» Кемеровская область (Беловский, Гурьевский, Таштагольский районы) Белокри-ницкое, часовенное, поморское

1997 Т. Г. Федоренко (Казанцева), Н. С. Мурашова, В. В. Мурашов Экспедиция НГК при поддержке РГНФ и ФЦП «Интеграция» Алтайский край (Зале-совский и Заринский районы) Белокри-ницкое

1997 Т. Г. Федоренко (Казанцева), А. М. Монтина (Шамнэ) То же Алтайский край (Барнаул, Бийск) То же

1997 Н. С. Мурашова, В. В. Мурашов » Красноярск »

1998 Т. Г. Федоренко (Казанцева), Н. С. Мурашова, В. В. Мурашов Экспедиция НГК при поддержке РГНФ Алтайский край (Благовещенский район) »

1999 Т. Г. Федоренко (Казанцева), Н. С. Мурашова, В. В. Мурашов То же Красноярский край (Минусинск) Белокри- ницкое, поморское

1999 Т. Г. Федоренко (Казанцева), Л. Р. Фаттахова » Алтайский край (Барнаул), Кемеровская область (Новокузнецк) Поморское, токарев-ское, бело-криницкое

1999 Т. Г. Федоренко (Казанцева), О. Л. Ефимова, Е. Г. Червякова » Республика Бурятия (Улан-Удэ, Тарбагатай-ский, Бичурский районы) Семейские беглопо-повцы и семейские ново-зыбковско-го и бело-криницкого согласий

1 2 3 4 5

2000 Н. С. Мурашова, В. В. Мурашов » Кемеровская область (Новокузнецк, Гурьев-ский район) Филиппов-ское

2000 Т. Г. Федоренко (Казанцева), О. Л. Ефимова, Е. Г. Червякова » Республика Бурятия (Улан-Удэ) Семейские белокри-ницкого согласия

2000 Т. Г. Федоренко (Казанцева), Л. Р. Фаттахова; А. И. Мальцев (ИИ СО РАН) Совместная экспедиция ИИ СО РАН и НГК при поддержке РГНФ Кемеровская область (Прокопьевск, Новокузнецк) Странническое и то-каревское

2000 Т. Г. Федоренко (Казанцева) Экспедиция НГК при поддержке РГНФ Кемеровская область (Прокопьевск) Странническое

2001 Н. С. Мурашова, В. В. Мурашов То же Кемеровская область (Новокузнецк) Поморское, часовенное, белокри-ницкое

2001 Т. Г. Казанцева, Н. А. Старухин (ИИ СО РАН) Экспедиция ИИ СО РАН Алтайский край (Бийск) Белокри-ницкое и поморское

2001 Т. Г. Казанцева Экспедиция НГК при поддержке РГНФ Кемеровская область (Прокопьевск) Странническое

2001 Т. Г. Казанцева, Е. Г. Червякова То же Кемеровская область (Прокопьевск) То же

2002 Т. Г. Казанцева » Кемеровская область (Прокопьевск) »

2003 Т. Г. Казанцева, Н. С. Мурашова, В. В. Мурашов » Республика Тыва (Кызыл) Белокри-ницкое

2003 Т. Г. Казанцева Экспедиция ИИ СО РАН Кемеровская область (Прокопьевск) Странническое

2004 Т. Г. Казанцева То же Кемеровская область (Прокопьевск) То же

2004 Т. Г. Казанцева, А. Ю. Бородихин (ГПНТБ СО РАН) Экспедиция ГПНТБ СО РАН при поддержке РГНФ Кемеровская область (Белово) Часовенное

2005 Т. Г. Казанцева Экспедиция ИИ СО РАН Кемеровская область (Прокопьевск) Странническое

2005 Т. Г. Казанцева А. Ю. Бородихин (ГПНТБ СО РАН) Экспедиция ГПНТБ СО РАН при поддержке РГНФ Кемеровская область (Белово) Часовенное

2005 Т. Г. Казанцева, А. А. Качусова Совместная экспедиция ГПНТБ СО РАН и НГК при поддержке РГНФ Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область (Усть-Каменогорск) Белокри-ницкое

2006 Т. Г. Казанцева, А. А. Качусова Экспедиция ГПНТБ СО РАН при поддержке РГНФ То же То же

1 2 3 4 5

2006 Т. Г. Казанцева, Н. А. Старухин (ИИ СО РАН) Экспедиция ИИ СО РАН Алтайский край (Бийск) Поморское

