МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
УДК 781.1
Л. П. Робустова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВНЕВРЕМЕННЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА
опросы профессионального музыкального образования не столь часто становятся предметом крупных научных форумов, которые в еще большей степени подчеркивают значимость и актуальность рассматриваемых проблем. Их смысловой областью является сама жизнь во многих ее ипостасях - культурно-исторических, творческих, музыкально-образовательных, практических, теоретических и др.
В последние годы в Новосибирской консерватории наблюдается повышенный интерес к обсуждению широкого круга музыкально-педагогических вопросов, что следует охарактеризовать как исключительно позитивное явление. Речь, прежде всего, идет о Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное музыкальное образование: история, теория, практика», привлекшей внимание большого количества специалистов из крупнейших городов Российской Федерации (Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Красноярска, Иркутска, Якутска, Барнаула, Кемерово) и многих регионов.
За этим событием, происходившем в ноябре 2018 г., стоит не только острая потребность в обмене опытом и обсуждении давно накопившихся проблем, но и публичная активация учебно-методических материалов, наконец, практическая реализация в жизнь новых, новейших или уже известных идей, воплощение которых в ряде случаев не терпит отлагательств.
Похожие проблемы и ситуации, возникающие в разных уголках страны, индивидуальный и коллективный опыт, коллегиальный подход в рассмотрении рядополо-женных и/или одинаковых процессов и явлений, единение в решении обоюдно значимых и острых задач существования музыкального искусства академической
© Л. П. Робустова, 2019 122
традиции в современном социуме - это ли не весомый повод для регулярных обсуждений и встреч!? Профессиональному сообществу важны не только публикации научно-теоретических и практических материалов на страницах сборников и журналов, но и энергетика живого обмена мнениями, обсуждений дальнейших дел и действий, расширяющих географические горизонты поставленных самой жизнью целей и задач.
Насколько разнообразной и насыщенной стала последняя педагогическая конференция, во многом свидетельствует программа, а также информационно-аналитический очерк. Эти материалы опубликованы на сайте НГК [6]. Основная проблематика докладов была посвящена:
- отечественной музыкальной культуре и образованию;
- выдающимся деятелям прошлого и современности;
- особенностям подготовки музыкантов в трех звеньях профессионального музыкального образования;
- учебно-педагогической и методической работе в конкретных учебных заведениях;
- связям Новосибирской консерватории с учебными заведениями Сибири;
- особенностям просветительской миссии музыканта-профессионала и др.
Подчеркнем, что концептуальные позиции Новосибирской консерватории отличаются четким видением и пониманием социальной значимости всей ее деятельности. Большое внимание среди многих дел уделяется конференциям и различного рода научно-исследовательским и творческим проектам в области музыкальной культуры и образования. Тенденция имеет давние корни и сложившиеся традиции, сильной стороной которых является практическая направленность на реализацию и внедрение в жизнь. Мы также имеем в виду крупные
В
коллективные разработки 80-х гг. XX в., которые для нового времени могут быть не столько «примерами для подражания», сколько важными ориентирами для разработки актуальных концепций и перспективных проектов.
В данной связи сошлемся на «Целевую программу совершенствования преемственности подготовки кадров в системе музыкального образования (школа - училище -вуз)» [10], или (Ш-У-В), которая была направлена на систематизацию и упорядочение процессов подготовки музыкантов-профессионалов в трех звеньях музыкального образования.
Программа опиралась на стройную и обоснованную в научно-методическом и социально-экономическом отношениях концепцию. Она существенно активизировала связи между учреждениями начального, среднего и высшего звеньев образования и во многом их упрочила; сыграла большую историческую роль в совершенствовании музыкального образования, в первую очередь, в Сибирском регионе. Данный проект явился первым в череде научно-исследова-тельских проектов, направленных на совершенствование культуротворческих процессов в стране и регионе. Однако он единственный, который был реализован до конца еще в советский период. Другие, в частности, городская программа «Культура» [4], рассчитанные на реализацию до 2005 г., были досрочно прекращены.
