Рустемова Гаухар Рустембековна,
профессор кафедры уголовного права и криминологии Алматинской академии МВД Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор
Насырова Эльмира Михтатовна,
докторант Алматинской академии МВД Республики Казахстан, магистр права, капитан полиции
О НЕОБХОДИМОСТИ УСИЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Преступность несовершеннолетних во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Обследование несовершеннолетних преступников показало, что большинство лиц, совершивших наиболее серьезные акты насилия, сами подвергались жестокому обращению со стороны родителей и других людей.
В настоящее время, когда продолжаются масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится несовершеннолетним с их еще не устоявшимся мировоззрением, системой ценностей.
По мнению известного ученого-криминолога А.И. Долговой содержательная сторона причин и условий преступности характеризуется многообразием их проявлений в современной обстановке организации жизнедеятельности общества.
При этом причины и условия преступности детерминируются конкретными условиями и развитием таких сфер общественного развития, как: экономика, политика, право, философия, социальная психология и др. Каждая из них имеет свои криминогенные особенности [1].
Необходимость усиления профилактической направленности в деятельности правоохранительных органов, особенно в отношении несовершеннолетних правонарушителей и преступников, объясняется происходящими в стране процессами демократических
преобразований, построения цивилизованного правового государства, способного обеспечить защиту своих наивысших ценностей от преступных посягательств.
В Послании Президента Республики Казахстан Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» было отмечено важнейшей составной частью социальной политики - защита материнства и детства, а также необходимость дальнейшей гуманизации уголовного законодательства Республики Казахстан [2].
Негативные тенденции и процессы, происходящие в структуре современной преступности, в том числе и преступности несовершеннолетних (общий рост совершенных преступлений, особенно наиболее опасных ее видов, в том числе организованных форм, снижение раскрываемости преступлений и др.), свидетельствуют об имеющихся нерешенных проблемах в вопросах правового регулирования борьбы с преступностью, правоприменения, организационного обеспечения и требуют поиска новых путей противодействия преступности.
В Казахстане по решению данной проблемы были приняты ряд организационно-правовых мер в масштабе страны. Так, в Указе Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 года «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республики Казахстан»
предусмотрел ряд конкретных мер по совершенствованию действующего уголовного законодательства Республики Казахстан. Это либерализация уголовного законодательства и декриминализация преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в том числе в экономической сфере, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение, в том числе путем введения административной преюдиции, а также переоценка степени тяжести отдельных преступлений путем смягчения наказаний. Также Указом предусмотрено расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе в виде штрафа, общественных работ и ограничения свободы, а также мер пресечения, альтернативных аресту.
Кроме этого, в цитируемом Указе говорится о регламентации порядка освобождения лиц от уголовной ответственности в связи с примирением сторон, когда вред причиняется государству, и установление ограничений для применения меры пресечения в виде ареста к лицам, совершившим экономические преступления небольшой и средней тяжести, а также их освобождение от уголовной ответственности в случае добровольного погашения причиненного ущерба [3].
Учитывая социально-экономические причины преступности, главным, на наш взгляд, направлением борьбы, с ней должна быть комплексная профилактика [4], причем на различных уровнях (общесоциальном, специально-криминологическом, индивидуальном).
Один из основоположников теории профилактики преступлений известный советский учёный А.Б. Сахаров отмечал, что самим понятием «профилактика преступлений» главным образом обозначается определенная система социальных мер и видов деятельности, направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению преступлений. Эти меры принято разграничивать на меры общесоциального уровня (общесоциальная профилактика) и специально-криминологического уровня
(специальная профилактика).
Первый уровень охватывает мероприятия экономического, политического, идеологического, правового характера, обеспечивающие интенсивное развитие нашего общества. Способствуя развитию общественных
отношений в различных сферах общественной жизни, не имея специальной направленности, они предназначены для решения проблемы борьбы с преступностью и служат основой эффективности применения специальных криминологических мер предупреждения преступных проявлений. А меры специально-криминологического уровня призваны целенаправленно устранять конкретные криминологические факторы, предупреждение преступности составляет их основное, а в ряде случаев и единственное содержание [5].