2006 Т. Г. Казанцева, А. Ю. Бородихин (ГПНТБ СО РАН) Экспедиция ГПНТБ СО РАН при поддержке РГНФ Красноярский край (Эвенкийский район) Титовское

2007 Т. Г. Казанцева, Н. А. Старухин (ИИ СО РАН) Экспедиция ИИ СО РАН Томская область (Томск, Асиновский район) Белокри-ницкое

2007 Т. Г. Казанцева, А. Ю. Бородихин (ГПНТБ СО РАН) Экспедиция ГПНТБ СО РАН при поддержке РГНФ Красноярский край (Эвенкийский, Енисейский районы) Титовское

2007 Т. Г. Казанцева, А. Ю. Бородихин (ГПНТБ СО РАН) То же Кемеровская область (Гурьевский район) Филиппов-ское

2008 Т. Г. Казанцева » Кемеровская область (Прокопьевск) Странническое

2008 Т. Г. Казанцева, Н. А. Старухин (ИИ СО РАН) Экспедиция ИИ СО РАН Томская область (Асиновский район) Белокри-ницкое

2008 Т. Г. Казанцева, Н. А. Старухин (ИИ СО РАН) То же Алтайский край (Зале-совский район) То же

2008 Т. Г. Казанцева, С. Г. Емельянова Экспедиция ГПНТБ СО РАН при поддержке РГНФ Красноярский край (Енисейский, Турухан-ский районы) Часовенное

2009 Т. Г. Казанцева То же Кемеровская область (Прокопьевск) Странническое

2009 Т. Г. Казанцева, С. Г. Емельянова, А. А. Юдин (ГПНТБ СО РАН) » Красноярский край (Ту-руханский район) Часовенное

2012 Т. Г. Казанцева » Кемеровская область (Прокопьевск) Странническое

2012 Т. Г. Казанцева, В. А. Орехова » Приморский край (Владивосток), Хабаровский край (Хабаровск) Белокри-ницкое

2013 Т. Г. Казанцева, А. Ю. Бородихин (ГПНТБ СО РАН) Экспедиция ГПНТБ СО РАН Красноярский край (Енисейский район) Титовское

2013 Т. Г. Казанцева, В. А. Орехова То же Республика Тыва (Кызыл) Белокри-ницкое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 Т. Г. Казанцева, В. А. Орехова » То же То же

2015 Т. Г. Казанцева, А. Ю. Бородихин, А. А. Юдин (ГПНТБ СО РАН) » Хабаровский край (Хабаровск) »

Литература

1. Бурилина Е. Л., Плигузов А. И. Наблюдения над современными исполнительскими традициями в знаменном роспеве // Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока. История и современность: Тез. зон. науч. конф. 18-20 мая 1983 г. / Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1983. - С. 47-51.

2. Викулова Е. Г. К изучению певческих традиций Новосибирской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви: Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1994.

3. Дергачева-Скоп Е. И., Алексеев В. Н. Археографические исследования Сибири второй половины 60-х - начала 70-х годов и формирование коллекций рукописных и старопечатных книг // Книга и литература в культурном контексте: Сб. науч. ст., посвящ. 35-летию начала археограф, работы в Сибири (1965-2000 гг.). -Новосибирск, 2003. - С. 23-36.

4. Емельянова С. Г. Духовно-певческая традиция староверов-часовенных Нижнего Енисея: Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2011.

5. Ефимова О. Л. Семейские старообрядцы: Традиции богослужебного пения: Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2002.

6. Иванова А. В. Крюковые памятники старообрядческого периода: к проблеме двух традиций музыкальной письменности: Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2001.

7. Качусова А. А. Песнопения-модели в богослужебной певческой практике современного старообрядчества (на материале традиции бело-криницкой общины г. Усть-Каменогорска): Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2007.

8. Ладыжец Н. В. Канон как жанр православной гимнографии: Эстетический и структурный аспекты: Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2001.

9. Мурашова Н. С. Духовные стихи старообрядцев Рудного Алтая: Жанрово-стилистическая типология: Дис. ... канд. искусствоведения / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2000.

10. Орехова В. А. Традиции литургического пения белокриницкого прихода во имя святого великомученика Георгия (Республика Тыва): Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2015.

11. Официальное письмо заместителя председателя Сибирского отделения Археографической

комиссии Н. Н. Покровского от 1 июля 1978 г. - (Машинопись).

