3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.
4. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии, 2005.- №2. - С.96-103.
5. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. - СПб.,
2001.
6. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе / Н.В. Гришина. - Л., 1990.
7. Зинченко В.П. и др. Психологический словарь /В.П. Зинченко. - М.,1998.
8. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения / В. А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М., 2001.
9. Мак Ги Р. Поиск значимости / Р.Мак Ги. - СПб.,1994.
10. Мелибруда Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда. - Пер. с польск. - М., 1986.
11. Практическая психодиагностика / Под ред. и сост. Д. Я. Райгородского. -Самара, 2001.
12. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. - СПб., 2002.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 2000.
14. Рыжов В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога: монография. - Нижний Новгород, 1994.
15. Рыжов В.В. Психология творческой личности. - В 3-х т. - Нижний Новгород: Университет РАО, 2006.
16. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В Н. Дружинина. - М., 1999.
17. Телепова Н.Н. Психолого-педагогическая концепция формирования психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам: дис... доктора психол. наук. - Нижний Новгород, 2012.
18. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара , 1997.
В.И. Горовая Н.В. Арутюнова Л.Я. Шилина
ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
CREATIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES AS THE HIGHEST EXPRESSION OF INDIVIDUALITY
Аннотация: в настоящей работе педагогическая деятельность рассматривается с позиции творчества. Показано, что творческая педагогическая деятельность является проявлением индивидуальности.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, творческая индивидуальность, уровни педагогического творчества.
Abstract: in this article the pedagogical activity is considered from the point of view of creativity. It is shown that creative pedagogical activity is an expression of individuality.
Keywords: creativity, creativity, creative personality, pedagogical creativity.
© В.И. Горовая, Н.В. Арутюнова, Л.Я. Шилина, 2012
Изучение различных подходов отечественных исследователей к сути творчества в педагогической деятельности показывает, что в одних случаях оно сводится к определенному состоянию последней, в другом - к сочетанию форм действий. Очевидно, по этой причине в современной научно-педагогической литературе чаще всего встречается такая формулировка: педагогическое творчество есть процесс решения разнообразных педагогических задач в непрерывно меняющихся обстоятельствах (В. А. Сластенин). Наряду с ней, появились и новые определения: «Сущность педагогического творчества заключается в совершенствовании себя и своей деятельности на основе исследовательского подхода и через связь науки с практикой» [3].
Как нам представляется, второе определение действительно вскрывает суть рассматриваемого феномена, а также его обусловленность рядом факторов, среди которых особое место занимает научное знание. Действительно, педагогическое творчество, в первую очередь детерминировано психолого-педагогическим знанием, которое выступает необходимым научно-обоснованным руководством к педагогической деятельности. Если оно принимается не как догма, а как руководство, то открывает простор для подлинно творческой работы. Иначе говоря, творчество в педагогической деятельности можно толковать как проявление свободы, но свободы как познанной необходимости. Детерминированность в этом случае не есть ограничение, а выступает условием существования свободы.
В психологии деятельность понимается как иерархическая структура, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат. В отношении педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных ролей, для успешного осуществления которых необходимы соответствующие способности. В литературе им уделено достаточно внимания. Почти во все учебники вошло определение способностей, данное Б.М. Тепловым, под которыми он понимал индивидуальные свойства личности, являющиеся залогом успешного выполнения любого вида деятельности.
Применительно к педагогической деятельности наиболее глубокое исследование способностей провели Н. В. Кузьмина, выделившая основные компоненты деятельности педагога, которым соответствуют те или иные способности: конструктивный (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей), организаторско-коммуникативный (способность приобретать и использовать знания). Н.В. Кузьмина представила педагогическую деятельность как сложную функционально-динамическую систему и, хотя выделенные ею компоненты могут быть отнесены к любой деятельности, их проявление в педагогическом труде своеобразно, ибо все они связаны с процессом взаимодействия одной личности с другой.