Комплексная профилактика преступности - широкая общегосударственная задача социального характера. Научные основы теории предупреждения преступлений, созданы в результате многочисленных исследований проблемы борьбы с преступностью в различных сферах экономики и социальной жизни, разработки методов и средств её профилактики. В криминологии уже давно сложилось понятие предупреждения преступлений как совокупности различных взаимосвязанных мер, проводимых государственными органами для предотвращения преступлений и устранения порождающих их причин [6].
Как известно, в 80-е годы профилактика преступности была настолько актуальна, что некоторые ученые стали считать необходимым принятие закона о профилактике [7]. Затем профилактика преступлений неоправданно ушла на второй план и постепенно стала забываться.
Совершенно справедливо отметил О.В. Старков, что любая, пусть даже самая глубокая теория, остается безжизненной, если она не получит воплощения на практике. Это касается и криминологической теории предупреждения преступлений.
Реализация теории предупреждения преступлений возможна только при правильной организации этого процесса, как со стороны специализированных правоохранительных государственных и негосударственных организаций, так и со стороны неправоохранительных органов и организаций [8].
Учитывая важность проблемы профилактики преступности, в Казахстане с первых дней объявления себя суверенным государством, было много сделано в данном направлении, причем на самом высоком уровне. Однако, непосредственный процесс активизации важного направления в борьбе с преступностью, как ее профилактика, берет свое начало с послания Главы государства народу Казахстана
от 6 февраля 2007 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики». Президентом страны Н.А. Назарбаевым была озвучена и четко обозначена роль профилактики преступлений в деятельности всей правоохранительной системы страны. Президент Н.А. Назарбаев указал, что приоритетной целью в деятельности всей правоохранительной системы государства должны стать предупреждение и профилактика правонарушений, а не карательные действия. Кроме этого, Президент поручил разработать и внести на утверждение Парламента страны законопроект «О профилактике правонарушений» [9].
Претворяя указание Главы государства 29 апреля 2010 года (№271- IV ЗРК) Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений» [10].
По нашему мнению, борьба с преступностью не должна сводиться лишь к выявлению и обезвреживанию конкретных преступников и преступных групп, или применительно к уголовно-исполнительной системе к восстановлению социальной справедливости и исправлению осужденных. Этот процесс должен предполагать более широкие и масштабные мероприятия, реализация которых способствовала бы не только ликвидации конкретных преступников и преступных формирований, но и быть направлен на устранение причин и условий, способствующих их функционированию, а также совершению повторных преступлений, и самое главное -возвращение обществу, временно находящихся в изоляции, оступившихся граждан.
А указанные пробелы в правоохранительной деятельности, на которые указал Президент страны, как раз должны восполняться в процессе реализации профилактических функций в отношении несовершеннолетних правонарушителей и преступников.
Большое профилактическое значение в борьбе с преступностью имеет усиление предупреждения всех видов преступности, и особенно преступности
несовершеннолетних в Казахстане, которая должна найти свое место в общепрофилактических мероприятиях, вытекающих из упомянутого нами выше Закона РК «О профилактике правонарушений». Тенденции дальнейшего укрепления борьбы с преступностью и создания необходимых основ ее профилактики должны найти свое отражение
и других важнейших правовых актах Республики Казахстан, в которых следует предусмотреть комплекс мер направленных на обеспечение надлежащего правопорядка в обществе и активизации борьбы с преступностью.
Как известно, эффективность [11] профилактического воздействия на преступность зависит от многих условий.
К ним можно отнести следующие:
- достоверность и полнота оценочных категорий (количественные и качественные показатели преступности);
- целостное представление об объектах профилактического воздействия,
т.е. и об организованной преступности;
- наличие необходимых сил и средств для профилактического воздействия;
- научная обоснованность и выполнимость планируемых мероприятий.
Оценка эффективности профилактической деятельности в отношении
несовершеннолетних правонарушителей и преступников позволит не только
проникнуть в «технологию» управления объектом профилактического воздействия, но и даст возможность выявить дополнительные особенности преступности, ее истинные источники пополнения и определить оптимальные условия для их устранения.
Вместе с тем, эффективность профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних правонарушителей и преступников на всех ее уровнях оценить крайне затруднительно, так как необходимы специальные критерии оценки. Это можно сделать лишь на общем и индивидуальном уровнях.
