Научная статья на тему 'О педагогическом творчестве в структуре деятельности учителя начальных классов'

О педагогическом творчестве в структуре деятельности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое творчество / структурные компоненты творческой деятельности учителя начальных классов / аспекты педагогического творчества учителя начальных классов / основные характеристики педагогического творчества учителя начальных классов: специфика / схема / процедура творческого процесса / рedagogical creativity / structural components of a primary schoolteacher’s activity / аspects of a primary schoolteacher’s pedagogical creativity / вasic characteristics of primary schoolteacher’s pedagogical creativity: specific character / scheme / procedure of creative process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюк Любовь Васильевна

Статья посвящена теоретическому анализу отдельных аспектов педагогического творчества учителя начальных классов. В ней представлена творческая характеристика структурных компонентов деятельности учителя начальных классов, раскрыто и представлено многогранной деятельностью понятие «педагогическое творчество», рассмотрены основные его характеристики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аbout Pedagogical Creativity in the Structural Activity of a Primary Schoolteacher

The article is devoted to the theoretical analyses of separate aspects of primary schoolteacher’s pedagogical creativity. The article comprises creative characteristics of structural components of a primary schoolteacher’s activity, the main characteristics of the term «pedagogical creativity» is viewed and revealed by recurrent activity.

Текст научной работы на тему «О педагогическом творчестве в структуре деятельности учителя начальных классов»

УДК 373 ББК 74.214.21

Сердюк Любовь Васильевна

соискатель г. Москва Serdyuk Lyubov Vasilyevna

Applicant for a Degree Moscow

О педагогическом творчестве в структуре деятельности учителя начальных классов Аbout Pedagogical Creativity in the Structural Activity of a Primary Schoolteacher

Статья посвящена теоретическому анализу отдельных аспектов педагогического творчества учителя начальных классов. В ней представлена творческая характеристика структурных компонентов деятельности учителя начальных классов, раскрыто и представлено многогранной деятельностью понятие «педагогическое творчество», рассмотрены основные его характеристики.

The article is devoted to the theoretical analyses of separate aspects ofprimary schoolteacher's pedagogical creativity. The article comprises creative characteristics of structural components of a primary schoolteacher's activity, the main characteristics of the term «pedagogical creativity» is viewed and revealed by recurrent activity.

Ключевые слова: педагогическое творчество, структурные компоненты творческой деятельности учителя начальных классов, аспекты педагогического творчества учителя начальных классов, основные характеристики педагогического творчества учителя начальных классов: специфика, схема, процедура творческого процесса.

Key words: рedagogical creativity, structural components of a primary schoolteacher's activity, аspects of a primary schoolteacher's pedagogical creativity, вasic characteristics of primary schoolteacher's pedagogical creativity: specific character, scheme, procedure of creative process.

Внимание к вопросу педагогического творчества сегодня не случайно. Современное общество стоит перед проблемой воспитания творческой личнос-

ти, от которой зависит будущее человечества. Творческая личность - основной показатель духовного богатства общества, его интеллекта и культуры. При этом особенно важна роль творчества в образовании, воспитании и развитии подрастающего поколения. Фундамент творческой личности закладывается в начальной школе, значит, главный наставник - учитель начальных классов - сам должен быть творческой личностью.

Часто сферу проявления педагогического творчества непроизвольно сужают, сводя её к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Действительно, педагогическая деятельность по своей природе есть процесс решения неисчислимого множества задач. Он требует напряженной работы мысли, анализа множества факторов. Однако в поиск решений педагогических задач, помимо стандартных действий, включаются и творческие, обусловленные непрерывно меняющимися обстоятельствами и индивидуальными особенностями педагога и учащихся. Отсюда следует, что в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потре-бительский компонент личности. Кроме того, педагогическое творчество проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием для профессиональной деятельности. Согласно этому, педагогическое творчество может быть охарактеризовано не только как творческое использование педагогических знаний, умений и навыков, но как способность выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, т. е. конструировать учебно-воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность.

Для эффективной подготовки творчески развитого учителя начальных классов необходимо всестороннее исследование вопроса педагогического творчества, рассмотрение возможных подходов к нему, изучение процесса педагогического творчества и путей его развития.

В соответствии с этим краткому рассмотрению подлежит структура деятельности учителя начальных классов с ее компонентами, творческими характеристиками, творческими составляющими и творческим характером.

