УДК 371 (075)
ОТ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ТВОРЧЕСТВУ УЧЕНИКОВ
В.В. Казанцева
В статье рассматриваются формы формирования творческой компетентности, учителя начальных классов, рассмотрено педагогическое творчество учителя, как деятельность в постоянном поиске
Ключевые слова: компетентность, творчество
образования
Модернизация российского образования обусловлена переходом на новые образовательные стандарты, которые ориентируют школу на значительные изменения. Система школьного обучения требует инновационного инструментария педагогической деятельности. Современная школа предъявляет новые требования к педагогу.
Современные экономисты подсчитали, что для современного общества гораздо ценнее человеческий капитал, чем полезные ископаемые, водные и воздушные пространства. Истинное богатство общества - образованные, умные, умелые люди. Образование имеет общественную и личную ценность.
В процессе разработки и введения государственных образовательных стандартов второго поколения, обновления содержания
образования формируется социальный заказ системе педагогического образования, что отражается в требованиях к подготовке педагога новой формации и готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни,
профессиональной инновационной деятельности [1].Педагогическая деятельность по своей природе
- творческая.
Главными критериями творчества педагога М. Поташник определил создание нового или существенное усовершенствование известного,
оригинальность, наповтримость продукта
деятельности, ее результатов, а также взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового. Уровень педагогического мастерства зависит от степени усвоения им приемов педагогического воздействия и адекватности ожиданий, приписываемых им учащимся, находящихся с ним во взаимодействии.
В. А. Кан-Калик очень четко обозначил свой подход к сущности педагогического творчества как личностный, включив в него органичное взаимодействие творческого процесса педагога и воспитуемых: «Творческий процесс педагога
рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного множества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении
Казанцева Валентина Владимировна - МБОУ СОШ № 94 имени Героя Советского Союза генерала Лизюкова А.И., учитель начальных классов, тел. 8-980-245-24-79
учителя, педагогическая деятельность, модернизация
оптимальные, органичные для данной
педагогической индивидуальности, не
стандартизованные педагогические решения, опосредованные особенностями объекта—субъекта педагогического воздействия».
Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности.
Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Британский психолог Джон Равен в труде «Компетентность в современном обществе» отобразил масштабность задач современного общества в проблеме профессиональных компетентностей. Дж. Равен компетентность рассматривал как склонность к анализу, инициативность, интерес к нововведениям, а внутренние мотивированные характеристики, связанные с системой личных ценностей. Компетентное поведение это результат эволюции новых способов мышления [4]. Творчество-новизна продукта, творческое мышление.
Нововведение, как правило, нуждаются в экспертизе, оценке их качества с точки зрения норм педагогической деятельности. Их цель развитие педагогического пространства, опережающее освоение новых образовательных
технологий.Согласно определению
Я.А.Пономарёва, творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития. «Творчество — необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Т ворчество человека лишь одна из таких форм».
По данным Всероссийского интернет - опроса учителей возрастает мотивационная роль учителя. Участниками стали 2298 учителей, наиболее важным фактором в работе учителя является «самовыражение в рабочем процессе»-73,2% опрошенных, «уважение и понимание коллег» -37,4%, материальная сторона вопроса- 20,4% .
Т ворческая компетентность учителя характеризуется объективным оцениванием своих возможностей как профессиональных качеств, предполагающим саморегуляцию, самооценку,
организаторские коммуникативные способности, эмоциональную мотивированность.
Современная система образования показывает многообразие образовательной среды, при этом мотивирует и инициирует учителя стать исследователем, творцом. В основе концепции модернизации образования вопрос качественной и компетентной подготовки учителя рассмотрен в ряде требований и условий программы развития.
Для стимулирования научно-
исследовательской деятельности преподавателей высшей школы будут расширены масштабы её финансовой государственной поддержки, в том числе - в форме грантов на конкурсной основе, формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования [1].
Процесс информатизации позволяет решать проблемы качественного изменения
информационной среды системы образования, оптимально его стандартизировать, сделать процесс обучения максимально индивидуальным и дифференцированным, предоставлять новые возможности для интеллектуального развития личности.
В настоящее время в системе образования широко используются следующие средства информатизации: мультимедиа - технология
(активно применяются электронный ресурс рабочей программы), электронная почта, ШеЬ-серверы сети Интернет, видеоконференция, телеконференция, интернет - конкурсы, интернет-семинары. Кроме того, средства информатизации целесообразно использовать для формирования творческой компетентности учителя на лекциях, семинарах, установочных занятиях, зачетах, экзаменах, консультациях, при дистанционном обучении и на уроках для организации творческой деятельности младших школьников.
Так при изучении темы в первом классе «Откуда берётся снег и лёд» для организации активной познавательной деятельности мы используем проблемно-поисковую беседу с помощью метода Маленьких Человечков. В ходе беседы учитель ставит перед детьми ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая с позиции «маленьких человечков» дети высказывают какие-либо предположения, тем самым составляя основу в получении умений в ходе поиска ответа.
Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют вопросы организации системы оценки. Ряд вопросов по процедуре и механизмов оценки рассматривается в соотношении внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования.
Эффективность работы зависит от компетентностного подхода, сотворчества учителя с учеником, творческой педагогической
деятельности, направленной на обеспечение положительной мотивации учения, ориентировку на успех, возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образования [3].
В своём исследовании мы используем элементы творческой самооценки, как мотивацию к самому процессу обучения и творческой деятельности учащихся. Развитие рефлексии немаловажно, как анализа и оценки собственных интеллектуальных способностей.
Мы используем на этапе рефлексии «Гору достижений», ребёнок сам отмечает флажком ту высоту «горы» на которую, по его мнению, он «взобрался» в ходе урока. Учащийся не только отмечает «свою высоту», но и отвечает на вопрос этого уровня. Ребенок, словно шоколадное яичко с сюрпризом. Его «шоколадная оболочка» подобие человеческому началу - ребенок, человек, а самое интересное внутри- «сюрприз- игрушка», это его душа, мысли, внутренний мир.
Т ворческая компетентность учителя начальных классов подобно борьбе идей в масштабе, деятельность в постоянном поиске в любом возрасте и ситуации. Учитель, подобно мастеру, организует, руководит, направляет на поиск и открытие знания.
Педагогические мастерские это такие занятия, в которых предоставляется свобода для открытия знания, выбор пути познания и способа решения. В мастерской же сам ребёнок строит свой путь познания, а главное - переживает добытые знания. ЕщеЛ.Н.Толстой в своих трудах акцентировал внимание на обучение в мастерских, как обучение в поиске, как обучение ремеслу с мастером. При построении мастерских выделяют некий алгоритм:
«Индуктор» - начало, мотивация.
Работа с мастером, создание своего.
«Социализация» - соотнесение своей
деятельности с деятельностью другого. «Разрыв» -информационный разрыв.
Рефлексия. Самоанализ. То, чему просто необходимо научиться.
Так, яркий пример проявления эмоционально
- волевой, мотивационной и познавательной характеристики деятельности учащихся выражается в принятии решений,
структурировании идей, мыслей, соотношения образа мысли с конкретно-поставленной целью при помощи приема «Шесть шляп», разработанного психологом, писателем Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет логично информировать многоуровневую задачу, помогает преодолеть сложный путь разделения процесса мышления на шесть различных режима, который представлен в виде образа- шляпы определенного цвета. Цвета шляп это режимы фокусировки и вариации идей, взглядов и информации. Данный прием упрощает поиск совместного творчества, вовлекает всех участников в творческую деятельность,
предоставляет возможность высказаться и проявить инициативу.
Формирование творческой компетенции учителя во многом зависит от анализа личной практики и вовлечение в сотворческое общение, а именно планирование общих способов работы, контроль и корректировка действий, способность самоорганизации совместного действия, управление поведением, умение убеждать.
Например, работа по синтезу информации в лаконичной форме реализуется через коллективное составление простейших синквейнов, простых кластеров, небольших тематических кроссвордов. Книжек-малышек и мини-проектов. Так, используя возможности мастер- класса, мы не только представляем свой педагогический опыт как можно большему количеству коллег за счёт транслирования техник, но и формируем индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-
экспериментальной работы.
Заседание методического объединения (МО), педагогическое взаимодействие (взаимопосещение уроков, организация внеклассной работы в параллельных звеньях, инициативность учителя, выступления учителей начальных классов на МО, круглых столах, педагогических советах). Включение учителя в профессиональное взаимодействие как средство формирования творческой компетентности учителя реализуется через систему открытых уроков, участие в конкурсах, проведение мастер-классов, разработку уроков, мероприятий, проведение предметных
недель, публикации. Работа по педагогическому самосознанию - установка на самообразование, которое формирует творческую компетенцию педагога образовательного учреждения.
Таким образом, формирование творческой компетентности складывается из различных форм педагогической деятельности учителя, владения совокупностью инновационных технологии, личного профессионального роста в процессе постоянного развития и исследования.
Литература
1. Концепция федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 2009.-39 с.
2. Педагогические мастерские: интеграция
отечественного и зарубежного опыта./ [Составитель И. А. Мухина, авторы статей]; под ред. Н.И. Белова, Ф.В. Зарянова. - Вып.1.- Санкт-Петербургский
государственный университет педагогического мастерства, 1995. - 136 с.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с.
4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. / Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2002. - 396 с.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действий к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М .: Просвещение, 2010. - 159с.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 94 имени Героя Советского Союза генерала Лизюкова А.И.
FROM THE CREATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER TO THE STUDENTS’
CREATIVITY
V.V. Kazantseva
The paper deals with the forms of creative competence development of primary school teacher and the teacher’s pedagogical creativity is considered as activity in constant search
Key words: competence, teacher's creativity, pedagogical activity, modernization of education