По причине высокой латентности объекта профилактического воздействия, в качестве которого выступает несовершеннолетние правонарушители и преступники, трудно заниматься ее координацией и непосредственной реализацией. В правоохранительной и правоприменительной практике, как правило, профилактическая деятельность осуществляется опосредованно и лишена самостоятельности. А оценка ее результатов производится исходя из общих соображений о влиянии на состояние преступности тех или иных причин и условий.
Вследствие чего, практически не подвергается анализу эффективность тех или иных планируемых конкретных профилактических мер. Хотя следует признать, что проблема оценки эффективности профилактической
деятельности достаточно полно исследовалась как российскими, так и казахстанскими учеными [12].
Нельзя не отметить, что вопросы о профилактике преступлений в различных сферах жизни и экономики, в том числе и в сфере реализации профилактических функций в отношении несовершеннолетних правонарушителей и преступников, а также показатели и критерии их эффективности до настоящего времени самостоятельно не изучались и не подвергались детальному анализу.
Для исследования вопросов реализации профилактических функций в отношении несовершеннолетних правонарушителей
и преступников, как нового направления в работе, а тем более ее реализации, необходима системная и организационная подготовка к данному процессу.
Как известно, показатели эффективности выполнения профилактических мероприятий, благодаря которым дается оценка всей проделанной работы правоохранительными органами и общественными формированиями, призванными вести профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями и преступниками нуждаются в постоянной корректировке. Этим процессом как раз и должна обеспечиваться эффективность организации профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних.
Не секрет, что, не зная четких критериев оценки профилактической деятельности нашей правоохранительной системы, нельзя ее измерить, а тем более оценить. Издержками сложившейся практики оценки профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних правонарушителей и преступников является то, что получаемая информация, в целом, о преступности, о ее профилактике не подвергается глубокому анализу.
Отсутствие научного обеспечения практической деятельности правоохранительных органов, в том числе и исследуемого нами направления, привело к тому, что в работе с получаемой информацией отсутствует требуемая аналитическая работа, глубокий
факторный анализ преступности, ее причин и условий, а также прогностическое направление в работе. Работа правоохранительных органов, в вопросах противодействия преступности несовершеннолетних, по причине достаточного научного обеспечения осуществляется практически вслепую и сведена к примитивному обобщению количественных показателей преступности, а ее качественные характеристики не анализируются.
Методики анализа преступности
правоохранительными органами до сих пор не разработаны, а научные методы и методики (математические, социологические и др.) анализа результатов борьбы с преступностью не применяются.
В результате чего, правоохранительные органы не получают необходимых научных рекомендаций, реализация которых позволила бы значительно улучшить работу последних, особенно в решении профилактических задач.
Следствием данного положения является то, что нет обратной связи между информацией и правоохранительной деятельностью, то есть информация накапливается сама по себе, а профилактическая деятельность и противодействие преступности не связаны с собранной информацией.
Учитывая специфические особенности современной преступности несовершеннолетних, следует принимать во внимание, что и планируемые профилактические мероприятия должны также носить комплексный характер.
По нашему мнению, именно в деятельности всех правоохранительных органов Республики Казахстан [13], необходимо реализовать в полном объеме профилактические функции. Данная мера позволит не только поднять роль всей правоохранительной системы в обществе, но и позволит внести существенные результаты в борьбе с преступностью. Этому должны способствовать вновь принятые новые Уголовный, Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, а также те изменения и дополнения, что будут внесены в действующие законы о профилактике правонарушений.
Список литературы
1. Долгова А. И. О ролевом подходе к изучению личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника. - М., 1979. - С. 98.
2. См. Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана. -Алматы: Юрист, 2013, с. 26, с. 34-35.
3. В литературе и нормативных актах употребляются различные понятия «предупреждение», «предотвращение», « профилактика», « превенция» преступности и др. По мнению ряда авторов, эти термины идентичны по своему содержанию. См.: Аванесов Г. А. Криминология. Прогностика. Управление. - Горький: ВШ МВД СССР, 1975. - С. 104.
4. Борчашвили И.Ш., Токубаев З.С. Уголовно-исполнительное право Республики Казахстан: Учебное пособие для вузов. - Караганда: Карагандинский юридический институт МВД РК им. Б. Бейсенова, 2008, с. 18-19.
