УДК 340 DOI: 10.37973/KUI.2020.13.91.006
А.Д. Сайфутдинова
правовые основания проникновения В жилище при реализации полномочий войск национальной
гвардии
LEGAL grounds For PENETRATIoN INTO A DwELLING
of the national guard troops
Введение: вопросы, связанные с реализацией полномочий войск национальной гвардии в России, в настоящее время являются актуальными. Положения актов, регулирующих деятельность Росгвардии, стали новыми для нашего законодательства, в связи с этим требуют разъяснения для единообразной практики их применения. В данной статье рассмотрены полномочия войск национальной гвардии, связанные с проникновением в жилище граждан.
Материалы и методы: при написании статьи использовались классические способы познания объективной действительности, приоритетными выступили такие методы познания, которые позволили исследовать предмет изучения в динамике и во взаимосвязи с другими институтами, среди которых сравнительно-правовой, формально-логический и метод логического анализа. Нормативную базу исследования составляет действующее российское законодательство, теоретической базой исследования выступила научно-теоретическая база по вопросам, связанным с темой исследования.
Результаты исследования: автором впервые представлена модель законного проникновения в жилище сотрудника войск национальной гвардии, а также сформулировано определение понятия «досмотр жилища».
Обсуждение и заключения: в статье проанализированы положения законодательных актов, касающиеся правомочий военнослужащих войск национальной гвардии осуществлять проникновение и досмотр жилища, рассмотрены обстоятельства, при которых проникновение в жилище необходимо, сформулировано авторское понятие «досмотр жилища».
Ключевые слова: войска национальной гвардии, правоохранительные органы, право на неприкосновенность жилища, проникновение в жилище, законность
Для цитирования: Сайфутдинова А.Д. Правовые основания проникновения в жилище при реализации полномочий войск национальной гвардии // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, 4. С. 429 - 433. DOI: 10.37973/KUI.2020.13.91.006
Introduction: due to the fact that the legislation regulating the activities of the National Guard troops is at the stage of formation and development, and the provisions of the current legislation require clarification, the topic of the credentials of the National Guard of the Russian Federation is relevant today, it requires research and discussion. The author analyzes penetration into the dwelling of citizens by the National Guard.
Materials and Methods: the research is based on traditional methods of cognition of objective reality. Priority is given to methods of cognition that allowed us to consider the subject of research in dynamics and in a system with other phenomena and institutions. Author uses comparative-legal, formal-logical and logical- analysis methods. The legal base of the research is the current Russian legislation, the theoretical base of the research is the scientific issues related to the research topic.
Results: the author presents a model of legal penetration into a dwelling by soldier of the National Guard troops, and also formulates an actual definition of the concept of «inspection of dwelling».
Discussion and Conclusions: the article analyzes the provisions of legislative acts regarding the right of National Guard of the Russian Federationtroops to enter a dwelling against the will of the persons living in it, lists the circumstances under which entry into the dwelling is necessary, and formulates the author's legal concept of "inspection of dwelling".
Keywords: National Guard troops, law enforcement agencies, right to inviolability of dwelling, penetration into dwelling, legality
For citation: Saifutdinova A.D. Legal Grounds for Penetration into a Dwelling of the National Guard Troops // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V.11, No 4. P. 429 - 433. DOI: 10.37973/ KUI.2020.13.91.006
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 4 (42)2020
Введение
Неотъемлемой составной частью государственной власти в любой стране является наличие вооруженных формирований, функция которых заключается как в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, так и в осуществлении охраны значимых объектов. В зависимости от национальных, религиозных, политических и других особенностей страны и государственного строя меняются название, форма организации и функции таких военных формирований. В России в результате исторического развития и с учетом требований сложившейся общественно-политической, экономической и социальной обстановки указом Президента России в 2016 году на основе существовавших в структуре Министерства внутренних дел РФ до 5 апреля 2016 года внутренних войск была создана Федеральная служба войск национальной гвардии (далее - Росгвардия)1.
Структура вновь созданного правоохранительного органа обусловлена довольно широким перечнем задач, среди которых охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, участие в борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма, обеспечение соблюдения режимов чрезвычайного и военного положения, участие в контртеррористических операциях и территориальной обороне РФ. Помимо этого, военнослужащие Росгвардии могут осуществлять охрану государственных объектов, коммуникаций и специальных грузов по поручению Правительства РФ, содействовать охране государственной границы.
Особенностью структуры нового правоохранительного органа является то, что воинские части, а также иные структурные единицы войск национальной гвардии дислоцируются в соответствии со стоящими перед ними задачами и с учетом социально-экономических условий мест дислокации. Прямой привязки к территориям субъектов РФ они не имеют [1, с. 225].