Анализ исследований (В. И. Андреев, Ф. Н. Гоноболин, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, А. К. Маркова, П. И. Пидкасистый, В. С. Селиванов, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др.) показал, что в структуре деятельности учителя начальных классов в целом существуют четыре взаимосвязанных компонента, обеспечивающих её целостность: конструктивный, организаторский, коммуникативный, контрольно-оценочный. В трудах педагогов-ученых определена смысловая направленность данных компонентов, выявлены умения и творческие качества, способствующие реализации педагогической деятельности. Обратимся к ним.

Так, конструктивная деятельность, связанная с планированием деятельности педагога, реализуется с помощью аналитических, практических, проективных умений, что проявляется: в отборе видов деятельности, соответствующих поставленным задачам; в планировании системы совместных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися с целью развития их способностей, творческих сил и дарований, преодоления имеющихся недостатков; в выборе технологий, методов и приемов стимулирования творческой активности учащихся.

Организаторская деятельность, смысл которой состоит во включении учащихся в различные виды деятельности, создании коллектива и организации совместной деятельности, осуществляется с помощью мобилизационных, информационных, развивающих и ориентационных умений и способствует: проявлению творчества на основе интереса к учению, практике, труду, исследовательской деятельности; формированию потребности в знаниях; вооружению учащихся навыками учебной работы и основами научной организации труда; использованию знаний и жизненного опыта учащихся для формирования у них творческого отношения к окружающему миру.

В коммуникативной деятельности, направленной на установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога с учащимися, коллегами, представителями общественности и родителями, создается опыт эмоциональных переживаний, через перцептивные умения и умение общаться осуществля-

ется выбор необходимых способов поведения, формируются навыки управления инициативой.

Наконец, контрольно-оценочная деятельность, представляющая собой установление постоянной обратной связи, дающей информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам (что обуславливает эффективность педагогического процесса), реализуется с помощью аналитических, корректирующих и оценочных умений и проявляется в адекватном оценивании индивидуальных достижений.

Известно, что учитель начальных классов - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность таких социально и профессионально обусловленных качеств учителя начальных классов, как высокая ответственность и социальная активность; любовь к детям, подлинная интеллектуальность, духовная культура, высокий профессионализм; готовность к самостоятельному поиску истины, критическому восприятию противоречивых идей, постоянному профессиональному росту, созданию новых ценностей и принятию творческих решений.

Следовательно, понятие «педагогическое творчество» указывает как на творческую деятельность учителя начальных классов, так и на созданные им новые ценности. Под новыми ценностями в его творчестве подразумеваются, с одной стороны, порожденные педагогом творческие продукты, с другой, - преобразования в сознании и поведении личности самого учителя.

Исследованию проблем подготовки творчески развитого педагога посвящены работы З. А. Абасова, В. И. Андреева, С. М. Бондаренко, В. М. Букатова, И. А. Булатовой, С. А. Гильманова, А. П. Ершовой, В. И. Загвязинского, И. А. Зязюна, В. А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова, Д. М. Комского, Ю. Л Львовой, А. М. Матюшкина, А. З. Рахимова и др. В исследованиях доказано, что педагогическая деятельность является априори творческой. Неповторимы личности учащихся и педагога, изменчивы условия протекания педагогической деятельности, социокультурная обстановка. Не случайно в требованиях к минимуму

содержания основной профессиональной образовательной программы по общепрофессиональным дисциплинам подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже выделено как должное «умение организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социо-культурных условиях» [1]. Исторические, социальные, культурные события, происходящие в мире, изменяющиеся образовательные цели, ценности, идеалы и престиж профессии педагога - это те условия, в которых учителю начальных классов приходится работать и поддерживать в себе творческий импульс. Кроме того, учитель начальных классов должен стремиться к творчеству для того, чтобы уберечь себя от рутины, штампов, монотонности, повторения одних и тех же приемов и способов работы, профессиональной усталости.

Соответственно этому назовем аспекты, из которых складывается педагогическое творчество учителя начальных классов:

- мировоззренческий аспект, обеспечивающий социально-политические ориентиры в деятельности учителя; формирование мировоззрения, в конечном счете, - это формирование творческой индивидуальности;

- профессиональный аспект, обеспечивающий педагогическое сознание (научно-педагогические знания и представления, педагогические взгляды и педагогическая направленность);

- этический аспект, обеспечивающий и воплощающий в себе систему нравственных установок личности педагога (нравственный «фундамент» каждого педагогического действия, педагогического мышления, облика педагога, процесса педагогического общения);

- эстетический аспект, обеспечивающий гармоничность и пропорциональность целей и средств и включающий в себя совокупность эстетических сопереживаний двустороннего педагогического процесса (интуиция, вдохновение, удивление, разочарование, радость, удовлетворенность, неудовлетворенность, озарение, одержимость, творческое переживание и т. п.).

