Научная статья на тему 'О педагогическом коллективе'

О педагогическом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мильковская И. Ю., Киселева Н. А.

В статье рассматривается актуальная проблема управления педагогическим коллективом. Статья раскрывает содержание понятий: педагогический коллектив, персонал, управление. Основное внимание авторы акцентируют на анализе понятия «педагогический коллектив» и особенностей руководства данным коллективом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О педагогическом коллективе»

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ © Мильковская И.Ю.*, Киселева Н.А.*

Волжский институт экономики, педагогики и права, г. Волжский

В статье рассматривается актуальная проблема управления педагогическим коллективом. Статья раскрывает содержание понятий: педагогический коллектив, персонал, управление. Основное внимание авторы акцентируют на анализе понятия «педагогический коллектив» и особенностей руководства данным коллективом.

Ключевые слова педагогический коллектив, персонал организации, процесс управления, функции управления.

Перемены, происходящие сегодня в экономической и общественной сфере современной России, оказывают значительное воздействие на становление культуры труда в российских организациях, происходит ассимиляция трудовых взаимоотношений к реформенным преобразованиям в социально-культурном пространстве и, таким образом, складывается представление о коллективе как об организации.

Традиции трудового коллектива советского времени оставили основательный след в сознании людей, и до сих пор оказывают большое влияние на культуру трудовых отношений в идущем в ногу со временем российском коллективе. На самом деле, коллектив в российских организациях занимал наиболее высокое место в шкале ценностей, нежели личность. К сожалению, отечественные коллективы только в недалеком прошлом стали прибегать к применению успешных педагогических методик организации труда, которые уже немало лет применяют зарубежные организации.

Способы достижения высокой производительности труда стали рассматриваться как менеджмент действий, проектный стиль управления. Однако, в странах Европы, термин «коллектив» не пользуется популярностью и имеет негативный смысловой оттенок, так как переполнен стереотипами, напоминает европейцам в основном лишь о пережитках коллективизма и коммунистического строя. В Европе вместо понятия «коллектив» употребляют понятия: «команда», «группа управления», «рабочий альянс».

Однако, в российском представлении понятия «коллектив» и «команда» принято различать. Коллектив в российских организациях является, долговременным образованием и имеет четко регламентированные управленче-

* Декан Экономического факультета, доцент кафедры Психологии, кандидат педагогических наук, доцент.

* Декан факультета Менеджмента, доцент кафедры Психологии, кандидат педагогических наук, доцент.

ские полномочия, которые осуществляются руководителем, а команда собирается лишь для выполнения конкретного проекта, и все ее участники имеют равные полномочия.

Взаимодействие российских и зарубежных компаний привело в свое время к введению в отечественный лексикон понятия «персонал организации», под которым принято понимать личный состав учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющий собой группу по профессиональным или иным признакам.

Фундаментом современных представлений о педагогическом коллективе служат идеи русских педагогов Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского.

Особенности педагогического коллектива исследовали И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Л.В. Симонова, Е.Н. Шиянов; вопросы развития педагогического коллектива рассматривали А.В. Ковалев, С.И. Змеев, Е.С. Кузьмин, М.М. Поташник, М.Н. Певзнер, К.М. Ушаков; изучением педагогической культуры в коллективе занимались Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Белоусова; влияние различных факторов на развитие педагогического коллектива отмечали Н.С. Дежникова, Е.И. Казакова, Т.В. Орлова, А.В. Петровский, А.Л. Све-ницкий; проблемы профессиональной компетентности педагогов отражены в работах В.Г. Воронцовой, Л.Н. Горбуновой, А.К. Макаровой, Л.Г. Та-риты [6].

Важно отметить, что развитие педагогического коллектива и любые, даже самые незначительные изменения, осуществляются через людей и при помощи людей. Педагогический коллектив имеет ряд особенностей, которые должны постоянно учитываться психологами и руководителями в ходе работы с коллективом или группами педагогов. Особенности коллектива формируются в связи со спецификой профессиональной деятельности педагогов и управленцев в образовании.

Современные представления о педагогическом коллективе, как субъекте управления и саморазвития, сложились под влиянием идей русских педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В.А. Сухомлинского. При этом педагогический коллектив имеет собственные своеобразные отличительные черты.

Основная характерная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной работы, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной работы педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных взаимоотношений, осознанием коллективной и личной ответственности, степенью организованности, совместной работы. Педагогические коллективы дают начальное представление о коллективе взрослых, о системе отношений в нем и общей деятельности, соот-

ветственно, это обстоятельство заставляет педагогический коллектив самоорганизовываться и самосовершенствоваться.

Достижение высокого уровня готовности к управленческой деятельности, в широком смысле, представляет собой стратегическую цель профессионального педагогического образования [1].

Говоря об управлении педагогическим коллективом, можно ссылаться на П.И. Пидкасистого, который говорит об управлении как процессе воздействия на систему, в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов [3]. Шипунов В.П., Кишкель Е.Н., Бандурка А.М. определяют управление как «влияние» или «воздействие». Сластенин В.А. под управлением понимает деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, а управление педагогическим коллективом, по его мнению, представляет собой «целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Давая определение понятию «управление» мы соглашаемся с В.А. Розановой в том, что управление это система скоординированных мероприятий (мер) направленных на достижение значимых целей, а под управлением педагогическим коллективом будем понимать систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения.

Для проектирования системы средств, способствующих управленческой деятельности, необходимо на каждом этапе поставить цель, спроецировать систему средств, организовать деятельность педагогов, получить и проанализировать полученный результат.

Управляя педагогическим коллективом необходимо применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности, включая скоординированные, взаимосвязанные между собой мероприятия, направленные на достижение значимой цели. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.

В свою очередь В.С. Лазарев выделяет функции управления образовательным учреждением - планирование, организацию, руководство и контроль [2], а В.А. Сластенин добавляет педагогический анализ, целеполага-ние, регулирование. Обобщая взгляды этих педагогов, раскрываются следующие функции управления педагогическим коллективом: анализ, целепо-лагание и планирование, организация, руководство, контроль и регулирование [5].

Эффективность управленческой педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководители владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты и выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или неквалифицированно проводимый анализ в деятельности управленца приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом коллективе может привести к созданию трудностей в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. От того, какой психологический климат создан в организации зависит эффективность ее работы [1, с. 33].

Кроме того, важным аспектом в деятельности педагогического коллектива является профессиональное становление и личностный рост. Для усиления мотивации система взаимоотношений должна быть связана с коренной ломкой сложившихся представлений, необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность [3].

Таким образом, управление педагогическим коллективом требует от руководствующего звена высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем будет считаться тот, кто на этапе реализации той или иной управленческой функции будет демонстрировать только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

Список литературы:

1. Киселева Н.А. Формирование готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т, 2006. - 199 с.

2. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

3. Мильковская И.Ю. Педагогические условия адаптации первокурсников в образовательном процессе высшей школы: монография / И.Ю. Миль-ковская; Волжский институт экономики, педагогики и права. - Волгоград: Изд-во ВолГУ 2007. - 126 с.

4. Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Ред. П.И. Пидкаси-стый. - М.: Пед. об-во России, 2006. - 608 с.

5. Педагогика: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

6. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.