Отметим, что «Целевая программа совершенствования преемственности музыкального образования...» удачно коррелировала с такими, как научно-исследовательские проекты: «Культура», «Программа массового художественного воспитания подрастающего поколения», разрабатываемого ВНИК «Школа - Микрорайон» [5]. В этих проектах проблема музыкального воспитания и образования рассматривалась в аспекте повышения общей и музыкальной культуры слушателей. Ставились и решались задачи развития любви к искусству в широких слоях населения и приобщения к художественным ценностям, что подробно отражено в сборнике статей, опубликованном по итогам научно-практической конференции [9]. Выход за границы трехзвеньевой системы образования «Школа — училище (в наше время - колледж) - вуз» был необходим с разных точек зрения. Во-первых, в целях воспитания музыкально-образованных слу-
шателей и, во-вторых, для повышения общекультурного уровня населения всей страны.
Думается, что проблемы современности в некоторой степени схожи с теми, которые предшествовали появлению столь мощных проектов, в разработке которых самое деятельное участие принимали многие педагоги Новосибирской консерватории. Отметим, что одни проекты осуществлялись совместно с ГМПИ имени Гнесиных, другие -при поддержке АПН СССР, но всегда при содействии министерств культуры, и образования. Данные управленческие структуры оказывали существенную помощь в налаживании контактов в разных регионах страны с педагогической общественностью, предоставлении необходимой информации, а также в проектировании и обсуждении совместных мероприятий.
Сравнивая две эпохи и говоря о необходимости усиления внешних связей и контактов музыкально-педагогической общественности, внутриведомственной и межведомственной, а также управляющих структур, отметим, что разница между прошлым и настоящим состоит в том, что общекультурный уровень населения нашей страны в 80-е гг. XX в. был существенно выше. Кроме того, в отличие от советского периода, когда вопросы в области методики, педагогики и практики музыкального искусства являлись предметом пристального внимания и регулярных обсуждений на крупных форумах и конференциях, в постперестроечный период их количественно стало меньше, а общественный статус звучания снизился.
В частности, в Новосибирской консерватории последней крупной научно-методи-ческой встречей, посвященной проблемам музыкально-эстетического воспитания и образования, была Международная конференция 1995 г., приуроченная к 100-ле-тию со дня рождения Карла Орфа [7, с. 93]. В советское время затянувшихся пауз вообще не было. Научно-методические встречи были регулярными, планомерными и достаточно частыми, что интенсифицировало деятельность музыкантов-профессионалов в намеченных направлениях, позволяло своевременно и оперативно обмениваться мнениями и в то же время успевать реали-зовывать значимые идеи в созидательно-творческой деятельности.
Отмеченное нами, своего рода, «оцепенение» не связано с инертным отношением
музыкально-педагогического сообщества к универсально важной абсолютно для всех сфере профессиональных интересов. Происходящее, скорее всего, обусловлено неоднозначностью сложившейся в нашей стране культурной ситуации в результате политического «слома» эпох конца XX в. Она привела к тому, что перестроечные тенденции существенно изменили парадигму образования, которое утратило прежнюю идеологическую направленность. Вместе с этим изменились и многие жизненные и духовно-нравственные ориентиры широких слоев населения.
В частности, академическое музыкальное искусство потеряло безусловную привлекательность, ибо его ценностные смыслы по большей части не совпадали с приоритетными жизненными установками в обществе - достаточно упрощенными, направленными на развлекательность, незатейливость и популярность, что продолжается и до настоящего времени. В результате ориентация на духовность в жизни и искусстве постепенно уступает в массовом сознании тотальному прагматизму, выгоде, бизнесу, коммерциализации всех сфер деятельности. Они становятся основными стимулами повседневного бытия, ведущими к главным и, похоже, единственным жизненным целям. Капитал, прибыль, расчет - вот, пожалуй, основные ключевые слова, которые повсеместно начинают управлять нашим сознанием. Рационализм и рационализация во всем становятся доминантами духовной жизни и душевного настроя, хотя эти факторы должны лишь сопровождать и / или помогать достижению высоких идеалов, а не отодвигать их в тень.
В существующих реалиях академическому искусству, в том числе и музыкальному, в котором заложен высокий гуманистический, художественно-эстетический, этический, воспитательно-образовательный и нравственный смысл, трудно конкурировать. Парадокс, но искусство поистине глобальных масштабов в бытовом сознании уходит на второй план; его главное и истинное предназначение - духовно развивать, обогащать и совершенствовать человека -в настоящее время раскрывается не в полной мере. Можно также говорить о преобладании избыточной утилитарности и практицизма применительно к жизненным смыслам человека и общества, отсутствии высоких идеалов и стремлений иррацио-
нального свойства как высших критериев абсолютного совершенства. Вот, пожалуй, несколько упрощенный «портрет» эпохи начала XXI в., в котором недостает базовых основ, апробированных прошедшими столетиями и совершенно необходимых для построения перспективного будущего.
