< >
о о
Ковалев А. А.
Участие Национальной гвардии России в обеспечении военной безопасности
Ковалев Андрей Андреевич
Военнослужащий (Санкт-Петербург) Кандидат политических наук [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются место и роль Национальной гвардии, созданной указом Президента Российской Федерации в апреле 2016 г., в системе институтов обеспечения военной безопасности. Проблемы ее формирования и функционирования анализируются в контексте Стратегии национальной безопасности России, где отмечается, что повышение эффективности ее обеспечения возможно за счет совершенства структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также комплексного развития правоохранительных органов и специальных служб. Рассматриваются также основные положения указа Президента РФ, посвященного созданию Национальной гвардии и ее войск, Федерального закона «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации». Отмечается, что Национальная гвардия призвана повысить эффективность противодействия экстремизму и терроризму как на территории государства, так и за ее пределами, что особенно важно в условиях ведения «гибридных войн». Определяется значение подобных институтов, действующих в ряде других стран. Проводится анализ основных задач и полномочий вновь созданного института, в рамках которых возможно обеспечение военной безопасности России, в частности, в режиме военного положения и в других особых правовых режимах. Выделяется ряд проблем, связанных с созданием нового института: необходимость четкого разграничения полномочий и задач с другими силовыми структурами, внесения определенности в терминологию, связанную со сферой национальной безопасности. Делается вывод, что создание Национальной гвардии открывает новые возможности в сфере обеспечения военной безопасности страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Национальная гвардия, военная безопасность, национальная безопасность, экстремизм, терроризм, институт
А. А.
Participation of National Guard of Russia in Ensuring Military Safety Kovalev Andrey Andreevich
Military offiser (Saint-Petersburg, Russian Federation)
PhD in Political Sciences
ABSTRACT
The article examines the place and role of the National Guard established in April 2016 by the decree of the President of the Russian Federation a year, the system of military security institutions. The problems of its formation and functioning are analyzed in the context of Russia's National Security Strategy, which states that improving the efficiency of its maintenance is possible due to the perfection of the structure and activities of the federal bodies of executive power, as well as the integrated development of the law enforcement bodies and special services. We also consider the main provisions of the decree of the President of the Russian Federation, dedicated to the creation of the National Guard and its troops, the draft federal law «On the Russian Federation, National Guard troops». It is noted that the National Guard is designed to improve the efficiency of counteraction to extremism and terrorism, both within the state and outside it, which is especially important in the conduct of "hybrid warfare". It determines the value of such institutions operating in other countries. Reins analysis of the main tasks and responsibilities of the
newly created Institute, within which it is possible to ensure the military security of Russia, par- o
ticularly in the martial law regime and other special legal regimes. It provided a number of problems ™ associated with the creation of a new institution: the need for a clear division of
with other law enforcement agencies, making certainty in the terminology related to the national ^
security sphere. It is concluded that the creation of the National Guard opens new possibilities in >
the field of military security of the country. o
i_
KEYWORDS g
National Guard, military security, national security, extremism, terrorism, Institute m
Вопросы военной безопасности рассматриваются большинством государств мира как наиболее приоритетные и всегда — в явном или скрытом виде — находятся в политической повестке дня. В современном мире, в связи с появлением новых форм ведения военных действий (информационная, гибридная война) их значимость как никогда актуальна. Подтверждаются выводы многих российских политологов о том, что «процесс формирования новой системы международных отношений после окончания «холодной войны» приобрел затяжной и во многом неуправляемый характер. Создалась ситуация, несущая в себе большой кризисный потенциал и одновременно мало приспособленная к предотвращению и урегулированию глобальных проблем безопасности на коллективной основе» [2]. В этих условиях возрастает внимание российского государства и общества к обеспечению своей военной безопасности.
В этом процессе задействованы многие институты государства, но особую роль среди них играют те структуры, которые относят к «силовому блоку» и в функции которых входит непосредственное противодействие внутренним и внешним угрозам. Реформирование подобных структур, перераспределение их полномочий непосредственно влияет на эффективность обеспечения военной безопасности. Поэтому представляется необходимым рассмотреть изменения, происходящие в этой сфере сегодня в связи с созданием в России новой силовой структуры — Национальной гвардии.
5 апреля 2016 г. Президент России, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В. В. Путин сообщил, что принял решение о создании на базе внутренних войск МВД России Национальной гвардии. При этом В. В. Путин заявил: «Мы активно обсуждали вопросы, связанные с совершенствованием работы правоохранительных органов и силовой их составляющей, и рассуждали, думали о том, как нам улучшить работу по всем направлениям. Решения приняты. Мы создаем новый федеральный орган исполнительной власти на базе внутренних войск МВД — создаем Национальную гвардию...»1.
