Научная статья на тему 'О НОВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАНДАРТЕ «ОХРАНА ПРИРОДЫ. ГИДРОСФЕРА. ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОМУ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЮ СУДОВ» (17.1.3.09—82)'

О НОВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАНДАРТЕ «ОХРАНА ПРИРОДЫ. ГИДРОСФЕРА. ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОМУ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЮ СУДОВ» (17.1.3.09—82) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НОВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАНДАРТЕ «ОХРАНА ПРИРОДЫ. ГИДРОСФЕРА. ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОМУ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЮ СУДОВ» (17.1.3.09—82)»

тельным анализатор, проникая через неповрежденную кожу, а также оказывая некоторое иммунодепрессивное действие. В качестве ПДК метилентетрагндропирана предлагается принять установленную по рефлекторному действию величину, равную 1,52 мг/м*.

Литература. Лндресщева Н. Г., Пинигин М. А. — В кн.: Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. М.. 1978, вып. 6. с. 75.

Голубев А. А. — В кн.: Вопросы гигиены труда и профессиональной патологии. Л., 1967, с. 193—196.

Кундиев Ю. И. — В кн.: Методы определения токсичности и опасности химических веществ (Токсикометрия). М., 1970, с. 108—120.

Сочава Е. А. Материалы к токсикологии некоторых кислородсодержащих гетероциклических соединений (производных пирана). Автореф. дис. канд. Л., 1969.

Поступила 22.02.83

УДК 613.68:813.3): 1614.7+62«. 1921(083.74)

Ю. М. Стенько, X. Г. Якубов

О НОВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАНДАРТЕ «ОХРАНА ПРИРОДЫ. ГИДРОСФЕРА. ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОМУ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЮ СУДОВ» (17.1.3.09—82)

НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР, Москва

Проблема рационального водообеспечення судовых экипажей и пассажиров является одной из наиболее серьезных в современной судовой гигиене. От правильности ее решения зависят здоровье людей, комфортность условии их пребывания на судах и технико-экономические показатели эксплуатации флота.

Результаты гигиенических исследований свидетельствуют о том, что судовому водообеспечению присуща специфика, что обусловлено многовариантностью организационных решений водообеспечення судов, ориентированных на неравноценные в гигиеническом отношении водоисточники. Отличаются и условия водопотреблення на судах, где пребывание людей непродолжительно — от нескольких дней до нескольких месяцев в году. Специфика водоообес-печения флота в значнтельнй степени определяется особенностями конструкции и условии эксплуатации саннтарно-технического оборудования. Однако до настоящего времени флот не имел своего санитарного нормативного документа на уровне государственного стандарта, который бы учитывал указанные особенности водообеспечення. Критериями оценки судового водообеспечення служили в основном те же требования, которые предъявляются к системам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Противоречия между практикой водообеспечення флота и часто неадекватными специфике флота требованиями значительно затрудняли осуществление санитарного надзора, приводили к формализации санитарно-гигиенических оценок состояния водообеспечення судов. Таким образом, основная цель, которая ставилась при разработке нового государственного стандарта, — разрешение данного противоречия, а также упорядочение и унификация действующих в судовой гигиене нормативных положений.

В разработке стандарта, утвержденного в 1982 г. Государственным комитетом СССР по стандартам и не имеющего аналогов в отечественной и зарубежной практике санитарного законодательства, участвовали наряду с НИИ гигиены водного транспорта Горьковский институт инженеров водного транспорта. Ленинградский институт водного транспорта н ВНИИ стандартизации. Срок начала действия стандарта 1/1 1984 г.

Прежде всего необходимо отметить, что критерии оценки качества воды, регламентируемые стандартом, находятся в строгой взаимосвязи со стандартами, имеющими фундаментальное научное обоснование и прошедшими многолетнюю апробацию на практике, — ГОСТы 2874—73 «Вода питьевая» и 17.1.3.03—77 «Правила выбора и оценки качества источников централизованного хозяйственно-пнтье-вого водоснабжения».

Многообразие способов и путей ч-цообеспечення современного флота обусловлено в 1к. .,ую очередь его составом: речные суда, суда смешанного плавания, морские транспортные и рыбопромысловые суда и др. Поскольку

в одном стандарте было бы практически невозможно объединить требования, отражающие специфику каждого флота, сфера распространения нового стандарта ограничена рамками речных судов и судов смешанного плавания, т.е. судов, большую часть навигационного времени проводящих в акваториях пресноводных водоемов.

