Научная статья на тему 'Роль правоохранительных органов в профилактике групповой преступности несовершеннолетних'

Роль правоохранительных органов в профилактике групповой преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2386
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль правоохранительных органов в профилактике групповой преступности несовершеннолетних»

Агафонов Павел Юрьевич,

соискатель кафедры уголовного права и криминологии Краснодарской академии МВД России, г. Краснодар

ти

'ЕНН ОЛЕГНИХ

НАЛИЗ состояния преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации выявил ®яд серьезных недостатков и просчетов в деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В частности, принижена роль подразделений по делам несовершеннолетних, милиции общественной безопасности, которые до настоящего времени не стали координаторами этой работы. Остается низким вклад подразделений службы криминальной милиции в организацию и проведение мероприятий превентивного характера. Не выявляются и в полном объеме не исследуются причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних, не принимаются соответствующие меры к должностным лицам, родителям (лицам, их заменяющим) несовершеннолетних, допустившим нарушения их прав и законных интересов. Ослаблен контроль за поведением несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике преступности несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с этим законом в стране складывается вся система профилактики. Применение закона на практике обеспечивается принятием на федеральном уровне специальных программ, утверж-

даемых постановлениями Правительства РФ. Так, например, 25 августа 2000 г. было принято постановление № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы», среди которых важное место занимает «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2001-2002 гоДы)». Профилактические функции реализуют не только нормативные акты, направленные непосредственно на профилактику преступности несовершеннолетних, но и акты в сфере образования, социальной защиты, оказания медицинской и психологической помощи, трудоустройства. Традиционное общесоциальное предупредительное воздействие оказывают нормы уголовного права.

В 2002 г. опубликован документ «О мерах по совершенстваванию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». От способности органов правопорядка подобрать и организовать исполнение мер воспитательного воздействия зависит и судьба подростков, попавших в орбиту уголовного процесса, и возможный рост будущего поколения преступников, и перспективы криминализации населения. На сегодняшний день возможности органов правопорядка и профилактики невелики.

Учитывая, что в соответствии с п. б ч. 1 ст. 72 Конституцией РФ обеспечение законности правопорядка относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, на местном уровне принимаются за-

коны и иные нормативные акты, регулирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Нужно отметить, что законодательство многих субъектов Российской Федерации в этой сфере опережает развитие федерального законодательства как по уровню затрагиваемых вопросов, так и по соответствию происходящим в обществе изменениям.

Частично воспитательную функцию выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и отделы предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних (бывших ИДН). В основном комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела по административным правонарушениям подростков. Отделы предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних (ОПППН) участвуют в подготовке оперативных материалов и в подготовке материалов в суд (посещают семьи, школу); ставят подростков, совершивших правонарушение, на учет.

Проблема заключается в том, что эти органы должны полностью подчиняться задачам и политике существующей правоохранительной: системы, которая ориентируется на усиление карательного правосудия. Работа с несовершеннолетними правонарушителями требует других подходов. Они должны соединить уголовно-процессуальные и социально-реабилитационные аспекты профилактики, востребовать потенциал общества и семьи, привлечь специалистов гуманитарных профессий.

Пока же значительная часть подростков оказывается и вне сферы применения чисто карательных мер, и вно сферы социальной реабилитации. Фактически они освобождаются от необходимости нести ответственность за содеянное, загладить принесенный ущерб, пройти необходимые социально-психологическую, коррекционную программы и т.д.

Во многих странах мира социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей осуществляется в рамках программ примирения жертвы и правонарушителя (Victim-Offender Reconciliation Programs), также известных как программы посредничества (Victim-Offender Mediation Programs). Они включают в себя организацию встреч правонарушителя и жертвы лицом к лицу. Помощь опытного ведущего позволяет пройти этим встречам конструктивно. В условиях подобных встреч правонарушитель обнаруживает конкретные, человеческие последствия своих действий, учится принимать на себя ответственность за них. Жертвы (которые обычно игнорируются уголовным правосудием) получают возможность выговорить свой страх или гнев, что необходимо для исцеле-

ния их душевной жизни от последствий травмы или шока, причиненного преступлением. Правонарушители отвечают за совершенное ими, заключая примирительный договор с жертвой, в котором обязуются возместить ущерб, нанесенный преступлением. Подобные договоры направлены на восстановление чувства справедливости; обычно они содержат обязательства выплачивать деньги и\или сделать какую-то работу для жертвы, участвовать в общественных работах.