Необходимо еще раз вспомнить позитивный опыт советских времен второй половины XX в., поскольку музыканты-професси-оналы убеждены в необходимости продолжения лучших традиций на современном этапе, тем более, что основания к их возрождению имеются, а педагогическая общественность уже готова активизироваться в этом отношении.
Мы также считаем, что совершенствуя профессиональное музыкальное образование, целесообразно параллельно обсуждать и решать проблемы, массового музыкального развития, прежде всего детей, юношества и молодежи. Кафедра музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории по линии приоритетных для нее направлений начала укреплять региональное сотрудничество с учреждениями культуры и образования в целях решения целого ряда социально значимых задач. Так, наиболее крупными событиями, имеющими принципиально важное культурно-историческое значение, стали две научно-практические конференции «Взаимодействие учреждений культуры, и образования в музыкальном развитии детей», которые были проведены в марте 2017 и 2018 гг. Они были посвящены разнообразным вопросам общего и дополнительного музыкального развития в аспекте до сих пор нерешенных, но социально очень актуальных задач («взаимодействия учреждений культуры и образования в музыкальном развитии детей»). Первая конференция имела региональной статус [1], вторая - всероссийский (с международным участием) [2].
Показательно, что инициаторами их проведения являются образовательные учреждения, относящиеся к разным ведомствам — культуры и образования. Это два вуза - Новосибирская консерватория и Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО). В проекте постоянно принимают самое деятельное участие: от образовательных учреждений — ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением (г. Новосибирск), от властных структур - управ-
ление культуры Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска.
Сложилась уже традиция, что заинтересованные в сотрудничестве учреждения, которые хотят разово участвовать в организационно-методической подготовке и проведении конференции, могут быть, наряду с устроителями и основными участниками, включены в гриф Программы. Например, на титульной странице программы научно-практической конференции 2018 г. значатся СОШ № 168 и ДШИ № 30 г. Новосибирска.
Таким образом, приведенные нами конкретные факты свидетельствуют о начале и первых этапах тесного межведомственного сотрудничества с привлечением большого количества педагогических кадров и управленческих структур, что говорит о появлении новых процессов интеграции, за которыми обязательно будут стоять новые позитивные дела, действия и решения.
Интерес педагогов-музыкантов, работающих в указанных нами ведомствах культуры и образования, достаточно высок и в целом направлен на внешнее сотрудничество как межведомственное, так и внутриведомственное (по горизонтали - между учреждениями одинакового уровня, и по вертикали - учреждения разных уровней (звеньев) обновленной образовательной модели «Ш-У/К-В»),
Однако, несмотря на значительные подвижки, пока не решена проблема участия в интегративном процессе управленческих структур ведомства образования. Поэтому ситуация является предметом особых забот и внимания со стороны инициаторов и организаторов научно-практических конференций. Данные мероприятия рассматриваются ими как импульс для развития более важных свершений одновременно в теории и практике профессионального и массового воспитания и образования средствами музыкального искусства. Говоря об этом, генераторы основополагающей идеи взаимодействия считают, что педагоги, руководители образовательных учреждений и управленческие структуры разных уровней и ведомств делают одно общее дело, но с разных сторон. Осуществляют его не всегда синхронно, зачастую опровергая и не понимая один другого в идейно-содержа-тельных, концептуально-теоретических и конкретно-практических вопросах музыкального воспитания и образования, а так-
же в организации и управлении этими процессами.
Противоречивость идей и мнений подчас болезненно сказывается на воспитании и образовании подопечных, особенно тех, кто не только посещает музыкальные занятия в общеобразовательной школе, но и в учреждениях системы дополнительного образования. Ученик наиболее остро ощущает все «нестыковочные» моменты разнообразных методик, установок, подходов, форм и методов преподавания, которые его могут просто дезориентировать взаимоисключающими тенденциями. Уметь договариваться, понимать и действовать сообразным друг другу образом - вот единственный путь к достижению многочисленных целей и задач, которые ставит жизнь, общество, государство.