То есть, педагогическое творчество характеризуется как многогранная деятельность, способствующая безграничному творческому развитию

учителя. В этой связи нужно определить качества, характеризующие педагогическое творчество учителя начальных классов и отличающие его от других педагогов. Среди основных характеристик педагогического творчества учителя начальных классов следует назвать его специфику, схему и «процедуру» (В. И. Загвязинский) процесса.

Проведённое нами теоретико-экспериментальное исследование показало, что специфика педагогического творчества учителя начальных классов заключается:

• в особенностях педагогического взаимодействия и педагогического преобразования. Нельзя забывать, что педагогическое взаимодействие учителя начальных классов с его учениками основано на выявлении и учете индивидуальных особенностей, интересов и стиля воспитания в семье каждого школьника. Этим обусловлена преобразовательная деятельность учителя начальных классов, ибо она направлена на реализацию задач всестороннего развития личности младшего школьника и на организацию совместной работы, в результате которой школьник присваивает себе некую ценность - знание. Любое педагогическое преобразование включает в себя творческое начало. Если педагог ограничивается информационной стороной и отходит от педагогического преобразования, то он отказывается от творчества в педагогическом процессе;

• в невозможности полной алгоритмизации творчества в педагогической деятельности (если условно разделить педагогическую деятельность на алгоритмический и творческий компоненты). В педагогической деятельности учителя начальных классов существует ряд приемов и навыков (любой педагог ими владеет), но применяются они в постоянно меняющихся обстоятельствах, в нестандартных ситуациях и требуют коррекции, модификации, адаптации и т. д. Детям под силу и вознести педагогическую деятельность до уровня искусства, и озадачить любого учителя, заставить искать причины того, что тщательно продуманный урок пошел по другому «сценарию» (при этом другим может стать итог урока);

• во временной спрессованности творческой деятельности. Данная про-

фессиональная характеристика ограничивает возможности выбора. Современный урок учителя начальных классов должен отличаться гибкой структурой, позволяющей реагировать на возникающие ситуации и менять план в допустимых пределах (для этого учителю необходимо хорошо знать содержание всего преподаваемого курса, чтобы мобильно двигаться в соответствии с ним в направлении, диктуемом творческой ситуацией);

• в планируемости творчества в педагогической деятельности учителя начальных классов (при всей её импровизационности, ситуативной неповторимости, индивидуальности и непредсказуемости). Важны творческая цель педагогического плана, движение от близкой перспективы к дальней, творческие пути, раскрывающиеся в задачах. Определив границы имеющихся у школьников знаний, учитель начальных классов намечает этапы последующего изучения учебной темы, пути движения к цели. Затем в результате совместной деятельности учителя и учеников осуществляется изучение материала. Размышления учителя над причинами того или иного исхода урока или внеклассного занятия приводят к осознанию необходимости предусмотреть возможные ситуации в будущей работе. Конкретные дела должны соотноситься с главной целью. В этом случае они обретают смысловое значение.

Характеризуя схему процесса педагогического творчества учителя начальных классов, заметим, что схем и структур творческого процесса разработано много. Применительно к педагогическому творчеству учителя начальных классов их можно конкретизировать и обобщить в такой последовательности:

- возникновение творческой идеи, отражающей направление педагогического поиска;

- разработка замысла, претворяющего творческую идею;

- воплощение педагогического замысла в творческой деятельности;

- анализ и оценка результатов творчества.

В предложенной схеме творческого процесса центральным и, на наш взгляд, «сугубо творческим ядром» [2, с. 100] является возникновение творческой идеи, отражающей направление педагогического поиска. Идея содержит

мысль (о пути организации педагогической деятельности, о способах образования, сочетающих известное и новое, о своеобразии педагогического воздействия и т. п.), а замысел претворяет идею, связывает ее с методами воплощения. Замысел должен быть оригинальным, логически стройным, эмоционально насыщенным (формирование школьных традиций, оформление классной комнаты, создание наглядных материалов, организация концерта или спектакля для родителей, сочинение сборника детских стихов или рисунков и т. д.). Он рождается из понимания «сверхзадачи» деятельности учителя начальных классов, это ключ к творческому поиску: отбор материала (ведущие мысли, положения), схема развертывания материала, особенности уровня и опыта школьников, приемы воздействия на них, способы увлечения.