Проблема предупреждения групповой преступности несовершеннолетних юридической наукой исследована еще недостаточно полно, несмотря на то, что она давно привлекает к себе внимание отечественных криминологов. Прежде всего, следует отметить, что до сих пор нет единства в толковании терминов «предотвращение», «предупреждение», «профилактика» и «пресечение» преступлений, применяемых для характеристики деятельности по осуществлению мер, направленных на недопущение совершения преступлений с це-лькэ полного искоренения преступности из жизни нашего общества.

Одни авторы употребляли эти термины как равнозначные понятия1, другие вкладывали в них различный смысл. Например, понятие «предотвращение преступления» следует рассматривать как наиболее общее, собирательное, охватывающее все виды и формы деятельности по недопущению преступлений; понятия же «профилактика», «предупреждение» и «пресечение преступлений» являются составными частями понятия «предотвращение преступлений». При этом под «профилактикой» понимается выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; «предупреждение» - это недопущение замышляемых и подготавливаемых преступлений путем выявления и принятия мер, которые исключали бы осуществление преступного умысла; и, наконец, «пресечением» признается воспрепятствование доведению до конца и наступлению желаемых результатов уже начавшихся преступлений2.

Мысль авторов о необходимости дифференцированного рассмотрения всего комплекса мер по недопущению преступлений представляется совершенно правильной, ибо эта деятельность является сложной и весьма разнообразной по характеру. Однако с учетом лингвистических особенностей данных терминов точка зрения А. Г. Лекаря и его сторонников3 по рассматриваемому вопросу нам кажется весьма спорной. В русском языке слово «предотвратить» означает «заранее отвратить, устранить», «предупредить» — «заранее принятыми мерами отвратить»,

См.: А. Самоиленко. О предупреждении преступлений. — Советская милиция, 1959, № 3. С. 51; Г. М, Миньковский, Т. М. Архуманян Ь. К. Звирбуль и др. Деятельность органов расследования, прокурора и суда по предупреждению преступлений. М 1982- Н Р Миронов' Укрепление законности и правопорядка. М„ 1984; Ростов К.Т. Профилактика преступности: проблемы и решения. СПб, 1999.

2 См. А. Г. Лекарь: Некоторые вопросы деятельности органов МООП по предупреждению преступлений. Вопросы предупреждения преступности, вып. 1. М. 1975.

3См. Г. Зуйков и др. Выявление причин преступности и предупреждение преступлений. М. 1997. С. 46; Криминология. М., 1999.

«профилактика» - «совокупность предупредительных мероприятий»1. Таким образом, все три понятия равнозначны.

Позднее предупреждение преступлений определялось в отечественной юридической литературе как комплекс различных взаимосвязанных между собой мероприятий, проводимых государственными органами, общественными организациями, а также отдельными гражданами, направленных на то, чтобы предотвратить преступления и устранить их причины и способствующие им условия.2 Определение понятия предупреждения как комплекса взаимосвязанных мер является единственно правильным. Оно полностью вытекает из самой природы преступлений как результата действия сложной совокупности обстоятельств, играющих различную роль3.

Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеет некоторые особенности. Во-первых, меры предупреждения принимаются в отношении лиц, не достигших физической, психологической и духовной зрелости, у них не до конца сформировались нравственно-правовые установки; во-вторых, профилактические мероприятия в семье, школе, в милиции за совершенные противоправные действия, которые еще не попадают под УК РФ, нередко не достигают цели; в-третьих, есть правовые основания для принятия специфических мер предупреждения.

В борьбе с безнадзорностью и предупреждением правонарушений "среди несовершеннолетних ведущая роль отведёна отделам профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную деятельность профилактики наркомании.

Реорганизованные из детских комнат и инспекций по делам несовершеннолетних ОППН накопили значительный положительный опыт работы. Законодательная реорганизация детских комнат милиции в инспекции по делам несовершеннолетних и последующая организация ОППН, расширение их задач, функций, прав и обязанностей, как показал опыт, оказали положительное вли-

яние в деле повышения эффективности предупредительных мер по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями среди несовершеннолетних.

ОППН активно участвуют в проведении воспитательной работы с несовершеннолетними и принимают все необходимые меры к пресечению правонарушений и иных антиобщественных поступков с их стороны. Усилия работников ОППН и общественности направлены также и на организацию повседневной работы с детьми из неблагополучных семей, состоящих на специальном учете. ОППН выявляют неблагополучные семьи в процессе осуществления индивидуальных профилактических мероприятий с лицами, состоящими на учете в общественных пунктах охраны порядка. Практика показывает, что работа, проводимая ОППН совместно с общественностью, отличается в целом высокой эффективностью.