Позже, в ходе «прямой линии» 14 апреля с. г., Президент подчеркнул, что немаловажным фактором для принятия такого решения стала необходимость снижения затрат на содержание различных служб за счет оптимизации структур, прежде всего управленческого и штабного назначения2.
Созданию Национальной гвардии предшествовало обновление стратегии национальной безопасности. Так, 31 декабря 2015 г. в соответствии с федеральными законами «О безопасности»3 и «О стратегическом планировании в Российской
1 Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/51643 (дата обращения: 20.04.2016).
2 Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/51716 (дата обращения: 20.04.2016).
3 О безопасности: Федеральный закон Рос. Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ.
о Федерации»1 Президент России утвердил стратегию национальной безопасности2, ^ являющуюся базовым документом стратегического планирования, направленным ^ на укрепление национальной безопасности РФ. В качестве предпосылок к созданию ЕЗ Национальной гвардии в стратегическом документе был указан ряд оснований. ^ А именно: национальным приоритетом на долгосрочную перспективу названо укрепление обороны страны, государственной и территориальной целостности Россий-о ской Федерации. В документе говорится, что достижение стратегических целей о обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем < совершенствования военной организации государства, форм и способов приме-с нения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований. Совершенствова-х ние военной организации государства осуществляется на основе сбалансирован-2 ного развития компонентов военной организации, наращивания оборонного по-н- тенциала, оснащения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований ^ современным вооружением, военной и специальной техникой, инновационного ° развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Помимо прочего, стратегия предусматривает, что обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб. А это возможно за счет совершенствования структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также комплексного развития правоохранительных органов и специальных служб, принятия на вооружение перспективных специальных средств и техники, развития системы профессиональной подготовки в области обеспечения национальной безопасности.
Таким образом, назрели все необходимые основания для создания Национальной гвардии. В первую очередь это необходимость повышения эффективности использования имеющихся ресурсов внутренних войск МВД и ряда других подразделений в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, территориальной обороны, охраны государственной границы. Во-вторых, подчинение новой структуры исполнительной власти непосредственно Верховному Главнокомандующему, что повышает оперативность реагирования на возникающие угрозы. В-третьих, передача внутренних войск в структуру Национальной гвардии затрагивает и те подразделения, которые до настоящего времени существовали де-факто в автономном режиме (например, некоторые силовые структуры на территории Республики Чечня).
Этим же днем вышел Указ Президента «Вопросы Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации»3. Специалисты отмечают, что идея создания подобной структуры обсуждалась в течение нескольких лет. Изначально предполагалось, что у Национальной гвардии будут прежде всего охранительные функции — предотвращение и ликвидация массовых беспорядков4. Но в итоге функции новой структуры значительно расширены.
Интересно сравнить их с функциями аналогичных служб в других странах. Например, национальная гвардия США рассматривается как резерв вооруженных сил и часто задействуется в военных операциях (за последние годы — в Афганистане и Ираке). Организационно подчиняясь командующему сухопутными силами армии
1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Рос.Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ.
2 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г.
3 Вопросы Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации № 157 от 5 апреля 2016 г.
4 Армия Золотова: зачем и каким образом создается Национальная гвардия [Электронный ресурс]. иЯ1_: http://www.rbc.ru/politics/05/04/2016/5703ed1d9a794798356bbca1 (дата обращения: 20.04.2016).
США1, она также выступает в роли силовой структуры при подавлении беспорядков, о ликвидации последствий стихийных бедствий. ^
Можно провести определенные аналогии и с корпусом стражей исламской ре- ^ волюции в Иране, который иногда называют «революционной гвардией». Форми- Е^ руется он в отличие от армейских структур этого государства на добровольной ^ основе, но при этом имеет солидную материальную базу, большую численность личного состава и широкий спектр задач, связанных с распространением идеоло- о гии исламской революции и борьбы с внутренними и внешними противниками2. о В частности, подразделения КСИР активно участвуют в боевых действиях на тер- < ритории Сирии3. с
Существуют национальные гвардии и в ряде стран постсоветского пространства. х Так, в Казахстане данная структура находится в подчинении МВД и выполняет функ- 2 ции, схожие с теми, что выполняли ранее существовавшие подразделения внутрен- н-них войск: охрана общественного порядка, сопровождение грузов, помощь погра- ^ ничникам, участие в спецоперациях других силовых структур, конвоирование осуж- щ денных и т. д. Схожие функции выполняет национальная гвардия в некоторых других странах СНГ, например в Киргизии. А в таких государствах, как Азербайджан, Грузия, Таджикистан, нацгвардия в основном занята охраной глав государств и высших должностных лиц4.
