НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 2(43) 2015
УДК 371.01 Д. З. РАХМАНОВА
ББК 74.20
НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные перспективы жизненной самореализации выпускников актуализируют перед высшими учебными заведениями задачу подготовки будущего специалиста к творческой деятельности. Сегодня наиболее востребован учитель, способный решать достаточно сложные задачи, выдвигать проблемы, находить принципиально новые творческие решения в изменяющихся условиях реформирования образования.
Совершенно очевидно, что только творческий учитель способен воспитать творческого ученика, поэтому закономерным является пересмотр ориентиров образования, который предполагает переход от прагматического образования к образованию, ориентированному на становление и развитие творческой деятельности будущего учителя. Для решения этой проблемы ещё со студенческой скамьи, на этапе подготовки будущих учителей начальных классов формировать в них творческую личность и творческое отношение к будущей профессии.
В Законе Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» отмечается, что «Учреждение высшего профессионального образования проводит научные исследования и творческую работу по тематическому плану, утвержденному ученым советом, обеспечивает рациональное и эффективное использование своего научного потенциала, качество выполняемых работ и безопасные условия труда, широкое привлечение высококвалифицированных специалистов - студентов, курсантов, слушателей к участию в научноисследовательской и творческой работе» (2,35).
В книге «Общая и профессиональная педагогика» таджикские учёные Ф. Шарифзода и А. Миралиев утверждают, что «перед высшими профессиональными учебными заведениями стоит задача организации таких творческих и оздоровительных центров, деятельность которых, была бы направлена на развитие профессиональных и творческих способностей студентов» (7,196).
Поддерживая мнение автора, мы считаем, что такие центры должны организовываться не только в вузах, но и в средних общеобразовательных учреждениях, и их задача должна заключаться не только в развитии творческих способностей учащихся, но и развитии внутренней мотивации к самоопределению и саморазвитию себя как личности.
Профессор О. А. Исломов, работая над проблемой подготовки будущих учителей к творческой деятельности в школе, указывает на то, что научно-теоретические знания, получаемые студентами в процессе обучения в педагогическом вузе по различным дисциплинам, недостаточно взаимосвязаны между собой и не дают представления о творческом взаимодействии учителя с учащимися в процессе их профессиональной деятельности. Готовность будущих учителей к творческой деятельности в школе возможно, если в учебно-воспитательном процессе вуза обеспечивается поэтапная подготовка, отражающая овладение педагогической теорией, методами и приемами оригинального решения профессионально-педагогических задач. Только тогда могут быть созданы возможности организации учебного процесса новыми методами и средствами, внедрения нестандартных подходов к продуктивной деятельности с учащимися.
Мы согласны с данным утверждением, ибо считаем, что овладение педагогической теорией, методами и приемами оригинального решения профессионально-педагогических задач обеспечивает не только готовность будущих учителей к творческой деятельности в школе, но и пробуждает в них профессионально личностную мотивацию на выдвижение новых идей.
Профессиональная подготовка будущего учителя включает в себя многие аспекты. Один из них
- это овладение студентами определённой совокупностью психолого - педагогических знаний, умений и навыков в системе изучения психолого - педагогических дисциплин и правильная организация педагогической практики на протяжении всех лет обучения. Это то направление, которое обслуживается и реализуется силами кафедр педагогики, психологии и частных методик, т.е. профессионально подготовленными людьми.
В качестве второго аспекта можно выделить общеобразовательную и профессиональную подготовку будущего учителя в процессе изучения общеобразовательных и специальных дисциплин. В ней принимают участие в основном преподавательские силы, которые по психолого
- педагогической подготовленности не являются профессионалами.
213
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 2(43) 2015
Возникает вопрос: с помощью, каких методов в процессе педагогической практики можно развить у студентов - будущих учителей начальных классов их творческие способности, какие создать условия для их профессионального становления?
