ЗА РУБЕЖОМ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ
Член-корреспондент АМН СССР проф. С. И. Черкинский
Всемирной организацией здравоохранения в 1958 г. был издан Международный стандарт для питьевой воды1.
Публикация этого стандарта являлась завершением обсуждения вопроса о нормативах качества питьевой воды, проведенного в период 1953—1956 гг. среди представителей — специалистов государств — членов Всемирной организации здравоохранения. Советский Союз участия в подготовке стандарта не принимал.
Стремление к созданию международного стандарта объясняется в предисловии к изданию необходимостью в связи с большим развитием международных связей обеспечить пассажиров доброкачественной питьевой водой во всех пунктах земного шара. Вместе с тем разработка нормативов столь обширного района действия и применения существенна и потому, что свидетельствует о том, что нормирование качества питьевой воды не связано с местными особенностями формирования ее состава в природных условиях, а может и должно основываться на единых требованиях, отражающих гигиеническое, в том числе и физиологическое значение свойств и состава питьевой воды.
Международный стандарт распространяется на воду общественных водопроводов, используемую для хозяйственно-питьевых целей, при этом имеются в виду как водопроводы, подающие воду без ее обработки, так и водопроводы, на которых осуществляется очистка и обеззараживание воды. Таким образом, область распространения международного стандарта определяется так же, как и действующего в Советском Союзе ГОСТ на качество питьевой воды (2874-54).
Международный стандарт состоит из нескольких частей, в которых изложены бактериологические, химические и физические, биологические и радиологические требования к составу и свойствам питьевой воды.
Не останавливаясь на рассмотрении отдельных методов исследования и на ряде частных вопросов, необходимо подчеркнуть некоторые общие положения международного стандарта для питьевой воды в сопоставлении с действующим в нашей стране законодательством в области санитарного обеспечения водоснабжения населения.
Прежде всего следует отметить, что в международном стандарте в качестве санитарно-показательных организмов для характеристики бактериального качества воды предлагается так же, как это делается и в нашей стране, использовать все организмы группы коли, а не только собственно Escherichia coli, что еще имеет место в некоторых европейских странах. При этом подчеркивается, что все организмы группы коли имеют общее происхождение, являются чужеродными для воды и, следовательно, могут рассматриваться как показатели фекального загрязнения. Наряду с этим указывается, что в некоторых случаях можно использовать для дополнительной характеристики обнаружение Streptococcus faecalis и анаэробного споробразующего организма —
1 International standards for drinking water, World Health Organization. Geneva, 1958.
Clostridium Welchii в качестве показателей загрязнения водоисточников. Это не принято в Советском Союзе, где признается лишним расширение группы санитарно-показательных микроорганизмов сверх кишечной палочки.
Что касается определения общего количества микроорганизмов, растущих на питательном агаре при 35—37°, то международный стандарт придает ему меньшее значение и допускает использование теста на общее количество микробов при сравнительной оценке эффективности обработки воды. Количественные пределы общего количества микробов в воде международным стандартом не устанавливаются. Такое отношение к тесту на общее количество микробов вызвано тем, что в международном стандарте не разграничены подходы к оценке питьевой воды и воды водоисточников, в то время как этот отказ справедлив лишь при характеристике воды поверхностных водоисточников.
Наличие в СССР двух ГОСТ (одного — на качество питьевой воды и другого — на качество воды водоисточника) позволяет более рационально использовать бактериологические показатели. Для оценки качества питьевой воды в нашей стране используются нормативы как коли-индекс, так и общее число микробов, растущих на агаре при 37°.
В соответствии с ГОСТ 2761-57 на выбор источника водоснабжения используются показатели общего количества бактерий (в 1 мл), но лишь в сравнительном плане при оценке санитарного состояния водоисточника без установления численного предела.
Международный стандарт устанавливает следующий предел содержания кишечных палочек в питьевой воде: организмы группы коли должны отсутствовать в 90% проб обработанной воды, исследуемой в течение года; каждая из проб имеет объем 100 мл. Дополнительно указывается, что из оставшихся 10% проб ни одна не должна иметь число кишечных палочек, превышающее 10 (наиболее вероятное число бактерий в исследуемых 100 мл — MPN). По отношению ко всем 100% исследованных проб воды указанные пределы составляют наиболее вероятное число кишечных палочек (MPN) — 1,4 в 100 мл.
