Е. П. Павлова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Работа представлена кафедрой педагогики начального обучения Педагогического института Якутского государственного университета им. М. К. Амосова. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Д. Неустроев
В статье приведены результаты исследования педагогического творчества учителей начальных классов в условиях инновационной деятельности.
Ключевые слова: педагогическое творчество, инновационная деятельность.
E. Pavlova
PEDAGOGICAL CREATIVITY OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS
The results of the research on pedagogical creativity of primary school teachers in the conditions of innovative activity are given in the article.
Key words: pedagogical creativity, innovative activity.
Быстро изменяющаяся социальная действительность вызвала к жизни новые цели, содержание, методики и технологии образования. Это повлекло за собой и иные требования к педагогу. Сегодня учитель должен выполнять функции не только преподавателя, наставника, воспитателя, но и исследователя, который открывает в своей деятельности новые принципы, способы обучения и воспитания, объединяет традиции с нововведениями, строгие алгоритмы и правила с творческим поиском, использует новые информационно-коммуникативные технологии.
В последние десятилетия в нашей стране и Республике Саха (Якутия) сформировалась многоуровневая, непрерывная государственная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей начальных классов с учетом разных типов и видов школ. Из многообразия путей, форм, методов развития, учитывающих инновационные усло вия формирования профессиональной деятельности учителей в России, ее культурные традиции, нравственность, мораль и реальная социальная структура населения наиболее приемлемы к использованию профессиональных качеств учителей начальных классов в образовательном процессе.
В условиях инновационной деятельности учителя особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе [1, с. 243].
Известно, в педагогической деятельности учитель является активной, творческой личностью, который всегда выступает организатором повседневной жизни школьников, пробуждает интересы, ведет учащихся за собой - это может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство классом обязывает воспитателя-учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
Анализ истории вопроса показывает, что важнейшую роль в разработке основ теории педагогического творчества сыграла советская психологическая наука, исследовавшая основные закономерности творческого процесса в самых разнообразных видах деятельности. В фундаментальных трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, в работах А. Г. Ковалева, Я. А. Пономарева, Н. С. Лейте-са, Ю. А. Самарина, В. Н. Пушкина, А. М. Ма-
тюшкина, Т. В. Кудрявцева и др. подвергались исследованию самые различные срезы творческого процесса, помогающие осмыслить его сущность в педагогической деятельности, чему во многом способствовали и исследования видных советских ученых Б. М. Кедрова, А. В. Брушлинского, Б. С. Мейлаха, М. Г. Яро-шевского, П. М. Якобсона, П. В. Симонова и др. [2, с. 29]. Педагогическая деятельность требует от учителя постоянного творческого поиска.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования, одно из качеств педагогического творчества учителя - это разработка того или иного аспекта из научных или методических проблем комплексной темы школы. Т. А. Вайзер в своем исследовании инновационной деятельности учителей начальной школы утверждает, что в процессе выполнения инновационной работы происходит саморазвитие учителя как субъекта инновационного процесса школы. Инновационное творчество учителя приводит к становлению новых качественных характеристик деятельности самого педагога [3, с. 75]. Так, у него возрастает системность в сознании и профессиональной педагогической деятельности, т. е. расширяется свобода учителя в постановке целей, выборе содержательной и процессуально-методической сфер; происходит осознание этой свободы как права на творческое самовыражение - обеспечивается ориентация учителя на реализацию гуманистической, личностной направленности образования; преодоление авторитарности, установка на сотрудничество, диалог с воспитанником, соавторство учителя с учеником в разработке всех компонентов педагогического процесса (его целей, средств, ожидаемых результатов, критериев их оценивания и др.); технологичность педагогической деятельности - построение собственной авторской, индивидуально-адаптированной педагогической системы [4, с. 68].
Инновационная деятельность учителя включает наряду с различными видами профессиональной деятельности разработку и апробацию идей исследовательской работы по образовательным направлениям. Здесь глав-
ным профессиональным качеством является креативность, т. е. творческое отношение учителя начальных классов к своей практической педагогической деятельности.