Исследуя данный вопрос, нами был проведён эксперимент, в котором участвовали студенты 2 - го курса специальности Педагогика и методика начального образования, педагогического факультета. Группа из 32 человек была разделена на 2 подгруппы: контрольная и
экспериментальная.
Основные задачи исследования были следующие:
1. Начиная со второго курса отработать учебный режим и ритм деятельности студентов экспериментальной группы. Кроме аудиторных занятий, отводить по 4 часа в неделю на самостоятельную работу с литературой (а также другими научными источниками: газеты, журналы, интернет, электронная библиотека и т.д.) под непосредственным контролем преподавателей.
2. Внедрить в сознание каждого руководителя педпрактики и каждого преподавателя мысль о том, что самым главным критерием развития творческих способностей и успешной педагогической деятельности является их способность и готовность работать со студентами: способность не только читать лекции, проводить практические занятия, контролировать процесс усвоения знаний, но и правильно организовывать самостоятельную и научно -исследовательскую работу студентов, личным примером показывать творческое отношение к делу; научить студентов преодолевать и профессионально создавать себя, пробудить в себе творческое начало.
3. Для второкурсников или на первом семестре третьего курса на педагогических факультетах организовать подготовительный кружок «В поисках творчества» с системой творческих и профессиональных упражнений и испытаний, итог которых оценивается преподавателем; содержание заданий для упражнений и испытаний предполагается разработать по ходу перестройки.
4. Создать необходимые условия для реализации творческих способностей (кабинеты, лаборатории, компьютерные классы и т.д.).
В самом начале эксперимента, мы провели со студентами экспериментальной группы анкетирование о профессионально - творческом становлении будущего учителя начальных классов и ознакомили их с задачами исследования. Вся подгруппа одобрила программу исследования и согласилась активно в ней участвовать. Совместная творческая работа, наблюдения за самостоятельной работой студентов, их выступления на студенческих научных конференциях и факультетских кружках «Будущий учитель», «Молодой математик», «Юный натуралист», активным участием на общефакультетских мероприятиях давали положительные результаты. Продолжая исследование, мы пришли к выводу, что насколько сложно и трудно поддерживать внутренний интерес студентов к профессиональному становлению и творческому росту, и не только интерес, но и принятое ими же раннее решение.
Педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового, а нахождение или создание нового не возможно без самообразования. На рисунке 1 нами было показано, что самообразование играет большую роль в создании творческой атмосферы на уроке. На основании своих исследований мы разработали структуру плана самообразования, которая выглядит следующим образом:
214
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 2(43) 2015
Схема № 1. Структура плана самообразования
Из всех этапов организации самообразования студентов, самым сложным являлась мотивация, на повышение профессионального уровня, приобретение новых знаний, развития творческих способностей. Известно, что в основе мотивации, т.е. побуждений личности лежат потребности. Потребности разнообразные, но именно они формируют внешнюю и внутреннюю мотивацию, которая способствует или тормозит процесс творческого развития педагога.
Какие же стимулы можно использовать для творческого развития будущих учителей:
- Ведение собственных научных исследований;
- Возможность работать по определенной программе;
- Возможность работать с определенным классом;
-Иметь удобный график, расписание;
-Предоставление времени на методическую работу;
-Обобщение опыта, содействие в публикации методических материалов.
Мотивацию повышают также отсутствие конфликтов, атмосфера уважения, гордости за профессию, поддержка, стимулирование инициативы.
Обучение и развитие учителя не может останавливаться, прерываться, заканчиваться. «Учитель живет до тех пор, пока учиться, как только он перестает учиться, в нем умирает педагог» - писал К. Д. Ушинский (8,527).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абдуллаев, С.А. Высшая школа Таджикистана (1931 -1991)/С.А.Абдуллаев.- Худжанд, 1995.323с.
2. Закон Республики Таджикистан "Об образовании”. - Душанбе, 1994.- 35 с.
3. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.Т.Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987.- С.-159
4. Кан - Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, Н.Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990.- С. - 45
5. Лутфуллоев, М. Современная дидактика (Дидактикаи муосир)/М.Лутфуллоев.-Душанбе, 2001.318с.