Стандарт 17.1.3.09—82 «Требования к хозяйственно-питьевому водообеспечению судов» включает 5 разделов: основные положения, требования к качеству воды водоисточников, требования к качеству воды хозяйственно-питье-вого назначения, контроль качества забортной воды, контроль качества воды хозяйственно-питьевого назначения.

К числу основных положений стандарта относится, в частности, определение путей водообеспечення флота. Ввиду гигиенической неравноценности в стандарте они перечисляются в порядке предпочтительности использования, при этом решающим критерием выбора является степень саннтарной надежности водоисточника. Говоря о санитарной надежности, мы имеем в виду способность данного водоисточника обеспечивать бесперебойное снабжение судов водой гарантированного качества, соответствующего требованиям стандарта.

Многолетний опыт гигиенических исследований позволяег применительно к судам внутреннего плавания признать приоритетным снабжение судов из централизованных хозяйственно-питьевых водопроводов портов и других береговых объектов. Вторым по значимости является водообес-печенне судов за счет забортной воды, подвергнутой перед подачей потребителям соответствующей обработке на судовых устройствах. Забортная вода может приниматься во время прохождения судном второго пояса саннтарной охраны централизованных водозаборов или на специально выделенных для этой цели участках судоходного водного пути — так называемых чистых плесах.

В основу требований, предъявляемых стандартом к качеству воды на специальных участках судоходного водного пути, положены результаты исследований гигиенической эффективности судовых устройств водообработкн (в частности, станций типа «Озон», принцип работы которых предусматривает фильтрацию забортной воды с последующим озонированием), а также анализ многолетних данных о качестве воды наиболее крупных судоходных водоемов СССР.

Количественные показатели (прозрачность, цветность, коли-нндекс) определены с помощью математических моделей теории кондиционирования воды, разработанной в Горьковском институте инженеров водного транспорта, описывающей связь между техническими параметрами ре-жима водообработкн и показателями качества забортной воды и воды хозяйственно-питьевого назначения, приготовленной на судне.

Независимо от характера принятого водоисточника и способа поступления воды на судно качество ее в местах водоразбора должно отвечать требованиям ГОСТа. Принципиальную основу этих требований составляют критерии оценки качества, определяемые ГОСТом 2874—73 «Вода питьевая». Применительно к особенностям судового водо-обсспечения представилось целесообразным ограничить число определяемых показателен, исходя из их гигиенической значимости, информативности и возможностей лабораторного исследования в судовых условиях. Так, перечень регламентируемых стандартом остаточных количеств реагентов включил те вещества, которые используются для водообработки на флоте. Содержание остаточного озона является показателем эффективности обеззараживания воды и в то же время позволяет судить о правильности ведения процесса водообработки, в связи с чем стандарт регламентирует содержание остаточного озона в воде после контактных колонн (не менее 0,5 мг/л) и в разводящей сети (не более 0,3 мг/л).

Одной из особенностей эксплуатации судовой системы водоснабжения является интенсивный коррозионный износ трубопроводов, что в сочетании с выраженной неравномерностью водопотребления обусловливает более высокое по сравнению с традиционным нормативом в 0,3 мг/л содержание железа в воде. Вместе с тем замена трубопровода, особенно на старых судах, по санитарным показаниям представляется весьма проблематичной. Поэтому в исключительных случаях по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте в поде, отобранной из разводящей сети на судах, стандартом допускается содержание железа до I мл/л н соответственно увеличение цветности до 35°.

Специальные разделы стандарта определяют характер

и содержание мероприятий, осуществляемых в рамках предупредительного и текущего санитарного надзора за судовым водоснабжением. Учитывая специфику флота, выражающуюся в отсутствии на некоторых судах медицинского работника, стандарт устанавливает обязательность наряду с периодическим лабораторным контролем постоянного технического контроля за работой судовых средств водообработки и состоянием системы водоснабжения на судне, осуществление которого вменяется в обязанность техническому персоналу судна. Разработанные методики контроля эффективности водообработки позволяют с высокой степенью точности судить о качестве приготовляемой воды. Критерием выбора точек судовой водопроводной сети, откуда должны отбираться пробы воды, явилась необходимость получения данных не только непосредственно о качестве воды, но и об эффективности ее обработки, состоянии расределительной сети.