Естественно, что музыкальные вузы как высшее звено образования не могут оставаться в стороне от этих процессов или занимать пассивную позицию. Функционально их роль обусловлена тем, что вуз - это завершающая ступень образования, которая базируется на всех предшествующих этапах. Известно также, что успешность деятельности педагогов вуза во многом зависит от качества пройденного материала и совершенства педагогической деятельности на предыдущих этапах. Поэтому в процессе интегративных взаимодействий вуз имеет все основания занимать позиции экспертного уровня. Помимо того, на договорных основаниях или по взаимному согласованию вуз в лице его отдельных представителей может выступать регулятором, инициатором и помощником-консультан-тпом в осуществлении новых и / или совместных проектов.
В качестве примера сошлемся на участие Новосибирской консерватории в организации и проведении в Кемеровском областном музыкальном колледже в декабре 2017 г. II Межрегиональной научно-прак-тической конференции «Проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства» [8].
Поэтому, если серьезно говорить о происходящих в стране преобразованиях и осуществлять определенную деятельность в соответствии с государственными приоритетами, то участие вузов в реализации государственных программ должно быть обязательным вне зависимости от того, ка-
кой ступени образования эти изменения касаются. Думается, что вузы должны сами выступать инициаторами многих новаций и инноваций в стране, в том числе по линии широкого спектра стратегических и тактических взаимодействий. В этом состоит их гражданский, профессиональный и нравственный долг, а также социально-культурная позиция и ориентация на обозначенные государством цели и задачи в области культурных преобразований.
Добавим, что консолидация мнений, суждений, дел и действий в направлении общих целей и задач - это оптимальная необходимость сегодняшнего дня, направленная на реальное, а не мнимое достижение позитивных результатов, на которые нацелены многие государственные документы. Они являются руководством к действию для соответствующих учреждений, включая воспитательно-образовательные и управленческие структуры.
В данной связи сошлемся на актуальную для нашего времени государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»» на 2013-2020 годы [3]. Цель программы - «реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства (курсив мой. - Л. Р.), единства российского общества, в. также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию». Задачи - «сохранение культурного и исторического наследия народа (курсив мой. - Л. Р.), обеспечение доступа граж-
дан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации» [Там же] и др.
Цитируя обозначенный выше документ, следует подчеркнуть, что для его реализации в полной мере необходимо, прежде всего, самому педагогическому сообществу делать активные шаги в направлении намеченных целей и задач, которыми должны руководствоваться все заинтересованные лица. Необходимо также искать и находить оптимальные условия и формы взаимодействия конкретных участников этого процесса, включая управленческие службы, научно-методические и педагогические кадры. Думаем, что процесс интеграции будет весьма полезен, может объединить и направить лучшие силы на воплощение задуманного.
В завершение отметим, что музыкальное образование - зона повышенной ответственности и внимания со стороны профессионального сообщества, чей творческий труд всегда находится на «стыке» вневременных и современных параметров искусства высокого академического совершенства. Их актуализация и правильный баланс - профессиональная задача для современного педагога-музыканта, чей творческий труд должен быть не только одухотворен вневременными ценностными смыслами, но и способен одухотворять и создавать эталонные образцы музыкального искусства, как в области художествен-но-творческой, так и исполнительской и педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Взаимодействие учреждений культуры и образования в музыкальном развитии детей. -URL: http: //www.nsglinka.ru/regionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-vzaimodejstvie-uchrezhdenij-kultury-i-obrazovaniya-v-muzykalnom-razvitii-detej/ (дата обращения: 14.01.2019).
2. Взаимодействие учреждений культуры и образования в музыкальном развитии детей. -URL: http://www.nsglinka.ru/vzaimodejstvie-uchrezhdenij-kultury-i-obrazovaniya-v-muzykalnom-razvitii-detej/ (дата обращения: 14.01.2019).
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2010 годы. - URL: https:// strategy24.ru/rf/youthpolicy/programs/
gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-razvitiye-kul-tury-i-turizma-na-2013-2020-gody (дата обращения: 10.01.2019).
4. Концепция городской комплексной программы «Культура» до 2005 года / Новосиб. гор. совет нар. депутатов. - Новосибирск, 1989. - 36 с.
5. Массовое художественное воспитание подрастающего поколения: Исследовательский проект / Разработчики: М. М. Берлянчик, Л. И. Боровиков / Гос. ком. по нар. образованию СССР. АПН СССР. ВНИК «Школа -Микрорайон». - М., 1989. - 22 с.