6. Рахманова, Д.З. Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Д.З.Рахманова -Душанбе, 2013.-21 с.
7. Шарифзода, Ф. Общая и профессиональная педагогика / Ф.Шарифзода, А. Миралиев. -Душанбе. Ирфон, 2013. - 196 с.
215
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 2(43) 2015
8. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. Т. 5 / К.Д.Ушинский.- М.: Педагогика, 1986 - 527 с.
REFERENCES:
1. Abdullaev, S.A. Higher School of Tajikistan (1931-1991) / S.A. Abdullaev. -Khujand, 1995. -323 p.
2. The law of the republic of Tajikistan “On Education”. -Dushanbe, 1994. -35p.
3. Zagvyazinskiy, V.I. Pedagogical creativity of a teacher/V.T Zagvyazinskiy. -M.: Pedagogika, 1987.159p.
4. Kan-Kalik, V.A. Pedagogical creativity/V.A.Kan-Kalik, N.D.Nikandrov. -M.: Pedagogika, 1990.45p.
5. Lutfulloev, M. Modern Didactics / M. Lutfulloev.-Dushanbe, 2001. -318p.
6. Rahmonova, D.Z. The development of creative competences of future teachers of primary schools in the process of pedagogic practice: abstract of diss. of cand. of ped. scie.: 13.00.01/D.Z.Rahmonova.-Dushanbe, 2013. -21p.
7. Sharifzoda, F. General and Professional Pedagogics/F.Sharifzoda, A.Miraliev.-Dushanbe: Irfon, 2013. 196p.
8. Ushinskiy, K.D. Pedagogical writings. Vol. 5 /K.D.Ushinskiy. -M.: Pedagogika, 1986. -527p.
Научно-методические аспекты будущих учителей начальных классов к творческой деятельности
Ключевые слова:научный и методический подход, начальная школа, творческая деятельность, преобразование, обучение, побуждение, новые мысли В данной статье речь идёт о научно- методических аспектах подготовки будущих учителей начальных классов к творческой деятельности. Выбранная автором проблема достаточно актуальна, так как в современном обществе наиболее востребован учитель, способный решать достаточно сложные задачи, выдвигать проблемы, находить принципиально новые творческие решения в изменяющихся условиях реформирования образования. В статье указаны аспекты профессиональной подготовки будущего учителя, приведена структура плана самообразования, анализируется проведённая опытно-экспериментальная работа и выдвигаются выводы и предложения автора. По мнению автора овладение педагогической теорией, методами и приемами оригинального решения профессионально-педагогических задач обеспечивает не только готовность будущих учителей к творческой деятельности в школе, но и пробуждает в них профессионально личностную мотивацию на выдвижение новых идей.
Scientific and methodological aspects of future teachers of primary schools on creative activity
Keywords: scientific and methodic aspect, primary school, creative activity, reform, education, selfeducation, motivation, new ideas.
The article speaks about the scientific and methodological aspects of preparation of future teachers of primary schools on creative activity. This issue is rather urgent, because in modern society, those teachers are mostly needed who are capable enough to solve complex problems, put forward challenges, and find entirely new creative solutions in a changing situation of education reform. The article shows the aspects of professional training of future teachers, presents the structure of self-education plan, analyzes the carried out experiments, and puts forward conclusions and recommendations of the author. The author assumes that knowledge of pedagogical theory, methods and techniques of genuine solution of professional and pedagogical tasks not only ensures the readiness of future teachers for creative activities in the school, but also awakens their professional personal motivation generate new ideas.
Сведения об авторе:
Рахманова Дилбар Зикриёевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности педагогического факультета Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail:[email protected]
Information about the author:
Ramanova Dilbar Zikriyoevna Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Department of Pedagogics and Psychology of Professional Activity, the Faculty of Pedagogics, Khujand State University named after B. G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:dilbar_sns@mail. ru
216