Общеизвестно, что алгоритма творчества никому изобрести не удалось. Скорее всего, такого вообще не существует. Но даже если и существует, применение его разными педагогами приведет к разным результатам. Между тем, существует примерная процедура процесса педагогического творчества, которая также является характеристикой педагогического творчества учителя начальных классов. Она не сводится к простому выбору оптимальных вариантов (выбор может выступить заключительным этапом поиска). Она гораздо сложнее и увлекательнее. В. И. Загвязинский в данной связи обращает нас к понятиям «стратегии» и «тактики» [2, с. 72] педагогической деятельности, как к двум ступеням проектирования и планирования творческого педагогического поиска. Стратегия связана с формированием педагогических целей, выработкой идей и замыслов, определением общей логики педагогического процесса и спецификой творческого поиска. Она обеспечивает конкретизацию общих дидактических идей и концепций. Стратегия более органично связана с социальными целями образования и воспитания и ведущими педагогическими идеями, поэтому менее подвижна. Тактика проектирования и планирования деятельности связана с применением в конкретных ситуациях вариативной логики, системы методов и приемов, способов коррекции и контроля. С помощью тактических средств воплощаются стратегические замыслы. Например, наблюдая за работой школь-

ников при изучении одной темы, учитель начальных классов определяет, как организовать впоследствии дифференцированный подход к изучению другой темы, при этом помочь тем, кто имеет трудности в усвоении, и не затормозить развитие успевающих учеников. Обращение к различным методам и приемам зависит от уровня профессионализма учителя и его наклонностей: использование таблиц, наглядных материалов, рекомендаций для родителей, карточек индивидуальных домашних заданий и т. д. Тактические решения необходимы в повседневной работе, при подготовке и проведении каждого занятия, в любой педагогической ситуации. То есть, педагогическое творчество учителя начальных классов связано как со стратегией, так и с тактикой, так как оно осуществляется как в процессе проектирования творческого занятия, так и в ходе его воплощения.

Творческий характер педагогической деятельности, как известно, был предметом размышлений великих педагогов прошлого. Его исследовали и исследуют современные ученые. Ими доказано, что подлинное воспитание и обучение - это всегда создание (творение) человека через пробуждение его внутренних сил. То есть подготовка педагога к профессиональной деятельности есть подготовка не только профессиональной личности, но подготовка субъекта педагогического творчества. В то же время творчество - необходимое условие становления самого педагога, раскрытия его как личности.

Подчеркнем, что особо это касается деятельности учителя начальных классов, так как фундамент творческой личности закладывается в начальной школе. Данным обстоятельством определяется интерес к изучению различных компонентов педагогического творчества в структуре деятельности учителя начальных классов.

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности: 0312 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень среднего профессионального образования) [Текст]: офиц.текст. - М.: Изд-во ИПР СПО, 2002. - 76 с.

Вестник ЧГПУ 9'2008 160

2. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

3. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество [Текст] / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 141 с.

4. Современная дидактика: теория - практике [Текст] / Под научной редакцией И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. - М.: Изд. ИТП и МИО РАО,1993.

- 288 с.

5. Учителю о педагогической технике [Текст] / Под ред. Л. И. Рувинского.

- М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

Bibliography

1. State Educational Standard of Secondary Professional Education. Minimum State Contents Requirements and the Level of Training for Final Year Students According to the Specialty 0312 Primary Teaching (Higher Level of Secondary Professional Education) [Textbook]: Official Text. - Moscow: Publishing House IPR SPO, 2002. - 76 p.

2. Zagvyazinsky, V. I. Pedagogical Creativity of the Teacher [Textbook] / V. I. Zagvyazinsky. - Moscow: Pedagogy, 1987. - 160 p.

3. Kan-Kalik, V. A. Pedagogical Creativity [Textbook] / V. A. Kan-Kalik, N. D. Nikandrov. - Moscow: Pedagogy, 1990. - 141 p.

4. Modern Didactics: From Theory to Practice [Textbook] / Under the Editorship of I. Y. Lerner, I. K. Zhuravlev. - Moscow: Publishing House ITP and MIO RAO, 1993. - 288 p.

5. To Teacher About Pedagogical Techniques [Textbook] / Under the Editorship of L. I. Ruvinski. - Moscow: Pedagogy, 1987. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.