Для воды, поступающей в распределительную сеть без обработки, международным стандартом устанавливаются менее строгие требования.
Если сопоставить указанные показатели международного стандарта с показателями бактериального состава питьевой воды по ГОСТ 2874-54, то прежде всего нужно отметить значительно более высокие (примерно в 3—5 раз) требования, предъявляемые отечественным водно-санитарным законодательством к питьевой воде в интересах надежного предупреждения распространения инфекции питьевой водой. К тому же эти требования у нас являются одинаковыми безотносительно, имеет место или отсутствует обработка (очистка и дезинфекция) воды, что вполне оправдано отечественной практикой. Как показывает практика водоснабжения в СССР, качество глубоких подземных вод, используемых для централизованного водоснабжения, как правило, отвечает требованиям ГОСТ (не более 3 кишечных палочек в 1 л воды). Этот показатель может вполне обеспечиваться современными методами очистки и обеззараживания воды также и на водопроводах, использующих воду поверхностных водоемов.
В отношении методики бактериологического исследования в международном стандарте есть указания, что большую ценность имеет метод мембриальных фильтров, который следует изучать для более широкого внедрения. Однако этот метод фактически уже давно и успешно, используется в нашей стране.
Международный стандарт качества воды предусматривает в отношении ее химического состава оценку содержания различных веществ;
t'R
с делением их на четыре группы: 1) токсических веществ; 2) некоторых специфических веществ, которые могут оказывать влияние на здоровье; 3) веществ, оказывающих влияние на пригодность воды, имея в виду в основном ее органолептические свойства; 4) веществ, являющихся показателями загрязнения.
В составе первой группы перечислены: свинец (предельно допустимая концентрация 0,1 мг/л), селен (0,005 мг/л), мышьяк (0,2 мг/л), шестивалентный хром (0,05 мг/л), цианиды (0,01 мг/л).
При этом в тексте отмечено, что предельная величина для хрома находится ниже возможной его токсичности и установлена минимальной, чтобы не допускать применение шестивалентного хрома в водоснабжении по техническим условиям эксплуатации водопроводной сети.
К сожалению, в международном стандарте отсутствуют ссылки на исследовательские материалы, послужившие основанием для установления указанных нормативов. Также не указано, почему приведены предельно допустимые концентрации именно этих веществ и каково должно быть отношение к содержанию в воде других токсических веществ, которые могут оказаться особенно в поверхностных водоисточниках.
Как известно, в отечественном ГОСТ 2874-54 в отличие от международного стандарта наряду с перечислением предельно допустимых концентраций для таких токсических ингредиентов, как свинец, мышьяк, ртуть, дано общее указание о том, что в случае содержания в воде других токсических веществ предельно допустимую их концентрацию следует определять по согласованию с органами Государственной санитарной инспекции. При решении этого вопроса используется специальный перечень утвержденных Государственной санитарной инспекцией СССР предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов, так как нормативы, основанные на изучении вредности этих веществ в токсикологическом отношении и на органолептические свойства воды, полностью отвечают требованиям к качеству питьевой воды.
К группе специфических веществ, способных оказывать влияние на здоровье населения, отнесены фтор и нитраты. Основания для выделения этих веществ из группы рассмотренной выше в международном стандарте не указаны. Судя по характеристике этих веществ, данной в стандарте, можно думать, что это сделано в связи с тем, что фтор и нитраты встречаются весьма часто в природных водах и отношение к ним в условиях водоснабжения, по-видимому, считается еще недостаточно определившимся. Рекомендуемая международным стандартом концентрация фтора лежит в пределах 0,5—1,0—1,5 мг/л с учетом как предупреждения развития флюороза, так и с точки зрения профилактики кариоза зубов, однако этим рекомендациям не придана обязательная форма. В целях предупреждения возникновения детской метгемоглобинемии рекомендуемый предел содержания нитратов в воде составляет 50—100 мг/л (в расчете на N00; ПРИ этом указывается, что, учитывая незначительное потребление воды для питья или приготовления пиши для детей, всегда можно для этих целей найти воду с меньшим содержанием в ней нитратов. Иначе говоря, эта рекомендация не всегда считается обязательной для воды общественных систем водоснабжения и в известной степени оставляет открытым вопрос о необходимости ограничивать использование водоисточников для централизованного водоснабжения из-за повышенного содержания в воде нитратов. Очевидно, этот вопрос должен быть предметом дальнейшего изучения и обсуждения.