6. Профессиональное музыкальное образование: История, теория, практика. - URL: http://www.nsglinka.ru/professionalnoe-
muzykalnoe-obrazovanie-istoriya-teoriya-praktika/ (дата обращения: 14.01.2019).
7. Робустова Л. П. Кафедра музыкального образования и просвещения // Новосибирская консерватория - 50 лет: Энцикл. слов. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. -С. 91-94.
8. Робустова Л. П., Мичков П. А. Представители Новосибирской консерватории приняли участие в конференции «Проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства». - URL: http://www.nsglinka.ru/predstaviteli-novosibirskoj -konservatorii-prinyali-uchastie-v-konferentsii-problemy-prepodavaniya-muzykalno-teoreticheskih-distsiplin-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-
зИегу-киНигу-Ывкибв^а/ (дата обращения: 14.01.2019).
9. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы: Сб. ст. / Сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик; М-во культуры РСФСР. НИИ культуры М-ва культуры РСФСР и АН СССР; Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки; АПН СССР; НИИХВ; НИИ теории и методов воспитания; ВНИК «Школа - Микрорайон». -Новосибирск, 1989. - 244 с.
10. Целевая программа совершенствования преемственности подготовки кадров в системе музыкального образования (школа - училище - вуз). Проект / М-во культуры РСФСР; ГУ уч. заведений и науч. учреждений; Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1984. -56 с.
REFERENCES
1. Vzaimodejstvie uchrezhdenij kultury i obrazovaniya v muzykalnom razvitii detej [Interaction of cultural and educational institutions in children musical development]. Available at: http://www.nsglinka.ru/ regionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-vzaimodejstvie-uchrezhdenij-kultury-i-obrazovaniya-v-muzykalnom-razvitii-detej/ (Accessed 14 January 2019).
2. Vzaimodejstvie uchrezhdenij kultury i obrazovaniya v muzykalnom razvitii detej [Interaction of cultural and educational institutions in children musical development]. Available at: http://www.nsglinka.ru/ vzaimodejstvie-uchrezhdenij-kultury-i-obrazovaniya-v-muzykalnom-razvitii-detej/ (Accessed 14 January 2019).
3. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federatsii "Razvitie kultury i turizma" na 2013-2010 gody [The State Program of the Russian Federation "Development of Culture and Tourism" for 2013-2010]. Available at: https://strategy24.ru/rf/youthpolicy/ programs/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-razvitiye-kul-tury-i-turizma-na-2013-2020-gody (Accessed 10 January 2019).
4. Kontseptsiya gorodskoj kompleksnoj programmy "Kultura" do 2005 goda [Concept of the municipal integrated program "Culture" until 2005]. Novosibirsk, 1989. 36 p.
5. Massovoe khudozhestvennoe vospitanie podrastayushchego pokoleniya: Issledovatelskij proekt [Mass art education of
the rising generation. Research project]. Moscow, 1989. 22 p.
6. Professionalnoe muzykalnoe obrazovanie: Istoriya, teoriya, praktika [Vocational musical education: history, theory, practice]. Available at: http://www.nsglinka.ru/ professionalnoe-muzykalnoe-obrazovanie-istoriya-teoriya-praktika/ (Accessed 14 January 2019).
7. Robustova L. P. The faculty of musical education and enlightenment. Novosibirskaya konservatoriya - 50 let [The Novosibirsk Conservatoire - 50th anniversary]. Novosibirsk, 2006, pp. 91-94.
8. Robustova L. P., Michkov P. A. Predstaviteli Novosibirskoj konservatorii prinyali uchastie v konferentsii "Problemy prepodavaniya muzykalno-teoreticheskikh distsiplin v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh sfery kultury i iskusstva" [Representatives of the Novosibirsk Conservatoire participate in the conference "Problems of teaching musical and theoretical subjects at educational institutions of the sphere of culture and Art"]. Available at: http://www.nsglinka.ru/ predstaviteli-novosibirskoj-konservatorii-prinyali-uchastie-v-konferentsii-problemy-prepodavaniya-muzykalno-teoreticheskih-distsiplin-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-sfery-kultury-i-iskusstva/ (Accessed 14 January 2019).
9. Khudozhestvennoe vospitanie podrastayushchego pokoleniya: Problemy i perspektivy [Art education of the rising generation: problems and prospects]. Novosibirsk, 1989. 244 p.
