DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_11 УДК 34.096
О НОВЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ВВЕДЕНИИ РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ On the new powers of the troops of the National Guard of the Russian Federation in the sphere of restriction of human and civil rights and freedoms during the introduction of martial law
ШЕНШИН Виктор Михайлович,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;
SHENSHIN Viktor Mikhailovich,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru
Краткая аннотация: В представленном исследовании раскрывается круг полномочий, возлагаемых на войска национальной гвардии, при введении военного положения как на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Автор предлагает внести изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации, в соответствии которыми у войск национальной гвардии появятся новые полномочия, связанные с консультациями о проведении выборов, референдума на территории где введено военное положение.
Abstract: The presented study reveals the scope of powers assigned to the National Guard troops when martial law is imposed both on the entire territory of the Russian Federation or in its individual localities. The author proposes to amend some legislative acts of the Russian Federation, according to which the National Guard troops will have new powers related to consultations on holding elections, referendums in the territory where martial law has been imposed.
Ключевые слова: войска национальной гвардии; полномочия; режим военного положения; ограничение прав и свобод; Росгвардия; выборы; референдум.
Keywords: National Guard troops; powers; martial law regime; restriction of rights and freedoms; Ros Guard; elections; referendum.
Для цитирования: Шеншин В.М. О новых полномочиях войск национальной гвардии Российской Федерации в сфере ограничения прав и свобод человека и гражданина при введении режима военного положения //Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 11-13. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_11.
For citation: Shenshin V.M. On the new powers of the troops of the National Guard of the Russian Federation in the sphere of restriction of human and civil rights and freedoms during the introduction of martial law // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 11-13. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_11.
Статья поступила в редакцию: 01.07.2023
Введение и реализация режима военного положения сопровождается ограничениями прав и свобод человека и гражданина, которые наделяют органы государственной власти и местного самоуправления возможностями по расширению круга своей деятельности, компетенции1, что позволяет более эффективно отражать агрессию и прийти к восстановлению конституционного правопорядка.
Ограничению правового статуса правомерно и оправдано подлежат граждане, проживающие или находящихся в зоне действия режима военного положения, которым преследуется цель защитить базовые, основные права и свободы2. Ограничения являются мерой предосторожности3. Введение режима военного положения приводит к перераспределению взаимных прав и обязанностей граждан и государства, расширению полномочий государственных органов за счет ограничения прав и свобод последних.
Отметим, что применение ограничительных мер предусмотренных чрезвычайным законодательством может внести изменения в эле-
4
менты административно-правового статуса человека и гражданина .
Одной из задач войск национальной гвардии Российской Федерации5 возложенных на них Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» является участие в обеспечении режима военного положения (статья 2).
Обеспечение режима военного положения - это полномочие, которое в статье 8 рассматриваемого закона указано в качестве одного из основных полномочий войск национальной гвардии.
Обратим внимание, что частью 2 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ предписано, что военнослужащим (со
1 Жаркой, М. Э. Вопросы систематизации чрезвычайного законодательства и ее влияние на изменение организационно-правовых основ деятельности карательных органов в Советском государстве в 1920-е годы / М. Э. Жаркой // Военное право. - 2021. - № 6(70). - С. 78-87. - EDN VZBRAJ.
2 Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1(54). - С. 11-22. - EDN WCAYMY.
3 Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.
4 Жаркой, М. Э. О некоторых проблемах организации взаимодействия войск и органов правопорядка (историко-теоретический аспект) / М. Э. Жаркой, В. Г. Викторов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2021. - № 11(292). - С. 14-23. - EDN EDLZJO.
5 Далее по тексту - войска национальной гвардии.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 8(224)
трудникам) войск национальной гвардии в целях обеспечения режима военного положения предоставляется право на применение мер и временных ограничений, предусмотренных федеральным законодательством о военном положении.
Анализ норм Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ показывает, что часть 2 статьи 15 является бланкетной и отсылает нас к законодательству о военном положении.
В настоящем исследовании автору представляется необходимым рассмотреть новые полномочия федеральных органов исполнительной власти, которые они вправе реализовывать в случае введения режима военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Федеральным конституционным законом от 29.05.2023 № 2-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» внесены изменения в Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1 -ФКЗ «О военном положении».
Подпункт 12 пункта 2 статьи 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» изложен в новой редакции. Так, основное отличие новой редакции закона состоит в том, что в него добавлена такая мера, как досмотр и задержание транспортных средств.
Особый интерес представляют собой два новых подпункта (12.1 и 12.2) пункта 2 статьи 7 рассматриваемого Федерального конституционного закона.
В частности, подпункт 12.1 предусматривает административное задержание в порядке, предусмотренном федеральным законом, на срок до 30 суток в случае нарушения запретов и ограничений, установленных указами Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение.
Подпункт 12.2 содержит такую меру как принудительное и контролируемое перемещение граждан с территории, на которой введено военное положение, на территории, на которых военное положение не введено.
