Legal studies
УДК 34
DOI 10.21661/r-508396
Буряков В.Н., Воронцов Д.А.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению созданному мощнейшему федеральному органу исполнительной власти - Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Авторы подчеркивают, что для создание данного органа было обусловлено стремлением защитить права и свободы человека и гражданина, и обеспечить государственную, общественную и информационную безопасность, которые являются важнейшими элементами национальной безопасности страны. Описаны задачи и полномочия войск национальной гвардии Российской Федерации.
I
Ключевые слова: режим военного положения, войска национальной гвардии, совершенствование военной организации, противодействие внешним угрозам, участие в территориальной обороне.
Buryakov V.N., & Vorontsov D.A.
Federal Service of the Russian Federation National Guard Troops in the System of Bodies Ensuring the State and Public Safety
Abstract
The article is devoted to the created powerful Federal Executive body - the Federal service of the Russian Federation national guard troops. The authors emphasize that the creation of this body was due to the desire to protect the rights and freedoms of man and citizen, and to ensure state, public and information security, which are the most important elements of the national security of the country. The tasks and powers of the Russian Federation national guard troops are described.
I
Keywords: improvement of military organization, martial law regime, national guard troops, counteraction to external threats, participation in territorial defense.
Как органичная часть цивилизованного мирового пространства Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1]. Российская правовая архитектура и основанные на ней государственные механизмы реализации власти, позволяют поддерживать независимость в рамках международного формата взаимодействия, беспрецедентную самостоятельность и полноту осуществления государственной власти, одновременно являясь уникальными характеристиками Российской Федерации как мощного и самодостаточного государства - способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся при необходимости на средства и меры
принуждения [5], иными словами - базовый институт политической системы современного общества, особая интерпретация его форм в целях организации и управления обществом. Функционирование государства имеет приоритетную направленность, в основах которой - достижение и реализация национальных интересов, обеспечение заданных уровней государственной и общественной безопасности (в первую очередь общественной политической и социальной стабильности) и конструктивно-деловое сотрудничество на различных политических уровнях международного ландшафта.
Российская нормативная логика и правовые очертания документов базового стратегического планирования содержат сбалансированные государственные взгляды, признающие наличие и эволюцию деструктивного характера деятельности негативной направленности, осуществляемые группой государств, по Interactive science | 10 (45) • 2019 59
Юриспруденция
отношению к России. К числу стран-участниц по аномальному противодействию России относятся США и их союзники, представленные организацией Североатлантического договора (НАТО), сформированной 4 апреля 1949 года в целях реализации авантюрной политики сдерживания России с использованием политического, экономического, военного и информационного давления [3, ст. 12], имеющие комплексный и системный характер с элементами политико-идеологической «коррозии».
Эта беспрецедентная по масштабам деятельность имеет мощнейший искусственно восполняемый ресурсный, финансовый потенциал и реалистичные негативные цели: свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов [3, ст. 18], а так же создания очагов стагнации и напряженности в приграничных с Российской Федерацией государствах, с попытками дальнейшего создания на их территории террористических баз, либо формирования лабильных политических режимов и «зон охлократии». В вышеперечисленных целях продолжается планомерное деструктивное воздействие западных партнеров на страны-участницы военно-политических альянсов с Российской Федерацией: Содружества Независимых Государств, созданного 8 декабря 1991 года, Шанхайскую организацию сотрудничества созданную 15 июня 2001 года, группу стран с наиболее динамично развивающейся экономикой - БРИКС созданную 16 июня 2009 года, организацию Договора о коллективной безопасности - ОДКБ, основанную 7 октября 2002 года и т.п. По нашему мнению, США в целях собственной исключительности и доминирования на международной арене, открыто ведут планомерную радикальную полноформатную деятельность на государственных территориях стран дружественных России, включая российскую территорию, по формированию неконтролируемых зон легитимной властью, осуществляют финансирование запрещенных организаций в целях распространения лиц осуществляющих деятельность террористической направленности, поощряют создание множественных очагов экстремистского характера с простыми целями -препятствования формированию Россией и реструктуризации матрицы полицентричной мировой архитектуры.