В современной литературе широко обсуждается и вопрос о том, какими качествами должен обладать субъект творческой педагогической деятельности -педагог-творец. Разными авторами к качествам творческого педагога, прежде всего, относятся нацеленность на формирование творческой личности обучающегося, педагогический такт, способность к эмпатии, артистизм, развитое чувство юмора. Иногда в этот перечень вводятся компетентность и общая культура. По нашему мнению, если исходить из сущности педагогической эвристики, в дополнение к названным, признаками творческого педагога можно считать сообразительность, работоспособность, эмоциональную восприимчивость и психологическую зоркость, сосредоточенность, критичность ума, стойкость в преодолении консерватизма, отстаивании своих позиций. Мы убеждены, что творческую личность педагога отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. В педагогических источниках в их числе называются четкость, оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, чувствительность. Представляется, что в этот ряд можно включить чувство нового и
стремление к его познанию, самостоятельность, целеустремленность, способность к преодолению инерции мышления, инициативность, потребность в достижении положительных результатов, профессиональную память, широту ассоциаций, наблюдательность. Указанные качества педагога-творца проявляются в его социальной и профессиональной позиции. В нашем понимании, это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и деятельности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой, - действуют внутренние, личные источники активности - мотивы и цели педагога, его идеалы, ценностные и мировоззренческие ориентиры. Иначе говоря, в позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип поведения и деятельности. Если эта деятельность творческая, то адекватным субъектом ее является педагог как творческая индивидуальность, ибо творческая деятельность выявляет своеобразие индивида, его опыт, способности. Можно сказать, что творческая педагогическая деятельность есть высшее проявление индивидуальности, поскольку в педагогическом творчестве всегда присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, отношений, оценок, чувств, возникающих в ходе учебного проектирования и воплощения в жизнь принятых решений. Что касается продукта творческой педагогической деятельности - личности учащегося, то, хотя знания, умения, оценки, качества личности, приобретаемые взрослеющим человеком, сами по себе объективно не новы, формирующаяся личность воплощает их в уникальной, неповторимой форме. Кроме того, несмотря на то, что в труде учителя немало типового, повторяющегося, устойчивого, в нем еще больше изменчивого, вариативного, индивидуального.
Таким образом, напрашивается вывод - специфичен не только предмет педагогического творчества - развивающийся человек, формирующаяся личность, но и его «инструмент» - личность педагога-творца. Заметим, что только в актерской и педагогической профессии мы встречаемся с этим уникальным совпадением личности и инструмента творчества.
В последнее время в литературе дискутируется вопрос о показателях эффективности творческой деятельности педагога. Одна из попыток выделить такие показатели предпринята А.И. Кочетовым [3]. К ним автор относит: затрату времени и сил; единство педагогических позиций и требований; формирование у школьников творческих качеств; развитие у них работоспособности; формирование аналитического подхода к делу: внедрение достижений педагогической науки в практику; выработку индивидуального стиля деятельности и др. По его мнению, наличие таких критериев позволит дифференцированно оценивать значимость и глубину творчества. Такая точка зрения не противоречит тому, что определенный уровень творчества доступен каждому педагогу. Однако степень новизны применительно к педагогической деятельности бывает разной - объективной или субъективной. По этой причине вполне возможно выделение разных уровней педагогического творчества. К примеру, В.А. Кан-Калик [2] предлагает четыре таких уровня: воспроизведения имеющихся рекомендаций; оптимизации учебно-педагогической деятельности; эвристический и личностно-самостоятельный. По его мнению, самым высоким уровнем педагогического творчества можно считать последний, поскольку он характеризуется полной самостоятельностью творца-педагога, отражает его индивидуальность, высокие результаты обученности, воспитанности и развития учащихся.
Согласно классификации В.И. Загвязинского [1], в педагогическом творчестве реальны три уровня: открытия, педагогические изобретения, усовершенствования. Первые два уровня не вызывают никаких сомнений. Что касается третьего, то он нередко дискутируется. Как нам представляется, его вполне можно считать творческим, поскольку - это путь восхождения к педагогическому мастерству.
Последнее, будучи синтезом теоретических знаний и высокоразвитых практических умений, утверждается и проявляется через творчество и, в свою очередь, способствует действенной реализации творческих замыслов и находок. То есть, можно сказать, что педагогическое мастерство развивается по законам творчества, без творчества нет мастера-педагога. Вот почему повседневное массовое учительское творчество мы рассматриваем и как условие и как следствие овладения педагогической профессией, достижения педагогического мастерства.
