Научная статья на тему 'Ученые о сущности педагогического творчества'

Ученые о сущности педагогического творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4212
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УРОВНИ / ЭТАПЫ / TEACHING CREATIVITY / CREATIVE / CREATIVITY / LEVELS / STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воитлева Нафисет Адалгериевна

В статье рассматриваются подходы разных ученых к определению сущности педагогического творчества. Кроме того, описываются этапы и уровни педагогического творчества, предложенные учеными в психолого-педагогических трудах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientists on the essence of teaching creativity

The article examines the approaches of different scientists in the definition of essence of pedagogical creativity. In addition, describe the stages and levels of education, proposed by scientists in the psychological and pedagogical works

Текст научной работы на тему «Ученые о сущности педагогического творчества»

УДК 378

Н. А. Воитлева

Ученые — о сущности педагогического творчества

В статье рассматриваются подходы разных ученых к определению сущности педагогического творчества. Кроме того, описываются этапы и уровни педагогического творчества, предложенные учеными в психолого-педагогических трудах

Ключевые слова: педагогическое творчество, творческая личность, творческий

потенциал, уровни, этапы

N. А. Voitleva

Scientists on the essence of teaching creativity

The article examines the approaches of different scientists in the definition of essence of pedagogical creativity. In addition, describe the stages and levels of education, proposed by scientists in the psychological and pedagogical works

Keywords: teaching creativity, creative, creativity, levels, stages

О

бществу сегодня требуется учитель высокой профессиональной квалификации, пребывающий в беспрестанных творческих поисках оригинальности в интерпретации учебного материала, научно обоснованных способов активизации и оптимизации обучения, воспитания школьников.

Педагогическая деятельность по своей природе есть процесс решения неисчислимого множества задач, а поиск решений этих задач, помимо стандартных действий, включает и оригинальные — творческие. Выход за рамки традиционного обучения и поиск наиболее эффективных путей и способов развития творческой личности является одной из главных задач современного образования.

Проблема творчества во все времена являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых. К теме творчества постоянно обращались философы, социологи, психологи, педагоги и др. Так, например, Сократ, Платон, Аристотель считали, что творчество — это божественная способность, родственная особому виду безумия. Философов всегда интересовали ситуации, когда человеку приходится сталкиваться с необычными обстоятельствами, а механизм принимаемых нестандартных решений воспринимался как творческое решение проблемы.

Виды творчества могут быть самые разные (художественное, научное, техническое), но в какой бы области оно не происходило, отличительной чертой этого процесса является «огромное удовольствие от самого процесса творчества, которое, бесспорно, относится к числу наивысших наслаждений, доступных человеку» (Стендаль) [цит. по: 18,с.27].

Психологи рассматривают творчество как один из важнейших механизмов развития личности, поскольку продукт творческой деятельности отличается именно неповторимостью, уникальностью (Я. А. Пономарев, А. Маслоу и

др.). ^

Психолог Л. С. Выготский считает, что: «Творчество — это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-нибудь вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке» [цит. по: 2, с.417].

Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным [20,с. 36]. Творчество проявляется в создании новых вещей и способов действия, новых материальных и духовных ценностей в процессе преобразования действительности. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Выход за пределы рутины, появление даже крупицы новизны является творческим актом.

Определяя сущность творчества, А. К. Маркова подчеркивает не только новизну результата творческой деятельности, но и реорганизацию имеющегося опыта, и формирование новых комбинаций, знаний, умений [14, с.47].

Современные зарубежные ученые по-разному подходят к определению творчества. Так, например, доктор Э. Лэнд описывает его как «внезапное отсутствие глупости» [цит. по:16,с.15]. Американские ученые Дж. Гил-

форд, А. Маслоу, Е. Торренс рассматривают творчество как процесс «логического развития идей и мысленных образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое» [цит. по:16,с.16].

А. Ньюэлл, Дж. С. Шоу, Г. С. Саймон, анализируя процессуальную сторону творчества, считают, что решение проблемы можно назвать творческим, если новизна требует преобразования, если имеет место сильная мотивация и устойчивость [цит.по:24,с.5]. И. Я. Лернер выделяет процессуальные черты творческой деятельности: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых стандартных ситуациях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, явления, подлежащего изучению; умение видеть альтернативу решения; умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ [13,с.12].