10. Tselevaya programma sovershenstvovaniya preemstvennosti podgotovki kadrov v sisteme muzykalnogo obrazovaniya (shkola -uchilishche - vuz) [The target program for
developing succession in staff training within the system of musical education (school -college - higher school)]. Novosibirsk, 1984. 56 p.
Профессиональное музыкальное образование: вневременные ценностные смыслы и задачи современного этапа
Вопросы профессионального музыкального образования не столь часто становятся предметом крупных научных форумов, которые в еще большей степени подчеркивают значимость и актуальность рассматриваемых проблем - культурно-исторических, творческих, музыкально-образовательных, практических, теоретических и др.
В последние годы в Новосибирской консерватории наблюдается повышенный интерес к обсуждению широкого круга музыкально-педагогических вопросов. Одним из таких событий стала Всероссийская конференция «Профессиональное музыкальное образование: история, теория, практика», проходившая в декабре 2018 г. Конференция привлекла внимание большого количества специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Красноярска, Иркутска, Якутска, Барнаула, Кемерово и других мест.
Осуществление социально значимых проектов в Новосибирской консерватории имеет давние корни и сложившиеся традиции, сильной стороной которых является практическая направленность на реализацию и внедрение в жизнь. В 80-е гг. XX в. таких проектов осуществлялось несколько. «Целевая программа совершенствования преемственности подготовки кадров в системе музыкального образования (школа - училище -вуз)» была первым социально значимым проектом, связанным с обучением музыкан-тов-профессионалов. Другие проекты касались массового музыкального воспитания и образования, являющегося частью художественного, и повышения культурного облика населения различных регионов нашей страны.
В последние годы кафедра музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории интенсивно укрепляет региональное сотрудничество с учреждениями культуры и образования в целях решения многих социально значимых задач. Наиболее крупными событиями, имеющими принципиально важное культурно-историческое
Vocational musical education:
perpetual value meanings and tasks of the modern time
Questions of professional music education do not often become the subject of major scientific forums, which further emphasize the importance and relevance of the problems - cultural, historical, creative, musical, educational, practical, theoretical, etc.
In recent years, the Novosibirsk Conservatoire has seen an increased interest in discussing a wide range of musical and pedagogical issues. One of these events was the all-Russian conference "Professional music education: history, theory, practice", held in December 2018. It attracted attention of a number of experts from Moscow, St. Petersburg, Magnitogorsk, Krasnoyarsk, Irkutsk, Yakutsk, Barnaul and Kemerovo and so on.
Socially valuable projects of the Novosibirsk Conservatoire have a long history and established traditions whose strong side is their practical orientation to implementation. In 1980s, there were a few such projects. "The target program of developing succession in staff training within the musical educational system (school - college - higher school)" was the first socially valuable project related to the training of professional musicians. Other projects pertained to the mass musical upbringing and education (part of art education) and helped improve the cultural image of the population of various regions of our country.
In the last years, the faculty of the musical education and enlightenment of the Novosibirsk Conservatoire strengthened extensive cooperation with cultural and educational institutions to solve many social tasks. Research and practical conferences "Interaction of institutions of culture and education in children musical development" of 2017 and 2018 became most important events of principal cultural and historical significance. They indicate the beginning and mark and mark the first stages of close interagency cooperation. The conservatoire's work fully complies with the State Program of
значение, стали научно-практические конференции 2017 и 2018 гг. «Взаимодействие учреждений культуры и образования в музыкальном развитии детей». Они свидетельствуют о начале и первых этапах тесного межведомственного сотрудничества. Проводимая консерваторией работа полностью соотносится с государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.
Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, массовое музыкальное образование, интегративные связи, межведомственное и внутриведомственное взаимодействие, профессиональное сообщество, академическое музыкальное искусство, вневременные ценностные смыслы, кафедра музыкального образования и просвещения, Новосибирская консерватория.
the Russian Federation "The Development of Culture and Tourism" for 2013-2020.
Keywords: vocational musical education, mass-culture musical education, integrative connections, interagency and intradepartmental interaction, professional community, academic musical art, perpetual value meanings, faculty of musical education and enlightenment, Novosibirsk Conservatoire.
Робустова Людмила Павловна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: [email protected]
Robustova Lyudmila Pavlovna, Candidate of Art Criticism, professor, Head of the Department of Musical Education and Enlightenment at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Получено 20.01.2019