Наконец, в Украине созданная в 2014 г. национальная гвардия появилась в результате слияния внутренних войск МВД и «сил самообороны Майдана». Призванная выполнять преимущественно функции обеспечения внутренней безопасности и правопорядка5, фактически она принимала активное участие в боевых действиях на востоке Украины.
Таким образом, национальные гвардии (или аналогичные формирования) тех стран, где они существуют, выполняют весьма разнообразные функции во внутренней и внешней политике. Сам термин «гвардия» указывает на стремление отобрать лучших представителей общества для решения поставленных задач и в то же время — на определенную обособленность от армейских структур. Но прямого аналога (по задачам и полномочиям) Национальной гвардии, создаваемой в РФ, в других странах нет.
Основной целью создания российской Нацгвардии является обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина. Здесь стоит обратить внимание на один важный аспект. Согласно Указу Президента, была образована Федеральная служба войск Национальной гвардии Российской Федерации (сокращенное название — Росгвардия), т. е. по сути — федеральное министерство. А уже в структуре этого ведомства создаются войска Национальной гвардии.
Руководство войсками Национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации, который определяет задачи органов управления, утверждает структуру и состав войск, штатную численность военнослужащих и гражданских служащих. Непосредственное управление войсками Национальной гвардии осу-
1 Козичев Е., Малаев М., Шелковников Д. Что нужно знать про национальную гвардию [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2956897 (дата обращения: 20.04.2016).
2 Сумбатян Ю. Воины «мировой исламской революции» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=7177 (дата обращения: 20.04.2016).
3 В Сирии погибли два иранских генерала [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/ news/2015/10/14/iranians/ (дата обращения: 20.04.2016).
4 Армия Золотова: зачем и каким образом создается Национальная гвардия [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/politics/05/04/2016/5703ed1d9a794798356bbca1 (дата обращения: 20.04.2016).
5 Верховная рада проголосовала за воссоздание Национальной гвардии Украины [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/fnews.open/20140313141313.shtml (дата обращения: 20.04.2016).
о ществляет директор Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской ^ Федерации — главнокомандующий войсками Национальной гвардии. По должности
^ он становится постоянным членом Совета Безопасности России.
<
ЕЗ Стоит также отметить, что новая федеральная служба является правопреемником ^ МВД России в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных организаций высшего образования и иных о организаций внутренних войск МВД России, в том числе по обязательствам, воз-о никшим в результате исполнения судебных решений.
< В связи с тем что работа по формированию войск Национальной гвардии толь-с ко разворачивается, можно предположить, что в ближайшее время будут изданы х дополнительные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность вой-2 ск Национальной гвардии. Как отмечалось ранее, данные войска созданы путем н- преобразования внутренних войск МВД России. То есть с 5 апреля 2016 г. вну-^ тренние войска стали именоваться войсками Национальной гвардии в структуре ° ФСВНГ России. Указом Президента в них дополнительно включены: специальные отряды быстрого реагирования и мобильные отряды особого назначения территориальных органов, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиационные подразделения МВД России, а также подразделения в сфере оборота оружия, частной охранной деятельности и вневедомственной охраны.
Далее рассмотрим новый силовой институт федеральных органов исполнительной власти с точки зрения обеспечения военной безопасности.
Как известно, до сих пор вопросы обеспечения военной безопасности были возложены на подразделения Минобороны, ФСБ, ФСО, СВР, МВД, МЧС, ГУСП России [1]. На новый орган исполнительной власти также возлагается решение основных задач, касающихся обеспечения военной безопасности: участие в территориальной обороне Российской Федерации, оказание содействия пограничным органам ФСБ России в охране государственной границы. К полномочиям Национальной гвардии в области обеспечения военной безопасности относится участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения, проведения мероприятий военного времени, гражданской обороны в условиях военного времени, а также участие в совместных действиях с Вооруженными Силами, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны Российской Федерации, деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Следует отметить, что задачи какой-либо структуры определяют основные направления ее деятельности, тогда как полномочия — возможности для реализации поставленных задач.