Своевременное выявление неблагополучных семей и подростков, попавших в неблагополучную бытовую среду, необходимо для предупреждения отклоняющихся от норм права и морали поведения несовершеннолетних. Очевидные дефекты семейного воспитания являются в большинстве случаев первопричиной антисоциальной направленности личности несовершеннолетнего; их быстрое устранение

— существенный элемент ранней профилактики. О важности предупреждения отклоняющегося поведения подростка в семье свидетельствует и тот факт, что среди рецидивистов 65,8% составляют лица, антисоциальная направленность которых отчетливо проявилась уже в подростковом возрасте.

Профилактическая работа с подростками, состоящими на учете ОППН, не дает возможности окончательно сформироваться их негативным привычкам и наклонностям,'способствует отрыву от вредного и нежелательного влияния взрослых антиобщественных элементов. При этом «предупреждение» неблагоприятных воздействий должно носить комплексный характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи»4.

Одна из действенных мер предупреждения преступлений несовершеннолетних наркоманов

— это своевременный вызов в органы внутрен-

'См. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 533, 534.

2 См. В. К. Звирбуль и др. Выявление причин преступления и принятие предупредительных мер по уголовному делу. — М.: Юридическая литература, 1967. С. 32; А. И. Марцев. Общая превенция преступлений. — Правоведение, 1970, № 1. С. 69. И. Н. Даньшин. Ответственность за хулиганство по советскому уголовному праву. — Харьков: изд. Харьковского университета, 1971.. С. 153; А. Э. Жалинский. Система специального предупреждения преступлений. — Советское государство и право, 1973, № 9. С. 85 и др.

30 проблемах предупреждения преступности см. также: Алексеев А.И. Научно-педагогические основы изучения и предупреждения преступности. Автореф.... дис. доктора юрид. наук. М., 1985. Гладких В.И. Территориальные особенности преступности сверхкрупного города и их учет в профилактической деятельности органов внутренних дел. М., 1990; Джанашия Д.П. Криминологические основы организации руководства профилактической деятельности правоохранительных органов. Автореф. дис.... канд.юрид.наук. М., 1984; Зинченко Е.Ю. Административно-правовая деятельность органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями корыстной направленности. Автореф. дис.... канд.юрид. наук. М., 1993; Ким Е.П. Преступность в сфере бытовых отношений и ее предупреждение органами внутренних дел. Автореф.... канд.юрид.наук. М., 1989; Кашевский В.А. Криминологический анализ и профилактика правонарушений в регионе, подвергшемся радиоактивному загрязнению. Автореф. дис.... канд.юрид. наук. М., 1980; Миндагулов А.Х. Научные основы управления в сфере профилактики преступлений. Автореф.дис... доктора юрид.наук. М., 1990; Попова T.M., Баяхчева Т.П. Профилактическая работа с лицами, осужденными к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора. М., 1981; Портнов И.П. Профилактика преступлений в милицейской практике // Государство и право. 1995. N 10. Профилактика правонарушений в среде неформальных группировок. Горький, 1989; Сандырев E.C. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых в малых городах. Автореф. дис ... канд.юрид. наук. М., 1980; и др

4 Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (Неблагоприятные влияния на личность в микросреде). М..1975С. 150.

__161

. них дел родителей подростков, когда от последних есть сведения, что их дети связаны с лицами, действия которых носят антисоциальную направленность. При этом до сведения родителей (или лиц их заменяющих) доводятся все известные факты участия подростков в аморальных поступках, совершенных совместно с другими лицами, даются пояснения, к каким тяжелым последствиям это может привести. Эффективным условием нейтрализации отрицательного влияния отдельных лиц на подростков являются и сами встречи с несовершеннолетними наркоманами, умело психологически организованные беседы с ними.

В предупреждении преступлений подростков важное значение приобретают активные меры ранней профилактики, призванные сыграть предупредительное воздействие на начальном этапе проявления антиобщественного поведения. Активная роль в осуществлении ранней профилактики отведена ОППН.

ОППН органов внутренних дел располагают достаточными сведениями о подростках-правонарушителях, которые потенциально могут оказаться под отрицательным воздействием внешней среды и приобщиться к наркотикам. При этом, как показывает изучение уголовных дел, в преступную деятельность чаще вовлекаются подростки, уже ведущие антиобщественный образ жизни. В связи с этим работники ОППН должны постоянно контролировать данную категорию подростков, своевременно пресекать возможный их контакт с лицами ранее судимыми, не вставшими на путь исправления и ведущими паразитически образ жизни.