В рамках изучения творчества и его влияния на личность большое внимание в исследованиях В. И. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова, Н. В. Кузьминой и др. отводится педагогическому творчеству.

Н. В. Кузьмина, определяя сущность педагогического творчества, отмечает: «Творчество педагога видят в том, что он проектирует личность ученика, принимает самостоятельные решения в неожиданных ситуациях, строит учебный процесс в соответствии с особенностями детей... Педагогическая деятельность — есть процесс решения бесчисленного ряда педагогических задач, подчиненных общей конечной цели — формированию личности человека, его мировоззрения, убеждений, сознания, поведения» [9]. Н. В. Кузьмина понимает педагогическую деятельность не только как умение применять уже известные приемы и методы воспитательного воздействия, а умение изобретать новые методы и приемы в соответствии с задачами и условиями деятельности педагога.

Профессиональное своеобразие педагогического труда состоит в том, что в нем невозможна полная алгоритмизация, хотя существует некоторое постоянство используемых приемов и навыков. Применение этих стандартизированных методов в постоянно меняющихся, нестандартных и нестационарных ситуациях требует постоянной модернизации и коррекции. Причем, именно на стыке существующих технологий появляются новые педагогические методы и системы.

Творческие учителя выделяются умением варьировать методы своей работы с учетом конкретных условий. В этом проявляется одна из специфических черт творчества, в частности, творчества педагогического.

М. М. Поташник в своей работе «Как развивать педагогическое творчество» высказывает мнение о том, что педагогический труд нетвор-

ческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется «педагогический». «Педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства, по обоим своим компонентам всегда предполагает творчество» [19,с.4] .

Педагогический словарь трактует педагогическую деятельность как профессиональную деятельность, направленную на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения [8,с. 37].

Сущность педагогической профессии составляют: научные знания, опыт, желание искать, исследовать, пробовать внедрять новое в свою деятельность, т.е. быть человеком творческим

В. А. Кан-Калик, Н. В. Никандров рассматривают педагогическую деятельность как творческий процесс, анализируют педагогические и психологические основы педагогического творчества. Ученые исследуют не только обучающую деятельность педагога, но и процесс его общения с обучаемыми, рассматривая общение как творчество. Конкретизируя общую логику творческого процесса применительно к педагогической деятельности, ученые выстроили последовательность этапов в творческом процессе педагога: 1) возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи; 2) разработка замысла; 3) воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми; 4) анализ и оценка результатов творчества [7].

Л. В. Занков, рассматривая сущность учительского труда, отмечал, что творчество далеко не ограничивается отдельными методическими находками. Творчество — это постоянное стремление вперед, к более совершенному, новому, и осуществление возникшего стремления [5,с. 180].

Творчество, как подчеркивает Ю. Н. Кулют-кин, это не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая его характеристика [15,с.11].

Педагогика творчества, по мнению В. С. Шубинского, является особой областью педагогической науки, занимающейся выявлением закономерностей формирования творческой личности [23,с.50].

Я. Лащик дает определение педагогики творчества как «совокупности теоретических и практических положений, касающихся специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию

и развитию творческих предрасположенностей и умений человека» [11, с.11].

Основной целью педагогики творчества является формирование творческой личности учащегося, то есть такое развитие индивидуума, когда он может ставить перед собой различные творческие задачи и владеет механизмом их решения.

Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержание его составляет творение (формирование, воспитание) человека, который всегда неповторим, уникален и является продуктом педагогической деятельности.

В отличие от других видов творческого труда, в педагогической деятельности стадии творческого процесса педагога тесно связаны между собой во временном отношении. Спрессован-ность во времени общей структуры творческого процесса педагога, являясь важной его профессиональной характеристикой, ограничивает возможности выбора лучшего варианта решения проблемной ситуации, так как в решении творческой задачи педагог поставлен в определенные временные рамки.