Выведение из состава МВД России внутренних войск и еще нескольких подразделений и объединение их в качественно новый «силовой» орган правоохранительной деятельности является значимым этапом формирования системы органов внутренних дел, что обусловливает актуальность темы данной статьи. Ввиду того что войска национальной гвардии все еще находятся в стадии становления и укрепления своих полно-
мочий, есть ряд вопросов, возникающих при их реализации. Федеральный закон, наделяющий сотрудников Росгвардии рядом полномочий, не раскрывает механизм реализации и правовые особенности отдельных действий. Рассмотрим, например, такое полномочие, как проникновение в жилище. Оно затрагивает конституционное право гражданина на неприкосновенность жилищ2. Для прояснения данного вопроса необходимо изучить законодательство, к которому нас отсылают нормы, регулирующие права и полномочия войск национальной гвардии. Кроме того, весьма неоднозначным является значение термина «досмотр жилища», который, в частности, употребляется в законодательстве о чрезвычайном положении: при его введении представители войск национальной гвардии наделяются правом применения мер, ограничивающих права граждан.
Обзор литературы Исследуемая тема требует обращения к различным источникам, ее необходимо рассматривать в комплексе с такими проблемами, как защита неприкосновенности жилища, гарантии законности и соблюдение прав и законных интересов при проникновении в жилища. Проблемами, связанными с охраной прав граждан, в том числе, права на неприкосновенность жилища, в разное время занимались такие ученые, как С.Е. Егоров, Н.Г. Муратова, И.Л. Петрухин, Г.Б. Романовский, Ю.И. Стецовский и другие.
В научной периодике опубликованы статьи С.Б. Аникина, Н.Ю. Агафоновой, Д.С. Воробьева, А.Ю. Винокурова, А.Н. Светловой и других ученых, связанные с формированием законодательства, регулирующего полномочия войск национальной гвардии.
Материалы и методы При написании статьи проанализировано действующее российское законодательство (Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», Федеральный закон «О противодействии терроризму», Федеральный закон «О ведомственной охране», а также указы Президента РФ и ведомственные приказы). Исходя из материалов, автором подобраны соответствующие методы исследования, позволяющие охватить весь спектр вопросов изучаемой темы, среди которых метод логического анализа, сравнительно-правовой и формально-логический методы.
1О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510// Собрание законодательства Российской Федерации. 2016 № 41. Ст. 5802.
2О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016 № 27 (часть I). Ст. 4159.
Результаты исследования
Рассмотрим с правовой точки зрения модель законности проникновения в жилища сотрудников Росгвардии без согласия проживающих в нем лиц, а также гарантии законности при производстве досмотра жилища.
Неприкосновенность жилища - это конституционное право, которое относится к категории личных прав в рамках правового статуса личности, означающее, что никто не должен проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц [2, с. 67]. Данный принцип является приоритетным для исполнения войсками национальной гвардии, так как право на неприкосновенность жилища является важнейшим в ряду личных прав после неприкосновенности личности. Неприкосновенность жилища гарантируется Конституцией РФ, в которую внесены поправки в июле 2020 года. Данный конституционный принцип неизменен, он гласит, что никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан, иначе как в предусмотренных законом случаях и в порядке или на основании судебного решения1.
Проведем анализ положений законодательства, содержащих основания для осуществления проникновения представителей войск национальной гвардии в жилище. Законодательно закреплено участие войск национальной гвардии в борьбе с терроризмом и экстремизмом. В соответствии с п. 11 ст.11 Федерального закона «О противодействии терроризму при проведении контртеррористической операции войска национальной гвардии уполномочены беспрепятственно проникать в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки»2. Основанием проникновения в данном случае является участие в пресечении террористического акта или преследование лиц, подозреваемых в его совершении, при условии, что промедление может создать угрозу жизни и здоровью граждан.
В условиях проведения контртеррористической операции на определенной территории допускается применение некоторых мер и ограничений прав и свобод граждан, среди них и указанное в законе беспрепятственное проникновение в жилище с целью предотвращения террористических проявлений, а также для выявления и устранения причин совершения террористических актов с целью профилактики терроризма, расследования
террористического акта или минимизации и ликвидации его последствий.
Еще одной задачей Росгвардии является охрана имущества физических и юридических лиц на основании договора с ними, что влечет право входить во все помещения охраняемых объектов и осуществлять их осмотр с целью преследования лиц, которые незаконно проникли туда. Об этом незамедлительно уведомляется руководитель организации, владеющей объектом, или его собственник.