В настоящее время ранняя профилактика рассматривается как одно из центральных и исходных направлений борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. Она призвана создавать надежный социально-психологический заслон на пути к отрицательным импульсам и устремлениям в поведении подростков, позволяя тем самым оперативно предупредить, пресечь возможность наступления тяжёлых последствий — правонарушений, преступлений.

Однако проблема ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних как одна из центральных проблем криминологии еще недостаточно разработана. С;М-. Шапиев справедливо подчеркивает, что «криминология стоит еще на пути, к тому, чтобы определить круг явлений, где с особой остротой встает вопрос о раннем предупреждении преступлений среди молодежи».1 Но и при этом одной из основных черт целостной системы мер борьбы с преступлениями несовершеннолетних является обеспечение ранней профилактики правонарушений со стороны подрос-

тков, попавших в силу тех или иных конкретных причин в неблагоприятную жизненную ситуацию.

Ранняя профилактика групповой преступности несовершеннолетних состоит из многих направлений, но не вызывает сомнения исключительная (изначальная) связь ее с семейным воспитанием. Одна из основных причин, толкающая подростка на путь безнадзорности и правонарушений, — ненормальная обстановка в семье, нездоровые отношения между родителями, безответственный подход к выполнению, родительского долга.

Следовательно, применение активных мер ранней профилактики в отношении подростков, склонных к совершению преступления/ имеет важное значение в предупреждении преступления. При этом центральной фигурой в организации работы по своевременному выявлению несовершеннолетних правонарушителей призван стать ОППН, которому отводится основная роль в профилактической деятельности в жилых микрорайонах, трудовых коллективах и учебных заведениях.

Следует отметить, что одним из наиболее сложных направлений деятельности органов вйут-ренних дел является борьба с рецидивной преступностью. В течение последних лет, как подтверждает практика, уровень рецидивной преступности продолжает оставаться высоким, именно рецидивистами совершается значительное число тяжких преступлений. Особенностью преступной деятельности рецидивистов является повышенное их стремление к общению с морально неустойчивыми несовершеннолетними, которые используются как специфические (покладистые) помощники в реализации преступного умысла. Социально-нравственная деградация и «деформациями образа жизни» личности рецидивистов включает, таким образом, и их пристрастие к целенаправленному вовлечению несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.

Что же касается рецидивной преступности несовершеннолетних, то она во многом определяется ближайшей средой и во многом обусловлена общением со взрослыми рецидивистами. Практика показывает, что наибольший удельный вес повторно привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних составляют лица, совершившие кражи личного, государственного или общественного имущества, хулиганство. Несовершеннолетние совершают повторно правонарушения в основном по мотивам корыстного характера, ввиду склонности определенной части ранее отбывших наказание несовершеннолетних к паразитическому образу жизни, а также вследствие их пренебрежительного отношения к существующему общественному порядку.

Так, в ходе проведенных бесед с несовер-

1 Шапиев С.М. Преступность и общество. СПб.,2000. С. 6.

ГРЛЬУНА молодых ✓чгных

шеннолетними, содержащимися в ВТК, выяснилось, что многие из них после отбытия наказания за первое преступление, оказавшись без должного надзора, тянулись к компаниям более взрослых ребят (18—20 лет). Свыше половины,несовершеннолетних осужденных ответили, что им было скучно в кругу своих сверстников, поскольку считали себя более опытными, повидавшими жизнь людьми1.

Решающее значение в предупреждении случаев вовлечения несовершеннолетних в преступления имеет своевременная профилактическая работа с лицами, занимающимися бродяжничеством — бездомным существованием с целью уклонения от общественно полезного труда и выполнения других гражданских обязанностей2. Нередко в целях получения нетрудового дохода значительная часть бродяг занимается попрошайничеством, используя при этом в своих корыстных целях несовершеннолетних. «Обстоятельствами, способствующими объединению в преступные группы, являются нужда во взаимной помощи и поддержка в процессе реализации преступного умысла»3.

Лица, занимающиеся бродяжничеством, оказывают отрицательное влияние на окружающих, прежде всего на детей и подростков. Чаще и легче всего бродяги устанавливают «дружеские» контакты с безнадзорными подростками. Знакомство в таких случаях происходит обычно на улицах, в парках и других общественных местах. Затем начинается процесс приобщения подростка к употреблению спиртных напитков, игре в карты, мелким кражам и т. п. Именно так, постепенно и происходит втягивание подростка в преступную или иную антиобщественную деятельность. Поэтому ОВД в тесном контакте с другими правоохранительными органами и общественностью необходимо тщательно выявлять и устранять причины и условия, побуждающие избрать путь бродяжничества, своевременно выявлять и задерживать лиц, занимающихся бродяжничеством, способствовать их трудовому устройству, проводить с ними необходимую воспитательную работу, получать для этого необходимые сведения.