12. Плавская Е. Л. Музыкально-теоретические представления старообрядцев: на материале Сибирского региона: Дис. ... канд. искусствоведения / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2005.

13. Полозова И. В. Певческая культура старообрядцев Алтая (беспоповская община г. Барнаула): Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1994.

14. Полозова И. В. Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири: Дис. ... канд. искусствоведения / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2000.

15. Потапова Н. Д. Хор певчих старообрядческих приходов Сибири: история и концертная жизнь: Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2012.

16. Светлова О. А. Службы святым в традиции алтайского старообрядчества (на примере службы святым Апостолам Петру и Павлу в традиции общины РПСЦ г. Бийска): Диплом. работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1998.

17. Светлова О. А. Службы святым в традиции Русской Православной Старообрядческой Церкви (на материале Сибирского региона): Дис. ... канд. искусствоведения / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2002.

18. Солощенко Л. Ф. Музыкальная культура крестьян-старообрядцев Красноярского края: Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1979.

19. Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая / Т. Г. Казанцева, Н. С. Мурашова, О. А. Светлова и др. - Новосибирск: Наука, 2002. - 494 с. - (Православная культура Сибири; Вып. 1).

20. Фаттахова Л. Р. Певческие традиции старообрядцев Бичурского района Забайкалья: Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1993.

21. Фаттахова Л. Р. Традиции духовного пения старообрядцев Кузбасса: Дис. ... канд. искусствоведения / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2002.

22. Федоренко (Казанцева) Т. Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика: Дис. ... канд. искусствоведения / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1995.

23. Червякова Е. Г. Феномен раздельноречия в певческой традиции старообрядцев помор-

ского согласия: Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2000.

24. Червякова Е. Г. Феномен раздельноречия в гимнографии древленравославного богослужения: Дис. ... канд. искусствоведения / Ново-

сиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. -Новосибирск, 2005.

25. Шамнэ А. М. Служба празднику Крестовозд-вижения: стилистические аспекты (на примере Барнаульской общины РПСЦ): Диплом, работа / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2001.

References

1. Burilina E. L., Pliguzov A. I. The Observations over Contemporary Performing Traditions of Znamenny Chant. Muzykal'naya kul'tura Sibiri i Dal'nego Vostoka. Istoriya i sovremennost' [Musical culture of Siberia and Far East. The Past and Present]. Novosibirsk, 1983, pp. 47-51.

2. Vikulova E. G. K izucheniyu pevcheskikh traditsij Novosibirskoj obshchiny Russkoj Pravoslavnoj Staroobryadcheshoj Tserkvi: Diplomnaya rabota [To a Study of Singing Traditions of Novosibirsk Community of Russian Orthodox Old Believers Church. The Graduate Work]. Novosibirsk, 1994.

3. Dergacheva-Skop E. I., Alekseev V. N. The Archeographic Study of Siberia of Second Half of the 60 and the Beginning of 70 Years and the Formation of the Collections of the Manuscripts and Early Printed Books. Kniga i literatura v kul'turnom kontekste [A Book and a Literature in the cultural context]. Novosibirsk, 2003, pp. 23-36.

4. Emel'yanova S. G. Dukhovno-pevcheskaya traditsiya staroverov-chasovennykh Nizhnego Eniseya: Diplomnaya rabota [The Spiritual Singing Tradition of the Old Believers-chasovennye of the Lower Yenisei: The Graduate Work]. Novosibirsk, 2011.

5. Efimova O. L. Semejskie staroobryadtsy: traditsii bogosluzhebnogo peniya: Diplomnaya rabota [Old Believers Semeyskye: the Traditions of Liturgical Singing: The Graduate Work]. Novosibirsk, 2002.

6. Ivanova A. V. Kryukovye pamyatniki staroobryadcheskogo perioda: k probleme dvukh traditsij muzykal'noj pis'mennosti: Diplomnaya rabota [Znamenny monuments of the Old Believers' Period: the Problem of the Two Musical Traditions of the Writing. The Graduate Work]. Novosibirsk, 2001.

7. Kachusova A. A. Pesnopeniya-modeli v bogosluzhebnoj pevcheskoj praktike sovremennogo staroobryadchestva (na materiale traditsii belokrinitskoj obshchiny g. Ust'-Kamenogorska): Diplomnaya rabota [The Chants Model in the Liturgical Singing Practice of the Modern Old Believers (on the Material of Tradition of belokrinitskaya community of Ust-

Kamenogorsk). The Graduate Work]. Novosibirsk, 2007.