Отдельной задачей является проведение войсками национальной гвардии и подведомственными организациями по гражданской обороне определенных мероприятий в целях участия в восстановлении и поддержании порядка в районах, пострадавших от военных конфликтов. В связи с этим войска национальной гвардии принимают участие в обеспечении особого пропускного режима на территории, где действует чрезвычайное положение, осуществляют охрану объектов обеспечения жизнедеятельности населения, транспорта и объектов повешенной опасности для жизни и здоровья и для экологии. Вследствие выполнения данных задач в условиях усиленной охраны общественного порядка войсками национальной гвардии может ограничиваться движение транспортных средств, осуществляться их досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность граждан, с применением личного досмотра и досмотра их вещей, жилища и транспортных средств в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» еще одной задачей войск национальной гвардии является обеспечение соответствующего правового режима. Согласно нормам действующего законодательства чрезвычайное положение может быть введено в случае осуществления попытки насильственного изменения действующего конституционного строя, захвате или присвоении власти в РФ, при вооруженном мятеже, массовых беспорядках, совершении террористических актов и других действиях, сопровождающихся насилием, создающих угрозу жизни и безопасности граждан, или при катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и т.п. При этом военнослужащим национальной гвардии разрешается производство досмотра жилища на территории, на которой указом Президента Российской Федерации вве-
1Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 13.03.2006. № 11. Ст. 1146.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 4 (42)2020
дено чрезвычайное положение1. Досмотр жилища выступает одним из временных ограничений, вводимых для поддержания общественного порядка, предотвращения правонарушений и преступлений, а также защиты граждан и принадлежащего им имущества, при существовании угрозы безопасности граждан или конституционного строя РФ. Однако в настоящее время в законодательстве РФ отсутствует понятие «досмотр жилища» и, соответственно, не определены действия, которые могут осуществляться в ходе такого досмотра.
Порядок проведения досмотра жилища в условиях чрезвычайного положения предполагает беспрепятственный доступ и исследование помещения, где проживают граждане, в целях обнаружения орудий или признаков правонарушения или преступления, обеспечения безопасности граждан или спасения их жизни. Предполагается, что в условиях чрезвычайного положения представители войск национальной гвардии имеют право принудительно, то есть без получения согласия проживающих в жилище лиц, осуществлять вхождение, в том числе разрушая запирающие устройства.
Гарантией законности действий сотрудников Росгвардии, реализующих данное полномочие, выступает обязанность сообщить об этом в возможно короткий срок командиру (начальнику) и предоставить рапорт о факте вхождения в жилище. О нарушении принципа неприкосновенности жилища в течение 24 часов должен быть уведомлен и прокурор, проверяющий законность проникновения в жилище2. Тем не менее отсутствие правовой формулировки «досмотр жилища» и перечисление в законе конкретных прав и обязанностей участников досмотра может негативно повлиять на порядок реализации принципа неприкосновенности жилища и вызвать ряд действий,
нейшее развитие положений законодательства, касающихся полномочий войск национальной гвардии, является насущной необходимостью в настоящее время.
Обсуждение и заключения
Предлагаем следующее определение понятия "досмотр жилища" - это мера государственного принуждения, предназначенная для поддержания общественного порядка, предотвращения правонарушений и преступлений, а также защиты граждан и их имущества в условиях непосредственной угрозы жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, целью которой является доступ и исследование жилища в целях обнаружения орудий или признаков правонарушения или преступления и обеспечения безопасности граждан или спасения их жизни.
Анализ конкретных положений законодательных актов, где указано на то, что при наличии определенных обстоятельств войска национальной гвардии уполномочены проникать в жилище и проводить досмотр, позволяет сформулировать авторскую модель законного проникновения в жилище сотрудника войск национальной гвардии при несении им боевой службы, включающую в себя не только наличие определенных обстоятельств, но и гарантии законности осуществляемых действий. Среди обстоятельств, дающих основание проникнуть в жилище, следует назвать спасение жизни граждан и (или) их имущества, обеспечение личной и общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах и иных чрезвычайных обстоятельствах либо задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и установление обстоятельств совершенного преступления или произошедшего несчастного случая.
нарушающих интересы граждан. Поэтому даль-
список литературы
1. Фатикова А.Д. Механизм реализации принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2010. 180 с.
2. Гриненко А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 298 с.
references
1. Fatikova A.D. Mekhanizm realizacii principa neprikosnovennosti zhilishcha v ugolovnom sudoproizvodstve: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. Ekaterinburg: Ural'skaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya, 2010. 180 s.
2. Grinenko A.V. Pravoohranitel'nye organy Rossijskoj Federacii: uchebnik dlya vuzov.6-eizd., pererab. idop.M.: YUrajt, 2020. 298 s.
1О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 № 23. Ст. 2277.
2 Об утверждении Порядка информирования военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии Российской Федерации своего непосредственного командира (начальника), собственника помещения и (или) проживающих в нем граждан и прокурора о случае вхождения (проникновения) в жилое помещение: приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 30.09.2016 № 111 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2016 . 14 декабря.
Об авторе: Сайфутдинова Алсу Дамировна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел Казанского юридического института МВД России email: alsou_f@mail.ru
© Сайфутдинова А.Д., 2020
About the author: Sayfutdinova Alsu D., Candidate in Law (Research doctorate), Senior Lecturer of the Department of Administrative Law, Administrative Activities and Management of Internal Affairs of the Kazan Law Institute of MIA of Russia
email: alsou_f@mail.ru
Статья получена: 08.09.2020. Статья принята к публикации: 23.12.2020. Статья опубликована онлайн: 25.12.2020.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.