В ходе выявления таких сведений желательно использовать помощь сотрудников ОППН, которые обычно хорошо знают особенности личности подростков-правонарушителей, так как многие из этих лиц состояли у них на учете и до совершения преступлений. Кроме того, значительный объем информации сосредоточивается в ОППН в процессе подготовки материалов об отказе в возбуждении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям.

В зависимости от конкретных видов противоправного поведения, в которых вовлекаются подростки, применяются различные методы выявления фактов подстрекательной деятельности. Напри-

мер, для получения и последующей реализации информации о лицах, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, можно рекомендовать тщательное установление обстоятельств употребления подростками спиртных напитков в каждом случае их задержания в нетрезвом состоянии. При этом важно не только выяснить, где, с кем и когда подросток распивал спиртные напитки, где и на какие средства они приобретены, причины их употребления, но и обеспечить принятие предусмотренных законом мер воздействия к несовершеннолетнему, его родителям, лицам, участвовавшим в распитии спиртных напитков, работникам торговли или общественного питания, нарушившим правила торговли. Кроме того, целесообразно систематически анализировать данные на лиц, распивавших с несовершеннолетними спиртные напитки, для выявления повторных случаев подобных правонарушений. Примерно по тем же вопросам осуществляется сбор соответствующих сведений и при доставке подростков в милицию или в лечебные учреждения в беспомощном состоянии, вызванном употреблением наркотиков либо лекарственных или других средств, влекущих одурманивание.

Наряду с вышеуказанными данными полезно учитывать и иную информацию, способствующую документированию подстрекательских действий и привлечению в будущем виновных к установленной законом ответственности. К таким сигналам может относиться информация о том, что взрослые лица обещали несовершеннолетнему приобрести либо оказать содействие в сбыте похищенного, давали советы о месте и способах совершения преступления или способах сокрытия его следов, либо совершили какие-либо действия, связанные с применением физического или психического воздействия, для вовлечения подростка в преступную деятельность или иные виды антиобщественного поведения (путем запугивания, обмана, подкупа, убеждения, возбуждения чувства мести, зависти, иных низменных побуждений и т. д.).

В практической деятельности правоохранительных органов далеко не всегда удается сразу получить полную информацию о биографических данных указанных лиц и задокументировать факты, достаточные для возбуждения уголовного дела на подстрекателя. На первоначальном этапе нередко поступают лишь сведения об обменах, кличках, приметах взрослых лиц, входящих в группу, отдельных случаях противоправных деяний. В этой связи большую актуальность представляет работа по накоплению, систематизации и выдаче такой информации.

В настоящее время в органах внутренних дел страны эксплуатируется более пятидесяти видов автоматизированных информационно-поисковых

' Смирнов В.А. Профилактика преступности несовершеннолетних. M., 1997.

2 См.: Алексеев A.A. Борьба с бродяжничеством.,М. 1992.. С. 3.

3 См.: Соучастие в преступлении: криминологические и уголовно-правовые проблемы. М., 1997, С. 18.

систем и одновременно в некоторых подразделениях из-за недостаточной технической оснащенности продолжается использование различных неавтоматизированных картотек, содержащих сведения о правонарушениях.

Несмотря на то, что за последние годы ОППН органов внутренних дел значительно активизировали работу по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, в их деятельности встречается и ряд существенных недостатков. Это прежде всего случаи преждевременного снятия с учета исправившихся отдельных подростков-правонарушителей, а также недостаточная организация индивидуальной работы с подростками, состоящими на профилактическом учете. Требует дальнейшего улучшения и организация работы по выявлению и постановке на учет родителей и лиц их заменяющих, отрицательно влияющих на подростков.

Требует совершенствования и процесс обмена взаимной информацией между общественными организациями и сотрудниками ОППН. На практике, как правило, он происходит односторонне. Так, сотрудники инспекции направляют на предприятия, где работают родители, оказывающие отрицательное влияние на детей, информацию об их разлагающем поведения в быту. Однако в каждом втором - третьем случае ответной информации о принятых мерах инспекция не получает. Это отрицательно сказывается на организации работы по пресечению негативного влияния взрослых на подростков. ■ - ■ ■

Эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних во многом зависит как; от общей, так и от индивидуальной профилактики. Как известно, общая профилактика правонарушений осуществляется в рамках общества в Целом, ее действие заключается в предупреждении антиобщественного поведения всех лиц, имеющих отношение к предписаниям общества государства1. Осуществление мер общей профилактики деви-антного поведения подростков направлено на активизацию борьбы всего общества с данным видом преступления.