ГОСТ «Охрана природы. Гидросфера. Ттребования к хозяйственно-питьевому водообеспечению судов» имеет большое значение не только для водообеспечения уже эксплуатирующихся судов; его требования должны будут учитываться при проектировании новых судов, освоении новых судоходных путей, разработке генеральных схем водообеспечения флота целых бассейнов.

Опыт создания стандарта, применение на практике его положений в сочетании с новыми результатами гигиенических исследований, конструкторских разработок — реальная основа для корректировок с целью дальнейшего совершенствования стандарта. В то же время все это может рассматриваться как база для подготовки стандарта применительно к условиям водообеспечения других флотов, необходимость в котором давно назрела.

Поступила 29.03.83

УДК 616.314.13-02:546.1в|-084:1613.32:546.161-074

Г. Д. Овруцкий, И. С. Рединое НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ФЛЮОРОЗА ЗУБОВ

Казанский медицинский институт им. С. В. Курашова

Поступление в Ограннзм избыточных количеств фтора создает условие для развития флюороза. Доказано, что наиболее выраженным и ранним признаком флюороза является поражение зубов пятнистостью эмали. Эффективная терапия флюорозного поражения эмали зубов неизвестна. В силу сказанного борьба с поражением зубов флюорозом ■озможна лншь путем его профилактики.

Выясненная этиология флюороза зубов предопределяет профилактику этого заболевания путем гигиенически обоснованного нормирования содержания фтора в окружающей среде, и в первую очередь в источниках питьевого водоснабжения. Разработке этиотропной профилактики флюороза посвящены работы Р. Д. Габовнча и Г. Д. Овруцкого, Р. Д. Габовнча и А. А. Минха и др. Однако приходится считаться с тем, что в реальных условиях население некоторых регионов длительно использует для питья воду, содержащую повышенные дозы фтора. Более того, в определенных случаях даже при потреблении воды, содержащей фтор в дозах, не превышающих ПДК (ГОСТ 2874—73), могут формироваться флюорозные поражения эмали. Так, в городе, где питьевая вода искусственно обогащается фтором (0,7—1,0 мг/л), при обследовании 1183 детей намн у 81 (0,8%) диагностирован флюороз зубов. Случаи развития флюороза зубов при потреблении питьевой воды, искусственно обогащенной фтором, описаны и К0пге1. Все это ставит задачу по разработке мер неспецнфической профилактики флюороза зубов. Актуальность возрастает и в связи с тем, что в настоящее время источники питьевого водоснабжения искусственно обогащаются фтором в целях профилактики кариеса зубов.

Известно, что не все дети одинаково чувствительны к фтору. При потреблении одной н той же воды, содержа-

щей постоянную высокую концентрацию фтора, у одних возникают тяжелые формы флюороза, у других — легкие; у некоторых детей при этом зубы вовсе не поражаются флюорозом. Так, при обследовании 1032 детей в городе, где питьевая вода содержала 1,6—2,0 мг/л фтора, у 742 (71,9 %) детей намн выявлен флюороз зубов. При этом, у 508 (68,4 %) человек был диагностирован флюороз I степени, у 180 (24,2 %) — флюороз II степени, а в 54 случаях (7,3%) — флюороз III степени. Различную толерантность к фтору связывают с рядом факторов, присущих тому или иному региону либо касающихся того или иного контингента. В числе таких факторов наряду с составом микроэлементов (кроме фтора) в воде и пищевых продуктах называют социально-гигиенические условия жизни, в частности характер питания, перенесенные острые ч инфекционные заболевания, отягощенность хронической соматической патологией.

Проведенное намн обследование детей в местности, где питьевая вода содержит повышенные концентрации фтора (1,6—2,0 мг/л), предусматривало изучение таких факторов, как гигиенические условия жизни каждого обследованного ребенка, охват оздоровительными мероприятиями (потребление молока, рациональное питание, выезды ребенка в местности, где питьевая вода бедна фтором и др.), частота перенесенных и сопутствующих заболеваний. Обнаружено, что гигиенические условия жизни детей, пораженных флюорозом зубов, практически не отличаются от таковых у детей без признаков флюороза. Различаются эти дети по числу перенесенных заболеваний и по охвату их оздоровительными мероприятиями. В группе детей, пораженных флюорозом зубов, в прошлом не было охвачено оздоровительными мероприятиями 62,5%, а частота пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.