В качестве примера по реализации этих основных положений мы проводим опытноэкспериментальную работу начальной школы с. Бологур Амгинского улуса: «Развитие образовательных учреждений как открытой системы в сельском социуме». Цель данного исследования: создание образовательного пространства для развития личности каждого ребенка в условиях сельского социума. Для достижения поставленной цели методическим объединением начальных классов школы определены следующие задачи:
• создание комфортных условий для развития индивидуальных особенностей ребенка;
• развитие логического мышления младших школьников через использования УДЕ (укрупнение дидактических единиц) и уроков логики;
• овладение методами изучения личности учащихся;
• создание предметно-развивающей среды;
• обеспечение преемственности обучения «ДОУ - начальное школа - среднее звено».
Работа по данному направлению имеет положительные результаты, которые выражаются в достижениях учеников младших классов на конкурсах и олимпиадах сельского, улусного и республиканского уровней. Образовательное пространство в конечном итоге развивает у учащихся начальных классов умения и навыки исследовательской деятельности через определение системы и технологии, а также научное руководство ведут учителя начальных классов. Оценкой исследовательской деятельности ученика и учителя является само участие на конкурсах и в олимпиадах разного уровня, а также признание жюри результатов их научных работ. Так, в улусной олимпиаде по математике и якутскому языку в 2003-2004 учебном году 3 ученика начальных классов заняли 1, 3 и 4-е места. В улусной олимпиаде 2004-2005 учебного года по якутскому языку один ученик начальных классов занял 2-е место. В улусной олимпиаде по русскому языку 2005-2006 учебного
года два ученика удостоены призовых мест (первое и четвертое).
На сегодня школа определилась и является центром сельского социума. Составлена программа развития школы, куда вошли проекты по учебно-воспитательной работе и социальному партнерству.
Успешность претворения в жизнь этих проектов определяется наличием в школе хороших, компетентных специалистов, ориентированных на успех. Для этой цели в школе ряд лет ведется планомерная работа по формированию внутренней мотивации учащихся, учителей и родителей, которая помогла систематизировать методическую работу в коллективе.
Основными направлениями работы методического объединения учителей начальных классов можно считать:
• разработку и применение технологий учебно-исследовательской работы учащихся, учителей и родителей;
• развитие креативных способностей учащихся и учителей (исследовательская работа и защита на разных уровнях олимпиад и т. п.);
• организацию единого образовательного пространства для учителей и учащихся в условиях сельского социума.
Важным для этой школы является создание учителями благоприятных условий для развития креативного мышления в рамках исследовательской деятельности учащихся. Так, учащиеся, принимая участие в работе созданной благоприятной психологической среды, ведут исследования по интересующим вопросам, выступают с докладами перед одноклассниками, а также выступают в научно-практических
конференциях разных уровней. Темы для исследований учащиеся начальных классов выбирают из содержания учебных предметов или близких к ним, а проблема исследования находится в рамках познавательных интересов ребенка и в зоне «ближайшего развития».
Использование исследовательского подхода в обучении помогает учителям повысить результативность и качество учебно-воспитательного процесса. Также у учащихся значительно повышается интерес к окружающему миру, его предметам, культуре народов разных национальностей, возрастает интерес к изучению жизни животных. У детей активно развиваются любознательность, самостоятельность, стремление повысить свой культурный и интеллектуальный уровень, т. е. познавательная деятельность, появляется умение преодолевать трудности, повышаются коммуникативные способности и осмысливаются нравственные ценности общества.
Следует отметить, что главная роль в работе учебно-воспитательного процесса отводится личности учителя начальных классов, его человеческим и профессиональным качествам, как руководителю и посреднику процесса развития личности учащегося.
Таким образом, рассматривая педагогическое творчество как один из компонентов инновационной деятельности учителя начальных классов, следует обратить внимание на динамизм и мобильность в контексте времени и пространства. Оставаясь неизменными по названию, они постоянно наполняются новым содержанием, что является одной из составляющих инновационной деятельности учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. М., 2003. С. 243.
2. Сластенин В. А. Педагогика. М., 2005. С. 29.
3. Вайзер Т. А. Инновационная деятельность учителя начальной школы как фактор совершенствования дидактического процесса: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006. С. 144.
4. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. (Исследование субъективноэмоциональной сферы творческого процесса педагога). Грозный, 1976. С. 104.