Целью индивидуальной профилактики ОППН является Перестройка уклоняющегося поведения с тем, чтобы либо пресечь антиобщественное поведение индивида, либо изменить криминогенную тенденцию в поведении лица. Для успешного решения задач "индивидуальной профилактйки всем службам и подразделениям ОВД необходимо:

— своевременно выявлять подростков, склонных к совершению преступлений; знакомиться с их поведением в быту, на производстве, образом жизни в целбм; реализовать любые возможности для создания благоприятной обстановки с тем, чтобы не допустить совершения преступления;

— коренным образом активизировать наступательную борьбу с лицами, вовлекающими под-

ростков в совершение преступлений и иных аморальных поступков. Особое внимание при этом обратить на ранее судимых лиц, занимающихся бродяжничеством, ведущих паразитический образ жизни. При этом важно сослаться на то обстоятельство, что, поданным проведенных исследований, из всех подстрекателей, привлеченных к ответственности, более 60% являлись соседями несовершеннолетних, более 30% подстрекателей длительное время не занимались общественно полезной деятельностью. Однако большинство таких лиц не были своевременно выявлены, что свидетельствует об определенных упущениях в деятельности ОППН.

Таким образом, исходя из необходимости повышения эффективности борьбы с рассматриваемыми преступлениями, представляется очевидным, что ОППН должны играть главную роль в предупреждении групповых преступлений несовершеннолетних. Это вытекает хотя бы из того, что главное направление в решении рассматриваемого вопроса состоит именно в профилактике преступлений. В частности, нельзя не отметить важности патрульно-постовой службы органов внутренних дел. Практика показывае'г, что значительное количество преступлений подростков совершается в вечернее и ночное время. Патрульно-постовая служба, осуществляющая охрану общественного порядка в вечернее время, имеет широкие возможности для пре-сёчения совместного употребления спиртных напитков взрослыми и подростками, азартных игр (особенно путем усиления контроля за запущенными местами отдыха, негодными для жилья зданиями, подвалами и сараями окружающих домов).

В сказанном и состоят основные направления деятельности ОППН по предупреждению преступлений несовершеннолетних. '

Сотрудники ОППН сходятся во мнении, что процессу формирования общественной опасности личности молодого правонарушителя присуща постепенность. При этом зачастую началом такого процесса, а также фактором его ускорения является курение, употребление спиртных напитков, аморальное поведение, сексуальная неразборчивость, административные проступки и как следствие преступления.

Проблема борьбы с наркотиками весьма актуальна вообще, а в контексте борьбы с преступностью в особенности. Исключительное значение повышения эффективности борьбы с наркотиками ОППН определяется, главным образом, универсальной взаимосвязью наркотиков с преступностью. ОППН приводят данные многочисленных криминологических исследований, указывающих на широкую распространенность преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения.

Учитывая, что наркотизм продолжает играть ведущую роль среди явлений, обусловливающих существование преступных проявлений, борьба с ним

1 См.: Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. 1Й., 1980.,С. 463.

— главное направление предупреждения преступности несовершеннолетних.

ОППН показывает, что зачастую взрослые преступники в период подготовки к совершению преступления специально, заведомо создают условия для «наркотического контакта» с подростками, т. е. с этого начинается прямая реализация преступного замысла. Так, по данным нашего исследования, 44% несовершеннолетних были вовлечены в преступную и иную антиобщественную деятельность после употребления наркотических средств с вовлекателями.

Остановимся на воспитательных мероприятиях ОППН. Следует признать абсолютно вредным проведение чисто теоретических бесед, лекций, публикаций, посвященных отдельно взятому вопросу. Возведение ее в доминирующую тему беседы, лекции, привлечение внимания слушателей только к этой теме в отрыве от широкого круга вопросов реальности, общественно и личностно значимых целей, задач отдельных конкретных контингентов населения способствуют созданию условий для зарождения, оживления нездорового интереса проэксперимен-тировать, самому узнать, убедиться, что это такое.

Полагаем, что воспитательные мероприятия ОППН молодежи по выработке у нее четкой объективной позиции относительно девиантного поведения необходимо проводить при соблюдении следующего условия: все выступления должны осуществляться через освещение преимущественно молодежных целей, задач. Приведем несколько примеров подобных целей, которые могли бы стать темой для выступлений: воспитать в себе правильный характер, здоровую личность; создать семейную ячейку общества, в котором будем жить; воспроизвести полноценное потомство — будущее нашей Родины; сохранить и полезно для общества реализовать свои психофизические способности (задатки). Конечно, подобные выступления требуют хорошей предварительной подготовки. В таких беседах доминирует одна из указанных тем, раскрываются причины, мешающие реализации молодежных задач, в том числе борьбы с наркоманией. Внимание, интерес слушателя поглощены темой. Подобные выступления позволят сократить нежелательный интерес к преступной субкультуре.