В связи с проведением этих разрушительных мероприятий, деятельность представителей государственной политической элиты Российской Федерации имеет особые правовые очертания характерной направленности: укрепления внутреннего единства российского общества, обеспечения социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, повышения обороноспособности страны [3, ст. 28]. Иными словами, руководствуясь словами Президента РФ, идет ситуационный поиск «реальных жизнеспособных альтернатив усиливающейся конфронтации, грубому и эгоистичному продавливанию рядом стран своих политических и экономических интересов - в частности путем санкций и торговых войн». Именно для достижения этих благородных целей и оказания должного противодействия современным вызовам и угрозам, основанным
на ключевых постулатах формирования отечественных систем безопасности, а так же поддержания заданных уровней достижения и реализации национальных интересов, безопасности существования государства, Президентом Российской Федерации был использован легитимный инструментарий, беспрецедентной по своим масштабам и сущности процедуры создания мощнейшего федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. По нашему мнению, интеллектуальный контекст процедуры образования Федеральной службы войск национальной гвардии РФ заключается в особых целях - защиты прав и свобод человека и гражданина [2, ст. 1] и обеспечения государственной, общественной и информационной безопасности, важнейших элементов национальной безопасности.
Этот взвешенный и своевременный концептуальный шаг по созданию динамичной структуры, по нашему мнению, позволил существенно деформировать стратегический баланс на мозаичной международной арене в сторону Российской Федерации, в масштабах государства, при нарастании исключительного характера внутригосударственных угроз - сдержать запланированные «западными партнерами» траектории управляемых извне негативных социальных проявлений или, фактически, стабилизировать и исключать их искусственную эволюцию.
Уникальность созданного органа исполнительной власти - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, заключается в его постоянной востребованности, возможности применения комплекса административно-пресекательных мер, масштабности мероприятий при реализации задач и полномочий, выполняемой миссии по поддержанию различных уровней безопасности, например:
- в 2017 году личным составом войск национальной гвардии выполнены следующие ключевые задачи. Обеспечена безопасность таких мероприятий как Кубок конфедераций FIFA-2017, III Всемирные военные игры, XVI Международный инвестиционный форум, этап чемпионата мира по гонкам в классе «Формула-1», XXI Петербургский Международный экономический, III Восточный экономический и Международный Арктический форумы, XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, Саммит глав правительств стран ШОС;
- в 2018 году личный состав войск национальной гвардии обеспечил безопасность чемпионата мира по футболу;
- в 2019 году: личным составом войск национальной гвардии обеспечена безопасность XXIX Всемирной зимней универсиады, проведенной в г. Красноярск;
- в 2020 году запланировано участие войск национальной гвардии в обеспечении чемпионата Европы по футболу 2020 года в Санкт-Петербурге, саммита Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС в Челябинске и во Всероссийской переписи населения.
Таким образом, прогнозируемый легитимный формат развития и сущность деятельности национальной
60 Интерактивная наука | 10 (45) • 2019
Legal studies
гвардии, заключены в уникальных словах Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Росгвардия должна профессионально реагировать на попытки под любым предлогом дестабилизировать общественный порядок в стране, использовать свой огромный потенциал для защиты национальных интересов России, прав и свобод российских граждан». Сформирован правовой регламент выполнения задач и полномочий войсками национальной гвардии Российской Федера-
ции, определяющий их «особую маршрутизацию» и доминирующие цели характерной направленности:
- спасения жизни;
- обеспечения безопасности при наличии особых условий и проведении комплекса оперативно-розыскных мероприятий;
- пресечения противоправной деятельности террористического, экстремистского и иного характера и т.д. [4].
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ от 5 апр. 2016 г. №157.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ от 31 дек. 2015 №683.
4. Буряков В.Н. Войска национальной гвардии в обеспечении правового режима военного положения / под общ. ред. С.А. Куценко // Войска национальной гвардии в системе обеспечения государственной и общественной безопасности: сб. материалов конференции. - Новосибирск: Изд-во Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2019. - 263 с.
5. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь / О.Г. Румянцев, В.Н. Додонов. - М.: Инфра-М, 1997. - 384 с.
References
1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabria 1993 g.).
2. Voprosy Federal'noi sluzhby voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii: Ukaz ot 5 apr. 2016 g. 157.
3. O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: Ukaz ot 31 dek. 2015 683.
4. Kutsenko, S. A., & Buriakov, V N. (2019). Voiska natsional'noi gvardii v obespechenii pravovogo rezhima voennogo polozheniia. Voiska natsional'noi gvardii v sisteme obespecheniia gosudarstvennoi i obshchestvennoi bezopasnosti, Novosibirsk: Izd, 263. Federatsii.
5. Rumiantsev, O. G., & Dodonov, V N. (1997). Iuridicheskii entsiklopedicheskii slovar'., 384. M.: Infra-M.
Interactive science | 10 (45) • 2019
61