Рассмотрим некоторые моменты более детально. Под военной безопасностью мы пониманием особое состояние отношений между государствами (или их коалициями), обусловленное сочетанием политических, экономических, военных и других факторов, исключающих возможность начала войны (военных действий). Здесь важно понять, что военная безопасность — это состояние. И поддерживать это «состояние не начала войны» возможно при помощи ряда особых режимов (систем), применяемых как по отдельности, так и в комплексе. Эти режимы как раз и должны обеспечиваться силами Национальной гвардии Российской Федерации. К таким режимам относятся: военное положение — в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии1; чрезвычайное положение — как временная мера для обеспечения безопасности граждан в случае вооруженного мятежа, деятельности незаконных вооруженных формирований2; военное вре-
1 О военном положении: федер. конст. закон Рос. Федерации от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ.
2 О чрезвычайном положении: федер. конст. закон Рос. Федерации от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ.
мя — начинается с момента объявления состояния войны или фактического на- о чала военных действий1; гражданская оборона — как система мероприятий по ^ защите населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах2; терри- ^ ториальная оборона — как система охраны и обороны военных, важных государ- ез ственных и специальных объектов, борьба с незаконными вооруженными форми- ^ рованиями3.
5 апреля 2016 г. в соответствии с пунктом «г» ст. 84 Конституции Российской о Федерации Президент России внес в Государственную Думу проект Федерального о закона «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации»4. Законопроек- < том предусматривается определить задачи войск Национальной гвардии Российской ^ Федерации, их состав, принципы деятельности и полномочия, урегулировать во- х просы, связанные с руководством и управлением ими, комплектованием личным 2 составом, обеспечением социальной защиты военнослужащих войск Национальной н-гвардии, а также с их финансовым и материально-техническим обеспечением. ^ 22 июня 2016 г. законопроект был принят Государственной Думой, 29 июня 2016 г. щ одобрен Советом Федерации, и уже 3 июля 2016 г. Президент России подписал Федеральный закон «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации»5.
В рамках данной статьи мы не имеем возможности полностью проанализировать указанный закон. Отметим главное, что войска Национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной безопасности.
11 апреля 2016 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Указа Президента РФ «Положение о Федеральной службе войск Национальной гвардии Российской Федерации»6. В пояснительной записке сказано, что данный правовой акт определяет основные задачи, полномочия и организационную деятельность федеральной службы, а также ее структуру.
В связи с тем что в настоящее время с правовой точки зрения остаются открытыми многие вопросы, касающиеся войск Национальной гвардии, до вступления в силу ряда соответствующих законов, функционирование новой федеральной службы будет осуществляться в соответствии с положениями действующих федеральных законов, определяющих задачи, права и полномочия внутренних войск МВД России и полиции.
Итак, основной целью создания Национальной гвардии является обеспечение государственной и общественной безопасности. Однако действующее российское законодательство не содержит четкого определения понятия «государственная и общественная безопасность». В Конституции России имеется одиннадцать установок по различным вопросам безопасности7: это безопасность государства8, государственная безопасность9, общественная безопасность10, оборона и безопасность11,
1 Об обороне: федер. закон Рос. Федерации от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ.
2 О гражданской обороне: федер. закон Рос. Федерации от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.
3 Об обороне: федер. закон Рос. Федерации от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ.
4 Официальный сайт Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29? OpenAgent&RN=1037356-6&02 (дата обращения: 07.04.2016).
5 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ.
6 Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http://regulation.gov.ru/projects npa=47818 (дата обращения: 12.04.2016).
7 Конституция Российской Федерации: официальный текст.
8 Там же, ч. 5 ст. 13; ч. 3 ст. 55; ч. 1 ст. 82.
9 Там же, п. «д» ч. 1 ст. 114.
10 Там же, п. «б» ч. 1 ст. 72.
11 Там же, п. «м» ст. 71.
о экологическая безопасность1, безопасность граждан2, безопасность людей3, а также ^ безопасность труда4. Базовый закон «О безопасности» вообще не содержит никаких ^ определений данного понятия. В этом законе указаны принципы, содержание, пра-ЕЗ вовые основы, полномочия органов власти в области безопасности и т. д. Однако ^ самого определения нет. Анализируя другие документы, мы выходим на концепцию общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденную Президентом о РФ в 2013 г. Под общественной безопасностью понимается здесь состояние защи-о щенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от < преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных с конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-х тера5. Но концепция — это лишь система взглядов. В свою очередь стратегия на-2 циональной безопасности6 трактует, что национальная безопасность включает в сен- бя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Рос-^ сийской Федерации и законодательством Российской Федерации — прежде всего с государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. Таким образом, чтобы не возникало правовых коллизий, стоит указать, что целью создания Национальной гвардии является обеспечение именно национальной безопасности. Это снимет ряд дискуссионных вопросов. Желательно также на законодательном уровне закрепить понятие государственной безопасности, по примеру «военной безопасности» в Военной доктрине Российской Федерации.