Сведения о наркомании должны сопровождаться конкретными примерами последствий приема наркотиков, других химических веществ, но ни в коем случае не раскрывать механизма их действия. Безусловно, в рекомендуемых выступлениях необходимо дать хорошо взвешенный определенный объем информации о наркомании, который целесообразно согласовывать на районном межведомственном совете по антинаркоманичес-кой пропаганде. Как правило, подлежат освещению такие вопросы: кто может стать наркоманом; понятие токсикоманической и наркоманической привязанности; условия, предрасполагающие, способствующие наркомании; общее и разное между

наркоманией и токсикоманией; специфические особенности этих медико-социальных явлений; способы распознания наркомана, токсикомана; как можно уберечься от наркомании; и др.

Профилактика девиантного поведения ОППН в семье является одним из основных средств ан-тинаркоманического воспитания, поскольку именно в ней закладываются те сознательные установки личности, которые определяют выбор индивидом образа жизни в дальнейшем. Если в семье обеспечивается нормальная социализация индивида и в структуре ее ценностей, мотиваций и установок доминируют творческий труд, здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, высокие духовные ценности, то индивид обладает устойчивым иммунитетом против всевозможных вредных привычек, создающих основу для наркомании. Правильное семейное воспитание помогает нейтрализовать врожденные черты психики, представляющие опасность в плане появления тяги к употреблению наркотиков.

Вышеперечисленные мероприятия составляют часть широкого комплекса социальных мер, нацеленных на борьбу с наркоманией ОППН. Очевидно, искоренение этого социального зла предполагает как решительные меры правоохранительных органов по пресечению распространения наркотиков, так и эффективную сеть медицинских учреждений по лечению й реабилитации наркоманов. Следует учесть также, что полная победа над наркоманией требует устранения ее психологических, социальных, биофизиологических причин, что является весьма трудной задачей, предусматривающей глубокие научные изыскания и дальнейшее совершенствование общества в направлении гуманизации, утверждения принципов социальной справедливости и нравственных норм.

Требуется вспомнить хорошо забытый подход правоохранительных органов к организации досуга, основанный на предпочтении семейных форм. Это относится как к отпускам, так и к выходным, праздничным дням. В этих целях необходимо развитие пансионатов семейного типа, строительство в микрорайонах центров семейного отдыха клубного типа, хозрасчетных и кооперативных социально-оздоровительных комплексов. В проектах жилых зданий следует предусматривать зоны отдыха.

Необходимо создание центров помощи семье, где любой гражданин мог бы получить квалифицированную консультационную помощь в области семейного воспитания, конкретные рекомендации по оздоровлению образа жизни, по семейной психологии и пр.

Следует осуществить поворот общественного сознания в сторону ОППН для более последовательного признания социально-экономической ценности и нравственной значимости рождения и воспитания детей. Крайне важно обеспечить сохранение уровня жизни семей после рождения очередного ребенка. Не создав условий для осуществле-

__165

ОБЩЕСТВО И ПРАВО ® 2004 Ш № 3(5)

ния родителями общих воспитательных функций, невозможно реализовать и специфические принципы профилактики преступности подростков.

Очевидно, что все перечисленные направления деятельности ОППН по профилактике девиан-тного поведения подростка средствами семейного воспитания требуют глубокого понимания родителями сущности явления, против которого ведется борьба, что предполагает адекватное антинаркотическое просвещение лиц, осуществляющих воспитательные функции. К сожалению, до сих пор никакой систематической работы по такому просвещению не ведется. Среди причин этого отставания от запросов жизни являются отсутствие необходимой литературы и методических пособий, а также все еще бытующее непонимание важности проблемы среди населения, педагогических коллективов школ и вузов1.

Думается, что одной из первоочередных задач ОППН в области профилактики наркомании и токсикомании в семье может стать оперативное антинаркотическое просвещение родителей в школах и дошкольных детских учреждениях. В этих целях необходимо проведение тематических родительских собраний, а в отдельных случаях и индивидуальных бесед на соответствующие темы, а также распространение научно-популярной литературы. В профилактической антинаркотической работе ОППН необходимо постоянно следить за общим нравственно-психологическим уровнем развития характера подростка, его поведенческой активности, поскольку без этого просветительская деятельность, направленная непосредственно на факторы риска наркомании, будет иметь слабый эффект.