8. Ladyzhets N. V. Kanon kak zhanr pravoslavnoj gimnografii: esteticheskij i strukturnyj aspekty: Diplomnaya rabota [The Canon as a Genre of Orthodox hymnography: the Aesthetic and Structural aspects. The Graduate Work]. Novosibirsk, 2001.

9. Murashova N. S. Dukhovnye stikhi staroobryadtsev Rudnogo Altaya: zhanrovo-stilisticheskaya tipologiya: Dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Spiritual poems of Old Believers of Rudny Altai: the Genre and Stylistic Typology. Candidates Thesis]. Novosibirsk, 2000.

10. Orekhova V.A. Traditsii liturgicheskogo peniya belokrinitshogo prikhoda vo imya svyatogo velikomuchenika Georgiya (Respublika Tyva): Diplomnaya rabota [The Traditions of Liturgical Singing of Belokrinitsky Parish of St. George (Tyva Republic). The Graduate Work]. Novosibirsk, 2015.

11. Ofitsial'noe pis'mo zamestitelya predsedatelya Sibirskogo otdeleniya Arkheograficheshoj komissii N. N. Pokrovskogo ot 1 iyulya 1978 g. [Official Letter from the Deputy Chairman of the Siberian Branch of the Archaeography Commission N.N. Pokrovsky from July 1, 1978].

12. Plavskaya E. L. Muzykal'no-teoreticheskie predstavleniya staroobryadtsev: na materiale Sibirskogo regiona: Dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Musical and Theoretical Concepts of the Old Believers: on the Material of the Siberian Region. Candidates Thesis]. Novosibirsk, 2005.

13. Polozova I. V. Pevcheskaya kul'tura staroobryadtsev Altaya (bespopovskaya obshchina g. Barnaula): Diplomnaya rabota [The Singing Culture of the Old Believers of Altai (the Bespopovskaya community of Barnaul): The Graduate Work]. Novosibirsk, 1994.

14. Polozova I. V. Traditsii liturgicheskogo peniya staroobryadtsev pomorskogo soglasiya Zapadnoj Sibiri: Dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Traditions of Liturgical Singing of Old Believers of Pomorskoe Communion of Western Siberia. Candidates Thesis]. Novosibirsk, 2000.

15. Potapova N. D. Khor pevchikh staroobryadcheskikh prikhodov Sibiri: istoriya i kontsertnaya zhizn': Diplomnaya rabota [The Choir of the Singers of Old Believer Parishes of Siberia: a History and the Concert Life: The Graduate Work]. Novosibirsk, 2012.

16. Svetlova O. A. Sluzhby svyatym v traditsii altajskogo staroobryadchestva (na primere sluzhby svyatym apostolam Petru i Pavlu v traditsii obshchiny RPSTs g. Bijska): Diplomnaya rabota [The Services to the Saints in the tradition of Altai Old Believers (the Example of the Service to the Saints Apostles Peter and Paul in the Tradition of Community of Russian Orthodox Old Believers Church of Biysk): The Graduate Work]. Novosibirsk, 1998.

17. Svetlova O. A. Sluzhby svyatym v traditsii Russhoj Pravoslavnoj Staroobryadcheskoj Tserkvi (na materiale Sibirskogo regiona): Dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Services to the Saints in the tradition of Russian Orthodox Old Believers Church (on the material of Siberian region). Candidates Thesis]. Novosibirsk, 2002.

18. Soloshchenko L. F. Muzykal'naya kul'tura krest'yan-staroobryadtsev Krasnoyarskogo kraya: Diplomnaya rabota [The Musical Culture of the Peasants Old Believers of the Krasnoyarsk Region: The Graduate Work]. Novosibirsk, 1979.

19. Traditsii dukhovnogo peniya v hul'ture staroobryadtsev Altaya [The Traditions of Spiritual Singing in the Culture of the Old Believers of Altai]. Novosibirsk, 2002. 494 p.

20. Fattakhova L. R. Pevcheskie traditsii staroobryadtsev Bichurskogo rajona

Zabajkal'ya: Diplomnaya rabota [The Singing Traditions of the Old Believers of Bichursky District of Transbaikalia: The Graduate Work]. Novosibirsk, 1993.

21. Fattakhova L. R. Traditsii dukhovnogo peniya staroobryadtsev Kuzbassa: Dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Traditions of Spiritual Singing of the Old Believers of Kuzbass. Candidates Thesis]. Novosibirsk, 2002.