Пункт 4 статьи 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ в ранее действовавшей редакции предписывал, что на территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года № 1 -ФКЗ который вступил в силу 9 июня 2023 года установлено, что на территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления могут проводиться в случае, если решение об их назначении принимается ЦИК России по результатам консультаций с Министерством обороны Российской Федерации и ФСБ России. В этих случаях референдумы и выборы могут проводиться как на всей территории, на которой введено военное положение, так и на части такой территории.
По итогам консультаций Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о назначении (проведении) соответствующих выборов (в том числе с возможностью сокращения сроков избирательных действий), референдума или об отклонении предложения об их проведении.
Характерно, что Росгвардия и ее силовая составляющая - войска национальной гвардии в этом законе не указаны.
Считаем целесообразным предусмотреть особенности проведения консультаций не только с указанными федеральными органами исполнительной власти, но и с Росгвардией. Тем самым на практике будет реализована задача войск национальной гвардии по участию в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, а также полномочия по ограничению прав и свобод граждан для реализации таких целей, как защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Подпункт 8 пункта 2 статьи 14 комментируемого Федерального конституционного закона в своей новой редакции позволяет нам сделать вывод о том, что для реализации мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 указанного акта, федеральные органы исполнительной власти на основании указов Президента Российской Федерации наделены дополнительно такими полномочиями, как досмотр и задержание транспортных средств, а также осуществление в порядке, предусмотренном федеральным законом, административного задержания на срок до 30 суток в случае нарушения запретов и ограничений, установленных указами Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение (подп. 8.1 пункта 2 статьи 14);
осуществление принудительного и контролируемого перемещения граждан с территории, на которой введено военное положение, на территории, на которых военное положение не введено (подп. 8.2 пункта 2 статьи 14).
Автору представляется необходимым обратиться к части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отсюда следует, что конституционное предписание предусматривает такую форму ограничения прав и свобод, как Федеральный закон. Вместе с тем, выше нами приведены положения Федерального конституционного закона, которыми права и свободы человека и гражданина ограничиваются при введении режима военного положения.
В силу положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации не могут быть признаны законными ограничения прав и свобод человека и гражданина, установленные не федеральным законом, а иными нормативными правовыми актами.
Следовательно, в рассматриваемом нами случае, статус формы ограничения выше, нежели чем это предписано Основным Законом
страны. Все это наделяет войска национальной гвардии конкретными полномочиями и возлагает на них особые обязанности по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Напомним, что Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» на территории приграничных с Украиной субъектов Российской Федерации главой государства введен средний уровень реагирования.
Указанный уровень реагирования наделяет руководителей регионов дополнительными полномочиями по реализации таких мер, как:
1) усиление общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций, связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для охраны окружающей среды;
2) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
3) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.
Таким образом, нами указаны лишь некоторые меры, которые реализуют, в том числе, войска национальной гвардии, постольку, поскольку они вытекают из задач войск.
Наделение глав регионов дополнительными полномочиями и их воплощение на практике не обходится без участия войск национальной гвардии. Тем самым, подчеркивается особое предназначение войск в механизме государства.
В остальных же регионах Центрального и Южного федеральных округов глава государства ввел повышенный уровень готовности, что также накладывает на войска национальной гвардии дополнительные задачи и полномочия.
Из анализа положений Федерального закона от 29.05.2023 № 184-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что указанным актом предусмотрены особенности подготовки и проведения выборов, референдума в период действия военного положения.
Библиография:
1. Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.
2. Жаркой, М. Э. Вопросы систематизации чрезвычайного законодательства и ее влияние на изменение организационно-правовых основ деятельности карательных органов в Советском государстве в 1920-е годы / М. Э. Жаркой // Военное право. - 2021. - № 6(70). - С. 78-87. - EDN VZBRAJ.
3. Жаркой, М. Э. О некоторых проблемах организации взаимодействия войск и органов правопорядка (историко-теоретический аспект) / М. Э. Жаркой, В. Г. Викторов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2021. - № 11 (292). - С. 14-23. - EDN EDLZJO.
4. Ирошников, Д. В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 11 -22. - EDN WCAYMY.
References:
1. Bondurovsky, V. V. Tasks solved by the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization in the context of the transformation of security challenges and threats / V. V. Bondurovsky, S. V. Pospelov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 29-36. - EDN EMOWWT.
2. Zharkoy, M. E. Issues of systematization of emergency legislation and its impact on the change in the organizational and legal foundations of the activities of punitive bodies in the Soviet state in the 1920s / M. E. Zharkoy // Military law. - 2021. - № 6(70). - Pp. 78-87. - EDN VZBRAJ.
3. Zharkoy, M. E. On some problems of the organization of interaction between troops and law enforcement agencies (historical and theoretical aspect) / M. E. Zharkoy, V. G. Viktorov // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2021. - № 11(292). - Pp. 14-23. - EDN EDLZJO.
4. Iroshnikov, D. V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / D. V. Iroshnikov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). -Pp. 11 -22. - EDN WCAYMY.