5. Сахаров А.Б. Социальная система предупреждения преступности / Советское государство и право, 1972, № 11, с. 69.
6. Марцев А. И. Теоретические вопросы общего и специального предупреждения преступлений. Автореф. дис. докт. юрид. наук. - Свердловск. - 1975; Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР; Вопросы Теории. - Львов. - 1976; Теоретические основы предупреждения преступности М., / Отв. ред. Звирбуль В.К., Клочков В.В., Миньковский Г.М. - М.: Юр. изд., 1977.
7. Миндагулов А.Х. Научные основы управления в сфере профилактики преступлений. Автореф. дис. докт.. юрид. наук. - М., 1990.
8. Старков О.В. Предупреждение преступлений: Учебное пособие. - Юристь, 2005., с. 104. / Отв. ред. Звирбуль В.К., Клочков В.В., Миньковский Т.М. - М.: Юр. изд., 1977.
9. Казахстанская правда, 7 февраля 2007 г.
10. Казахстанская правда, 12 мая 2010 г.
11. О понятии эффективности управленческой деятельности: См.: Проблемы эффективности работы управленческих органов. - М., 1973.
В области профилактики преступлений: Жалинский А.Э., Костицкий М.В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. - Львов, 1980. - С. 8-37.
В области права: Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1981. - Т. 1. - с. 196-199; Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов. - Казань, 1976., с. 31; 13.
12. Ананич В.А. Особенности повышения эффективности предупреждения преступлений органов внутренних дел в крупных городах. - Минск, 1986; Джанашия Д.П. Криминологические основы организации руководства профилактической деятельности правоохранительных органов: Автореф. дис. канд. Юрид .наук. - М., 1984; Криминологические и организационно-управленческие проблемы борьбы с преступностью. - М.,1991; Еремичев И.А. Структура деятельности сотрудников полиции по профилактике преступлений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1984., с.11-16; Портнов И.П. Профилактика преступлений в полицейской практике // Государство и право. - 1995, -№10. - с. 117; Миндагулов А.Х. Научные основы управления в сфере профилактики преступлений: Автореф. дис. докт. юрид. наук. - М. 1990., с.15. и другие.
13. О правоохранительной службе. Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года №380-^ЗРК.- Алматы: Издательство «Норма-К», 2011. - 48 с.
Бул мацалада кзмелетке толмагандардыц цылмысымен ку_ресу кезгндегг алдын алу багытты-лыгын кушейту цажеттмг1 царастырылган.
ТYйiн свздер: алдын алу шаралары, цылмыстылыц, кзмелетке толмагандар (ержетпегендер), кушейту.
В статье рассматривается вопрос о необходимости усиления профилактической направленности в борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Ключевые слова: профилактические меры, преступность, несовершеннолетние, усиление.
In this article has been considered necessity of preventive orientation for fighting with minors crime.
Keywords: prevention, crime, minors.
rayhap PYCTeM6eKKbi3bi PYCTeMOBa,
Казахстан Республикасыньщ 11М Алматы академиясыньщ ^ылмыстьщ кдоык; жэне криминология кафедрасыныц профессоры, ю.г.д., профессор
Эльмира Михтатовна Насырова,
Казахстан Республикасыныц 11М Алматы академиясыныц докторанты, магистрi, полиция
капитаны
Кэмелетке толмaFaндapдыц кылмысымен KYpесyдегi алдын алу бaFыттылыFын KYшейтy кажеттьшг туралы
Рустемова Гаухар Рустембековна,
профессор кафедры уголовного права и криминологии Алматинской академии МВД Республики Казахстан, д.ю.н., профессор
Насырова Эльмира Михтатовна,
докторант Алматинской академии МВД Республики Казахстан, магистр права, капитан полиции
О необходимости усиления профилактической направленности в борьбе с преступностью несовершеннолетних
Rustemova Gaukhar Rustembekovna,
doctor of juridisial science professor, professor of chair criminal law and criminology Almaty academy of IIA of Republic of Kazakhstan
Nasyrova Elmira Mikhtatovna,
doctoral candidate of докторант Almaty academy of IIA of Republic of Kazakhstan, master of law, police captain
About necessity of preventive orientation for fighting with minors crime