22. Fedorenko (Kazantseva) T. G. Zabajkal'skoe staroobryadchestvo: knizhnye traditsii i sovremennaya pevcheskaya praktika: Dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Zabaykalskie Old Believers: the Book Tradition and the Modern Singing Practice. Candidates Thesis]. Novosibirsk, 1995.

23. Chervyakova E. G. Fenomen razdel'norechiya v pevcheskoj traditsii staroobryadtsev pomorskogo soglasiya: Diplomnaya rabota [The Phenomenon of Razdelnorechie in the Singing Tradition of the Old Believers of Pomorskoe Communion: The Graduate Work]. Novosibirsk, 2000.

24. Chervyakova E. G. Fenomen razdel'norechiya v gimnografii drevlepravoslavnogo bogosluzheniya: Dis.... kand. iskusstvovedeniya [The Phenomenon of Razdelnorechie in the Hymnography of Ancient Orthodox Worship. Candidates Thesis]. Novosibirsk, 2005.

25. Shamne A. M. Sluzhba prazdniku Krestovozdvizheniya: stilisticheskie aspekty (na primere Barnaul'skoj obshchiny RPSTs): Diplomnaya rabota [The Service of the Exaltation of the Holy and Vivifying Cross: the Stylistic Aspects (the Example of Barnaul Community of Russian Orthodox Old Believers Church): The Graduate Work], Novosibirsk, 2001.

Музыкально-археографические экспедиции Новосибирской консерватории: итоги и перспективы

В статье рассматривается экспедиционная деятельность музыковедов-медиевистов Новосибирской консерватории, которая насчитывает почти полвека. В истории полевых исследований живой богослужебной певческой практики сибирского старообрядчества выделяется несколько периодов. Первый период (середина 1960-х - начало 1990-х гг.) характеризуется участием студентов НГК в комплексных экспедициях молодой сибирской археографии. Второй (1992-2003 гг.) - отмечен наибольшей интенсивностью собирательской деятельности, целенаправленным изучением устных певческих традиций старообрядцев разных согласий обширного региона, появле-

The musical archeografic expeditions of Novosibirsk Conservatoire: results and prospects

The article discusses the expeditionary activity of musicologists-medievialists from Novosibirsk Conservatoire which has been ongoing almost for half a century. The history of field researches of living liturgical practice of Siberian Old Belief can be divided into several periods. The first period (middle of the 1960s -early 1990s) is characterized by participation of students of Novosibirsk State Conservatory in the integrated expedition of young Siberian archaeography. The second period (1992-2003) is marked by great intensity of collecting work, purposeful study of oral singing traditions of Old Believers of different denominations in a vast region, publication of a significant number

нием значительного числа научных исследований. Третий период (от 2003 г. до настоящего времени) можно определить как этап окончательного сложения традиций полевых му-зыкально-археографических исследований, которые носят исключительно комплексный характер, проводятся в тесном контакте с представителями исторической и филологической наук.

В результате многолетней полевой работы сформировано фактически полное представление о богослужебно-певческой культуре сибирского старообрядчества в ее типологическом единстве и локальном разнообразии, составлена «карта» распространения локальных традиций, установлена история их формирования, проанализированы причины возникновения локальных вариантов трактовки знаменного распева. Перспективными в настоящее время являются пролонгированные исследования отдельных локальных традиций. Этот подход позволит перейти от описания состояния традиций в конкретный исторический момент к анализу процессов их эволюции или трансформации.

Ключевые слова: полевая музыкальная археография, старообрядчество Сибири, знаменная монодия, устные локальные традиции.

of research works. The third period (from 2003 to the present time) can be identified as the period of ultimately disposing of the traditions of field musicological archaeographic researches. At this stage the studies are held in close contact with representatives of philological and historical sciences.

As the result of multiannual field work the complete view of the liturgical singing culture of Siberian Old Believers in its typological unity and local diversity is formed; "the map" of distribution of local traditions is compiled, the history of its forming is established, the causes of emergence of local versions of interpretation of Znamenny chant are analyzed. The prolonged studies of certain local traditions are promising at present. This approach will allow moving from the description of the condition of the tradition in the particular historical moment to the analysis of processes of their evolution or transformation.

Key words: field musical archaeography, Old Belief in Siberia, Znamenny monodia, oral local traditions.

Казанцева Татьяна Генриховна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: [email protected]

Kazantseva Tat'yana Genrikhovna,

Candidate of Art Criticism, Associate Professor of the History of Music Department at Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Получено 16.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.