Небезынтересен подход А.К. Марковой [4] к уровням проявления педагогического творчества. Она выделяет творчество в узком смысле - открытие нового для себя; творчество в широком смысле - новаторство. Под последним автор понимает особый тип мышления, способность обнаружения всеобщих проблем с последующим оригинальным их решением, и особый тип личности, для которого характерна устойчивая профессиональная направленность, позитивная и конструктивная Я-концепция, индивидуальность и др. Соглашаясь с правомерностью такой градации, в свою очередь, зададимся вопросом: почему, несмотря на открытость данного уровня творчества для любого учителя, на него поднимается далеко не каждый? Ответ мы находим в работах Д.С. Лихачева, который считает, что тяга к творческому новаторству возникает там, где появляется группа потенциальных или действительных единомышленников, ибо новаторство требует коллективности, сближения и даже признания, хотя бы в небольшом круге людей близкого интеллектуального уровня. Отсюда следует, что в формировании и проявлении творческой личности исключительную роль играет среда с некой «творческой заряженностью». По нашему мнению, такая среда должна быть не только благоприятной для развития творческости, подкрепления креативного поведения, но и предоставлять образцы творчества, развивать потребность к творческому труду. Особенно это касается среды, в которой идет становление педагога-творца, где огромную роль играет образец - личность профессионала, на которую ориентируется другая личность. Но здесь мы сталкиваемся с рассогласованием, ибо понятия «образец», «эталон» противоречат традиционному пониманию творчества как нерегламентированной активности, порождающей новый продукт. Вероятно, роль внешнего «идеального» образца творца в данном случае должна состоять в том, чтобы противостоять другому образцу. Отсюда можно предположить, что творческость (креативность) как свойство личности, мера ее индивидуальности поддается формированию и развитию, но в этом процессе претерпевает несколько фаз, для осуществления которых необходимы определенные условия. К их числу мы относим: наличие образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения.
Итак, творческость является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Однако, как показывают многочисленные исследования, подтверждаемые и нашими наблюдениями, в повседневной образовательной практике нередко происходит подавление креативных свойств личности. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих норм отношений. Отсюда следует: чтобы креативность формировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, процесс должен происходить в специально создаваемых условиях.
Одним из таких условий, по нашему убеждению, должно быть системное непрямое формирующее воздействие, осуществляемое через комплекс условий микросреды. При этом среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность будет
стимулировать поиск собственных ориентиров и жизненных смыслов, а многовариативность обеспечивать возможность их нахождения. Кроме того, данная среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
Литература
1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 170 с.
3. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - М.: Редакция журнала «Адукация i выхованне», 1996. - 327 с.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
В.В. Кириленко
АНАЛИЗ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
THE ANALYSIS HISTORIAN-PEDAGOGICAL DEVELOPMENT OF THE PROCESS OF THE SHAPING THE MORAL CULTURE BESIDE
MILITARY RUSSIAN ARMY
Аннотация: в статье приводятся результаты анализа историко-педагогического развития процесса формирования нравственной культуры. Определены исторические факты формирования нравственной культуры у военнослужащих Российской армии. Выявлено, что формирование нравственной культуры, как у военнослужащих, так и курсантов военных вузов должно осуществляться на основе учета исторических и военных традиций, примеров и образцов высоконравственного поведения и отношения к выполнению воинского долга, исторических фактов.
Ключевые слова: военнослужащие, курсанты военных вузов, патриотизм, нравственные и патриотические ценности, результаты историко-педагогического анализа.
Abstract: the results of the analysis historian-pedagogical development of the process of the shaping the moral culture happen to In article. The history facts of the shaping the moral culture are Determined beside military Russian army. It Is Revealled that shaping the moral culture, as beside military, so and midshipman military high school must be realized on base of the account history and military tradition, example and sample moral culture behaviours and relations to performing the soldierly debt, history fact.
Keywords: military, midshipmans military high school, patriotism, moral and patriotic value, results historian-pedagogical analysis.
Анализ процесса формирования нравственной культуры у военнослужащих военно-учебных заведений свидетельствует, что в настоящее время существует настоятельная потребность в совершенствовании путей ее формирования. Мероприятия по формированию нравственной культуры целесообразно включать в различные виды деятельности: учебную, служебную, общественную, воинскую и др. Особенностью
© В.В. Кириленко, 2012