В третьей группе веществ и свойств, определяющих пригодность воды для питьевых (по органолептическим свойствам) и хозяйственно-бытовых целей, дан перечень нормативов, приведенный в табл. 1, 2.
В отношении веществ, приведенных в табл. 1, 2, так же как и в отношении токсических веществ, отнесенных к первой группе, нет ссылки на исследования и наблюдения, которые послужили основанием для установления нормативов. Наличие для каждого показателя двух величин— допустимой и избыточной — при отсутствии определения этих терминов оставляет неясным, что понимается под избыточной концен трацией, — то ли это недопустимая концентрация, то ли это максимальная концентрация, выше которой не допускаются.
Приведенные норма-Таблица 1 тивные данные международного стандарта мало отличаются от принятых в ГОСТ 2874-54 и ГОСТ 2761-57. Отечественные исследования, проведенные в Институте общей и коммунальной гигиены имени А. Н. Сысина АМН СССР в отношении минерального состава воды, а также отдельных ингредиентов (сульфаты, хлориды и др.), дали возможность установить предельно допустимые концентрации с учетом их физиологического действия и влияния на орга-нолептические свойства воды.
Четвертая группа показателей по международному стандарту включает такие, как величина ВПК, концентрация аль-буминоидного азота, нитритов и др., которые не даны в конкретной числовой форме. Эти показатели, как сказано в тексте стандарта, должны служить для характеристики загрязненности воды и включение их в международный стандарт связано с тем, что он без разграничения включает требования к качеству воды водоисточника и к качеству питьевой воды. Вместе с тем, как известно, показатели загрязнения воды четвертой группы имеют значение лишь для санитарной характеристики источника водоснабжения, степени его надежности в санитарном отношении и теряют свое санитарное значение при оценке обработанной питьевой воды, прошедшей очистку и обеззараживание.
В разделе, посвященном биологическим исследованиям, определены возможности использования этого метода для установления причин появления запаха воды, для объяснения данных химического исследования, для выявления перекрестных соединений в сети и т. п. Этот метод не призван служить для прямой характеристики и нормирования качества питьевой воды. Он рекомендуется для косвенной индикации загрязнения воды источника водоснабжения, а также для выявления условий эксплуатации водопроводных очистных сооружений и сети.
Концентрации (в мг/л)
Вещества
допустимые избыточные
500 1 500
0,3 1,0
0,1 0,5
1 ,0 1,5
Цинк ........ 5,0 15
75,0 200-
Магний ....... 50,0 150
Сульфаты......• 200 400
Хлориды 200 600
Магннй + натрий сульфат 500 1 000
Фонольные соединения (в
расчете на фенол) . . 0,001 0,002
Т а б лица 2
Нормативы
Показатель
допустимые избыточные
Цветность (в градусах
платиново-кобальтовой
г' шкалы) . • . ... 5 50
Мутность (в единицах) 5 25
Вкус......... Не вызывающий возраже
Запах рН .
ний
То же 7,0-8,5
Менее 6,5 и более 9,2
ГОСТ 2874-54 не содержит указаний на необходимость проведения биологического исследования воды для дополнительной ее характеристики; в нем имеется лишь указание на то, что питьевая вода не должна содержать видимых невооруженным глазом организмов. При этом имелось в виду исключить неблагоприятное психогигиеническое, эстетическое влияние при употреблении питьевой воды.
В отношении загрязнения воды радиоактивными веществами в международном стандарте указывается, что предельно допустимые уровни устанавливаются для а-излучателей в Ю-9 р.с/мл, а для р-излучате-лей — в 10~8 цс/мл. Очевидно, соответствующие дополнения будут желательны в ГОСТ 2784-54.
Изложенные краткие сведения о Международном стандарте для питьевой воды свидетельствуют о большом значении гигиенического нормирования в области водоснабжения и о важности дальнейшего развития исследований в этой области.
Поскольку ГОСТ на качество питьевой воды действует уже много лет, возможно, что состояние вопросов нормирования качества питьевой воды в Советском Союзе и за рубежом вызывает необходимость пересмотра ГОСТ 2874-54.
Поступили 30/111 1960 г.
* т*
*