Другая важная характеристика творческой педагогической деятельности заключается в том, что она происходит ежедневно, но результаты ее видны не сразу. Творческий процесс педагога сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего коллектива. «Педагогическое творчество требует от педагога умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать творческое самочувствие у самого себя и у детей как участников деятельности, осуществлять творческий процесс педагогического общения» [7,с.26]. ^

Творчество в практической деятельности учителя настолько разнообразно, что можно говорить о различных аспектах его проявления. Так, новизна в практической работе педагога может проявляться в нестандартных подходах к решению проблем; в разработке новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия [19,с.5].

Часто сферу проявления творчества учителя сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога проявляется и при решении коммуникативных задач. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагоги-

ческим аспектом творческой деятельности учителя, и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений следует отнести умение управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы и т.п.) и другие [7].

Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко выделяют семь признаков креативности: оригинальность, эври-стичность, фантазию, активность, концентрированность, чуткость, чувствительность. Пе-дагогу-творцу, по их мнению, присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память [17,с.19].

По мнению С. Л. Рубинштейна [20,с.34], важнейшее значение в структуре личности творческого педагога имеет умение мобилизовать воспитанников, понимать, возбуждать и удовлетворять их интересы. Он отмечал также, что «оптимистическая черта принадлежит к существенным свойствам в.положительной структуре личности учителя», и что на этой «естественной основе» успешно развертываются все другие ее свойства.

Определенный уровень творчества доступен каждому человеку. Говоря о педагогическом творчестве, возможно выделение разных уровней. К примеру, В. А. Кан-Калик [7,с.170] предлагает четыре уровня: 1) воспроизведения имеющихся рекомендаций; 2) оптимизация учебно-педагогической деятельности; 3) эвристический; 4) личностно-самостоятельный.

В. И. Загвязинский [4, с.17] предлагает три уровня педагогического творчества: 1) открытия; 2) педагогические изобретения; 3) усовершенствования.

В. А. Бухвалов [3,с.40-41] формулирует уровни педагогического творчества таким образом:

1-ый уровень — повышение эффективности дидактической системы путем внесения в нее известных приемов, методов, форм.

2-ой уровень — повышение эффективности дидактической системы путем внесения в нее известных приемов, методов, форм с целью их применения в новой ситуации.

3-ий уровень — педагогические изобретения, использование которых предполагает изменение не всей дидактической системы, а только одной или нескольких ее частей (создание нового методического приема, формы или метода).

4-ый уровень — создание новой дидактиче- ют такие черты творческого потенциала лично-

ской системы из известных приемов, методов, сти, как высокий уровень развития интеллекту-

форм. Новизна ее заключается в появлении но- альных способностей, внутреннюю мотивацию

вых связей между ними. на творческую педагогическую деятельность,

5-ый уровень — создание принципиально нетрадиционное личное мировоззрение. Изучая

нового направления в дидактике — педагогики взаимосвязь особенностей творческой личности

творчества учащегося, или сотворчества (со- и педагогического творчества, исследователи

творчество — это педагогика самостоятельного выделяют как особо значимые творческое само-

творчества и учителя, и учащихся, где основу чувствие, творческое самосознание [12,с. 32].

будет составлять усвоение учащимися методов В определенных условиях, когда постав-

деятельности через решение творческих задач, ленная задача мобилизует духовный потенциал

составленных педагогом). личности, ее труд превращается в творческий.

Психологическая наука утверждает: каждый В значительной степени создание таких условий

обладает творческим потенциалом, нужно на- связано с деятельностью педагога. «Педагоги-

учиться выявлять его, развивать и использовать. ческое творчество — это способность помочь

Ю. Н. Кулюткин важным компонентом твор- человеку познать свой внутренний мир, прежде

ческого потенциала личности учителя считает всего — свой ум, помочь ему напрячь интеллек-

профессиональное творческое мышление [10]. туальные силы, научить его понимать и созидать

Ученые Л. В. Яковлева и М. В. Прояев выделя- красоту своим трудом, своими усилиями» [22].

ЛИТЕРАТУРА

1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 176 с.

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

3. Бухвалов В. А. Алгоритмы педагогического творчества. М: Просвещение, 1993. 93 с.

4. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

5. Занков П. В. Беседы с учителями. Изд. 2-е. М.,1975. 191 с.

6. Из истории музыкального воспитания /Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. 207 с.

7. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 176 с.

9. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. 32 с.

10. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии, 1986. № 2.

С. 15-17.

11. Лащик Я. Развитие теории и практика педагогического творчества (опыт Варшавского кружка). М., 1994. 319 с.

12. Левчук З. С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза. Минск, 1992. 178 с.

13. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

14. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 197 с.

15. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. 140 с.

16. Ниренберг Д. И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. Минск: Попурри, 1996. 240 с.

17. Педагогика. Сост. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.

18. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997. 384 с.

19. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. 80 с.

20. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1987. 248 с.

21. Рындак В. Г. Школа в условиях обновления. М., 1993. 121 с.

22. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1982.

23. Шубинский В. С. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества // Новые исследования в педагогических науках, 1987. Вып. 2. 50 с.

24. Яковлева Н. М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск: УГПИ, 1987. 67 с.

REFERENCES

1. Baturina G. I., Cousina T. F. Introduction in a pedagogical profession. Мoscow, Publishing center «Akademiya» , 1999. 176 p.

2. Bondarevskaya E. V., Kulnevich S. V. Pedagogics: the personality in humanistic theories and educational systems. Rostov n/D,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Creative center «Uchitel», 1999. 560 p.

3. Bukhvalov V. A. Algorithms of pedagogical creativity. Мoscow, Education, 1993. 93 p.

4. Zagvyazinsky V I. Pedagogical creativity of the teacher. Мoscow, Pedagogics, 1987. 160 p.

5. Zankov P. V. Conversations with teachers. Edition 2. Мoscow, 1975. 191 p.

6. From history of musical education / Originator O. A. Apraksina. Мoscow, Education, 1990. 207 p.

7. Kan-Kalik V. A., Nikandrov N. D. Pedagogical creativity. Мoscow, Pedagogics, 1990. 144 p.

8. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Pedagogic dictionary. Мoscow, Publishing center «Akademiya», 2000. 176 p.

9. Kuzmina N. V. Abilities, endowments, talent of the teacher. Leningrad, Knowledge, 1985. 32 p.

10. Kulyutkin Yu. N. Creative thinking in professional activity of the teacher. Psychology questions, 1986, no.2, pp. 15-17 (in Russian).

11. Lashchik Ya. Development of the theory and practician of pedagogical creativity (Experience of the Warsaw club). Moscow, 1994. 319 p.

12. Levchuk Z. S. Formation of readiness for professional creativity at students of pedagogical higher education institution. Minsk, 1992. 178 p.

13. Lerner I. Ya. Problem training. Мoscow, Knowledge, 1974. 64 p.

14. Markova A. K. Psikhologiya of work of the teacher. Мoscow, Education, 1993. 197 p.

15. Thinking of the teacher: Personal mechanisms and conceptual framework. / Under edition Yu. N. Kulyutkin, G. S. Sukhobskaya.

Мoscow, 1990. 140 p.

16. Nirenberg D. I. Art of creative thinking: The translation from English. Minsk, Potpourri, 1996. 240 p.

17. Pedagogics. Originators V. A. Slastenin, I. F. Isayev, A. I. Mishchenko, E. N. Shiyanov. Moscow, School-Press, 1998. 512 p.

18. Petrushin V. I. Musical psychology. Мoscow, vLaDOS, 1997. 384 p.

19. Potashnik M. M. How to develop pedagogical creativity. Мoscow, Knowledge, 1987. 80 p.

20. Rubenstein S. L. Problems of the general psychology. Мoscow, 1987. 248 p.

21. Ryndak V. G. School in the conditions of updating. Мoscow, 1993. 121 p.

22. Sukhomlinsky V. A. About the upbringing. Moscow, 1982.

23. Shubinsky V. S. Predmet, tasks and essence of pedagogics of creativity. New researches in pedagogical sciences, 1987, V.2. 50 p.

24. Yakovleva N. M. Theory and practice of pedagogical creativity. Chelyabinsk, UGPI, 1987. 67 p.

Информация об авторе

Воитлева Нафисет Адалгериевна

(Россия, Майкоп)

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Адыгейский государственный университет E-mail: [email protected]

Information about the author

Voitleva Nafiset Adalgerievna

(Russia, Maykop)

Associated Professor, PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Musical Disciplines Adyghe State University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.