Ярко выраженный противоречивый подход к борьбе с наркоманией длительное время существовал в застойный период развития страны. Упорное замалчивание проблемы на различных уровнях как «не имеющей оснований для существования в социалистическом обществе» входило в острое противоречие со все более многочисленными случаями ее проявления. Отсутствие глубокого знания природы упомянутого явления препятствовало разработке и использованию достаточно научно обоснованных мер. профилактики. Типичной реакцией окружения к человеку, потребляющему наркотики без медицинских показаний, и теперь еще остаются неприязнь, ненависть, нежелание вникнуть в причины его пагубной страсти и помочь ему. Еще недавно гражданина чаще всего лишали свободы на длительный срок при обнаружении даже незначительной дозы наркотика, тогда как торговцы им оставались вне досягаемости правоохранительных органов2.

О существенных недостатках в деятельности ОППН свидетельствует отношение находившихся на учете наркоманов и преступников1 контрольной группы к инспекторам данной организации. Значительная часть первых и вторых групп опрошенных к контактам с инспекторами относилась враждебно. Причем среди наркоманов и лиц, потреблявших наркотические средства, таковых было примерно в два раза больше, чем среди преступников контрольной группы.

Несовершеннолетние указывали в основном на отсутствие доброжелательного отношения к ним со стороны инспекторов ОППН. Последние "предпринимали попытки направить несовершеннолетних в места лишения свободы («посадить», «закрыть», «отправить в психушку» и т. п.), часто вызывали в ОППН и подолгу заставляли ждать приема, ежедневно «надоедали», без достаточных оснований подозревали в различных правонарушениях, забирали в ОППН с рабочих мест, в присутствии знакомых по дому, работе.

Следовательно, применительно к предупреждению преступности среди несовершеннолетних приведенное определение понятия предупреждения следует уточнить, детализировать указанием на направленность комплекса мероприятий не только на устранение причин и условий, но и на достижение целей наказания, закрепление после освобождения достигнутых результатов профилактического воздействия'с тем; чтобы не допустить возврата подростка отбывающего или уже отбывшего наказание на преступный путь.

Правильное решение вопроса о содержании и характере деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних возможно лишь в связи с учением о причинах преступности и на его основе. Причины преступности слагаются, как известно, из общих причин, обусловливающих возможность существования преступности как социального явления, и неблагоприятных условий нравственного формирования, под влиянием которых складываются антиобщественные взгляды, привычки и навыки, принимающие у несовершеннолетних форму антиобщественных установок.

Наличие причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности преступлений со стороны несовершеннолетних. Социальные явления нашего общества, в совокупности создающие возможность преступлений несовершеннолетних, не превращают судимых подростков в слепо реагирующих на отрицательное воздействие окружающей микросреды. Обладая волей, активным созна-

ВоопитанияЙМОВ1А994 НеК°Т°РЫе 8°ПрООЫ Те0рии правового воспитания // Научные труды. Правовая культура и вопросы правового

2 Миньковский г.м. Задачи и возможности использования уголовно-правовых средств профилактики преступности // Пути совершенствования предупреждения преступности. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции (17-18 декабря 1987

ml,™ ЫП' \ /, г ' Ж6: Контроль над преступностью в демократическом обществе. «Круглый стол» журнала ..Государство и право» (Выступление)// Государство и право. 1993. № 10. С. 70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нием, несовершеннолетние имеют возможность противостоять действию негативных социальных причин, воздержаться от совершения противоправных действий. Если же они избирают преступный вариант поведения, то их не следует считать «жертвами» обстоятельств, они подлежат уголовной ответственности.

Для нашего общества важнее предупредить преступления несовершеннолетних, нежели применять к виновным суровые меры уголовной ответственности. Предупреждение преступлений несовершеннолетних имеет ту особенность, что, помимо общих профилактических мер, оно предполагает осуществление мер, направленных на искоренение перечисленных выше специфических причин и условий преступлений несовершеннолетних.

Эти и другие меры, осуществляемые в рамках укрепления межведомственного сотрудничества учреждений и организаций, являющихся субъектами профилактической деятельности с несовершеннолетними, с одновременным четким разделением их юрисдикции, меры, осуществляемые в процессе расширения международного сотрудничества на той правовой основе, которую предоставляют международные программы по предупреждению преступности и уголовному правосудию, другие международные документы, позволят, как нам кажется, создать надежную систему профилактики правонарушений, которая могла бы способствовать укреплению режима законности в условиях правового строительства в современной России.

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.