Непосредственное влияние нового института на обеспечение военной безопасности, на наш взгляд, возможно в силу следующих обстоятельств:
• Национальная гвардия может выступать инструментом обеспечения антитеррористических операций широкого масштаба на территории РФ против организаций мирового терроризма;
• Национальная гвардия или ее отдельные подразделения могут быть использованы при проведении внешних операций, однако в настоящее время этот вопрос законодательно не урегулирован;
• в условиях распространения гибридных форм ведения военных действий Национальная гвардия может рассматриваться как структура, противодействующая враждебным акциям на территории РФ — попыткам бунтов, вооруженного сопротивления законным властям, разжигания масштабных межэтнических конфликтов и др.
Согласимся с профессором И. В. Радиковым, который подчеркивает, что «мы должны исходить из того, что потребности безопасности России существуют объективно. На каждом этапе ее исторического развития они не должны выходить за пределы неких границ при любой внутриполитической структуре. Но высшим критерием этих потребностей, национальных интересов в демократическом обществе должны быть потребности каждого человека, ибо только их гарантия способна дать государству и обществу подлинные стабильность и безопасность... Защита конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества
1 Там же, п. «д» ч. 1 ст. 72.
2 Там же, ч. 1 ст. 56.
3 Там же, ч. 2 ст. 74; ч. 1 ст. 98.
4 Там же, ч. 3 ст. 37.
5 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685
6 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г.
в сущности своей являются с позиции конкретного человека способами обеспече- о ния главного, жизненно важного, значимого интереса государства — всесторон- ^ него развития личности» [2]. ^
Таким образом, рассмотрев вопросы начального этапа функционирования ново- EJ го силового института власти, можно в заключение выделить ряд дискуссионных g аспектов, которые заслуживают дальнейшего рассмотрения. L-
1. Вероятно, создание Национальной гвардии положительно скажется на обеспе- о чении национальной безопасности в ее силовом аспекте. Создается новый си- о ловой институт, который должен стать важным элементом большого механизма < обеспечения безопасности государства, противодействия внутренним и внешним экстремистским силам. х
2. Возникает ряд вопросов, касающихся задач и полномочий в сфере обеспечения 2 военной безопасности. Не совсем понятны вопросы практического взаимодей- н-ствия Нацгвардии с другими силовыми институтами власти (МВД, ФСБ), оче- ^ видны дублирующие функции этих структур. Необходимо дальнейшее развитие ° нормативной составляющей функционирования нового института и ее импле-ментация на практике.
3. Возникает дискуссионный вопрос относительно незакрепленного в правовых актах понятия «государственная безопасность», которое широко использовалось в советский период, а затем было вытеснено из законодательства понятием «национальная безопасность». В случае его возвращения в политический и правовой дискурс необходимо четко определить содержательное наполнение, границы данного понятия, соотношение с другими видами безопасности.
В целом необходимо отметить, что создание Национальной гвардии РФ открывает новые возможности в сфере обеспечения военной безопасности, в частности, при использовании особых правовых режимов, проведении антитеррористических и анти-экстремистских операций. Но механизмы и пределы реализации этих возможностей могут быть оценены только исходя из ее реальной деятельности.
Литература
1. Ковалев А. А. Властные механизмы обеспечения военной безопасности Российской Федерации : дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2015.
2. Радиков И. В. Национальная безопасность как главный национальный проект России: типичные проблемы реализации // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2007. Т. 3. № 1. С. 64-82.
3. Радиков И. В. Безопасность человека: реальность или фикция? // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2010. № 4. С. 5-11.
References
1. Kovalev A. A. Power mechanisms of ensuring military safety of the Russian Federation [Vlastnye mekhanizmy obespecheniya voennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii]: dissertation. SPb., 2015. (rus)
2. Radikov I. V. National security as main national project of Russia: typical problems of realization [Natsional'naya bezopasnost' kak glavnyi natsional'nyi proekt Rossii: tipichnye problemy real-izatsii] // Political expertise : POLITEX [Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS]. 2007. V. 3. N 1. P. 64-82. (rus)
3. Radikov I. V. Safety of the person: reality or fiction? [Bezopasnost' cheloveka: real'nost' ili fiktsiya?] // Bulletin of the Moscow University. Series 12: Political sciences [Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 12: Politicheskie nauki]. 2010. N 4. P. 5-11. (rus)